Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Реформы Екатерины II.

Вопросы и задания:

1. Каковы причины реформ в области управления государством?

2. На основе документов выделите основные рычаги управления Россией во второй половине XVIII века.

3. Какие мнения вы можете выделить в документе № 3 о судебной системе в период правления Екатерины II?

4. Опишите состояние экономики во второй половине XVIII века. Какие пути решения проблем в области экономики были предприняты?

5. Почему именно в 1775 году удалось провести финансовую реформу? Каковы ее причины?

6. Какую информацию дает документ № 6 для понимания реформы местного управления? Чем он полезен? Интересно ли было читать и почему? Что было особенно сложно при изучении документа?

7. Каковы цели и задачи реформы в области образования? Каковы итоги реформы образования? (документ 7,8)

Документ 1.

«Она деятельно занималась мерами преобразований в управлении государством и развитием народного образования. Русские законы представляли хаос: государи издавали новые законы, не уничтожая старых; судьи, не имея ни правил, ни начал, которыми могли бы руководствоваться, судили произвольно. Екатерина, желая уничтожить этот беспорядок, учредила правильные суды и старалась ввести единство в судопроизводство. Движимая великодушием, созвала в Москву выборных со всех областей обширной империи…». (из воспоминаний Людовика Филиппа Сегюра «Пять лет при дворе Екатерины II).

Документ 2.

«Могут спросить, каким же образом управляется сия держава и как вообще может продолжаться ее существование? Я объясняю сие только лишь тем, что управляется она игрою случайностей, а держится природным равновесием, наподобие тех колоссальных масс, кои благодаря неимоверному своему весу, остаются недвижимыми, сопротивляясь всем покусительствам и будучи подвержены лишь непрестанному действию внутреннего разложения и игре страстей». (депеша Мари-Даниеля Корберон 9 апреля 1778 г).

«В абсолютной монархии все зависит от склонностей и характера государя, поэтому главный мой предмет заключается в рассмотрении оных у императрицы. Насколько могу я судить по собственным своим наблюдениям и тому, что сообщили мне осведомленные и вполне беспристрастные особы, государыня имеет чисто мужской ум, настойчивость и бесстрашие в достижении задуманного. Но ей недостает других качеств, таковых, как верность суждения и умеренность при благоприятных конъюнктурах. Зато обладает она сверх меры слабостями прекрасного пола, приверженностью к лести и тщеславием…

Если рассмотреть внутреннее управление сей Империей, то оное представляется нисколько не лучшим, нежели дела иностранные. Полнейшие попустительство, имеющее источником своим страх и беспечность, изничтожило все, именуемое законом и правосудием. Люди знатные по собственной прихоти угнетают слабых; низшие чиновники безнаказанно воруют и грабят…

При мудром правлении процветающая торговля и рост доходов дали бы для нее живительные силы, однако препятствует сему тщеславие самой императрицы. Льстецы и низкопоклонники внушили ей, что Россия есть величайшая в свете Империя, а ниспосланные ей фортуною успехи лишь утвердили ее в таковом убеждении. Теперь уже никогда не удастся показать ей истинное состояние дел, если только великие потрясения не помогут императрице понять свою неспособность играть столь любезную для нее роль верховной руководительницы, и нужда не заставит ее трактовать друзей своих с большим пониманием, а к врагам относиться не столь беспечно, как это было до сего времени». (депеша Джемса Гаррис, граф Мальмсбери, от 31 июля 1778 года).

Документ 3. Судебная система.

«В марте месяце государыня, при торжественном заседании в Сенате, пожаловала народу 47 милостей. Сии милости, для увековеченья их внесены в государственную хронологию, тогда же, по суждению некоторых крутых голов, не стоили ни одной дельной. Затем скоро появилось новое учреждение, или совершенное преобразование правительственной махины. Все переновлено, даже до наименований: губернии названы наместничествами, губернаторы правителями, воеводы городничими и пр.

Судебные места умножены, с умножением в них чиновников, так что иная губерния, управляемая прежде 50 чиновниками, разделившись по сему учреждению на четыре наместничества, в каждом имела 80 судей. Умножение судейских мест, конечно, открыло многим бедным семействам средства к существованию, ибо жалование по тогдашнему времени назначено было довольно достаточное; но грубый хлебопашец скоро почувствовал от сей перемены невыгоду: поелику вместо трех баранов в год должны возить их до 15 в город.

Учреждение совестного суда, с важным преимуществом решать дела без переносу, в решениях придерживаться более совести, нежели закона, дела по суеверию или изуверству, дела слабоумных и малолетних, которые составляли важнейшую его обязанность, заставило во всей Европе пропеть и вострубить Екатеринину мудрость. Но мы, россияне, для которых собственно великая законодательница изобрела сии спасительные суды, мы скоро на свой счет узнали, что они были одна кукольная игра». (Винский Г.С. Мое время. Записки).

Документ 4. Преобразования в области экономики.

«Несмотря на то, что большинство российского населения составляли крестьяне, сельское хозяйство в стране процветало не везде. Почвы большей части центральных и северных областей России были скудными и плохо поддавались обработке. Низкая плотность населения тоже способствовала тому, что руд земледельцев был тяжелым и неблагодарным занятием. Из-за сурового климата вегетационный период был кратким, а скот приходилось держать в помещении всю зиму; навоза было мало. Урожайность зерновых часто бывала очень низкой; в некоторых северных и центральных районах урожай мог составлять 1:2 или 1:3. Это значило, что крестьянин не получал избытков зерна для продажи, а урожая хватало едва чтобы прокормить семью, осенью приходилось покупать семена по высоким ценам. Южнее, в богатой обширной черноземной полосе, урожаи были лучше и достигали уровня 1:7 или 1:8, а основную культуру, рожь чередовали с другими зерновыми, прежде всего с пшеницей. Здесь процветало скотоводство, высокие урожаи с хорошо удобренной земли, позволяли крестьянам продавать излишки зерна, которые, как правило, речным путем поступали на рынки городов. Понимаем первостепенности важности развития сельского хозяйства объясняется политика заселения пустующих земель, которую неукоснительно проводила Екатерина. Поощрение иммиграции долгое время было одной из модных экономических доктрин и практиковалась в разных европейских странах. По- настоящему широкая программа иммиграции и освоения новых земель требовала государственной поддержки, которая выразилась в манифестах 1762 и 1764 годов. Согласно этим документам иностранцам переселенцам предоставлялись благоприятные условия: освобождение от налогов на определенное количество лет; учреждался особый орган для управления их делами - Канцелярия опеки над иностранцами под началом Григория Орлова. Военные поселенцы использовались для несения воинской службы и подчинялись армейскому командованию.

В сфере промышленности Екатерина с самого начала не скрывала своего неодобрения монополий, в особенности монопольных прав, которые Берг - и Мануфактур - коллегия давали купцам на производство конкретной продукции. Императрица хотела предоставить максимальную свободу экономическому предпринимательству, устранив необходимость всем сословиям обращаться к властям за разрешением открыть мастерскую или фабрику. Генеральных принцип свободы экономического предпринимательства был объявлен манифестом 17 марта 1775 г., а в 1779 г. закон запретил местным губернаторам вмешиваться в дела мануфактур и заводов: их следовало рассматривать как частную собственность, которую каждый мог завести согласно существующим законам, ни у кого не спрашивая разрешения. Рост производства, последовавший за либеральными мерами Екатерины, был связан с ростом числа предприятий с 600-700 в 1762г. до двух с лишним тысяч к концу ее царствования. Хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани производили крупные мануфактуры, которыми владели купцы, реже дворяне, а иногда крепостные. Процветало надомное производство, особенно много ткали полотна в крестьянских избах; крестьяне изготовляли платки, шелковые ленты, шляпы, обувь, мебель, гвозди, железные изделия, глиняную посуду, кожаные изделия и мыло, а также занимались обработкой продукции сельского хозяйства. Труд крепостных широко использовался в текстильной промышленности также при помощи надомной системы, когда купцы ездили по стране, снабжая крестьян сырье, а к концу сезона скупали готовую продукцию»

 

Документ 5. Финансовая политика.

«В начале правления Екатерины свыше пятидесяти государственных учреждений имели полномочия собирать доходы и тратить их на местах. Поэтому было почти невозможно получить достоверную картину государственных доходов и расходов, а, следовательно, составить годовой бюджет. Во всех финансовых коллегиях не хватало сотрудников, они совершенно не справлялись с обработкой поступавших к ним сведений и запросов об информации.

Возможность провести крупную реформу предоставилась в 1775 году с сведением «Учреждений для управления губерний». Установленное им разделение административных функций позволило учредить во всех губерниях казенные палаты под началом вице-губернаторов, на которых возлагалось управление сбором доходов и выделение средств на местные нужды. Кроме того, казенные палаты ведали сбором оброка с государственных и «экономических» крестьян, которые принадлежали церкви до 1764 года, а потом перешли под юрисдикцию Коллегии экономии. Новые казенные палаты собирали подушную подать и ведали сбором налогов на соль и спиртное (оба эти товара приносили акциз при продаже, составлявший значительную часть доходов). Казенные палаты представляли сведения о своих доходах прямо в новый департамент Сената - Экспедицию государственных доходов»

Документ 6. Реформа местного управления.

«Важнейшим и точно полезным пожалованием можно бы почесть права и преимущества, дворянству и городам данные, ежели бы мы умели читать и понимать. В другом европейском народе подобные узаконения произвели бы неминуемо во всем полезные перемены, но Екатерина знала основательно своих россиян и твердо была уверена, что не только не воспользуется даруемою свободою устраивать свое счастье, но не поймут ни содержания, ни силы ее благоволения, и что она, не отваживая ни малейше сим смелым поступком своего самодержавия, бросить пыль в глаза Европы и обморочит потомство. Сие все в точности воспоследовала: во всех собраниях дворянства, кроме нелепостей, споров о пустяках и ссор, никогда ни одно дельное дело не было предлагаемо… Надобно отдать Екатерине справедливость, что в нескольких дворянства с правителями распрях она принимала строну дворян; но сии борьбы были маловажны и редки: ибо по духу рабствования и невежества дворян правители гнули и вертели его, как податливый тальник, во всех смыслах… Я приглашаю каждого честного и беспристрастного человека поверить строгим пересмотром собрания их губерний. Впрочем, настояние мое о сем есть совершенно напрасное: собрание сии, существуя более тридцати лет, нисколько не улучшились, т.е. не научились не только более ценить общественную пользу или о ней радеть, но, предавшись повсеместному стремлению, так же

Всем торгуют,

Да и в ус не дуют»

Документ 7. Реформа системы образования и воспитания.

«Бецкой и Екатерина обсуждали между собой, как усовершенствовать мир, как вывести новую породу русских людей, умных, честных, инициативных и в то же время законопослушных. Оба были убеждены, что ребенок - это глина, которая примет ту форму, которую придаст ей воспитатель, проникнутый идеями Просвещения, как свобода, равенство, ценность человеческой личности. Нужна только новая система образования и воспитания, чтобы также, как одного человека, воспитывать поколение, сословие, а потом и нацию. В проекте И. Бецкого 1763 года «Генеральное учреждение о воспитании» сказано: «Единственное средство приравнять Россию к прочим просвещенным государствам Европы состоит в том, чтобы образовать в ней средние, или третье, сословие, а для достижения сего единое токмо средство остается: произвести сперва посредством воспитания, как сказать, новую породу, или новых отцов и матерей, которые детям бы своим те же прямые воспитания правила в сердце вселить могли, какие получили они сами, и от них дети передали бы своим детям, и так, следуя из рода в роды, в будущие века»

Документ 8

«Случаи политической цензуры в екатерининской России практически не известны. В 70 - е годы отдельным лицам давалось позволение открывать на оговоренных условиях собственные типографии. В 1783 году вышел указ, дающий право печатать произведения всем частным типографиям, при цезурном контроле только со стороны местной полиции. Это привело к росту тиражей газет, журналов и книг».

Документ 9.

Задание: приведите не менее трех аргументов, подтверждающие точку зрения, проиллюстрируйте примерами каждый аргумент.

«Для наук и искусств здесь есть академии, однако состоит в иных лишь малое число членов и еще менее учеников. Да и откуда им взяться в сей нации царедворцев, военных и пребывающего в рабстве народа, тем паче при полнейшем отсутствии третьего сословия». (Депеша Мари-Даниеля Корберон)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...