На которые направлено медиаобразование
РАСШИРЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП, Медиаобразование – это особое педагогическое направление, которое развивается уже несколько десятилетий как в отечественной, так и в зарубежной педагогике. Однако из-за изменений внешнего мира и, как следствие, изменений мира медийного, постоянно трансформируется и медиаобразование как образовательный модуль, приобретая всё новые и новые направления. Общепринятыми считаются такие направления медиаобразования: 1) медиаобразование будущих профессионалов в мире прессы, радио, телевидения, кино, видео и Интернета – журналистов, редакторов, режиссеров, продюсеров, актеров, операторов и др.; 2) медиаобразование будущих педагогов в университетах и педагогических институтах, в процессе повышения квалификации преподавателей вузов и школ на курсах по медиакультуре; 3) медиаобразование как часть общего образования школьников и студентов, обучающихся в обычных школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, которое, в свою очередь, может быть интегрированным с традиционными дисциплинами или автономным (специальным, факультативным, кружковым и т.д.); 4) медиаобразование в учреждениях дополнительного образования и досуговых центрах (домах культуры, центрах внешкольной работы, эстетического и художественного воспитания, в клубах по месту жительства и т.д.); 5) дистанционное медиаобразование школьников, студентов и взрослых с помощью прессы, телевидения, радио, видео, DVD, системы Интернет (здесь огромную роль играет медиакритика); 6) самостоятельное/непрерывное медиаобразование (которое теоретически может осуществляться в течение всей жизни человека). [12] Эти направления, несомненно, имеют место быть в общем образовательном процессе сферы медиа. Однако данная классификация не имеет чёткой структуры и не рассматривает в качестве адресата медиаобразовательного процесса другие социальные группы помимо педагогической (школьники, студенты, педагоги) и профессиональной журналистской групп.
Интенсивное развитие медиаобразования становится необходимостью во время глобального расширения медиапространства и влечёт за собой неизбежность расширения групп адресатов, на которых медийное образование будет направлено. Доктор наук, профессор Канадского Университета Британской Колумбии, Ю. Л. Элис Ли, которая с 2000 года участвует в продвижении медиаобразования в Гонконге и материковом Китае, а также входит в состав редакционного и Консультативного Комитета ЮНЕСКО, говорит о современном медиаграмотном человеке и о его особых умениях и навыках в медиапространстве в статье «Медиаобразование: определения, подходы и развитие на мировом уровне». «Предполагается, что медиаграмотный человек 21 века должен иметь следующие компетенции: 1) Критическое понимание воздействия средств массовой информации: умение самостоятельно регулировать влияние СМИ на жизнь индивида и общества в целом; 2) Понимание функционирования средств массовой информации и методов, используемых в средствах массовой информации; 3) Медиа-аналитические навыки: грамотный анализ различных видов сообщений СМИ (в особенности скрытых сообщений); 4) Критическая оценка средств массовой информации: умение использовать критические стандарты для оценки эффективности средств массовой информации; 5) Обучение, которое осуществляется посредством использования разнообразных средств массовой информации; 6) Новые способности к творческому самовыражению; 7) Качественный мониторинг СМИ; 8) Практика медиа-этики; медиаграмотный человек должен обладать на полупрофессиональном уровне этическими принципами журналистики;
9) Способность мудро и конструктивно применять в повседневной жизни те сведения, которые были получены из средств массовой информации» [2]. Очень близко к вопросу о расширении числа социальных групп, на которые должно быть направлено медиаобразование, подошёл доктор наук, профессор Института образования при Лондонском университете, Дэвид Букингэм. Процесс медиаобразования может осуществляться как в «формальных», так и в «неформальных» условиях; может быть предоставленорганами как из государственного, так и из частного секторов (или комбинации того и другого). Таким образом, круг лиц и учреждений, на которые должно быть направлено медиаобразование, должно включать в себя по крайней мере следующие социальные группы: - Учителя в школах и других официальных учебных заведениях; - Учителя в «неформальных» условиях; - Ученые и исследователи; - Молодежные группы и организации под чьим-либо руководством на региональном уровне; - Группа родителей; - Церкви и другие религиозные группы; - Различные медиакомпании (коммерческие и некоммерческие организации); - Регулирующие органы СМИ.
Среди ключевых переменных, от которых зависит результативность медиаобразовательного процесса, можно выделить следующие: 1) Структура системы образования. Здесь важно, насколько централизованной является система образования в той или иной стране. 2) Характеристика систем средств массовой информации. 3) Широта политических идеологий. Образование является заведомо «политической» проблемой; и именно определённые политические решения в области образования часто отражают его текущее состояние, от них напрямую зависит педагогическая компетентность в той или иной сфере образовательного процесса. Изменения в каждой из этих областей – это и есть изменения в образовательных реформах, которые в большей степени сказываются именно на медиаобразовании» [3]. Из статьи Дэвида Букингэма видно, что он делит медиаобразование на «формальное» и «неформальное», а также указывает, насколько зависим уровень медиаобразовательных процессов в той или иной стране от действующей в ней системы образования и характеристики систем СМИ.
Более полную и законченную классификацию медиаобразования представила в 2007 году И.А. Фатеева, выделяя формальное, внеформальное и неформальное медиаобразование по степени организованности; основное и дополнительное по видам образовательных учреждений; интегрированное и специальное по наличию видовой интеграции; предметное, межпредметное и многопредметное по предметно-содержательной локализованности; активное, пассивное и смешанное по формам реализации; а также профессиональное и непрофессиональное по целям [4].
Заключение Таким образом, вместо того, чтобы осуждать или одобрять несомненную силу средств массовой информации, мы должны признавать их существенное влияние и проникновение во все сферы жизнедеятельности человека, который может относиться к любой из существующих социальных групп, а также максимально объективно оценивать их значение как элемент культуры в современном мире.
Список использованных источников:
1. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. С. 11. 2. Lee, A. Y. L.. Media education, critical citizenship and public sphere: The ideal and practice of media education in Hong Kong. The Chinese Journal of Communication and Society, 3, С. 2007, 134-155 р 3. Buckingham, D. Media education: A global strategy for development. Cambridge: Polity, 2010, 124 р. 4. Фатеева И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2007, С. 34–39.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|