Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по оформлению задания

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  

анализ конфликтной ситуации (с собственным участием)

    Изучая курс «Конфликтология», студенты должны самостоятельно подготовить домашнюю работу на основе изучения реального конфликта (межличностный, личность-группа или межгрупповой) в котором они принимали участие в качестве одной из сторон. Студенты самостоятельно выбирают конфликт в любой сфере жизнедеятельности (бытовой, семейный, трудовой и т.п.).

    Цель работы: Научиться анализировать и находить варианты решения конфликтных ситуаций.

     Задачи:

- применять на практике знания и умения, полученные на занятиях по конфликтологии;

- наработка навыка децентрации и эмпатии которые позволяют понять точку зрения партнера, почувствовать его скрытые мотивы и облегчить взаимопонимание;

- обнаружить свои психологические особенности, помогающие и мешающие конструктивно взаимодействовать с людьми.

Требования к выполнению задания:

    Контрольная работа должна состоять из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы. При написании работы следует выдерживать единый стиль.

    Введение работы содержит обоснование выбора конфликта. Перечисление методов и средств анализа и обработки имеющегося материала.

    Основная часть состоит из описания конфликта, его основных структурных и динамических характеристик, описания методик использовавшихся для анализа конфликта и полученных результатов их применения. Кроме того, должно быть приведено изложение того, как закончился конфликт в реальности и предложения по оптимальному урегулированию конфликта.

                                         План основной части

1. Описание характеристик сторон конфликта (его непосредственных участников, а также людей, групп, так или иначе, влияющих на ход его развития – организатор, подстрекатель и т.п.).

  В описании сторон конфликта указать – кем вам является оппонент (степень родства, если он родственник, степень близости – друг/подруга, знакомый, любимый и т.п., социальные роли – продавец, кондуктор, прохожий, начальник…), должности, продолжительность работы в данной организации (если организационный конфликт), возраст – ваш и оппонента на момент конфликта. Имена, фамилии указывать не нужно. Можно назвать, например, сторона А и сторона Б и обязательно указать, какую из сторон представляете вы.

2. Предмет конфликта.

3. Описание конфликтного взаимодействия, его основные этапы (особенно для случая длительных, затяжных конфликтов).

4. Перечень затронутых в конфликте интересов и опасений каждой из сторон-участников (картография конфликта) [6].

 В картографии конфликта необходимо не ограничиваться самыми основными, с вашей точки зрения, интересами, которые и находятся в противоречии, а указать все прочие (в т.ч. второстепенные) интересы, которые так или иначе имеют отношение к ситуации: например, - сохранить дружеские отношения, самоутвердиться, доминировать, сохранить контроль, экономия сил, времени и пр., уважительное обращение, получить поддержку, сохранить авторитет в глазах начальства, починенных, коллег и пр., сохранить лицо… Для того, чтобы выявить более глубокие мотивы, чаще задавайте по отношению к уже выявленным интересам (своих и оппонента) вопросы – «А для чего мне/ему это?», «Что произойдет если я/он это не получит?», Что я/он в этом случае будет чувствовать?».

Для более полного выявления мотивации оппонента попробуйте не только рассуждать логически, но и вжиться в роль оппонента. почувствовать себя на его месте и проанализировать ощущения, которые у вас при этом возникают.

5. Определение вида конфликта с точки зрения основного противоречия (конфликт ценностей, интересов или норм и правил взаимодействия), лежащего в его основе [3].

Указав область в которой возникло противоречие (ценностей, интересов или норм и правил) дайте краткое обоснование (какие именно интересы/ценности/нормы столкнулись).

6. Анализ трансакций с точки зрения ролевых позиций участников (Э.Берн) для начала конфликтного взаимодействия [2, 4].

Для этого вам необходимо привести часть диалога (5-6 реплик; в виде прямой речи), относящегося к началу конфликта (ко времени, когда вы почувствовали у себя возникновение негативных эмоций). Вам необходимо по порядку пронумеровать реплики диалога с обозначением автора высказывания, после чего на схеме (Родитель-Взрослый-Ребёнок) пронумеровать соответствующие им стрелки (трансакции). Определить с какой реплики начался ролевой дисбаланс - возникло пересечение трансакций.

7. Выявление причин конфликта (организационно-управленческие, социально-психологические, личностные и т.п.)

8. Каким образом завершился конфликт реально (если вы это не указали в пункте 3) и какие оптимальные варианты (представьте несколько вариантов и выделите один наиболее оптимальный из их числа) его решения можно было бы предложить исходя из проделанного анализа.

При описании оптимальных вариантов решения конфликта, следует не только описать конечный желаемый вами результат, но и последовательность шагов для его разрешения (исходя из ваших особенностей, возможностей и ресурсов). Если вы, например, выбираете вариант поговорить с оппонентом и достичь примирения, высказать ему свои претензии и т.п., следует привести начальные фразы вашего обращения к нему (с использованием приемов ассертивного поведения, конструктивной критики, нейтрализации манипуляций и пр.).

В Заключении излагаются основные выводы, к которым пришел автор работы на основании изучения данного конфликта. После заключения приводится список использованных источников и литературы с указанием всех выходных данных.

 

 

Методические рекомендации по оформлению задания

Для облегчения проверки, в работе должна быть сохранена нумерация пунктов плана анализа конфликта, приведённого выше.         

Работа должна быть отправлена в электронном виде на рецензию преподавателю, либо быть выполнена в печатном виде  на листах формата

А-4, содержать титульный лист. Нумерация начинается со второй страницы (титульный лист не нумеруется). Порядковый номер страницы ставится сверху или снизу в середине листа. Объем - не менее 3-4 страниц.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. СПб.: Питер, 2007

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Пер. с англ. М.: ЭКСМО, 2007

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2007

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии СПб.: Питер, 2005

5. Кибанов А.Я., Ворожейкина И.Е., Захаров Д.К., Коновалов В.Г. Конфликтология: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 2010

6. Корнелиус X., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...