Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список использованных источников.




Ресурсы сети Интернет

  1. Культурология: теория и практика. URL: http: //www.countries.ru/library.htm Дата обращения 10 марта 2014 г.

2. Федеральный фонд учебных курсов: Культурология. Учебник. URL: http://www.ido.rudn.ru/ffec/cult-index.html Дата обращения 12 марта 2014 г.

3. Мировая художественная культура. Российский общеобразовательный портал. URL: http://artclassic.edu.ru/ Дата обращения 5 марта 2014 г.

4. Теория и история культуры в персоналиях. URL: http://ortlib.narod.ru/cult01.htm#05 Дата обращения 8 марта 2014 г.

5. Мировая художественная культура. Российский общеобразовательный портал URL: http://artclassic.edu.ru/ Дата обращения 10 марта 2014 г.

1.6. Основные школы и концепции культурологии. URL: http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_1_kt.html Дата обращения 15 марта 2014 г.

7. Мировая культура. Учебники, пособия в электронном виде. URL: http://www.worlds-culture.ru/index.php?action=full&id=353 Дата обращения 14 марта 2014 г.

8. Электронный архив В.И. Вернадского URL:http://vernadsky.lib.ru/. Дата обращения 18 марта 2014 г.


КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ

Современное понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивид» и «индивидуальность». Однако, если понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека или представителя той или иной социальной группы, а понятие «индивидуальность» указывает на самобытность человека, то понятие «личность» является более объемным. Оно подчеркивает в человеке его самостоятельность, значимость и прежде всего, сознательно-волевое начало. Личность – это системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении.

Проблема личности – это всегда проблема свободного выбора и социальной ответственности. Личность характеризуется активностью, стремлением расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью – устойчивой доминирующей системой мотивов – интересов, убеждений; степенью осознанности своих отношений к действительности.

В истории философии проблемы личности имели весьма широкий спектр трактовки: от фатальной связи личности с природой и социумом до волюнтаристского понимания личности. В марксистской трактовке личность – совокупность всех общественных отношений.

Взаимосвязь личности и культуры обычно рассматривается в двух ипостасях: личность как индивид, индивидуальный носитель культуры; личность как субъект, творец этой культуры, как личность в высшем значении этого понятия.

В обыденной жизни трудно заметить зависимость культуры от человека, скорее видна обратная зависимость. Вхождение человека в общество происходит путем превращения культурных ценностей и традиций во внутренний мир личности. Индивид, входя в культуру и функционируя в ней, осмысливает действительность во всем многообразии своего отношения к ней. Содержание его сознания наполнено смыслами и значениями, человек постоянно оперирует информацией о внешнем и внутреннем мире. Содержание индивидуального сознания в виде системы представлений, идей, ценностей и т.п., которые в данный момент времени не используются субъектом, объективируются и хранятся в его мозгу в форме памяти. Сознание индивида в форме памяти – это хранилище всего его жизненного опыта, результат бытия и функционирования в сфере культуры в процессе всей жизнедеятельности. Содержание сознания личности в форме актуально переживаемой субъективной реальности и памяти объективировано в мозгу и существует в неотчужденном от индивида виде, оно и есть результат интериоризации (присвоения себе) культуры объектом. Таким образом, культура и её смыслы живут не сами по себе, а лишь через осознанную творческую активность человека. Если же человек отворачивается от культурных смыслов, то они умирают, и от культуры остается символическое тело, из которого ушла душа (О. Шпенглер).

Общепризнанным является положение, что культура – это результат совокупной деятельности родового субъекта (человечества) и наличный процесс сохранения созданного, производства, распространения, потребления объектов культуры, культурных ценностей. Человек и культура – объекты коэволюционно развивающиеся, обогащающие и творящие друг друга. Взятое обособленно от человека материализированное «тело культуры», лишается динамики, движения, жизненности. Реальная живая культура неотделима от общественного человека – субъекта культуры, соотнесенного с созданным им объективированным миром «второй природы». Но и сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие, личностные качества есть результат распредмечивания мира культуры, усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности и т.п. Биологически человеку дается лишь организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. И только в результате совокупного воздействия культуры он становится действительно человеком, творчески созидающим субъектом. Культура представляет собой меру человеческого в человеке, выступает предпосылкой развертывания его деятельной активности, становления его в качестве творца, созидателя культурно-исторического процесса. Как субъект культуры он изменяет её, вносит в неё нечто новое, творит её. Если человек отказывается от творчества, проявляет потребительское отношение к культуре, репродуцирует, то он культурно «дичает», скатывается к простейшим потребностям. Только при творческом отношении к жизни индивид становится личностью, субъектом культуры.

Человек, овладевший культурой общества, в которой он живет, «вооружен» схемами и принципами поведения в типичных, стандартных ситуациях, обладает определенными социальными установками и особенностями социальной перцепции, принимает определенную шкалу ценностей. Талантливый человек делает открытия, развивая общие основания глубже и дальше. Однако культура несет с собой определенную несвободу, удерживая личность в плену своих символических образцов. Но в переломные моменты, в эпохи культурных переворотов вдруг обнаруживается, что старые основания теряют свое значение. Считается, что осуществить переход к новым смысловым основаниям есть дело гения. Поскольку новый смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, в борьбе между старым и новым, то судьба гения в отличие от его творения, как правило, не является счастливой.

Таким образом, личность как субъект культуры всегда находится в центре культуры, осуществляя воспроизводство, хранение и обогащение культурного опыта.

Список использованных источников

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...