Глава 1. Сексуальность человека
УДК 159.9 ББК 88
© Доморацкий В.А., 2008 © Оригинал-макет, оформление.
ISBN 978-5-8291-1064-2 Академический Проект. 2009 ISBN 978-5-902767-44-2 © Культура, 2009 Введение
Половая жизнь принадлежит к наиболее значимым аспектам человеческого существования. Сексуальная функция у людей имеет две основные цели: прокреативную и рекреативную. Прокреативная цель заключается в продолжении человеческого рода, в способности к деторождению. Рекреативная сторона половой функции связана с чувственным наслаждением, глубокой удовлетворенностью совместным общением в процессе специфических сексуальных взаимоотношений, основанных на чувстве любви и физическом влечении партнеров. Каждый психически здоровый человек мечтает о любви и счастье, продлении своего рода и нуждается в сексе. Сексуальную потребность как проявление стремления мужчины и женщины друг к другу можно считать витальной. Причем сексуальность - это не только физиологическое явление, связанное с удовлетворением полового инстинкта. Сексуальные отношения позволяют познать себя через общение с противоположным полом, что является выражением присущей человеку потребности в самоактуализации (Л.И. Козловская, 2001). Таким образом, половая жизнь неразрывно связана с наиболее важными аспектами человеческого бытия. Неудовлетворенные сексуальные потребности - источник сильнейших фрустраций для многих людей. По мнению руководителя Федерального центра медицинской сексологии и сексопатологии, профессора Н.Д. Кибрика (1999), «снижение половой функции у зрелого мужчины, равно как и сексуальное фиаско у молодого человека только что вступившего в брак, воспринимается как крушение надежд на счастливую жизнь, как потенциальную угрозу распада семьи или невозможность ее создания... Сексуальные расстройства и дисгармонии, сопровождаясь выраженной и часто пролонгированной аффективной реакцией, способствуют формированию пессимистической оценки личностной перспективы. Это приводит к возникновению кризиса в
3
семейной и интимно-личностной сферах, а при условии неразрешенности ситуации и остроты реакции к формированию суицидального поведения». В современном обществе переходного периода социологи выделяют драму двух поколений: компетентных «отцов», ставших ненужными в новых рыночных условиях, и малоопытных «детей», потерявших социальные ориентации в стихии финансовых потрясений. Для тех и других нарушение семейно-сексуальных отношений нередко является «последней каплей», разрушающей способность противостоять хроническому стрессу (С.Т. Агарков, 2003). Поэтому эффективное устранение проблем, нарушающих полноценное сексуальное функционирование человека, является важной и весьма благодарной задачей. Автор выражает надежду, что данная работа внесет определенный вклад в ее решение.
4 Глава 1. Сексуальность человека
1.1. Половой диморфизм
Раздельнополость - глобальный феномен сексуальности человека. Половой диморфизм проявляется в широком спектре морфофизиологических и поведенческих различий между мужчиной и женщиной, но его сущность - в особенностях процесса размножения. Половое размножение обеспечивает наиболее прогрессивный в эволюционном ряду вид воспроизводства. Происходит быстрое возникновение новых генетических комбинаций, которые существенно облегчают их носителям приспособление к меняющимся условиям среды, причем самцы и самки выполняют в этом процессе разные функции. Согласно теории В.А. Геодакяна (1983), процесс самовоспроизводства любой биологической системы включает в себя две противоположные тенденции: наследственность и изменчивость. Наследственность - консервативный фактор, который стремится сохранить у потомства все родительские признаки в неизменном виде. Изменчивость - качество, благодаря которому у каждого следующего поколения для приспособления к меняющейся жизни возникают новые признаки, т. е. происходит эволюционирование человека. Причем особи женского пола образуют своего рода «золотые кладовые» наследственности, обеспечивая неизменность потомства от поколения к поколению. Напротив, особи мужского пола - передовой отряд популяции, принимающий на себя столкновение с экстремальными ситуациями, новыми условиями существования, в результате чего возникают новые генетические тенденции. Таким образом, в процессе филогенеза, т. е. исторического развития человеческой популяции, мужской пол играет основную роль в ее изменении, а женский - в сохранении. Теория Геодакяна хорошо объясняет некоторые факты естественно-
5
го полового отбора, например, повышенную смертность среди мужских особей, на которых приходится максимум внешних воздействий, в силу чего они гораздо чаще становятся жертвами неудачных «экспериментов» природы и самого человека. Г.С. Васильченко (1977), суммируя многочисленные данные, отмечает, что первичное соотношение полов на уровне зиготы (оплодотворенной яйцеклетки) составляет 1,2 - 1,7 (120 - 170 плодов мужского пола на 100 женского), а вторичное (при рождении) - 1,03 - 1,07. Мужской плод более уязвим уже в первом триместре беременности. Третичное соотношение полов, напротив, меняется в сторону женщин, поскольку среди мужчин выше смертность от врожденных пороков и различных заболеваний. Американский сексолог Д. Мани (1955) выделил ряд закономерностей половой дифференцировки, которые он представил в виде следующих принципов. Принцип дифференцировки и развития означает, что развитие организма одновременно является процессом его дифференцировки, в ходе которого первоначально бипотенциальный зародыш становится особью мужского либо женского пола. Этот принцип направлен против представлений о линейной эволюции, согласно которым в ходе развития реализуется лишь один - единственный набор возможностей, заложенный в эмбрионе. Он также опровергает теории, согласно которым половая и сексуальная идентичность индивида определяется преимущественно особенностями среды и воспитания.
Принцип стадиальной (последовательной) диффе ренцировки: процесс индивидуального развития имеет свои закономерные этапы, где каждая последующая дифференцировка основывается на предыдущей (генетический диморфизм половых хромосом предшествует дифференцировке гонад, которая в свою очередь определяет гормональный пол зародыша, и т. д.). Принцип критических периодов подчеркивает, что каждому этапу половой дифференцировки соответствует определенный период развития, когда организм наиболее чувствителен к специфическим воздействиям. Если критический период по какой-либо причине пропущен, то последствия обычно необратимы.
6
Так, дифференцировка зародышевых гонад, которая управляется половыми хромосомами, происходит нормально только в тех случаях, когда генетический код, записанный в хромосомах, может полностью проявиться в отведенный для этого критический период (6-7 неделя внутриутробного развития). Нарушения генетического кода могут уже на этом этапе изменить весь процесс половой дифференцировки. Принцип Адама (дополнительности маскулинной дифференцировки) означает, что природа в первую очередь заботится о создании женской особи. Поэтому на всех критических стадиях развития, если организм не получает дополнительных сигналов или команд, дифференцировка автоматически идет по женскому типу. Чтобы на свет появился мужчина, на разных стадиях развития плода необходимо подавить исходное фемининное начало. Вначале это Н-У-антиген, который помогает превращению зародышевых половых желез в яички. Они в свою очередь начинают производить тестостерон, обеспечивающий преобразование вольфовых протоков во внутренние половые органы мужчины. Кроме того, особый SRY-ген активирует яички зародыша на выработку антимюллерова гормона, который подавляет превращение мюллеровых протоков в женские половые органы. Поскольку для создания мужской особи природе требуются дополнительные усилия, она чаще делает при этом ошибки, т. е. мужской путь развития более уязвим в отношении изменений и воздействий окружающей среды. Известно, например, что отставание в умственном развитии, проблемы в обучении, некоторые формы патологии речи и девиаций сексуального поведения встречаются у мужчин достоверно чаще, чем у женщин. Кроме того, это - еще одно из объяснений повышенной смертности мужчин и их восприимчивости к целому ряду заболеваний.
Половым диморфизмом объясняют более высокую адаптивность (пластичность) женских особей, их лучшую обучаемость, воспитуемость, конформность. Мужчин же отличают находчивость, сообразительность, изобретательность. Поэтому задачи, которые ставятся впервые, но в их решении основные требования предъявляются к новизне, а не к безупречности выполнения, больше по плечу мужчинам, тогда как со знакомыми задачами, требующими ми-
7
нимум новизны, но максимум совершенства, лучше справляются женщины. Половые различия проявляются также в полодиморфическом (полоролевом) поведении. Хорошо известно, что мальчики, как правило, более подвижны, драчливы, менее ласковы, чаще участвуют в силовых соревнователь-ных играх, из игрушек предпочитают конструкторы, машинки, оружие и т. д. В то же время девочки более спокойны, любят играть в куклы, семью, охотнее помогают матери по хозяйству, ухаживают за младшими детьми и т. д. В последующем полоролевые различия сохраняются. Мужчины выбирают профессиональную деятельность чаще связанную с техникой, абстрактными понятиями, карьерой, престижем, высокими заработками. Они более рацио-нальны в своих поступках, не склонны к сентиментальности. Женщины гораздо чаще нуждаются в удовлетворении эмоциональных потребностей: нежности, любви, уважении и др. Однако было бы неправильно связывать формирование поведения людей исключительно с биологическими различиями между мужчинами и женщинами. Например, закономерности общественного разделения труда и связанные с ними психологические особенности полов историчны и отнюдь не вытекают из особенностей их психофизиологии. М. Мид на протяжении длительного времени исследовала жизнь трех племен в Новой Гвинее и убедительно показала, что в каждом из них мужчины и женщины исполняли совершенно различные роли, порой диаметрально противоположные общепринятым стереотипам. По-видимому, половые роли складываются не только и не столько вследствие биологических различий мужчин и женщин, сколько на основе культурных и социальных особенностей эпохи и общества.
Современная биология констатирует наличие половых различий на всех уровнях развития и функционирования организма. Вместе с тем было бы большим упрощением разделять все свойства человека на две полярные категории: мужские или женские. Наряду с взаимоисключающими свойствами (один и тот же субъект не может в норме иметь и мужские и женские гениталии) существует множество бисексуальных качеств, присущих лицам обоего пола. Это верно как для соматических, так и поведенческих свойств, которые далеко не всегда совпадают. Понятие
8 «половой диморфизм» поначалу не различало генетическую, гормональную, морфологическую, поведенческую, психологическую дифференцировку индивидов, поскольку предполагалось, что все эти измерения совпадают и определяются одними и теми же причинами. До сих пор по телосложению индивида пытаются определить его сексуальные предпочтения. Однако половые различия в психике могут не совпадать с морфологическими признаками. Также не следует абсолютизировать психологические особенности носителей того или иного пола. Половой диморфизм допускает и даже предполагает многообразие индивидуально-психологических вариантов мужского и женского характера и стиля жизни.
Формирование либидо
Энергетическое обеспечение полового влечения (либидо) осуществляют глубокие структуры головного мозга (лимбический комплекс, зрительные бугры, гипоталамус, гипофиз) и эндокринные железы. С деятельностью этих биологических структур связаны пробуждение и развертывание полового влечения, наличие и степень выраженности всех сексуальных проявлений, особая обостренность сексуальных переживаний человека. Зрелое половое влечение характеризуется селективностью (избирательностью) в выборе объекта влечения и предпочитаемых форм сексуального поведения. К нарушениям формирования либидо могут приводить как патогенные воздействия на эмбриональной фазе, так и (в значительно большей степени) влияния негативных психологических и микросоциальных факторов на ранних этапах психосексуального развития человека. Согласно концепции З. Фрейда, либидо составляет источник всей психической энергии индивида, а всякое эмоциональное и телесное удовлетворение он называл сексуальным. В соответствии с преимущественной локализацией эрогенных зон, стимуляция которых вызывает эротические ощущения в различные периоды психосексуального развития человека, 3. Фрейд выделил несколько его фаз. Фактически - это стадии развития либидо. Первая фаза, оральная, охватывает первый год жизни, когда рот является для
9
младенца основным источником удовольствия (сосание, а затем кусание). Вторая, анальная, фаза (в возрасте от одного года до трех лет) характеризуется повышенным интересом ребенка к дефекации. Контролируя этот процесс, ребенок получает телесное удовольствие и одновременно вырабатывает навыки самоконтроля. Третья, фаллическая, фаза приходится на возраст от трех до пяти лет. Происходит усиление интереса ребенка к гениталиям. На этой фазе мальчик должен преодолеть Эдипов комплекс, а девочка - электры комплекс и чувство зависти к мальчикам из-за отсутствия у нее полового члена. На этой фазе происходит половая идентификация (в норме - завершается формирование правильного полового самосознания ребенка). Четвертая, латентная, фаза продолжается до начала полового созревания. Она характеризуется временным ослаблением сексуальных реакций ребенка и «дремлющим» либидо. С половым созреванием начинается генитальная фаза развития, когда либидо ищет и находит удовлетворение в половой близости. Фрейд высказал мысль, что если нормальному психосексуальному развитию что-то мешает, происходит как бы возврат, регресс к пройденным фазам. Именно в психологической регрессии или фиксации на пройденных этапах психосексуального развития он видел ключ к пониманию девиантной сексуальности. Итак, будучи тесно связанным с сознанием, либидо претерпевает длительную индивидуальную эволюцию, постепенно усложняясь и приобретая новые качества. В отечественной сексологии выделяют несколько стадий его формирования (Г. С. Васильченко, 1977). Понятийная стадия целиком связана с формированием у ребенка сознания, лишена чувственной окраски и к сексуальному влечению как таковому отношения не имеет. На этой стадии ребенок осознает, что все окружающие его люди делятся не только на мальчиков и девочек, но и на более емкие категории - мужчин и женщин (мама и папа, бабушки и дедушки, тети и дяди). Усвоив факт раздельнополости, ребенок начинает отождествлять себя с одним из двух полов. Романтическая стадия у юношей характеризуется фантазиями, в которых они совершаются различные подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности, У девочек отчетливо прослеживается стремление нра-
10 виться, обратить на себя внимание, появляются фантазии, основным содержанием которых является бескорыстная забота о ней со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». Попытки разрушить эти иллюзии поучениями со стороны родных или сокращением дистанции со стороны юноши воспринимаются как грязные и оскорбительные. Характерные черты этой стадии - высокий накал чувств с элементами сладостного трагизма и самоотречения, убежденность в уникальности переживаемого: «никто и никогда не любил так как я». Значение этой стадии формирования либидо состоит в возвышении физиологического инстинкта до истинно человеческой любви. В отличие от стремительного развития полового влечения у юношей черты романтичес-кой стадии у девушек могут надолго сохраниться, переплетаясь с эротическими элементами. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия, длительное время определяющая женскую сексуальность, у юношей достаточно быстро сменяется потребностью в их завершении сексуальной разрядкой. У девушек постепенно появляется волнующий интерес к эротическим ситуациям и стимулам, фантазии приобретают все более чувственный характер, возникает стремление стать объектом ухаживания и эротических ласк со стороны мужчины. Переживания первой влюбленности наполняют эротическую стадию яркими и незабываемыми чувствами и надеждами, многим из которых так и не суждено сбыться. Сексуальная стадия протекает на фоне инстинктивного влечения к разрядке сексуального напряжения, т. е. специфических эмоций низшего порядка, которые тесно связаны с деятельностью глубинных структур мозга и половых желез. Юношеская гиперсексуальность, возникающая в подростковом возрасте, сопровождается рядом специфических феноменов - интенсивным половым влечением со своеобразной эротизацией психики, неослабевающим любопытством к вопросам секса, частыми спонтанными и адекватными эрекциями с выраженным половым возбуждением, ночными поллюциями, регулярной мастурбацией с яркими сексуальными фантазиями, началом половой жизни, которая характеризуется чередованием сексуальных эксцессов и периодов воздержания. У женщин эта стадия
11
характеризуется появлением влечения к интимной близости и способности к переживанию оргазма и, нередко, наступает лишь после начала регулярной половой жизни. Бурное пубертатное развитие у женщин может сопровождаться ранним и интенсивным проявлением эротического либидо, но при отсутствии регулярных половых контактов или по крайней мере мастурбации формирование зрелого сексуального влечения обычно запаздывает. По данным А. М. Свядоща (1988), отсутствие сексуального либидо в течение всей жизни наблюдалось у 22,4 % обследованных им женщин. 8 большинстве случаев такая задержка связана с подавлением сексуальности в результате дефектов воспитания или некомпетентности полового партнера. Стадия зрелой сексуальности характеризуется гармоничным соотношением понятийного, возвышенно-романтического, эротического и сексуально-чувственного элементов со всей системой морально-этических ценностей личности. С достижением зрелости у мужчины формируются механизмы контроля за своим половым поведением, поэтому в противоположность сексуальной стадии, он может успешно подавлять сексуальные тенденции, противоречащие общественным нормам и личностным морально-этическим установкам. Большинству женщин свойственны циклические колебания интенсивности полового влечения, связанные с различными фазами менструального цикла.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|