Вопрос – Формы поведения животных.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Поведение собаки – это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды.
Вопрос – Схема организации инстинктивного поведения. Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Когда мы говорим, что поведение является совокупностью функций внешних, «рабочих» органов животного организма, необходимо различать сами эти функции и их ориентацию во времени и пространстве. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки. 2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки. 3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера. 4. Карен Прайор. Кликер-тренинг. 5. Карен Прайор. Не рычите на собаку. 6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака. 7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм. 8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника. 9. Хельмут Райзер. Защитная собака. 10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944. 11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958. 12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988. 14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996. 15. О.В. Перепелкина Поведение собак.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УФИМСКАЯ ШКОЛА ПО ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ КИНОЛОГОВ МВД РОССИИ
Цикл кинологии «Утверждаю» Начальник цикла кинологии УШПСК МВД РФ Подполковник милиции С.Р. Гаджимурадов «___»_______________ 2011 г
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СЛУШАТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЛЕКЦИОННОМУ ЗАНЯТИЮ ПО КУРСУ «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПОМОШНИКОВ ПО ЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЕ» Тема «Формы поведения» Время -2 часа Место проведения – учебный класс цикла кинологии. Цель занятия -Ознакомить слушателей с формами поведения собак. Методические рекомендации подготовлены ст. преподавателем цикла кинологии майором милиции Катриченко А.А.
Методические рекомендации одобрены На заседании цикла кинологии Протокол №__________ «_____»_______________2011 года. УФА 2011 г. Содержание занятия: 1. Вводная часть (10) минут: Проверка наличия личного состава, объявляет тему занятия и порядок проведения. 2. Основная часть (60) минут: Рассмотрение вопросов данной темы и конспектирование их слушателями. Заключительная часть (10) минут. Преподаватель подводит итоги занятия, отмечая положительные либо негативные моменты в действиях слушателей, указывает ошибки, отвечает на вопросы. Учебный вопрос № 1 – Формы поведения животных. (Время - 30 минут). Поведение собаки – это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды.
Учебный вопрос № 2– Схема организации инстинктивного поведения. (Время - 30 минут). Инстинктивное поведение и научение не существуют в реальном поведении сами по себе, а только совместно, переплетаясь друг с другом в единый поведенческий акт. Когда мы говорим, что поведение является совокупностью функций внешних, «рабочих» органов животного организма, необходимо различать сами эти функции и их ориентацию во времени и пространстве.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Е. Н. Мычко В. А. Беленький Ю. А. Журавлев М. Н. Сотская. Поведение собаки. 2. Гриценко В.В..Теоретические основания дрессировки. 3. Карен Прайор. Дрссировка собак с помощью кликера. 4. Карен Прайор. Кликер-тренинг. 5. Карен Прайор. Не рычите на собаку. 6. Джон Фишер. О чем думает ваша собака. 7. Б. Скиннер. Что такое бихевиоризм. 8. В.В. Гриценко. Воспитание собаки-защитника. 9. Хельмут Райзер. Защитная собака. 10. Андреев Л. А., Васильев В. В., Васильев М. Ф. и др. Служебное собаководство. (Руководство по подготовке специальных служебных собак.) М.: Сельхозгиз, 1944. 11. Иньков Н. М. и др. Основы служебного собаководства. М.: Сельхозгиз, 1958. 12. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987. 13. Мак. Фарленд Д. Поведение животных: Психоэтология, этология, эволюция. М.: Мир, 1988. 14. Лобачев В. С. Словарь собаковода. М.: 1996. 15. О.В. Перепелкина Поведение собак. 1 учебный вопрос: Формы поведения животных
Поведение собаки – это сложная рефлекторная деятельность, результат проявления многочисленных условных и безусловных рефлексов на всевозможные раздражители внешней и внутренней среды. В начале жизни у щенка проявляются простые врожденные рефлексы и рефлекторные акты, обеспечивающие его выживание в определенных условиях. В дальнейшем эти рефлексы усложняются условными рефлексами, обеспечивающими более совершенные приспособительные функции организма к новым, постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. У взрослой собаки отдельные простые рефлексы и рефлекторные акты объединяются в сложные реакции поведения цепного характера, направленные на выполнение жизненно важных функций организма. Поведение взрослой собаки бывает настолько сложным, что малоопытному дрессировщику трудно заметить отдельные рефлексы. При внимательном наблюдении за рефлекторной деятельностью собаки можно выделить однородные группы рефлексов, проявляющиеся закономерно в определенной последовательности. Такие группы рефлексов называются реакциями поведения. Из общего поведения собаки можно выделить следующие виды реакций: –пищевая; –защитно–оборонительная; –апортировочная; –ориентировочная;
–поисковая; –привязанности; –половая; –родительская; –игровая; –подражательная; –общения. Эти реакции составляют основу жизни животного и используются или учитываются в практике дрессировки служебных собак. Большинство основных реакций поведения – составная часть более сложных, запрограммированных, врожденных реакций организма, называемых инстинктами. Инстинкты отличаются от основных реакций поведения тем, что они управляются специфическими физиологически активными веществами и гормонами, поэтому всегда стереотипны и доминируют над другими реакциями. Исходным моментом поведенческого акта является наличие так называемой проблемной ситуации, т.е. таких внешних условий, для выхода из которых у животного нет готового двигательного ответа. Разрешение проблемной ситуации определяется взаимодействием организма и среды как единого целого. Животное осуществляет активный выбор действий, а формирование данных действий происходит путем упражнений. Торндайк сформулировал свою концепцию в ряде законов: – закон упражнения – сила связи между реакцией на ситуацию с самой ситуацией пропорциональна частоте повторения таких совпадений; – закон готовности – повторение таких совпадений изменяет готовность организма к проведению нервных импульсов; – закон ассоциативного сдвига – если при одновременном действии стимулов один из них вызывает реакцию, то и другие приобретают способность вызывать ту же самую реакцию (законы 1–3 были известны в психологии и ранее, но Торндайк перенес смысловой акцент с постулирования формирования ассоциаций внутри нервной системы на установление связей между движениями и внешними событиями); – закон эффекта – любой акт, приводящий в данной ситуации к положительному эффекту, далее ассоциируется с ней, так что если ситуация повторяется вновь, то выполнение этого акта становится более вероятным, чем прежде; напротив, любой акт, оказывающий в данной ситуации отрицательное воздействие на животное, при ее повторении появляется с меньшей вероятностью.
Пищевая реакция. Пища – основа жизни собаки, определяющий фактор в формировании многих реакций поведения, в частности пищевой. Проявляется у голодной собаки, направлена на поиск, добывание и поедание пищи. Пищевая реакция является не только видовой, но и родовой, и даже имеет много сходного в целом семействе, например, псовых. Условные рефлексы, приобретенные в период поиска и поедания пищи, определяют характер пищевой реакции каждой собаки. Недостаток корма в период роста и развития молодой собаки вырабатывает у нее чрезмерную активность поиска пищи, сильную пищевую реакцию при виде корма и жадность при поедании. Условные рефлексы, приобретенные в связи с приемом корма, становятся натуральными, прочно закрепляются и долго сохраняются. Поэтому при недостаточном кормлении у молодых собак развивается и интенсивно проявляется пищевая реакция, при регулярном и правильном кормлении пищевая реакция развивается умеренно и проявляется в малоактивной форме. Надо учитывать, что у собак с хроническими заболеваниями желудочно–кишечного тракта пищевая реакция недостаточно развита и, как правило, у них плохой аппетит. Он может совсем отсутствовать при заболевании, переутомлении, смене пищи и режима кормления. Такие собаки имеют плохую упитанность и слабо поддаются дрессировке вкусопоощрительным методом. Необходимо помнить, что большинство рефлексов у собак вырабатывается на базе пищевых рефлексов и реакции поведения. Знание и глубокое понимание пищевой реакции помогает дрессировщику легко ориентироваться в выборе метода и способа дрессировки своей собаки, в правильном применении пищевых раздражителей, а также позволяет методически грамотно выполнять приемы дрессировки. Оборонительная реакция Эту реакцию определяет большая группа врожденных и приобретенных двигательных рефлексов, направленных на сохранение жизни от врагов и различных вредных факторов внешнего воздействия. Поэтому эта реакция называется защитно–оборонительной. Она дает возможность собаке по определенным сигналам избегать опасности или активно бороться с ней. В основе активно–оборонительной реакции лежат сложные двигательные акты, связанные с перемещением тела в пространстве в целях нападения на источник опасности или удаления от него. На базе врожденных защитно–оборонительных реакций образуются сложные условные рефлексы, которые в конечном итоге определяют характер и особенности проявления защитно–оборонительной реакции. У взрослой собаки она может проявляться в трех формах: активно–оборонительной, пассивно–оборонительной и смешанной (злобно–трусливой).
Активно–оборонительная реакция – формируется при ровном, спокойном, уравновешенном обращении дрессировщика с собакой. Для формирования этой реакции необходима правильная организация воспитательной дрессировки щенков в возрасте от двух до шести месяцев. В этот период у щенков следует вырабатывать и развивать активность всех двигательных реакций, не допуская проявления пассивности, осторожности, боязливости и трусости. В процессе служебной дрессировки необходимо закреплять и совершенствовать активность собаки, вырабатывать смелость, небоязнь, умеренную злобность и недоверчивость к посторонним людям. Собаки с активно–оборонительной реакцией, как правило, хорошо поддаются дрессировке, тренировке и дают наиболее эффективные результаты на службе. Пассивно–оборонительная реакция – формируется при неумелой организации воспитательной дрессировки щенков, а также при грубом и жестоком обращении с собакой во время дрессировки и тренировки. Применение сильных болевых раздражителей дрессировщиком вырабатывает у собаки пассивность, вялость, боязливость, переходящие в робость и трусость. Собака с пассивно–оборонительной реакцией малоподвижна, боится сильных раздражителей; уклоняется от ударов, убегает или прячется от неблагоприятных условий, при виде помощников ложится на землю, покорно подчиняется даже постороннему человеку. Пассивная реакция в поведении собаки задерживает образование положительных условных рефлексов. Выработанные условные рефлексы на команды и жесты дрессировщика легко затормаживаются всевозможными внешними раздражителями. Такие собаки имеют низкие рабочие и служебные качества. Если пассивность у собаки переходит в боязливость и трусость, то такие собаки к службе непригодны и подлежат выбраковке. Злобно–трусливая реакция поведения – формируется при неправильной дрессировке собак. Чаще всего она образуется у молодых собак в возрасте от шести до десяти месяцев, когда пытаются развивать злобную реакцию при отсутствии активной реакции и общей смелости у собаки. Злобная реакция поведения – чаще всего бывает у собак, имеющих сильно выраженную активно–оборонительную реакцию, при частом развитии злобы в процессе дрессировки. Последнее мешает дрессировке и применению собак на службе, особенно для розыскных и сторожевых целей. Иногда приходится выбраковывать собак, имеющих чрезмерно злобную реакцию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|