Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Альтернативные подходы и проблематика теории

Содержание

Введение……………………………………………………………………….  
  Основные понятия ТРИЗ……………………………........................  
  Альтернативные подходы и проблематика теории………………..  
Заключение……………………………………………………………………  
Источники……………………………………………………………………..  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
   
   

 

 


 

Введение

 

 

Данный реферат посвящен теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Целью реферата является исследование эффективности данной теории в изобретательской и творческой деятельности. Для раскрытия темы был проведен анализ литературы и материалов сети Internet.

 

В задачи данного реферата входит: раскрытие основных понятий ТРИЗ, описание методик решения изобретательской задачи, а также выявление эффективности ТРИЗ.

 

Основные понятия

Г.С. Альтшуллер начал работу над ТРИЗ в 1946 году, в ходе которой исследовал свыше 40 тысяч патентов на изобретения. Автор теории был уверен в необходимости ускорить изобретательский процесс, исключить из него элементы случайности и слепого перебора вариантов.

ТРИЗ представляет из себя базу знаний о приёмах устранения технических противоречий в изобретательской ситуации и изобретательской задаче. Всего выделяют 40 стандартных приемов и 10 дополнительных.

«Примеры приемов устранения технических противоречий:

1.. Принцип дробления:
а) разделить объект на независимые части;
б) выполнить объект разборным;
в) увеличить степень дробления объекта.

2. Принцип вынесения:
отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3. Принцип местного качества:
а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;
б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;
в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

4. Принцип асимметрии:
а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;
б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.

5. Принцип объединения:
а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;
б) объединить во времени однородные или смежные операции.» [6]

 

Изобретательская ситуация представляет собой плохо сформулированную техническую проблему не содержащую в себе указаний на пути ее решения.

Таким образом, по теории ТРИЗ, первым шагом к изобретению является правильная формулировка изобретательской задачи, которая бы сама отсекала бесперспективные и неэффективные решения.

При этом решение изобретательской задачи должно быть максимально приближено к идеальному конечному результату (ИКР), при котором используются только уже имеющиеся ресурсы. Полностью формулировка ИКР звучит так:

«Некий элемент (X-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие». [5]

После того, как изобретательская задача сформулирована, обычно быстро обнаруживается внутреннее противоречие, конфликт системы.

«ТРИЗ выделяет 3 вида противоречий:

  1. административное противоречие: “надо улучшить систему, но я не знаю как (не умею, не имею права) сделать это».
  2. техническое противоречие: “улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра”.
  3. физическое противоречие: “для улучшения системы, какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно”.» [5]

Решаются противоречия посредством 40 стандартных приемов, выведенных Альтшуллером.

«Всякая техническая задача обычно может быть решена десятками способов. Величие инженера измеряется не его способностью находить наиболее остроумное решение, а умением выбрать из многих возможных решений самое простое и экономичное.» [4]

Отдельного упоминания в реферате заслуживает АРИЗ (Алгоритм решения изобретательской задачи), который также является ядром ТРИЗ.

 

 

«Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) - комплексная программа алгоритмического типа, основанная на законах развития технических систем и предназначенная для анализа и решения изобретательских задач. АРИЗ возник и развивался вместе с Теорией Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Первоначально АРИЗ назывался “методикой изобретательского творчества”.» [7]

«Обобщая, можно представить алгоритм решения изобретательской задачи таким образом:

1. Поставить задачу;

2. Представить себе идеальный конечный результат;

3. Определить, что мешает достижению этого, найти противоречие;

4. Определить, почему мешает (найти причину противоречия);

5. Определить, при каких условиях не мешало бы (то есть найти условия, при которых противоречие снимается).» [4]

По словам основателей ТРИЗ, их теория позволяет изобретать более успешно, направленно, учитывая изобретательский опыт предшественников, превращая искусство изобретательства в точную науку.

 

Альтернативные подходы и проблематика теории

Основным толчком к созданию ТРИЗ стала убежденность Альтшуллера в неэффективности альтернативных подходов. К ним можно отнести метод проб и ошибок, мозговой штурм, морфологический анализ и т.д.

«Одним из наиболее распространенных методов творческой деятельности считается метод проб (он же “метод научного тыка”, “метод проб и ошибок”). В ходе случайных попыток, вдруг находится верная идея. Главные выводы из опыта использования этого метода: во-первых, если не знаешь, что делать – делай что-нибудь, и, во-вторых, чем больше попыток будет сделано, тем больше шанс найти верное решение.

Метод мозгового штурма был критически воспринят советским изобретателем Г. Альтшуллером. Он рассматривал мозговой штурм как незначительное улучшение метода проб, где не преодолевается проблема беспорядочного порождения множества незначимых идей. Этот хаос идей, полагал Г. Альтшуллер, затрудняет возможность развития по пути правильной, “сильной” идеи, а порой и просто уводит в сторону.

Советский инженер, писатель и учёный Генрих Альтшуллер был убеждён в возможности создания алгоритма творчества. Он разработал теорию решения изобретательских задач – ТРИЗ, чтобы превратить искусство изобретательства в точную науку» [4]

«Одна из главных причин — низкая эффективность метода
проб и ошибок — традиционной технологии изобретательства.» [1]

Человечество издревле пыталось вывести «идеальную формулу» или четкую последовательность действий для достижения успеха в жизни, карьере, творческом процессе.

Из недавних попыток можно привести в качестве примера НЛП: «нейролингвистическое программирование - направление в психотерапии и практической психологии, не признаваемое академическим сообществом.» [5]

 

«НЛП основано на технике копирования вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью.» [5]

 

Другими словами последователи НЛП верят в существование идеальной последовательности фраз, движений, некоторых поведенческих особенностей, повторяя и анализируя которые можно добиться успеха в какой-либо сфере, а также заставить окружающих думать и поступать с выгодой для себя.

 

При поверхностном изучении НЛП может показаться что это «более научное» ответвление ораторского искусства и психологии.

 

«НЛП иногда классифицируется как паранаучное направление. Существует ряд исследований эффективности НЛП с положительным результатом, однако бо́льшая часть научных экспериментов говорят о неэффективности методик НЛП и отсутствии у них научного обоснования.» [5]

 

Однако по большей части НЛП это попытка изобрести «волшебную таблетку» успеха, подчинить математическим и техническим законам человеческое поведение на пути достижения успеха, без учета окружающей среды и множества неповторимых ситуативных факторов, а также субъективного опыта индивидуума.

 

Подход НЛП мало чем отличается от подхода ТРИЗ - проанализировать как делают другие и перенять их методы изобретения (или поведенческие паттерны как в первом случае).

Современные адепты ТРИЗ приписывают использование их теории различным гигантам бизнеса (прим. Boeing, Siemens, Ford..) однако ни одна из компаний никогда не упоминала ТРИЗ в официальных пресс-релизах.

Российские компании любят проводить семинары и тренинги по повышению эффективности чужого бизнеса, зачастую на подобных семинарах затрагиваются приемы ТРИЗ. Такие семинары носят исключительно рекламную функцию, а в некоторых случаях служат сбором средств, так как их проводят не бесплатно.

Что касается применения ТРИЗ в образовательных учреждениях, для анализа не хватает ресурсов, нет подтвержденных свидетельств эффективности. Не было проведено разбивки на экспериментальную и контрольную группу учащихся. Единственное упоминание о подобном эксперименте в СССР встречалось в ненадежном интернет источнике, а на результат этого испытания невозможно найти подтверждающий библиографический документ, для оценки методологии эксперимента.

Заключение

 

Подводя итоги: споры об эффективности ТРИЗ не утихают до сих пор, однако можно сделать вывод о том, что ТРИЗ заменяет перебор решений задач перебором методов решения.

Основная ошибка такого подхода заключается в том, что наблюдение и анализ человеческого поведения (на примере НЛП) как и подхода к изобретению (ТРИЗ), пригодно лишь для формулировки статистических данных «в значимом проценте случаев А является причиной Б» а также сухом конспектировании всех возможных приемов в один реестр.

 

Человеческое восприятие устроено таким образом, что зачастую оно видит структуру и связи там, где их нет. Навык распознавания связей между явлениями безусловно полезен для нахождения реальных закономерностей и возможности прогнозирования результата экспериментов, однако излишняя фанатичность в данном вопросе может привести к малоэффективным методикам и заблуждениям.

 

Источники

 

 

Г. С. Альтшуллер «Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» [1]

Г. С. Альтшуллер «Алгоритм изобретения» [2]

Г. С. Альтшуллер «Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В» [3]

В. Петров. «Алгоритм решения изобретательских задач» [4]

Wikipedia.org [5]

www.triz.natm.ru [6]

www.altshuller.ru [7]

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...