Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения организации работы военных судов РФ.

ВВЕДЕНИЕ.

В соответствии со ст. 1-2 Конституции РФ Россия является демократическим правовым государством, в котором признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства.

В понятие правовое государство включается признание права как исторически развивающейся в общественном сознании меры свободы и справедливости, выраженной именно в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека и гражданина1, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции РФ в том что государство не создаёт, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им от рождения (ч.2 ст.17), а только признаёт их, соблюдает и защищает их носителя- человека, его права и свободы как высшую ценность (ст.2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, обеспечиваются правосудием (ст.18). Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования, прежде всего, в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

Защита прав и свобод граждан объявляется обязанностью государства, и каждому гражданину предоставляется право защищать свои права и свободы любыми способами, не запрещёнными законами

(ст. 45 Конституции). Таким образом, Конституция устанавливает государственную защиту (ст.7, 37-48, 52, 71,72, 114) и самозащиту (ст. 31, 33,35,36, 47-54) гражданских прав.

Построение правового государства предполагает попытку реального усиления гарантий прав, свобод и законных интересов граждан. Для этого и существуют всевозможные суды, в компетенцию которых входят самые разные вопросы, начиная с дел по каким-либо гражданским спорам и заканчивая рассмотрением дел, связанных с основами государственного строя нашей страны. Судебная власть в России представлена тремя видами судов: арбитражные суды, суды общей юрисдикции и Конституционный суд РФ. Кроме этого в системе судов общей юрисдикции выделяют суды гражданские и военные. И именно о военных судах пойдет речь в этой работе.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции. Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом.

 

 


2.   История военных судов в России.

Военно-судебные органы России прошли долгий путь своего становления и исторического развития. Первые упоминания о военных судах относятся к началу XVII века, когда регулярной, постоянной армии на Руси еще не было, а имелись лишь два постоянных воинских формирования - стрелецкие и пушкарские полки (с 1550 г.) В мирное время стрельцов и пушкарей, как и других российских подданных, за совершенные преступления судили в «приказах». В случае объявления «сбора на войну» и с момента начала войны большая часть активного мужского населения рекрутировалась в армию, становилась ратниками. За совершенные правонарушения ратники отвечали уже не перед «приказами», а судились воеводским судом или назначенным им судом полковых судей (для стрельцов - судом стрелецких сотенных голов).

Поскольку в армии вся полнота власти, в том числе судебной, принадлежала командованию, то и эти суды состояли из лиц, назначаемых соответствующими военачальниками. Это были суды временные, которые действовали в период сбора армии и ведения боевых действий. Воеводский суд и суды полковых судей по существу были прообразами в России военных судов. Однако исследователи справедливо отмечали отсутствие в то время «правильного, самостоятельного военного суда соответственно существовавшим тогда в Европе юридическим понятиям» [1]

Таким образом, зарождение военных судов было обусловлено необходимостью осуществления судебной власти в армии, особенно в период военных действий и иных чрезвычайных ситуации. В дальнейшем это предназначение военных судов сохранялось, а их развитие происходило одновременно со становлением других государственных органов и военной организации страны, под воздействием общих детерминирующих исторических факторов.

Наиболее значимые изменения в системе военных судов произошли в годы правления Петра I. Этот период истории ознаменован стремлением разделения властей созданием в России регулярной постоянной армии, и появлением, выражаясь терминологией историков XIX века, «превосходных по тому времени» специальных военно-судебных и военно-уголовных законов.

В указанных целях Петр I посылал за границу своих сподвижников А. Вейде (в 1696-1698 г.), позднее - А. Меншикова и Б. Шереметева с задачей подыскать подходящие для российских условий военно-судебные кодексы.

В результате в 1702 г. появилось Уложение Б. Шереметева, с которым он уже вел боевые действия в Северной войне и обеспечивал необходимое постоянное правосудие в действующей армии на началах, подобных разделению властей. Есть все исторические основания полагать, что датой введения в действие указанного нормативного акта («Уложение или право воинского поведения генералов, средних и младших чинов и рядовых солдат») является 27 января 1702 г., что отмечалось еще 100 и более лет назад. [2]

У нас нет оснований сомневаться в добросовестности исследователей истории военно-судебных учреждений XIX-XX века, связывающих время принятия указанного Уложения именно с 27 января 1702 г. Вскоре после этой даты появился указ Петра, запрещающий подчиненным именовать себя рабами, как это сделал в подписи при утверждении названного Уложения по старому обычаю Б.Шереметев. А на просьбу командующих «издать указ о наказуемости за причинение войсками обид местным жителям» Петр отвечал, что «указу… посылать не для чего, понеже войско все вам вручено с полным воинским правилом, судом и указом, по которым вы должны чинить праведный суд…» [3] Единство многих военно-юридических функций, осуществляемых одними и теми же лицами (аудиторами), а также попытки распространить современное представление о военной юстиции на события трехсотлетней давности объясняет некоторые существующие исследовательские неточности.

В 1706 г. на базе немецкого военно-уголовного кодекса был напечатан Краткий артикул А. Меншикова, в котором военно-судебный аспект был представлен уже более отчетливо и полно.

В 1715-1716 гг. поэтапно был введен в действие разработанный при личном участии Петра I Воинский устав, который без преувеличения стал эпохой в деле становления российской государственности и армии, а также создания новых военных судов и соответствующих военно-судебных нормативов. В нем содержалась специальная глава «О суде и судиях». Многие его нормы применялись боле ста лет, а некоторые положения и формулировки Воинского устава не потеряли своего значения и поныне.

Согласно названному уставу, были предусмотрены коллегиальные военные суды трех видов:

- высший (генеральный) суд в составе председателя - фельдмаршала или старшего по чину генерала, а также четырех генералов и двух полковников. Ему были подсудны дела о важных государственных преступлениях, совершенных высшими военными чинами или воинскими частями;

- низший (полковой) суд в составе председателя - полковника и шести офицеров, которому были подсудны все офицеры и нижние чины, совершившие любые преступления, кроме имеющих важное государственное значение;

- «скорорешительный суд» - для условий военного времени в случаях, не терпящих отлагательства. Он был правомочен рассматривать все дела, подсудные полковому суду.

Руководство учрежденными Петром I военными и военно-морскими судами первоначально осуществляли главные военно-административные органы - Военная (Сухопутная) и Адмиралтейская коллегии, а в дальнейшем их структурные подразделения (палаты, части), которые в последующем неоднократно переименовывались (Аудиторский Департамент, Генерал-Аудиториат, Главный военный и Главный военно-морской суды, Главное военно-судное управление).

Судебную компетенцию этих высших военно-судебных учреждений составляли следующие основные полномочия (об этом, например: гл. 50 Воинского устава): конфирмация приговоров (утверждение приговоров, с правом изменения их сути); кассационное производство, надзорная деятельность.

В 1711 году был учрежден Сенат как высшая судебная инстанция государства, подсудность которого распространялась и на чинов военного ведомства. Например, по делам о казнокрадстве военнослужащих, которые следовало рассматривать с участием депутатов от Военной коллегии.

Именным Указом 1717 года о замене Военной канцелярии Военной коллегией последняя, по признанию историков, «получила значение высшего военно-судебного места». Последующими указами 1719, 1721, 1724 гг. повелевалось посылать в Военную коллегию (в ее особую аудиторскую экспедицию) приговоры военных судов «в смертных винах», которые не могли быть конформированы командованием, а также приговоры по делам об офицерах. Правомочием действовать в качестве суда первой инстанции коллегия не наделялись, хотя ее представители делегировались в Сенат для осуществления правосудия по делам военнослужащих. Тем не менее, эти военно-административные органы фактически занимались судебной деятельностью и их можно считать прообразом современной Военной коллегии Верховного Суда РФ. Если возраст этой коллегии исчислять с 1717 года, то в 2002 году ей исполнилось 285 лет.

В 1722 году было разъяснено, что Военной коллегии принадлежит право окончательного утверждения приговоров подведомственных им судов и что приговоры эти представлять в Сенат не следует. В последующем данную функцию, сопряженную с функцией личной канцелярией Государя по военно-судным делам, выполнял Генерал-Аудиторат. По замыслу Императора Генеральный Аудиторат должен был представлять собой «суд высший», учреждение независимое от Военной коллегии и подчиненное непосредственно верховной власти.

Петровские военные суды без сколько-нибудь серьезных изменений в структуре и судопроизводстве просуществовали 150 лет и «дожили» до военно-судебной реформы 1867 года. При этом некоторые «нижние военные суды» именно как постоянно действующие организовывались специальными Петровскими указами, на основании которых ныне не трудно определить реальное время их образования. Так, датой учреждения в Москве постоянного нижнего военного суда в соответствии с главой 50 Воинского устава следует считать указ от 15 февраля 1723 года. В Санкт-Петербурге военный суд вначале на короткое время был открыт также в 1723 году, однако вскоре был ликвидирован. В качестве постоянно действующего органа 18 августа 1724 года в северной столице начала функционировать постоянная военно-судная комиссия во главе с Петербургским комендантом бригадиром Бахметьевым, исполнявшим обязанности ее президента, т.е. председателя.

Следовательно, ныне действующим Московскому и Санкт-Петербургскому гарнизонным военным судам исполняется 280 лет соответственно 15 февраля 2003 года и 18 августа 2004 года.

В 1867 г. в контексте знаменитых Александровских реформ был принят Военно-судебный устав, в соответствии с которым поэтапно стала создаваться новая отечественная военно-судебная система. Она включала полковые суды, военно-окружные суды и Главный военный суд с двумя его отделениями - в Сибири и на Кавказе.

Устав определил, что судебная власть в военном ведомстве принадлежит указанным судам, которые должны были действовать как установления коллегиальные.

Полковые и военно-окружные суды являлись судами первой инстанции и рассматривали дела по существу. Главный военный суд был судом второй инстанции, решал дела по кассационным жалобам и протестам прокуроров. Он также должен был наблюдать за «охранением точной силы закона и за единообразным его исполнением военными судами».

Судьи полковых судов назначались командиром полка из числа офицеров (председатель на один год, члены - на 6 месяцев). Военно-окружные суды состояли из постоянных и временных членов. Судьи военно-окружных судов и Главного военного суда должны были иметь офицерские звания и юридическое образование. Подбирались они военным министром и назначались приказом царя. Реорганизованная в соответствии с прогрессивной реформой система военных судов просуществовала с некоторыми модификациями вплоть до 1917 г.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О суде» № 1 от 24 ноября 1917 г. в стране были упразднены все ранее действовавшие общие судебные установления, в том числе «военные и морские суды всех наименований», а взамен их были созданы местные суды и революционные трибуналы, в которых подлежали рассмотрению и дела в отношении военнослужащих.

Создание специальных судов для вооруженных сил не предусматривалось, поскольку в первое время Народный комиссариат юстиции твердо проводил линию на осуществление идеи единого народного суда, и попытки создания военных судов не находили поддержки.

В то же время политическая обстановка, условия гражданской войны требовали принятия особых мер по поддержанию боеспособности армии, укреплению дисциплины и правопорядка в ее рядах. Общегражданские же судебные органы не могли эффективно осуществлять правосудие в войсках, не обеспечивали оперативного разрешения дел, особенно в условиях боевых действий. Судьи были оторваны от армии, не знали специфики военной службы.

Поэтому в войсках по инициативе Реввоенсоветов в середине 1918 года стали образовываться военно-судебные органы: чрезвычайные тройки, полевые суды, военно-полевые сессии и др., которые в результате их преобразования стали называться военными трибуналами. Справедливости ради следует отметить наличие военных судов и в армии противоборствующей стороны.

Для организации единого управления разрозненно создававшихся военных трибуналов Реввоенсовет (РВС) Республики приказом № 94 от 14 октября 1918 г. учредил Военно-Революционнный Трибунал, переименованный в ноябре 1918 г. в Революционный Военный Трибунал Республики (РВТР).

В январе 1919 года РВТР издал первую инструкцию революционным военным трибуналам фронтов и армий, определившую их структуру и порядок деятельности. В последующий период гражданской войны их организация и деятельность регламентировались Положениями «О революционных военных трибуналах», первое из которых было утверждено постановлением РВС Республики от 4 февраля 1919 г., второе - декретом ВЦИК РСФСР от 20 ноября 1919 г., а третье было введено в действие приказом РВС Республики от 4 мая 1920 г.

Сам РВТР стал также и судом первой инстанции по делам о преступлениях, в совершении которых обвинялись высшие военачальники, председатели и члены реввоентрибуналов фронтов и армий. Кроме того, решением РВС Республики дела могли изыматься из ведения РВТ фронтов и армий и передаваться на рассмотрение РВТР.

Таким образом, впервые в отечественной истории высший военно-судебный орган стал рассматривать и разрешать дела по существу. 24 ноября 1918 г. РВТР рассмотрел первое дело - в отношении бывшего председателя реввоентрибунала Южного фронта, который по результатам судебного разбирательства был направлен на испытание в психиатрическую больницу. С этого времени РВТР весьма интенсивно работал в качестве суда первой инстанции. Так, в 1920 году членами этого трибунала, при штате 4 человека, были рассмотрены уголовные дела в отношении 290 человек (всеми же реввоентрибуналами в этом году были рассмотрены дела в отношении 106966 человек). Первым председателем РВТР был назначен К.Х. Данишевский, который затем в начале 1921 года по решению ЦК был направлен на ответственную хозяйственную работу.

Переход к мирному строительству обусловили сокращение Красной Армии и необходимые структурные преобразования военных трибуналов. В 1921 году в их правовом положении произошло изменение, положившее основу дальнейшего функционирования военных судов как части единой судебной системы государства. Из специального репрессивного органа Революционного военного совета республики и революционных военных советов фронтов и армий, они фактически превратились в специализированные судебные органы, созданные для осуществления правосудия в вооруженных силах, а также для рассмотрения дел о совершении наиболее опасных преступлений. Нормативным документом, урегулировавшим эти изменения, было постановление ВЦИК от 23 июня 1921 г. «Об объединении всех Революционных трибуналов Республики». Согласно названному постановлению в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также судебного учреждения для дел особой важности, был установлен состоящий при Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Верховный Трибунал. В его состав вошли Реввоентрибунал Республики, Главный революционный военный железнодорожный трибунал и Кассационный трибунал. Одновременно упразднялись почти все революционные тыловые военные трибуналы. Функции последних были переданы, так называемым, «военным» отделениям при губернских революционных трибуналах, а функции Реввоентрибунала Республики - Военной коллегии Верховного Трибунала ВЦИК, которая продолжила работу по надзору и инспектированию местных реввоентрибуналов, оставаясь одновременно судом первой инстанции при рассмотрении определенной категории дел.

В 1922 году Военная коллегия вошла в состав Верховного Суда РСФСР.

23 ноября 1923 г. ЦИК СССР утвердил Положение о Верховном Суде Союза ССР, в соответствии с которым Военная коллегия передавалась в его состав. Фактически она начала работать в составе Верховного Суда СССР в апреле 1924 года.

Первым председателем Военной коллегии Верховного Суда СССР в феврале 1924 года стал В. А. Трифонов, член партии большевиков с 1904 года. Накануне и после революции 1917 года он занимался формированием Красной Армии, являлся активным участником гражданской войны. Возглавляя Военную коллегию в течение двух лет, В.А. Трифонов многое сделал для становления военных трибуналов как судов общей юрисдикции Союза ССР.

Компетенция Военной коллегии в составе Верховного Суда СССР определялась Положением о Верховном Суде СССР от 23 ноября 1923 г. и Наказом Верховному Суду СССР от 14 июля 1924 г. Рассмотрению Военной коллегией подлежали уголовные дела исключительной важности, направляемые ей особым постановлением Президиума ЦИК СССР или пленарного заседания Верховного Суда СССР, а также дела по обвинению в совершении преступлений, отнесенных к производству военных трибуналов, лиц военного ведомства, включенных в особый список, утвержденный Президиумом ЦИК СССР. Согласно постановлению Президиума ЦИК СССР от 28 декабря 1923 г. в этот список вошли должностные лица от начальника штаба РККА до командиров и комиссаров корпусов, а также судьи, начальники особых отделов и прокурорские работники окружного и армейского уровня. Деятельность Военной коллегии в конце 20 - 30-х гг. в основном была направлена на борьбу с правонарушениями в армии и на флоте и укрепление основ советского государства. С принятием Положений о военных трибуналах и военной прокуратуре (1926 г.) Военная коллегия стала кассационной и надзорной инстанцией для всех военных трибуналов. В те годы на Военную коллегию в законодательном порядке была возложена и роль одного из органов чрезвычайной юстиции, выполнявших функцию политической репрессии в отношении так называемых «врагов народа». В 1934 г. были приняты Постановления ЦИК СССР «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» и «О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным Комиссариатом внутренних дел Союза ССР и его местными органами». Этими нормативными актами на Военную коллегию возлагалась обязанность по рассмотрению дел об измене Родине, шпионаже, терроре, взрывах, поджогах, иных видах диверсий и подобных им.

Происходило это в сложную историческую эпоху, когда внутриполитическая обстановка, общественное мнение в стране формировались идеологическими установками об усилении классовой борьбы, требовавшими решительной, жесткой борьбы с противниками социалистического строя. В ту пору деятельность всей государственной машины, в том числе и правоохранительных органов, была направлена на борьбу с контрреволюционными деяниями и военно-судебная система не могла находиться от них в стороне. Так, например, Военной коллегией были рассмотрены: в 1936 году - уголовное дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра»; в марте 1938 г. - дело «антисоветского правотроцкистского» блока по обвинению Н. И. Бухарина, А. И. Рыкова, Г. Г. Ягоды и др.[4]

Бывший член Военной коллегии Никифоровский В. И. так характеризовал тот период: «Мы судили контрреволюционеров на основании совести и правосознания, во что крепко до самозабвения верили».

В 20 - 50-е годы вопросы судопроизводства во многом определялись не только законодательно, но и постановлениями Пленума Верховного Суда СССР, а также решениями органов исполнительной власти (Наркоматом юстиции, ЦИК и др.), которые принимались, порой исходя из политических интересов. Это позволяло административным учреждениям влиять на деятельность судов и, в частности, военных трибуналов, включая Военную коллегию.

Сказанное не означает, что военные трибуналы во всех случаях шли на поводу у обвинительных органов. Они не мирились с нарушениями законности следственным аппаратом НКВД, принимали принципиальные решения об оправдании подсудимых или возвращении дел для дополнительного расследования в случаях недостаточности или сомнительности доказательств. Для многих такая принципиальность имела серьезные, часто трагические последствия. Жертвами репрессий стали первые руководители военно-судебных органов: К.Х. Данишевский, В.А. Трифонов, Н.Ф. Бушуев, Л.Я. Плавнек и многие другие работники. Во время Великой Отечественной войны компетенция военных трибуналов в силу понятных причин существенно расширилась, что непосредственно отразилось и на деятельности Военной коллегии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» устанавливалось, что «в изъятие из действующих правил о рассмотрении судами уголовных дел в, местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов». Тогда же было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий. Приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть изменены или отменены, лишь в порядке судебного надзора.

Не всем, быть может, известно, что в связи с объявлением в г. Москве осадного положения Государственный Комитет Обороны постановлением от 20 октября 1941 г. все гражданские суды (как и органы прокуратуры) столицы были переформированы в военные трибуналы и военные прокуратуры.

Характерная особенность работы военных трибуналов в годы войны - быстрота и гибкость судебной репрессии. Основные усилия они направляли на борьбу с вражескими лазутчиками, изменниками, карателями и другими опасными преступниками. В отношении же лиц, совершивших менее опасные преступления, широко применялась законодательно предусмотренная отсрочка исполнения приговора с направлением в действующую армию.

После окончания Великой Отечественной войны Военная коллегия продолжала рассматривать дела в отношении военных преступников. Так в январе 1947 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении атамана Краснова, генералов белой армии Шкуро, Краснова и Доманова, командира «дикой дивизии» князя Султан-Гирея Клыча, а также генерала германской армии эсэсовца фон Панвиц Гельмута.

Следуя объективности, надо отметить, что в послевоенный период, при жизни И. В. Сталина, Военная коллегия наряду со всей судебной системой также продолжала выполнять политическую репрессивную функцию по борьбе с «врагами народа». В сентябре 1950 г. члены Военной коллегии рассмотрели так называемое «ленинградское дело» по обвинению в контрреволюционной деятельности члена политбюро ЦК КПСС, председателя Госплана СССР Н.А. Вознесенского, секретаря ЦК КПСС А.А. Кузнецова, первого секретаря Ленинградского обкома партии П.С. Попкова, бывшего председателя Совета Министров РСФСР М.И. Родионова и других партийных и советских работников; в 1953 году - дело по обвинению в террористической деятельности врачей - академиков М.С. Вовси, В.Н. Виноградова и др., которые якобы умышленно умертвили путем неправильного лечения А.А. Жданова, А.С. Щербакова, старались вывести из строя маршалов А.М. Василевского, Л.А. Говорова, И.С. Конева и др.

В последующем судебные постановления по этим делам были отменены, а осужденные реабилитированы. Причем в процессе реабилитации также активно участвовала и продолжает участвовать Военная коллегия.

Принципиальные изменения произошли по окончании периода культа личности Сталина, когда в 1953 г. в стране начался процесс переосмысления идеологических установок, постепенного восстановления законности и исправления допущенных в прошлом нарушений и ошибок. В декабре 1954 г. Военная коллегия рассмотрела дело по обвинению бывших министра госбезопасности СССР Абакумова В.С., начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР Леонова А.Г. и ряда других сотрудников МГБ СССР, признанных виновными, в частности, в фабрикации «ленинградского дела».

С принятием в 1957 г. Положения о Верховном Суде СССР, а в 1958 г. нового Положения о военных трибуналах существенно изменилась компетенция военных судов, которая отныне строго определялась общими для всех судов общей юрисдикции целями осуществления правосудия, а также задачей борьбы с посягательствами на боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР. Военной коллегии стали подсудны дела исключительной важности, а также дела о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Кроме того, она вправе была принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. о Верховном Суде СССР 1979 г. и на последующий период закрепил полномочия Военной коллегии на рассмотрение в качестве суда первой инстанции дел исключительной важности, подсудных военным трибуналам, а также дел о преступлениях военнослужащих, имеющих воинские звания генерала (адмирала) либо занимающих должности от командира соединения и выше и им равные. Одновременно за Военной коллегией остались функции надзора за деятельностью военных трибуналов.

В новой редакции Положения о военных трибуналах 1980 г. компетенция Военной коллегии оставались в прежней формулировке, которая и просуществовала вплоть до принятия в 1999 году Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации».

Этот краткий исторический экскурс позволяет заметить, что военные суды и Военная коллегия в предшествующие периоды были органами уголовного судопроизводства и предназначались для рассмотрения дел в отношении преимущественно военнослужащих, либо дел, по которым затрагивались интересы обороны и безопасности государства.

Военные трибуналы в советский период отечественной истории рассматривались в качестве одного из правоохранительных органов страны. При осуществлении правосудия они были призваны «вести борьбу с посягательствами на безопасность СССР, боеспособность и боеготовность его Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения воинской службы» (ст. 2 Положения о военных трибуналах 1980 г.) Военная коллегия, как звено системы военных трибуналов, также выполняла эти социально значимые функции. Лишь в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действовали общие суды, военные трибуналы рассматривали гражданские дела. В соответствии с прежней редакцией ст. 116 ГПК РСФСР и ст. 20 Положения о военных трибуналах Военная коллегия вправе была изъять любое гражданское дело из любого военного трибунала и принять к своему производству.

Одновременно Военная коллегия являлась кассационной и надзорной инстанцией по уголовным делам, рассматривавшимися нижестоящими военными трибуналами, она занималась обобщением судебной практики военных трибуналов, проводила проверки их деятельности и давала методические рекомендации судьям, участвовала в решении кадровых вопросов.

С учетом этой специфики организовывалось комплектование и материально-техническое обеспечение военных трибуналов и Военной коллегии. Так, установление структуры и штатов военных трибуналов находилось в совместном ведении Министерства юстиции и Министерства обороны; личный состав военных трибуналов и Военной коллегии входил в штатную численность Вооруженных Сил и обеспечивался всеми видами довольствия наравне с личным составом воинских частей и учреждений Министерства обороны. Через соответствующие органы этого Министерства осуществлялось также материально-техническое снабжение военных трибуналов, их финансирование, обеспечение транспортом, средствами связи и др.

В то же время указанная специфика обеспечивала комплектование военных трибуналов и Военной коллегии в 70-90 годах квалифицированными офицерскими кадрами, отличавшимися высокой дисциплинированностью, ответственностью и оперативностью в работе. На должности судей Военной коллегии подбирались кандидаты только из числа лучших офицеров и генералов, которые имели большой опыт судебной работы и прошли в военных трибуналах все должностные ступени. Как правило, это были председатели военных трибуналов округов (флотов). На должности работников аппарата Военной коллегии назначались судьи военных трибуналов, имеющие опыт работы в судах второй инстанции. Судебные решения по уголовным делам, принимаемые Военной коллегией, соответствовали букве и духу закона, а качество их изложения нередко характеризовалось как образцовое. Об оценке качественного состава работников Военной коллегии в последние годы советского периода свидетельствуют факты их привлечения к участию в рассмотрении наиболее сложных и значимых дел, находившихся в производстве Верховного Суда СССР.

В связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР в 1991 году возник вопрос о дальнейшей судьбе военных трибуналов и Военной коллегии.

В.М. Лебедев, являвшийся в то время Председателем Верховного Суда РСФСР, работая над проектом судебной реформы, предложил сохранить военно-судебные органы в России как составную часть судебной системы нового государства.

С учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории, по предложению Верховного Суда постановлениями Президиума Верховного Совета 28 декабря 1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992 г. «О военных трибуналах» Военная коллегия бывшего Верховного Суда СССР и военные трибуналы, дислоцирующиеся на территории России были включены в судебную систему Российской Федерации. С этого времени Военная коллегия работает в составе Верховного Суда Российской Федерации

21 апреля 1992 г. очередной Съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда РФ внес дополнения в Конституцию РСФСР (ст.163 и 164), включив военные трибуналы в судебную систему Российской Федерации, вернув им прежнее, дореволюционное название «военные суды».

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции Российской Федерации, где по иному определены понятие, задачи судебной власти и способы ее осуществления, начался новый, современный этап в развитии системы военных судов, который привел к их коренному преобразованию.

Одними из первых шагов на этом пути стало появление, при участии Военной коллегии, Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной защите прав военнослужащих от неправомерных действий органов военного управления и воинских должностных лиц» от 18 ноября 1992 г. № 14 и нормы Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», предоставляющей военнослужащим право обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие их права и свободы.

С 1993 года военные суды стали рассматривать в порядке гражданского судопроизводства такие жалобы военнослужащих. Их количество из года в год возрастало в геометрической прогрессии. Так, в 1993 г. военными судами рассмотрено всего лишь 3000 гражданских дел, в 1994 г. их стало уже 13501, а в 2001 году - 211888. Военная коллегия соответственно стала выполнять функцию надзорной инстанции по этим делам.

23 октября 1996 г. принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». В соответствии с его положениями в России формируется единая судебная система, в которую входят и военные суды. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных названным Федеральным конституционным законом, не допускается.

3. Федеральный конституционный закон "О ВОЕННЫХ СУДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 29 июня 1999 года.

Основные положения организации работы военных судов РФ.

29 июня 1999 г. официально опубликован и вступил в силу Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации". С его принятием на законодательном уровне завершились реорганизация военно - судебной системы Российской Федерации и создание самостоятельных и независимых от органов исполнительной власти (в том числе и от органов военного управления) судов, способных быть гарантом законности и справедливости в таких важнейших государственных структурах, как Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Вступивший в силу Закон устанавливает полномочия, порядок образования и деятельности военных судов в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 22 Федерального конституционного закона Российской Федерации "О судебной системе Российской Федерации". При этом в Законе учтены новые требования, предъявляемые сегодня к судам общей юрисдикции, в связи с чем в нем имеются новеллы, которые в будущем планируется ввести и для остальных судов общей юрисдикции.

Давая характеристику Закону в целом, необходимо, прежде всего, подчеркнуть, что в нем получил дальнейшее развитие принцип единства судебной системы Российской Федерации, согласно которому военные суды не образуют какую-то самостоятельную и обособленную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации. Военные суды также создаются по территориальному принципу и могут быть созданы или упразднены лишь федеральным законом. В своей деятельности при рассмотрении дел они руководствуются, как и другие суды общей юрисдикции, таким же процессуальным и материальным законодательством, а их решения могут быть обжалованы, наравне с решениями иных судов общей юрисдикции, в Верховный Суд РФ. Особенностью военных судов является то, что они осуществляют правосудие в специфических армейских условиях.

Данные положения закреплены в ст. 1 рассматриваемого Закона, согласно которой военные суды входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды создаются п<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...