Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законодательные и нормативно-инструктивные Акты




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ухтинский государственный технический университет»

(УГТУ)

 

Институт экономики и управления

 

Кафедра управления природопользованием

 

НАПИСАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВЫХ РАБОТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОЭКОЛОГИЯ»

 

Методические указания

 

Ухта, УГТУ, 2014


УДК 502(076)

ББК 28.080 Я7

Б 26

 

  Барсукова, С. А. Написание и оформление курсовых работ по дисциплине
Б 26 «геоэкология» [Текст]: метод. Указания / С. А. Барсукова,
  Г. В. Николаева. – Ухта: УГТУ, 2014. – 52 с.
   

 

Методические указания (МУ) предназначены для выполнения и оформления курсовых работ по дисциплине геоэкология для студентов, обучающихся по направлению подготовки 022000.62 Экология и природопользование.

Методические указания разработаны в соответствии с требованиями УГТУ, содержание тем для выполнения курсовых работ соответствуют рабочей программе по дисциплине «геоэкология».

    УДК 502(076)
    ББК 28.080 Я7
     

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры Управления природопользованием от 26.06.2014, протокол №10.

 

 

Рецензент: М. В. Михитарова, зав. кафедрой Документационного обеспечения управления Ухтинского государственного технического университета, к.ф.н., доцент

Корректор: П. В. Котова, Техн. редактор: Л. П. Коровкина

 

 

В методических указаниях учтены замечания рецензента и редактора.

 

 

План 2014 г., позиция 277.

Подписано в печать 29.08.2014. Компьютерный набор.

Объем 52 с. Тираж 50 экз. Заказ № 287.

 

© Ухтинский государственный технический университет, 2014

Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13.

Типография УГТУ.

169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д. 13

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….  
  ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………….........................  
  1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы……………….......................  
  1.2 Составление и согласование плана курсовой работы………......................  
  1.3 Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов…………..  
  1.4 Написание курсовой работы……………………………………………….  
  ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………  
  2.1 Оформление табличного материала………………………………………...  
  2.2 Представление иллюстрированного материала……………………………  
    2.2.1 Представление графиков (диаграмм)……………………………..  
    2.2.2 Представление схем, иллюстраций……………………………….  
    2.2.3 Представление картографического материала………...................  
  2.3 Оформление ссылок и сносок на литературные источники, сокращения и примечания………………………………………………………………….  
  2.4 Оформление библиографического списка………………………………..  
  2.5 Оформление приложений……………………………………………………  
  ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА, ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ И ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРУ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ…………………………………..  
  3.1 Защита курсовой работы…………………………………………………….  
  3.2 Хранение курсовых работ……………………………………………………  
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………………..  
Приложение А ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ………………  
Приложение Б БЛАНК ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА НА КР………………………….  
Приложение В БЛАНК ЗАДАНИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ…………………  
Приложение Г БЛАНК ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ………………………..  
Приложение Д ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ……………………..  
Приложение Е ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЯ…………………………  
Приложение Ж ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗДЕЛОВ, ПОДРАЗДЕЛОВ И ПУНКТОВ В КУРСОВОЙ РАБОТЕ…………………………..  
Приложение И ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ……………………..  
Приложение К ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА……….  
             

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Курсовая работа является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами направления подготовки 022000.62 Экология и природопользование учебного курса по дисциплине «геоэкология».

Основной целью курсовой работы является:

- обучение студентов самостоятельно применять теоретические знания, полученные в процессе изучения курса, которые необходимы для поиска решений сложных геоэкологических проблем;

- развитие практических навыков научного исследования;

- умение правильного использования нормативно-правовых актов по тематике исследования той или иной проблемы в соответствии с Российским законодательством на сегодняшний день.

Выполнение курсовой работы позволяет студентам совершенствовать собственные представления об основных закономерностях формирования и функционирования общекультурных и профессиональных компетенций в области геоэкологии, помогает ориентироваться в потоке научной и практической информации, объективно оценивать геоэкологические явления и процессы, логически грамотно выражать и обосновывать точку зрения по заданной тематике, свободно оперировать геоэкологическими понятиями, уметь использовать законодательную базу, что в последствии позволит применять полученные теоретические знания на практике применительно к своему роду деятельности [1].

Курсовая работа должна:

- носить самостоятельный, творческий, логически связанный, характер;

- содержать авторские обобщения и выводы, касающиеся исследуемой проблематики;

- основываться на специальной научной и справочной литературе, нормативно-правовых актах, на достоверном фактическом материале.

Курсовая работа является самостоятельной формой итогового контроля знаний студентов. Окончательная оценка курсовой работы определяется по итогам её защиты, что впоследствии будет являться допуском к экзамену по курсу «геоэкология».

1 ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

 

 

Основные этапы подготовки курсовой работы:

- выбор и утверждение темы;

- составление и согласование плана курсовой работы;

- изучение научной литературы и нормативно-правовых актов по выбранной тематике;

- написание текста курсовой работы;

- оформление курсовой работы, представление её на кафедру для регистрации;

- защита курсовой работы.

 

1.1 Выбор и утверждение темы курсовой работы

 

Тематика курсовых работ составляется преподавателем и утверждается на заседании кафедры. Тема курсовой работы может выбираться в соответствии с интересами студентов самостоятельно, и не обязательно должна соответствовать приведённому списку. Формулировки выбранных из списка тем могут изменяться (уточняться, корректироваться) по согласованию с преподавателем и/или руководителем курсовой работы [1].

Главным критерием при выборе формулировки (переформулировки) темы курсовой работы является обязательный акцент на освещение геоэкологических (глобальных или универсальных) аспектов исследуемого вопроса. Регистрация тем (в том числе согласованных с руководителем курсовой работы) осуществляется методистом и/или (техником) кафедры в журнале учёта тематики курсовых работ. Курсовая работа (КР) может стать составной частью, разделом или главой выпускной квалификационной работы, если видом итоговой государственной аттестации, определяемым в соответствии с Федеральными Государственными требованиями по направлению подготовки, является выпускная квалификационная работа (ВКР). Примерные темы курсовой работы представлены в Приложении А.

1.2 Составление и согласование плана курсовой работы

Важным элементом курсовой работы является выполнение в соответствии с общими требованиями, принятыми в УГТУ. Далее составляется план, который определяет структуру и направленность исследования.

Наличие плана курсовой работы позволяет осветить в ней только те вопросы, которые относятся к теме, обеспечить чёткость и последовательность в изложении материала, избежать пробелов и повторений, т. е. научно организовать самостоятельный труд студента. По согласованию с руководителем определяется план работы. Для более чёткого определения круга вопросов (разделов), которые необходимо рассмотреть, каждый раздел плана можно разбить на более мелкие подразделы. Каждый отдельный раздел курсовой работы должен раскрывать только определённую её часть.

Курсовая работа должна содержать следующие структурные элементы:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу;

- пояснительная записка;

- введение (не более 2-3 стр.: актуальность и значимость проблемы, цель задачи, объекта или предмета исследования, и т. д.);

- основная часть (разделы, подразделы, раскрывающие содержание исследуемого вопроса в соответствии с логикой и структурой курсовой работы);

- заключение (не более 2-3 стр.: выводы и рекомендации, степень достижения заявленных целей и задач);

- библиографический список должен содержать не менее 10-15 источников, в т. ч. Интернет-ресурсов;

- приложения (при необходимости).

После составления плана курсовой работы необходимо согласовать его с руководителем. Без такого согласования приступать к раскрытию темы не рекомендуется, так как неудачно составленный план может свести на нет всю последующую работу.

 

1.3 Изучение научной литературы и нормативно-правовых актов

 

Приступая к данному этапу работы необходимо, прежде всего, установить круг литературных и официально-документальных источников, относящихся к теме исследования. На этом этапе и проявляются умения и навыки студентов искать и впоследствии находить, отбирать и систематизировать огромное количество современной информации, т. е. необходимые источники и содержащиеся в них факты, события, правовые нормы и оценки. Основная задача – найти наибольшее количество объективно существующей и реально доступной информации научного, справочного и нормативно-правового характера. Правильно подобранные источники – это показатель научной грамотности и добросовестности студента. При работе над курсовой работой следует использовать следующую научную литературу:

- монографии (научные книги по данной тематике);

- научные статьи журналов;

- статьи в сборниках научных трудов;

- статьи в материалах научных конференций;

- рецензии на опубликованные монографии и научныестатьи;

- авторефераты диссертаций;

- аннотации монографий иностранных авторов в реферативных сборниках;

- научно-практические комментарии законодательства.

Также нужно иметь в виду, что законодательная база со временем меняется, некоторые законы утрачивают юридическую силу. Поэтому необходимо по данному вопросу активно использовать, получившие в последние годы широкое распространение автоматизированные компьютерные справочно-правовые системы «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» в которых содержится информация обо всех действующих нормативно-правовых актах и приведены тексты этих актов.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого в курсовой работе. При работе с нормативным материалом необходимо учесть, что сноски на законодательство должны быть точны и сопровождаться указанием полного названия, даты и органа, принявшего данный акт. Ниже приводится иерархия нормативно-правовых актов по юридической силе.

ЗАКОНЫ

- Международные Правовые Акты;

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные Конституционные Законы;

- Кодексы Российской Федерации;

- Федеральные Законы;

- Законы;

- Конституция Субъекта Федерации;

- Законы Субъекта Федерации.

 

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

- Указы Президента;

- Постановления Государственной Думы;

- Постановления Правительства;

- Постановления Министерств и Ведомств;

- Указы Главы Субъекта Федерации;

- Муниципалитет и т. д.

Библиографический список, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 и по рекомендации кафедры УП должен соответствовать порядку упоминания источника в тексте работы [2].

 

1.4 Написание текста курсовой работы

 

Курсовая работа должна быть написанаграмотно, литературнымязыком и в соответствии с содержанием (планом). Примерный объём курсовой работы должен составлять 20-30 страниц текста набранного на компьютере. Поскольку курсовая работа является результатом самостоятельного изучения студентами избранной темы, она должна быть написана своими словами, содержать необходимые личные обобщения и выводы [1].

1.4.1 Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, библиографический список, наименование приложений с указанием страниц, с которых начинаются все эти элементы. По решению заседания кафедры оформление структурных элементов в содержании должно так же как в курсовой работе, пример содержания представлен в Приложении Д.

1.4.2 Любая письменная работа начинается с введения, где раскрываются мотивы избрания данной темы, подчёркивается актуальность и новизна исследуемой проблематики, определяется её место в науке. Во введении ставятся основные цели и задачи, разрабатываются подходы по их реализации. Объём введения должен соответствовать примерно 10% от общего объёма работы (2-3 страницы). Текст введения не должен делиться на структурные элементы (т. е. пункты или подпункты), пример оформления введения представлен в Приложении Е.

1.4.3 Основная часть работы должна логически последовательно раскрывать поставленные вопросы. Каждый вопрос, должен включать вводную, описательную и заключительную части, в которой автору следует изложить выводы частного характера. В процессе изложения основной части работы показывается глубокое понимание сущности избранной темы, знание используемых источников, умение анализировать и сопоставлять различные точки зрения. Важно не механическое сопоставление отдельных позиций или их бездоказательная критика, а стремление к тому, чтобы главные моменты были подкреплены теоретическими положениями, фактами или примерами практической деятельности. Раскрывая тему, автору нужно максимально использовать имеющиеся теоретические знания, навыки в работе с источниками, умение сравнивать, анализировать и обобщать полученную информацию, кроме того, важно показать связь теоретических положений с реальной жизнью. Объём основной части работы должен соответствовать примерно 20 страницам текста компьютерного набора; пример оформления основной части работы представлен в Приложении Ж.

1.4.4 В заключении работы автор подводит итог научного исследования, указывает, с какими трудностями пришлось столкнуться при изложении избранной темы, акцентирует внимание на теоретических положениях, вызвавших особый интерес, вырабатывает собственную позицию и делает соответствующие выводы обобщающего характера по выбранной тематике. Объём заключения составляет около 10% от всего содержания курсовой работы (2-3 страницы), пример заключения представлен в Приложении И.

Для того чтобы тема курсовой работы была раскрыта, студент должен исходить из следующих основных принципов:

- самостоятельность в обобщении изученного материала;

- оценка различных точек зрения по затронутой проблеме;

- собственное осмысление проблемы на основе теоретических знаний;

- системность, стройность изложения и логическая завершённость работы;

- убедительность и аргументированность авторских суждений;

- оригинальность и нестандартность в освещении проблемы.

1.4.5 При написании курсовой работы, студент должен использовать не менее 10-15 различных источников (учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, а также разнообразную печатную продукцию периодических изданий).

1.4.6 Приложения это материал, дополняющий основную часть работы, необходимо оформлять в виде приложений. В приложениях целесообразно приводить картографический материал большого объёма или формата, легенды карт, описания ландшафтов. По статусу приложения могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. В тексте работы должны присутствовать ссылки на все приложения.

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа оформляется посредством компьютерного набора в соответствии с требованиями к работам подобного рода, т. е. на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4. Общепринятые размеры печати в соответствии с требованиями принятыми в УГТУ:

-поля выставляются по следующим размерам: левое – 30 мм, правое – 10-15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм;

-размер шрифта 14 (Times New Roman);

-текст выравнивается по ширине;

-межстрочный интервал полуторный;

-абзацный отступ равняется 5 знакам, т. е. 1,25.

Текст работы перепечатывается набело строго в последовательном порядке, при этом не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах (нарушающих нумерацию) или на оборотной стороне листа [2, 3].

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, включая приложения. В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 номера страниц проставляют по центру нижнего поля без точки в конце, размер шрифта 14 (Times New Roman) [2]. Титульный лист, задание на КР, пояснительная записка, а также лист с оглавлением (содержанием), включают в общую нумерацию страниц, но номер страницы на них не проставляется. Таким образом, как правило, нумерация начинается с раздела «ВВЕДЕНИЕ». При необходимости в текст работы допускается включать иллюстрации, таблицы, выполненные на листах формата A3, которые при нумерации учитываются как одна страница.

Сокращения слов допускаются только в том случае, если это официально установленные аббревиатуры или если к курсовой работе приложен список сокращений. Также если в тексте работы автор применяет свои собственные сокращения слов, новые символы, не всем знакомые обозначения, студент обязан представить их расшифровку в виде перечня, который должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и/или термины, справа – их детальную расшифровку. Данная таблица оформляется на отдельном листе, который должен находиться после содержания, перед введением. Если обозначения, символы или сокращения повторяются менее трёх раз, то в этом случае перечень сокращений не составляют, а приводят расшифровку в тексте работы при первом их упоминании [2, 3].

Каждый раздел курсовой работы должен быть озаглавлен и должен начинаться с новой страницы. Заголовки следует печатать с заглавной (прописной) буквы без точки в конце, не подчеркивая, выравнивая по центру. Например: СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. Переносы слов в заголовках не допускаются, если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. В соответствии с ГОСТ 2.105-95 расстояние между заголовком и текстом при выполнении работы должно быть равно 3, 4 интервалам [4].

Подразделы печатаются следующим образом: первая буква – заглавная (прописная), остальные буквы – строчные без точки в конце. Выделяют абзацным отступом, который равняется 5 знакам, т. е. 1,25. В соответствии с ГОСТ 2.105-95 расстояние между заголовком раздела и подраздела должно соответствовать 2-м интервалам [4]. Разделы и подразделы в курсовой работе следует нумеровать арабскими цифрами. При этом разделы нумеруются одной цифрой без точки (расстояние от цифры до названия должно соответствовать одному знаку) и выравниваются по центру, например, 1, 2, 3 и т. д. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и нумероваться двумя цифрами без точки на конце (расстояние от цифры до названия также должно соответствовать одному знаку) и выделяют абзацным отступом, который равняется 5 знакам, т. е. 1,25, например, 1.1, 2.3, 3.2 и т. д.

 

2.1 Оформление табличного материала

 

Для удобства и наглядности сравнения каких-либо показателей применяют таблицы. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким, которое следует помещать над таблицей. При переносе части таблицы на ту же или другие страницы название помещают только над первой частью таблицы [2, 3, 4].

Таблицы, за исключением таблиц включённых в приложения, нумеруются арабскими цифрами с помощью сквозной нумерации, данная нумерация необходима для связи таблицы с текстом работы. Пример обозначения нумерации таблиц: Таблица 1, Таблица 2 и т. д. Так же можно нумеровать таблицы в пределах раздела, в таких случаях номер таблицы будет состоять из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой. Пример обозначения нумерации таблиц в пределах раздела: Таблица 2.1, Таблица 2.2 и т. д. В тексте курсовой работы в обязательном порядке должны приводиться ссылки на все таблицы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу в курсовой работе следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблица содержит следующие элементы:

- порядковый номер;

- тематический заголовок;

- боковик;

- заголовки и подзаголовки вертикальных граф (головка);

- горизонтальные строки и вертикальные графы основной части (прографка).

Оформление цифрового материала, производят в виде таблиц в соответствии с рисунком 2.1

 

Таблица    
  (номер)   (название таблицы)

 

Головка таблицы       Заголовки граф
            Подзаголовки граф
              Строки (горизонтальные ряды)
           
           
  Боковик (графа для заголовков) Графы (колонки)  
  Рисунок 2.1 – Пример выполнения таблицы  
               

 

Таблицы слева, справа и снизу, в обязательном порядке ограничивают линиями. Не допускается разделение заголовков и подзаголовков, боковика и граф диагональными линиями. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят и записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Размер шрифта, используемый в таблицах с видимыми границами, должен соответствовать 12 (Times New Roman), если границы таблицы невидимые, то разрешено использовать шрифт размером 14 (Times New Roman), т. е. такой же, как в основном тексте курсовой работы. Головка таблицы отделяется линией от остальной части таблицы, высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицу в зависимости от её размера помещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на неё, или на следующей странице. Если таблица имеет слишком много граф и не помещается в книжном формате, то в данном случае её можно разместить на листе в альбомном формате. Также допускается разделение таблицы, если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, в таком случае её делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют её головку и боковик. При делении таблицы на части допускается её головку или боковик заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и/или строки первой части таблицы [2, 3, 4].

Слово «Таблица» указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова «Продолжение таблицы» с указанием номера (обозначения) таблицы в соответствии с рисунком 2.2.

 

Таблица 1 – Сводные данные о номенклатуре карт и планов, размерах их рамок

Масштаб карты Число листов в одном листе масштаба Размер рамок Пример номенклатуры листов
по широте по долготе
1. В отношении карты масштаба 1:1 000 000
1:1 000 000         N-37
1:500 000         N-37-Г
1:300 000       1° 20'   I-N-37
1:200 000       40'   N-37-XXI
1:100 000       20'   30' N-37-144
На следующей странице пишется: Продолжение таблицы 1
Масштаб карты Число листов в одном листе масштаба Размер рамок Пример номенклатуры листов
по широте по долготе
2. В отношении карты масштаба 1:100 000
1:50 000 1:50 000 1:50 000 1:50 000 1:50 000
1:25 000 1:25 000 1:25 000 1:25 000 1:25 000
1:10 000 1:10 000 1:10 000 1:10 000 1:10 000
1:5 000 1:5 000 1:5 000 1:5 000 1:5 000
1:2 000 1:2 000 1:2 000 1:2 000 1:2 000
Рисунок 2.2 – Оформление таблиц при переносе на другую страницу

Таблицы с небольшим количеством граф можно разделить на части и поместить одну рядом с другой, в таком случае нужно повторить головку таблицы: пример оформления такой таблицы показан на рисунке 2.3

 

         
           
Рисунок 2.3 – Пример оформления таблиц при помощи двойной линии  
             

 

В данном случае таблицы рекомендуется разделять двойной линией, как показано на рисунке 3, или линией толщиной 2S, как показано на рисунке 2.4. Достаточно часто в курсовых работах используются упрощённые таблицы-выводы.

 

         
       
         
Рисунок 2.4 – Пример оформления таблиц при помощи разделительной линии  
           

 

В курсовой работе таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Поэтому, в том случае, если таблицу можно разместить на одном листе, то переносить её не следует. В том случае, когда по смыслу в тексте должна располагаться таблица (после ссылки на неё), а места на странице недостаточно, то она должна быть перенесена на следующую страницу, а на оставшемся месте размещается текст, который по логике изложения должен следовать после таблицы [2, 3, 4].

 

2.2 Представление иллюстрированного материала

 

Иллюстрационный материал включает в себя графики, диаграммы, схемы, карты, планы, разрезы, фотоснимки.

2.2.1 Представление графиков (диаграмм)

График – это диаграмма, изображающая при помощи кривых количественные показатели движения или состояния чего-либо (рис.2.5).

 
 
 
 
 

Рисунок 2.5 – Оформление графика (оси должны быть подписаны)

Диаграммой называют один из способов графического изображения зависимостей между величинами или изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объёмные. Наиболее широко используются линейные диаграммы, а из плоскостных – столбиковые (ленточные) и секторные (рис. 2.6, 2.7).

 
 
 
 
 

Рисунок 2.6 – Оформление столбиковой диаграммы

(оси должны быть подписаны)

 
 
 
 
 

Рисунок 2.7 – Оформление ленточной диаграммы

(оси должны быть подписаны)

Для построения линейных диаграмм используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладывают время или факториальные признаки (независимые), а по оси ординат – показатели на определённый период времени или значения результативного признака. Вершины координат соединяются отрезками, в результате чего получается ломаная линия. Линейные диаграммы удобны тем, что на них, не загромождая рисунок, можно одновременно наносить значительное количество показателей [2, 3, 4].

На столбиковых (ленточных) диаграммах данные изображаются в виде прямоугольников одинаковой ширины, расположенных вертикально или горизонтально. Длина (высота) прямоугольников должна быть пропорциональна изображаемым ими величинам. При вертикальном расположении прямоугольников диаграмма называется столбиковой, а при горизонтальном – ленточной.

Рисунок 2.8 – Оформление секторной диаграммы

 

Секторная диаграмма представляет собой круг, разделённый на секторы, размеры которых пропорциональны величинам частей отображаемых явлений или предметов (рис. 2.8).

2.2.2 Представление схем, иллюстраций

Схемы в курсовой работе используются для более наглядного отображения взаимосвязей между явлениями, процессами или предметами. Схемы состоят из геометрических фигур (блоков), соединённых между собой линиями, расположение которых позволяет судить о наличии или характере взаимосвязей между различными элементами предмета, явления или процесса. Наиболее часто такие блок-схемы используются для характеристики организационной структуры предприятия или структуры управления им.

Иллюстрации следует располагать непосредственно после текста, в ко­тором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах разделов (например, в разделе 1 нумерация рисунков будет 1.1, 1.2 и т. д.). Однако в том случае, если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации должны быть сделаны ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации расположены в курсовой работе. Ссылки не следует оформлять как самостоятельные фразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи под иллюстрацией. В том месте текста, где речь идёт о теме, связанной с иллюстрацией, помещают ссылку на неё, оформленную либо в виде заключённого в скобки выражения «рис.», например, рис. 1.3, либо в виде оборота типа: «как свидетельствует рис. 1.3» или «из рис. 1.3 видно».

Каждую иллюстрацию сопровождают подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации. Подрисуночная подпись, как правило, имеет четыре элемента:

- наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»;

- порядковый номер иллюстрации, указываемый без знака «№»;

- тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме; тематический заголовок начинается с прописной буквы, точка в конце тематического заголовка не ставится;

- словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа.

2.2.3 Представление картографического материала

Картографический материал (карты и их фрагменты, разрезы, профили, картосхемы и т. п.) помещаются в приложениях (за исключением обзорных карт/копий мелкого масштаба) [4]. Лист с картографическим материалом должен иметь рамку, стрелку-ориентир (север-юг), штамп в нижнем правом углу; лист(ы) помещается в отдельный пластиковый «карман» и складывается таким образом, чтобы штамп был сразу виден. Если картографическое приложение занимает несколько листов, в штампе указывается номер листа и количество листов в приложении. Пример штампа приводится ниже.

 

Название ВУЗа Специальность Год
Название КР
Масштаб Название приложения
Номер приложения
Количество листов
Номер листа

 

2.3 Оформление ссылок и сносок на литературные источники, сокращения и примечания

 

Применение ссылок в курсовой работе необходимо для того, чтобы исключить повторение в тексте отдельных его фрагментов и во избежание дублирования структурных элементов работы. Ссылки в тексте работы должны соответствовать порядковому номеру в библиографическом списке, их необходимо заключать в квадратные скобки. В тексте работы при ссылках на Госстандарт указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утве

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...