Деятельность социального педагога начинается с
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Определение социального статуса ребенка. Путем изучения документов, бесед, тестирования. Социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья,условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение,собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д. 2. Следующая задача социального педагога – составить индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Проблемы адаптации ребенка, попавшего в детский дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и др. специалистов детского дома: - Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных и лечебных мероприятий. - Психологическая реабилитация связана с проведением занятий по снятию тревожности, беспокойства у ребенка. - Педагогическая – предполагает проведение дополнительных занятий по программе общеобразовательной школы, а также коррекционных занятий. - Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.
3. Вместе с психологами социальный педагог занимается проблемами - профессионального самоопределения выпускников: · знакомство воспитанников с различными профессиями путем проведения бесед, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, просмотр кинофильмов, посещение дней «Открытых дверей»; · тестирование воспитанников в центре занятости; · индивидуальные собеседования с выпускниками по выбору профессии; · организация занятий по первоначальной профессиональной подготовке; · сбор документов для дальнейшей учебы и трудоустройства. - освоения ими различных социальных ролей человека в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал и др.) - ознакомления со структурой и функциями семьи; - формирования адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться выпускнику к жизни после выхода из детского дома (например, проведение бесед на тему “Как подготовиться к вступительным экзаменам?”, “Как пользоваться разными видами транспорта?”, “Как заполнить документы на коммунальные платежи?” и т.п.). Социальный педагог использует для решения этих задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания, беседы и др. 4. Еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Социальный педагог занимается - жилищными проблемами ребенка: · оформление документов для сдачи жилья в аренду; · оформление документов в суд для решения вопроса о возвращении жилья; · оформление документов на приватизацию жилья; · участие в обследовании жилья при обмене; · сбор документов на получение жилья выпускникам детского дома; · участие в подборе жилья для выпускников. - Правовые вопросы, опека, усыновление: · оформление документов воспитанников в органах ЗАГСа, милиции; · участие в заседаниях судов по лишению родительских прав; привлечение к ответственности за неуплату алиментов; возвращению жилья воспитанникам, незаконно проданного родителями;
· подготовка документов на усыновление, опеку; · участие в подборе приемных, патронатных семей; · обследование материально-бытовых условий семей родственников; · беседы с воспитанниками по правовой тематике. Консультации воспитателей по правовым вопросам. - Охрана прав воспитанников: · защита прав воспитанников перед родителями и в образовательных учреждениях; · сбор документов для определения юридического статуса воспитанников; · выяснение причин трудновоспитуемости детей и организация работы по ее устранению; · представление интересов воспитанников в милиции, суде, нотариате; · оформление документов на взыскание алиментов, контроль за их начислением; · оформление и контроль за сберегательными счетами. - Организационные мероприятия: · подготовка вопросов по социальной работе для обсуждения на педсоветах, производственных совещаниях, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации; · планирование и учет всех видов социальной работы; · своевременное оформление личных дел воспитанников; · ежемесячный отчет в управление Социальной Защиты Населения о движении воспитанника; · ежегодный отчет в отдел образования о выпускниках; · ежегодный отчет о результатах социальной работы. - Взаимодействие с другими ведомствами: · органы опеки и попечительства, управление соц. Защиты населения, ЗАГС, КДН.; · органы внутренних дел, суда, прокуратуры, нотариата; · жилищные органы, отделы приватизации, БТИ.; · центр занятости населения; · органы здравоохранения и центр медицинской профилактики; · социальная служба молодежи. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-психолого-педагогических проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - 1992. 2. Брутман, В.И. Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных одиноких матерей – М.: Педагогика, 1994. – кн.1. – 182 с.
3. Дементьева И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. - М., 2000. 4. Дементьева И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. - 1992. - №10. 5. Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка / И. Камина // Социальное обеспечение. - 2000. - №11. 6. Клемантович И. Культура профессионального мышления социального педагога // Воспитание школьников. М., 2000 7. Кобринский. М.Е. Образ жизни как фактор формирования личности воспитанников интернатных учреждений. – Гомель.: Просвещение, 1996. – 160 с. 8. Куличенко Р.М. Социальный педагог: профессионализация деятельности. Моногор. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина. 1998,- 240с. 9. Мухина В. С. Особенности развития личности детей воспитывающихся в интернатных учреждениях / И. А. Мухина // Воспитание и развитие детей в детском доме.– М. 2001 10. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000 11. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений. – М.: Академия, 2002. – 310 с. 12. Павленок.П.Д. Методлогия и теория социальной работы. –М.:ИНФРА-М, 2008.-267с. 13. Скибинский.С.Я. Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попечения родителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с. 14. Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.06.2000 № 1908 «Об утверждении положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» 15. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1998, - 544 с. 16. Семейный кодекс Российской Федерации. - 4-е изд. - М.: «Ось – 89», 2000. - 96 с. 17. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А. Галагузовой. М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с. 18. Темникова Л.А. Теория и методика социальной работы. – Калуга: Изд-во КГПИ, 1993. – 310 с. 19. Социальная работа: теория и практика. // Учеб. пособие. // отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М. 2001.
20. Технологии социальной работы. // Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА – М. 2001.
25. Шульга Т.И., Слот В., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|