Коррупция как социальное явление
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЛЕКЦИЯ
на тему: Актуальные вопросы противодействия коррупции в таможенных администрациях
Дисциплина: Управление таможенным делом Автор: кандидат военных наук, доцент Волков В.Ф.
Люберцы 201_ г. Слайд 2 Вопросы: Коррупция как социальное явление. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией. Особенности коррупционных проявлений в современной России. Особенности коррупционных проявлений в институтах таможенного администрирования. Введение Коррупция представляет собой непосредственную угрозу национальной безопасности для всех государств, в том числе и для Российской Федерации. Это явление серьезно затрудняет нормальное функционирование всех политических и социально-экономических механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, развитию в нашей стране институтов демократии и гражданского общества, реализации гражданами своих конституционных прав в сфере образования, здравоохранения, социального обеспечения, имущественных отношений, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам. Поэтому коррупция и теневая экономика правомерно рассматриваются как угрозы государственной безопасности. Коррупция в деятельности органов государственной власти и управления приобрела в настоящее время глобальный и системный характер, способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для ведения теневой экономики, развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности государственных служащих. Исследование международного и отечественного опыта борьбы с коррупцией, выработка предложений и рекомендаций противодействия коррупции в органах государственной власти, таможенных администрациях актуализирует данное исследование.
Разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения её коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом и совершенствования правоохранительной деятельности в частности, становятся настоятельной необходимостью. В деятельности органов государственной власти коррупция способствует развитию организованной преступности, создает питательную почву для развития очагов экстремизма и терроризма, ставит под угрозу реализацию национальных проектов, а также подрывает все государственно-правовые реформы, которые в настоящее время проводятся в нашей стране. Все эти и ряд других проблем делают объективно необходимым формирование административно-правового механизма противодействия коррупции в различных направлениях деятельности должностных лиц. Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов. Таможенные службы не являются исключением, и их часто приводят в качестве примера в числе наиболее коррумпированных. Учитывая важную роль, которую таможенная служба играет в сборе доходов, содействии торговле, обеспечении национальной безопасности и защите общества, наличие коррупции в таможенных органах отрицательно влияет на темпы социального и экономического развития страны. С учетом важности данной проблемы международное таможенное сообщество при участии ВТамО выработало действенную стратегию борьбы с коррупцией.
В этой связи исследование международного и отечественного опыта борьбы с коррупцией, выработка предложений и рекомендаций противодействия коррупции в таможенных администрациях, делает данную проблему весьма актуальной. Для решения многих проблем в сфере противодействия коррупции в таможенных органах Российской Федерации, безусловно, необходимо использовать международный опыт. Во всех зарубежных государствах создана административно-правовая и организационная основа противодействия коррупции, позволяющая снизить уровень коррупции до масштабов, не представляющих опасности для личности, общества и государства. Некоторым правоведам представляется, что с коррупцией можно эффективно бороться путем повышения уровня уголовно-правовых запретов. Однако, как показала практика, перманентное ужесточение санкций со стороны государства в отношении лиц, совершающих коррупционные преступления, не дают ощутимых результатов потому, что нет системности в противодействии коррупции. Из-за отсутствия системы в антикоррупционной политике и системности в ее практической реализации коррупция ныне достигла невиданных масштабов, проникла не только в региональные и муниципальные органы власти, суд, прокуратуру, таможню, полицию, но и в верхние эшелоны власти. Именно эти обстоятельства обусловливают необходимость дальнейшего изучения и применения на практике изложенных в учебном пособии вопросов. Слайд 3 Коррупция как социальное явление Как показывает опыт проводимых государственно-правовых реформ, а также практика правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции, в системе государственной службы коррупция возникает в тех сферах деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. Исследование показывает, что коррупция возникает в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, а также разрешительные полномочия. Именно поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим деятельности органов государственной власти и управления. Слайд 4
Как в нашей стране, так и за рубежом, отчасти, причиной роста коррупции в администрациях государственных служащих является плохое качество нормативной правовой основы их деятельности. В настоящее время приходится констатировать, что действующая законодательная, а также иная нормативная правовая база не столь оптимально регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.), ограничиваясь полумерами. Названные причины во многом носят объективный характер, но есть еще и целый ряд субъективных проблем, воздействовать на которые с помощью норм права достаточно сложно. В Российской Федерации за последние 25 лет проблема коррупции приобрела характер национального бедствия, представляет одну из реальных угроз национальной безопасности государства. Коррупция всегда рассматривалась как явление, посягающее на основы государственного управления, но за последние годы преступления в сфере государственного управления приобрели угрожающий характер. На федеральном уровне все активнее обсуждается проблема противодействия коррупции, в результате принимаются нормативные правовые акты, предназначенные для предупреждения явления коррупции. Но какие бы не принимались законы о противодействии коррупции, факты коррупции продолжают иметь место, в том числе и таможенных органах. Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и теневой экономике, инициаторами которых выступали федеральные и региональные структуры, отдельные политики и научные коллективы. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные подходы в разной степени были ошибочными или несвоевременными. Слайд 5
Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В то же время, в законе коррупция и теневая экономика не рассматриваются как явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а, следовательно, и не рассмотрены как единый комплекс меры противодействия им. Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействии коррупции» внесен ряд изменений по ужесточению наказаний за коррупционные правонарушения. Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. В Указе даны рекомендации по усилению работы кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по внедрению в планы противодействия коррупции федеральных и региональных органов исполнительной власти изменения, касающиеся, в основном, сроков исполнения мероприятий плана противодействия коррупции на 2008-2012 годы. Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» утвержден Национальный план противодействия коррупции. Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава Президиума этого Совета» утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Но статус и порядок исполнения Национального плана противодействия коррупции не определен, поэтому он является скорее актом политической воли. Как и многие другие акты подобного уровня, план предполагает меры противодействия только коррупции, что является в корне ошибочным. Утверждение состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Национального плана борьбы с коррупцией, введение деклараций о доходах чиновников, антикоррупционное законодательство, уголовное наказание за взятки, кратные штрафы и другие меры позволяют надеяться на то, что с коррупцией в нашей стране все-таки борются.
В стратегии национальной безопасности и национальном плане противодействия коррупции нашли отражение концептуальные основы отечественной антикоррупционной политики, которая опирается на доктринальные положения системы обеспечения национальной безопасности, на рекомендации маститых ученых и международный опыт. Указанные документы предусматривают формирование действенной нормативно-правовой базы, направленной на организацию выявления фактов коррупционных правонарушений и преступлений, а также политико-идеологические мероприятия с привлечением телевидения, радио, печатных средств информации по формированию обстановки нетерпимости к коррупционерам, по бичеванию их стремления к наживе любой ценой с выявлением того вреда в политике, экономике, социальной сфере, который несет массовая коррупция. Стратегия и План наряду с Законом «О противодействии коррупции» предъявляют новые требования к работе всех государственных органов, прокуратуры и правоохранительных служб. Однако о неэффективности мер по борьбе с коррупцией в Российской Федерации свидетельствуют социологические опросы, выводы научных исследований. Это обстоятельство требует формирования новых концептуальных и методологических подходов к проведению антикоррупционной политики, более глубокого исследования феномена коррупции. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция определена как одна из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения государственной и общественной безопасности. Какой же отпор можно дать с помощью современного государственного управления таким общественно опасным явлениям, как коррупция и теневая экономика? Понятие коррупции прямо не упоминается ни в одном из нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за отдельные виды коррупционных правонарушений. Вполне очевидно, что масштабный ответ российской коррупции и теневой экономике требует решений на высшем уровне, программно-целевого планирования такой деятельности, ресурсного обеспечения, широчайшей пиар-кампании для мобилизации общественного мнения и создания психологического фона, понуждающего к должному поведению. Однако на сегодняшний день складывается ситуация, при которой программные и доктринальные документы носят характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития. Слайд 6 Коррупция – принятие государственными должностными лицами лично или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных законом, с использованием ими должностного положения, т.е. полномочий и связанных с ними возможностей или подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ. Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. В системе общественных отношений современной России исследователями выявлено наличие социально-политических факторов, являющихся причиной разрастания коррупции. К таким факторам, по утверждению политолога-исследователя Терещенко И.А., следует отнести: Слайд 7 · ухудшение материального положения большей части населения России, крайне низкий уровень социальной обеспеченности и социальной защищенности граждан; · непрекращающаяся политическая борьба за власть с использованием антикоррупционных мер, что способствует идейно-политическому расколу общества; · наличие острых проблем в межнациональной, межконфессиональной сфере, в области здравоохранения, образования и науки, в экономике в целом; · снижение духовно-нравственного и общего культурного уровня развития населения, процессы его маргинализации; · недостаточно эффективное правовое и политическое воспитание граждан, несовершенство антикоррупционного законодательства; · активное проникновение коррупционных отношений во властные структуры, лоббирование государственными чиновниками интересов не всего общества, а отдельных группировок и «семей»; · отсутствие комплексной стратегии противостояния коррупции, включающей в себя сроки, средства, формы, способы и конкретных исполнителей. К этому довольно длинному перечню причин следует добавить и такие системные причины коррупции как-то: · высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств и отсутствие прозрачности в системе законотворчества; · слабая кадровая политика государства; возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих; · отсутствие системного подхода в борьбе с этим социальным злом, не выработана действенная государственная стратегия по противодействию коррупции; · отсутствие политической воли руководителей высших эшелонов власти, вследствие теснейшего сращивания власти и коррупции. В итоге причины, порождающие коррупцию, и условия, благоприятствующие ее распространению, не устраняются. Слайд 8 Эти выводы подтверждаются данными социологических опросов россиян. Согласно исследованиям Института социологии РАН, причины коррупции заключаются: в жадности и аморальности чиновников и бизнесменов – 70,1 %; неэффективности государства и несовершенстве законов – 63,3 %; низком уровне правовой культуры, а также правовом нигилизме значительного количества населения – 37,2 %; клановости и семейственности в системе государственной службы – 33,9 %; правовой неграмотности государственных служащих – 13,7 %; 4,2 % респондентов затруднились ответить, а 1,1 % назвали иные причины. В современном российском обществе объем коррупционного рынка составляет 240-316 млрд. долларов. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников только 10 % не берут взяток и не замешаны в коррупции. Слайд 9 В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции: · коррупция в сфере государственного управления; · парламентская коррупция; · коррупция на предприятиях; · верхушечная коррупция; · низовая коррупция; · вертикальная коррупция; · коррупция по горизонтали; · политическая, экономическая и другие виды коррупции. Они настолько переплетены между собой, что разграничить их довольно сложно. Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность госслужащего распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах общества и государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исходя из иерархического положения госслужащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую. Формы коррупции в системе государственной службы весьма разнообразны. Они могут проявляться в виде: · вознаграждения за получение выгодных контрактов в форме оплаты якобы консультационных услуг, установления непомерно высоких гонораров за публикации или лекции; · служебного мошенничества и других формах хищения; · получения «комиссионных» за размещение государственных заказов; · оказания государственным служащим разного рода услуг и иных «знаков внимания»; · поездок в заграничные командировки, на отдых и лечение за счет заинтересованных в решении вопросов партнеров; · латентного вымогательства взяток, в том числе незаконных вознаграждений, за ускоренное решение вопросов, выдачу документов; · вымогательства взяток у водителей сотрудниками органов, обеспечивающих безопасность дорожного движения; · устройства на работу родственников, друзей, знакомых; · получения руководителями от подчиненных доли взяток и др. Использование административного ресурса: · неравный доступ к средствам массовой информации (СМИ) – местные СМИ находятся под контролем администрации, которая определяет, какому кандидату, и в каком объеме предоставлять время на местном телевидении и радио; · давление на избирательные комиссии – большинство в окружных и участковых избирательных комиссиях – это либо представители администрации, либо люди от нее зависимые. Администрация указывает, какому кандидату надо помогать, а какому – нет; · давление на органы внутренних дел – администрация указывает, какие пикеты арестовывать, какие агитационные материалы изымать; · давление на бизнес-структуры – те компании, которые поддерживают неугодных администрации кандидатов, подвергаются всяческим проверкам налоговой инспекции, СЭС и др.; · прямое давление – прямые телефонные звонки неугодным кандидатам. Подкуп избирателей со стороны кандидатов: · прямой подкуп – людям даются деньги, либо подарки, а они голосуют, как надо; · непрямой подкуп – кандидатом создается благотворительный фонд, который в период предвыборной агитации раздает гуманитарную помощь; с избирателями заключаются договора на оказание услуг с последующей выплатой премиальных в случае победы кандидата. В последнее время существует список форм проявления коррупции, которые относятся к сфере взаимодействия бизнеса и власти: · взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов; · принятие ненадлежащих подарков / денег для ускорения решения проблемы; · защита и покровительство путем некачественного администрирования; · поиск ренты, с помощью которой чиновники противозаконно устанавливают плату за услуги или искусственно создают дефицит; · незаконные взносы в выборные кампании для оказания влияния на содержание проводимой политики и т.п. Перечень отрицательных последствий коррупции велик. В этой связи эффективная борьба с коррупцией неизбежно влечет за собой коренные изменения не только в государстве, но и в социуме в целом. Одновременно действенная борьба с коррупцией предполагает достижение целого ряда объединенных в единую систему целей. Некоторыми авторами выделяется пять основных целей противодействия коррупции и теневой экономике: Слайд 10 Первая. Увеличение эффективности и компетентности власти в государственном управлении, авторитета власти внутри и вне страны. Вторая. Повышение инвестиционных и иных экономических рейтингов России. Третья. Снижение экономических издержек, оздоровление экономики. Четвертая. Стимулирование рыночного прогресса (добросовестной конкуренции). Пятая. Оздоровление социально-психологического состояния населения, утверждение справедливого распределения национальных ресурсов. Несмотря на то, что коррупция как явление достаточно хорошо изучена (Россией ратифицировано большинство международных конвенций о борьбе с коррупцией, существует несколько проектов антикоррупционных нормативных правовых актов и программ, во многих регионах есть свои собственные программы борьбы с коррупцией, действуют почти два десятка различных центров, институтов, сконцентрировавших свою деятельность на изучении коррупции и теневой экономики), уровень коррупции не только не снижается, но, напротив, продолжает расти. В чем же причины неудач в противодействии коррупции? Почему, признав коррупцию одной из угроз национальной безопасности и одним из самых серьезных препятствий на пути развития страны, государство практически ничего не может предъявить обществу в качестве реальных достижений в борьбе с коррупцией, за исключением арестов отдельных чиновников, обвиненных в получении взяток? Слайд 11 Таких причин можно назвать несколько: Первая причина – это отсутствие действительной политической воли. Коррупция носит тотальный характер и пронизывает все сферы общественной жизни. Она стала привычным явлением, нормой жизни, а ряд экспертов придерживаются позиции, что коррупция – это вообще единственный на сегодня реальный способ управления. Поэтому перед нами встает самый главный и самый сложный вопрос: как можно ожидать от власти эффективных мер по борьбе с коррупцией, если она сама коррумпирована? Вторая причина заключается в том, что большинство современных отечественных разработок по противодействию коррупции касается лишь отдельных направлений, аспектов, сфер такой борьбы, причем, как правило, в отрыве от решения проблем оздоровления экономики в целом. Вместе с тем, совершенно очевидно, что без комплексной, всеобъемлющей общероссийской стратегии и такой же программы противодействия коррупции и теневой экономике, какого-либо стабильного позитивного эффекта в деле борьбы с этими явлениями достичь невозможно, даже в условиях отдельного региона. Предлагаемые сегодня варианты подходов к борьбе с коррупцией (противодействия коррупции) также существенно отличаются друг от друга по содержанию мер и способов такой борьбы – в зависимости от конкретного вида коррупции, сфер ее проявления и иных критериев классификации коррупции. По мнению разработчиков, ни одну из классификаций проявлений коррупции, представленных сегодня в теории и применяемых на практике (включая законодательство и правоприменение), нельзя признать отвечающей потребностям высокоэффективного противодействия этому явлению. Для борьбы с коррупцией и теневой экономикой рядом исследователей предлагаются следующие ключевые решения: 1. Платформа политической воли и публичное политическое решение. 2. Поэтапная обеспеченная программа охвата различных категорий госслужащих государственных должностных лиц новыми мерами борьбы с коррупцией. 3. Создание федерального органа исполнительной власти по управлению госслужбой (с функциями спецслужбы по борьбе с коррупцией). 4. Добровольный антикоррупционный «колпак» (добровольное ограничение некоторых конституционных прав госслужащих). 5. Жесткая формализация деятельности госслужащих. 6. Разработка и введение механизма кадровых историй для госслужащих. 7. Введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность. 8. Усовершенствование наказаний, в т. ч. повышение определенности и суровости во всех необходимых случаях. Слайд 12
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|