Правовое обеспечение транспортно-экспедиционной деятельности в РБ
Основы гражданского законодательства, принятые Палатой представителей 1997 г., регламентирует транспортно-экспедиционное обслуживание и транспортную деятельность на территории нашей страны. Договор транспортной экспедиции впервые регулируется Гражданским Кодексом в качестве самостоятельного гражданско-правового договора, которому посвящена отдельная глава (глава 41 “Транспортная экспедиция”). Глава “Транспортная экспедиция” ГК включает в себя лишь самые общие положения, регулирующие договоры транспортной экспедиции, составляющие необходимую основу для последующего детального регулирования иными законами и правовыми актами. Источниками более детального правового регулирования рассматриваемых правоотношений является Закон Республики Беларусь “О транспортно-экспедиционной деятельности” и Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – Закон) принят в 2006 году. Закон определяет правовые и организационные основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь в целях создания условий для обеспечения потребностей экономики и населения в транспортно-экспедиционных услугах. В Законе приводятся основные понятия, даются их определения. Указывается, что транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании договоров транспортной экспедиции, об организации перевозок грузов, перевозки груза, фрахтования, хранения и иных договоров, заключаемых участниками транспортно-экспедиционной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В Законе приводится перечень услуг, которые можно отнести к транспортно-экспедиционным услугам.
В Законе уделяется пристальное внимание договору транспортной экспедиции, в соответствии с которым одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных транспортно-экспедиционных услуг. Возможны различные формы заключения договора. В соответствии с Законом, экспедитор при исполнении договора транспортной экспедиции может вступать в отношения с третьими лицами от своего имени или от имени клиента. Во втором случае экспедитор должен иметь доверенность клиента, согласно которой клиент уполномочивает его действовать в таком статусе. Правила транспортно-экспедиционной деятельности (далее – Правила) были приняты в 1996 году, в 1999 году в них были внесены изменения и дополнения. С принятием в 2006 году Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» Правила были кардинально пересмотрены и приняты в новой редакции В Правилах · определяется порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта; · детализируются права и обязанности клиента и экспедитора; · приводятся формы и порядок заполнения перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов и используемых при оказании транспортно-экспедиционных услуг; · определяется порядок предъявления претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции. Впервые пунктами 4, 7, 22 Правил обозначены экспедиторские документы: · поручение экспедитору – определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг; · экспедиторская расписка – подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя;
· заказ-поручение – определяет условия организации перевозки грузов физическим лицам, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности. Пунктом 35 Правил, регламентируется порядок документального оформления транспортно-экспедиционных услуг, согласно которому экспедитор обязан предоставить клиенту сведения о наличии соответствующей лицензии, а также перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг.
Договор на ТЭО может быть разовым и заключен: · в виде единого документа, подписанного клиентом и экспедитором; · в форме поручения экспедитору. Клиент предоставляет экспедитору поручение, если экспедитор после рассмотрения поручения письменно подтверждает принятие его к исполнению, то договор транспортной экспедиции считается заключенным. Договор может быть долгосрочным – на год или более длительный срок, такой договор составляется в виде единого документа. Довольно часто в рамках долгосрочного договора невозможно предусмотреть особенности экспедирования отдельных партий груза. В таком случае на каждую партию груза (отправку) выдается отдельное поручение, которое уточняет и конкретизирует положения долгосрочного договора. Таким образом, поручение на экспедирование может выполнять две функции · при отсутствии договора транспортной экспедиции – выступает как заявка на выполнение транспортно-экспедиционных услуг, а в случае принятия поручения к исполнению, свидетельствует о заключении договора транспортной экспедиции; · при наличии договора транспортной экспедиции – уточняет и конкретизирует положения договора относительно отдельно взятой партии груза (отправки). Поручение экспедитору должно содержать все данные, необходимые для его надлежащего исполнения. Форма поручения экспедитору определяется Правилами транспортно-экспедиционной деятельности. В Законе оговариваются права и обязанности клиента и экспедитора по договору транспортной экспедиции в Правилах они детализируются. Экспедитор несет ответственность за несохранность принятого в свое ведение груза, если не докажет, что утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный несохранностью груза, возмещается экспедитором в следующих размерах: · за утрату или недостачу груза – в размере стоимости утраченного или недостающего груза; · за повреждение (порчу) груза – в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – в размере его стоимости; · за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, – в размере объявленной ценности груза или части объявленной ценности, пропорциональной утраченной (недостающей) части груза, но не выше его реальной стоимости. Экспедитор несет ответственность за нарушение срока исполнения обязанностей по договору транспортной экспедиции и возмещает убытки, причиненные клиенту, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента Клиент несет ответственность за непредставление информации и возмещает убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своей обязанности по представлению информации. Срок предъявления исковых претензий, вытекающих из договора транспортной экспедиции, определен в 10 месяцев. Срок исковой давности по искам, вытекающим из договоров перевозки, составляет 12 месяцев. Таким образом, если груз утрачен или поврежден, клиент предъявляет иск экспедитору, а экспедитор – перевозчику. Разница в сроках исковой давности в 2 месяца необходима для того, чтобы экспедитор успел предъявить иск перевозчику.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|