Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия ослабления стресса




Школа вожатского мастерства.

Лекция №4.

План лекции:

· Адаптация вожатого;

· Способы снятия эмоционального напряжения;

· Профилактика «Профессионального выгорания».

 

Адаптация вожатого

Практически всегда, попадая в новый трудовой коллектив, работник испытывает стресс, негативно воздействующий на его производственные, психологические и физиологические показатели. Новый коллектив для него – это среда незнакомых ему людей с присущими им привычками, наклонностями и эмоциями, действующих по незнакомым работнику моделям поведения. Новый работник сталкивается с новой для себя корпоративной культурой, с незнакомыми правилами, условиями и табу. У работника неизбежно возникают сложности при освоении новой профессии (вожатый) или нового рабочего места (лагеря). Эффективность работника в такой ситуации падает, его КПД снижается.

Адаптация (от лат. Приспособлять) – это процесс ознакомления работника с новой организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры новой компании.

 

Аспекты адаптации:

Социальная адаптация

Приходя на работу, человек принимает те нормы поведения и общения, которые существуют в коллективе, включая систему взаимоотношений с коллегами. Сотруднику необходимо получить ответы на следующие вопросы:

· Какой стиль общения принят в педагогическом коллективе (дружеский, официально-деловой, богемный, комеди-клаб и т.п.)?

· Как принято обращаться с сотрудниками, равными по уровню/должности, руководителям?

· Есть ли в компании какие-то группы? Какие между ними взаимоотношения?

· У кого похожие хобби, увлечения?

· Что можно/нельзя обсуждать в курилке, за обедом?

· К кому можно/нельзя обращаться за помощью, советом?

 

Организационная адаптация

Обычно мы проводим на работе большую часть дня (особенно в ДОЛ). Разумеется, это время должно быть как-то организовано в бытовом плане. Существует масса организационных моментов, с которыми предстоит разобраться вожатому-новичку в первые дни работы. Например,

· Где он будет жить (условия проживания)?

· Каким образом здесь лучше распределять своё время?

· Как оформить документы о приеме на работу?

· Когда и где выдают зарплату?

· Как и когда здесь могут собираться вожатые для неформального общения?

· Можно ли оформить свою комнату «повесить плакат любимой рок-группы, семейное фото и т.д.?

· Порядок и выдача канцелярских товаров? Как заказать канцелярию?

· К кому обращаться по поводу технических неисправностей?

· Как принято справлять дни рождения?

· Когда можно брать выходные дни?

3. Профессиональная адаптация

Данный аспект адаптации связан непосредственно с профессиональной стороной деятельности вожатого. Хватает ли ему знаний, умений и навыков или требуется дообучение? Вожатому необходимо освоить следующие профессиональные аспекты работы:

· Усвоение новых знаний, умений и навыков.

· Используемые в лагере технологии и техники.

· Стандарты работы. Документация.

· Нормы и нормативы.

· Перспективы профессионального и карьерного роста.

· Возможности обучения, повышения квалификации.

· Параметры оценки качества работы.

 

Адаптация – это процесс двусторонний. С одной стороны – большое значение имеет то, как тебя «примет» новая организация, а с другой – на сколько ты сам будешь этого хотеть.

 

Советы педагогу-новичку

1. Заранее настроиться на всё новое, на возможные трудности и на их преодоление.

2. Задавать все интересующие вопросы, не бояться обращаться за советом, за помощью.

3. Если чего-то не знаешь, быть активнее, самому узнавать что-то, попробовать новую для себя деятельность.

4. Самому не бояться общаться, идти на контакт с коллегами и администрацией.

5. Быть уверенным в себе и в том, что всё обязательно получится.

6. Стараться, несмотря ни на что, отлично выполнять свою работу!

 

Выгоды, получаемые педагогом после прохождения адаптации:

· Получение полной информации, требуемой для эффективной работы.

· Снижение уровня неопределенности и беспокойства.

· Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к организации (ДОЛ) в целом.

· Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения.

· Выстраивание системы взаимодействия с коллегами.

· Получение эффективной обратной связи от старшего вожатого по итогам смены.

 

Адаптация вожатого в ДОЛ иногда переходит в дезадаптацию, сопровождаемую стрессом.

 

Стратегия ослабления стресса

- Плач. Это самый первый шаг при попытке преодолеть стресс. Плач помогает разрядить напряжение и избавиться от психологического дискомфорта, расслабляет напряженные мышцы.

- Физическая активность. Ходьба пешком, танцы, теннис, футбол, - образно говоря, любые физические упражнения также ослабляют стресс.

- Вербализация переживаний. Когда вы выговариваете вслух то, что вас беспокоит, произнесенные слова сами по себе ослабляют болезненный стресс. Даже если вы кричите о своих страданиях, сидя в машине или оказавшись в лесу, это упускает вас, а иногда даже действует целительно.

- Юмор. Попробуйте посмотреть на ситуацию с другой стороны, отметьте для себя её абсурдность. Посмейтесь над ней. Представьте для себя стресс в другом контексте, как нечто менее серьезное, даже как глупость.

- Музыка. Независимо от ваших вкусов и предпочтений, музыка является сильным упекающим средством; проведите некоторое время наедине с любимой музыкой – и любой стресс утихнет.

- Отдых. В течение рабочего дня важно хотя бы немного времени уделять отдыху. Даже короткие паузы вроде счета про себя или глубокого вдоха перед тем, как сказать или предпринять ответные действия, помогут совладать с собой. Иногда очень полезно побыть наедине с самим собой, помолчать, прогуляться, полюбоваться водой, подышать свежим воздухом, пообнимать деревья.

- Решение проблем. Когда вы направляете свою энергию на анализ проблемы, стресс уменьшается, поскольку вы обдумываете причины своих трудностей. Когда впереди видится облегчение, вы чувствуете себя уже не таким беспомощным.

 

Эмоциональное выгорание

Синдром эмоционального выгорания – это состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям и тесное взаимодействие с детьми. Синдром эмоционального выгорания рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте.

Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы – усталость, физическое утомление, истощение; уменьшенный или увеличенный вес; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; гипертензия (повышенное давление); язвы, нарывы; сердечные болезни.
  2. Эмоциональные симптомы – недостаток эмоций, не эмоциональность; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие и усталость; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; раздражительность, агрессивность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; нервные рыдания; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других (люди становятся безликими, как манекены); преобладает чувство одиночества.
  3. Поведенческие симптомы – рабочее время больше 45 часов в неделю; во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; безразличие к еде; стол скудный, без изысков; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.); импульсивное эмоциональное поведение.
  4. Интеллектуальное состояние – уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); формальное выполнение работы.
  5. Социальные симптомы – нет времени или энергии для социальной активности; уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; социальные контакты ограничиваются работой; скудные взаимоотношения с другими; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны коллег.

 

Причины выгорания

Наша нервная система имеет некоторый «лимит общения», то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание. Такой же лимит существует и в отношении других психических процессов (восприятия, решения задач, внимания). Этот предел очень подвижен и зависит от тонуса нервной системы, который снижает плохое настроение, когда «блекнут краски дня», а также нерешенные проблемы, недосыпание и множество других причин.

Кроме того, мы привыкли к тому, что процесс общения с людьми обоюдный, и за каждым позитивным посылом следует отклик: благодарность, усиление внимания, уважение. Однако дети далеко не всегда способны на такую отдачу. Бывает, что усилия «вознаграждаются» только равнодушным молчанием, невниманием, враждебностью, неблагодарностью, а то и стремлением извлечь выгоду в ущерб тому, кто «отдает себя». И когда сумма таких неудач накапливается, развивается кризис самооценки и профессиональной мотивации.

Еще одна причина – отсутствие полноценного результата. Работа с людьми часто заключается в том, что невозможно «осязать», правильно оценить. Можно халтурить или стараться, но результат один и тот же. И трудно доказать, что вот эти конкретные старания ведут к повышению результатов, а безразличие – к снижению. Ведь показатели успеха в жизни лагеря обычно временные, скоротечные, а по окончании лагерной смены и вовсе теряют самоценность. Можно найти еще много причин развития выгорания. Но и без них ясно, что монотонная, хотя и обычная работа способна измотать сильнее аврального решения трудной и интересной задачи.

Большую роль в развитии выгорания играют индивидуальные особенности. Есть люди, которым проще длительный срок выполнять рутинную работу (стайеры). Однако на них не приходится рассчитывать, если нужно мобилизовать силы и срочно сделать большой проект. Другой тип (спринтеры) на первых порах действуют активно и увлеченно, поражают работоспособностью, но быстро «выдыхаются». Обычно они очень чувствительны к оценкам их действий. Встречаются вожатые с низкой креативностью, но хорошей исполнительностью, которые нуждаются в прямых указаниях, руководстве. Их противоположность - творческие вожатые, предпочитающие свободу выбора для успешной деятельности. Очевидно, что, если задачи, возложенные на человека, не соответствуют складу его личности, выгорание развивается быстрее и глубже.

Выгорание можно рассматривать и как следствие неправильно организованного труда, нерационального управления, неподготовленности персонала.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...