Человек, который не верил в любовь
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Мастерство Любви
Моим родителям, моим детям, Моим братьям и сестрам, Всем, С кем меня связывает не только любовь, Но и родство по крови, по древним корням. Моей духовной семье, С которой меня связывает наша решимость Создать отношения на основе безусловной любви, Взаимного уважения и Мастерства Любви. Моей общечеловеческой семье, всем людям, Чей открытый ум готов принять зерна любви, Хранящиеся в этой книге. Пусть же эти зерна любви прорастут и в вашей жизни!
Для того чтобы достичь Бога, добиться просветления, пробудиться, ничего не нужно делать. Нет никого, кто смог бы привести тебя к Богу. И всякий, кто обещает это, просто лжец, потому что ты уже там.
Остается только одно: наслаждаться жизнью, быть живым, исцелить свои эмоциональные раны и сделать свою жизнь такой, чтобы открыто делиться переполняющей тебя любовью.
Книга эта предназначена для всех, кто хочет изменить к лучшему свои отношения с близкими, с собой, с Богом. А значит - для всех.
"Мастерство Любви" объясняет: - Почему "приручение" и "идеальный образ" ведут к отрицанию самого себя; - как борьба за контроль постепенно губит большую часть близких отношений; - почему мы охотимся на других в поисках любви и как можно овладеть любовью в своем собственном сердце; - как примириться с самим собой и другими людьми, как простить себя и окружающих.
Толтек дон Мигель Руис, Нагваль иной, чем Кастанедовская, линии, в "Мастерстве Любви" вскрывает корни основанных на страхе убеждений и верований, которые препятствуют любви, приводят к страданиям и трагедиям в близких взаимоотношениях. Он рассказывает, как исцелить эмоциональные травмы, вернуть себе принадлежащие нам от рождения свободу и счастье, возродить дух радостной игры, столь важный для любящих отношений.
"Счастье приходит только изнутри, как следствие твоей любви. И когда сознаешь, что никто другой не сделает тебя счастливым, а счастье - результат твоей любви, овладеваешь величайшим искусством Толтеков: Мастерством Любви ".
Предисловие
Согласно традиции Толтеков, три основополагающих Мастерства ведут нас к нашей истинной природе - счастью, свободе и любви. Первое - это Искусство Осознанния. Оно позволяет осознать, кто мы на самом деле. Осознание - первый шаг к свободе, поскольку мы не можем быть свободными, пока не постигнем, кто мы и что означает для нас свобода. Толтеки говорят: "Давайте видеть себя правдиво". И они создали искусство осознания. Второе - это Мастерство Трансформации, которое учит нас, как стать духовным воином и выслеживать свои поступки и реакции, чтобы вырваться из тисков порабощающего нас знания. Это искусство позволяет преобразить сны нашей жизни с помощью изменения наших соглашений и верований. Мастерство Любви - прямой результат двух первых искусств. С точки зрения Толтеков, все на свете соткано из Любви. Любовь - это сама Жизнь. Овладевая искусством Любви, мы настраиваемся на пронизывающий нас Дух Жизни. Тогда мы перестаем быть телом, разумом или душой; мы - сама Любовь, и любой наш поступок - это проявление Любви. Только Любовь в действии может принести счастье. Овладевая Искусствами Осознания, Трансформации и Любви, мы возвращаем себе Божественность и становимся едины с Богом. Это и есть цель Толтеков.
Об авторе
Дон Мигель Руис родился и вырос в семье целителей в сельском районе Мексики; мать его была курандерой (целительницей), а дед - Нагвалем (шаманом). Семья надеялась, что Мигель освоит их вековое наследие, состоящее в обучении и лечении людей, и внесет свой вклад в эзотерическую науку Толтеков. Однако Мигеля увлекла современная жизнь, и он пошел в мединститут, решив стать хирургом.
Но однажды он едва не погиб, и этот случай радикальным образом изменил его жизнь. Как-то поздним вечером в начале семидесятых он уснул за рулем своего автомобиля. Очнулся он в то мгновение, когда машина врезалась в бетонную стену. Дон Мигель помнит, что пребывал вне своего материального тела и видел себя со стороны, когда вытаскивал двух своих друзей из разбитой машины. Это событие ошеломило его, и он занялся самопознанием. Мигель посвятил себя овладению древней мудростью предков, прилежно учась у матери и пройдя курс обучения у шамана в мексиканской пустыне. В сновидении он получал наставления от покойного деда. Дон Мигель Руис - Нагваль по линии Орлиного Рыцаря; он полностью посвятил свою жизнь распространению учений древних Толтеков. Живет дон Мигель Руис в Сан-Диего, штат Калифорния.
Благодарности
Я хочу выразить свою благодарность Дженет Миллз - словно мать, воспитывающая свое дитя, она взрастила эту книгу, отдав ей всю любовь и заботу. Кроме того, я хочу поблагодарить всех тех, кто посвятил нам свое время, поделился своей любовью и помог этой книге появиться на свет. Наконец, я хочу выразить свою благодарность нашему Создателю - за вдохновение и красоту, которые подарили этой книге Жизнь.
Толтеки
Тысячи лет назад Толтеки были известны по всей Южной Мексике как " люди знания ". Антропологи говорят о толтеках как о нации, или расе, но на самом деле они были учеными и художниками, создавшими свое сообщество для исследования и сохранения духовного знания и обычаев древних. Они собрались вместе как наставники (Нагвали) и ученики в Теотихуакане, древнем городе пирамид под Мехико, известном как "Место, где Человек становится Богом". В течение тысячелетий Нагвалям приходилось скрывать мудрость предков и окутывать тайной ее существование. Европейские завоевания и то, что некоторые ученики откровенно злоупотребляли своими способностями, заставили оградить традиционное знание от тех, кто не был готов мудро им распорядиться или мог преднамеренно использовать его для корыстных целей.
К счастью, эзотерическое знание Толтеков воплощали и передавали из поколения в поколение несколько различных по своей "родословной" линий Нагвалей. Хотя в течение сотен лет все это оставалось под покровом тайны, древние пророчества предсказывали, что настанет время, когда станет необходимым возвратить людям древнюю мудрость. Теперь дон Мигель Руис, Нагваль из линии Орлиного Рыцаря, по велению своих учителей должен был поделиться с нами учением Толтеков, способным оказывать огромное влияние на современный мир. Знание Толтеков, как и все священные эзотерические традиции во всем мире, опирается на основополагающее единство истины. Это ни в коем случае не религия. Толтекская традиция чтит всех духовных Учителей, когда-либо учивших на Земле. Она тоже говорит о Духе, но речь скорее идет об образе жизни, отличительной чертой которого является готовность к внутренним изменениям, ведущим к достижению счастья и любви.
Толтек - художник Любви, художник Духа, тот, кто каждый миг, каждую секунду занят прекраснейшим искусством - Искусством Сновидения. Жизнь - не что иное, как сновидение, и если мы художники, то способны творить свою жизнь силой Любви, а наше сновидение превращается в шедевр мастерства.
Введение. Мастер
Однажды Мастер говорил, обращаясь к большому числу собравшихся, и его провозвестие было столь чудесным, что его слова о любви коснулись души каждого. Среди собравшихся был один человек, жадно ловивший каждое произнесенное Учителем слово. Человек тот был стеснителен и великодушен. Услышанное тронуло его настолько, что он решил пригласить Мастера в гости. Когда Учитель закончил говорить, тот человек пробрался через толпу, посмотрел ему прямо в глаза и сказал: "Я знаю, что ты занят и должен уделять внимание каждому. Я понимаю, что у тебя едва ли есть время даже на то, чтобы выслушать меня сейчас. Но сердце мое пылает, меня переполняет такая любовь к тебе, что я очень хочу пригласить тебя в свой дом. Я приготовлю для тебя лучшие яства. Я не надеюсь, что ты примешь мое приглашение, но все равно прошу тебя прийти".
Мастер посмотрел ему в глаза и с прекрасной улыбкой молвил: "Хорошо. Я приду", - и отошел. Слова эти вызвали в сердце того человека бурную радость. Ему не терпелось угостить Учителя и выразить ему свою любовь. Этот день обещал стать самым важным в его жизни: в гостях у него будет сам Мастер! Человек купил лучшие продукты и прекрасное вино, подобрал в дар Учителю самые нарядные одежды. Затем он помчался домой, чтобы приготовиться к встрече. Он навел идеальный порядок в доме, приготовил лучшие блюда, накрыл прекрасный стол. Сердце его переполняло счастье: Учитель должен был вот-вот прийти! Тот человек сидел в беспокойном ожидании - и вот в дверь постучали. Словно на крыльях, он полетел открывать двери, но на пороге стоял не Мастер, а какая-то старушка. Она посмотрела на хозяина и взмолилась: "Я умираю от голода. Подайте кусочек хлеба!" Человек был несколько разочарован, когда увидел, что это не Учитель. Он окинул женщину взглядом и сказал: "Конечно, добро пожаловать". Он усадил ее в кресло Учителя и накормил приготовленными для того блюдами. Нетерпение его между тем нарастало, он едва дождался, пока женщина насытится. Старушка была тронута добротой этого человека, искренне поблагодарила его и ушла. Едва тот человек успел приготовить для Учителя новые блюда, как в дверь снова постучали. Оказалось, что это еще один незнакомец, который только что пересек пустыню. Нежданный гость посмотрел на хозяина и сказал: "Меня мучит жажда. Дай мне глоток воды!" Человек был отчасти разочарован тем, что это не Мастер, но все равно пригласил незнакомца в дом, усадил на место, приготовленное для Учителя, принес припасенное для Учителя вино и напоил путника. Когда тот ушел, человек заново накрыл стол и стал ждать. В дверь опять постучали. Открыв дверь, хозяин увидел на пороге ребенка. Дитя посмотрело на него и взмолилось: "Я замерзаю. Не найдется ли у вас теплого одеяла?" Тот человек снова почувствовал легкое разочарование, но глянул ребенку в глаза - и сердце его переполнила любовь. Он принес купленные в подарок Учителю наряды и одел малыша. Поблагодарив его, ребенок ушел. Хозяин сбегал за новой одеждой и стал ждать. Но время было позднее, и он понял, что Мастер не придет. На мгновение он огорчился, но тут же простил его. Он сказал себе: "Я ведь знал: не следует слишком надеяться, что Учитель придет в мое скромное жилище. Да, он обещал, но у него, конечно же, есть много дел поважнее. Учитель не придет - но ведь он согласился прийти ко мне, и этого уже достаточно, чтобы душа моя была счастлива!"
Человек не спеша прибрал со стола, отнес вино в погреб и лег спать. Ночью ему приснилось, как в дом его пришел Учитель. Хозяин очень обрадовался, тем более что во сне не осознавал, что спит. "Учитель! Ты пришел! Ты сдержал свое слово!" "Да, - ответил Учитель, - я пришел, но я уже был здесь. Я был голоден, и ты накормил меня. Меня мучила жажда, и ты дал мне вина. Я замерзал, и ты подарил мне одежду. Все, что ты делал для других, ты делал и для меня". Тут человек проснулся, и душа его преисполнилась счастьем. Он понял, какой урок дал ему Мастер. Учитель очень любил его и послал троих, чтобы преподать ему величайший урок: Мастер живет в каждом. Когда кормишь голодного, даешь напиться страдающему от жажды, согреваешь замерзшего, тем самым выражаешь свою любовь к Учителю.
Израненный ум
Вы, возможно, никогда об этом и не задумывались, но в определенном смысле все мы - уже мастера. Мы мастера, поскольку обладаем способностью творить свою жизнь и распоряжаться ею. Цивилизации и религии всего мира создают невероятные мифологии. То же самое делает и каждый из нас. В нашей личной мифологии есть свои герои и злодеи, ангелы и демоны, цари и простолюдины. У себя в голове мы создаем целые толпы людей, в том числе многочисленные образы самих себя. А затем мы осваиваем тот образ, которому намерены соответствовать в определенных обстоятельствах. Мы становимся мастерами притворства и проецирования выдуманных образов. Мы учимся в совершенстве подражать тому образу, который считаем собой. Встречаясь с новыми людьми, мы мгновенно классифицируем их и назначаем им ту или иную роль в своей жизни. Образы других людей мы создаем в соответствии со своими представлениями о них. И так мы поступаем в отношении всех окружающих и всего вокруг. У нас есть способность творить, и могущество наше велико: все, во что мы верим, становится явью. Мы творим самих себя такими, какими, по нашим убеждениям, являемся. Мы - такие, какие есть, именно потому, что верим в это. Вся наша действительность, все, во что мы верим, создано нами самими. И каждый из нас обладает той же властью, что и любой другой человек. Разница лишь в том, как эта власть используется и что именно мы создаем. Да, в тех или иных отношениях между людьми есть сходство, но никто на свете не живет такой же жизнью, какой живете вы. Вы всю жизнь совершенствовали свое умение быть таким, каким себя считаете. Вы делаете это настолько хорошо, что целиком овладели образом себя, составленным на основе собственных представлений. Вы владеете собственной личностью и своими убеждениями, каждым поступком и каждой реакцией. Вы тренируетесь уже много лет и достигли высокого уровня мастерства в том, чтобы соответствовать придуманному образу себя. А поскольку все мы уже мастера, то есть смысл подумать, в чем же заключается, наше могущество. В детстве мы просто злились, если сталкивались с какими-то препятствиями. В чем бы ни заключалась проблема, гнев помогает ее решить: мы добиваемся того, чего хотим. Затем это случается еще раз, мы снова реагируем гневом - и теперь уже точно знаем, что он помогает разобраться с проблемой. И тогда мы упражняемся в этом опять и опять, до тех пор, пока не становимся мастерами злости. Сходным образом мы становимся мастерами зависти, мастерами печали, мастерами самоотрицания. Все наши трагедии и страдания определяются долгой практикой. Мы заключаем с самими собой соглашение и упражняемся в нем, пока оно не превращается в настоящее мастерство. То, как мы думаем, чувствуем и действуем, входит в привычку, и нам уже просто нет нужды обращать внимание на то, что мы делаем. Та или иная схема поведения превращается в простую пару "событие - реагирование". Для того чтобы стать мастерами любви, тоже нужно упражняться. Искусство взаимоотношений - тоже мастерство, а единственный способ достичь мастерства - практика. Иными словами, чтобы научиться общаться, нужно действовать. Умозрительные концепции и знания тут не помогут, учиться нужно на деле. Конечно, чтобы действовать, нужно иметь определенные познания или, как минимум, осознание того, как действуют люди.
* * *
Представьте, что живете на планете, где у всех обитателей больная кожа. Предположим, что две или три тысячи лет все люди на нашей планете страдают от одной и той же болезни: тело каждого сплошь покрыто гноящимися ранами и прикосновение к ним вызывает острую боль. Конечно, сами люди давно считают это обычной физиологией кожи. Даже в медицинских справочниках этот недуг описывается как норма: люди рождаются со здоровой кожей, но в три-четыре года на коже уже появляются первые ранки, а к подростковому возрасту язвы уже покрывают все тело. Попробуем вообразить, как эти люди общаются друг с другом? Прежде всего, им постоянно приходиться оберегать свою кожу. Они крайне редко прикасаются друг к другу, поскольку это слишком болезненно. Если кто-то по случайности дотрагивается до другого, тот впадает в ярость и тут же касается первого, чтобы с ним поквитаться. Однако инстинкт любви настолько силен, что люди все же платят высокую цену ради близких взаимоотношений. А теперь представим, что произошло чудо: в один прекрасный день вы проснулись с исцелившейся кожей. Язвы исчезли, кожа совершенно не болит. А прикосновения к здоровой коже приносят чудесные ощущения, ведь кожа создана для осязания. Но как вы будете чувствовать себя со здоровой кожей в мире, где все остальные страдают кожной болезнью? К другим прикасаться нельзя, потому что им больно. И до тебя никто не дотрагивается - все думают, что тебе это тоже причинит боль. Если вам удалось все это вообразить, то вы, вероятно, поймете, что должен чувствовать, например, инопланетянин, оказавшийся среди людей. Отличие одно: раны у нас не на коже. Инопланетянин быстро поймет, что разум всех людей без исключения страдает болезнью под названием страх. Подобно коже, язвами покрыто все наше эмоциональное тело, а источник заражения - эмоциональная отрава. Симптомы этой болезни страха - гнев, ненависть, печаль, зависть и лицемерие. Следствие же недуга заключается в том, что любые чувства вызывают у людей страдание. Все люди поражены одной и той же душевной болезнью. Можно даже сказать, что весь наш мир - огромная больница для душевнобольных. Однако недуг этот повсеместен уже долгие тысячелетия, и потому медицинские учебники, справочники по психиатрии и пособия по психологии считают это заболевание чем-то совершенно нормальным. Они так считают, я же хочу сказать, что это вовсе не норма. Когда страх разрастается превыше всех пределов, рассудок начинает подводить человека. Он уже не в силах терпеть все эти раны и весь этот яд. В психологии это называют душевной болезнью - шизофренией, паранойей, психозом. Но все эти недуги возникают, когда рассудок так напуган, а язвы столь болезненны, что лучше вообще прервать общение с окружающим миром. Люди живут в непрестанном страхе перед болью, и это превращает все существование в сплошную трагедию. Взаимоотношения людей настолько болезненны с эмоциональной точки зрения, что мы без каких-либо явных причин впадаем в ярость, переживаем приступы ревности, зависти и печали. Мы даже боимся признаваться, что кого-то любим. Но несмотря на то, что эмоциональные отношения так мучительны и пугающи, мы все равно вступаем в них, женимся и рожаем детей. Для того чтобы эмоциональные раны не болели, люди из страха перед страданиями создали у себя в голове чрезвычайно сложную систему полного отрицания. Следуя этой системе, мы начинаем постоянно лгать. Ложь наша столь совершенна, что мы обманываем даже самих себя - и верим собственной лжи. Мы уже даже не замечаем, что лжем, а если и сознаем, что говорим неправду, то прощаем себя и оправдываем ложь стремлением избежать боли в ранах. Система отрицания подобна пелене тумана перед нашими глазами: она ослепляет нас, не дает видеть истину. Мы носим социальные маски, потому что нам больно видеть себя такими, какие мы есть, нам страшно показаться в своем истинном облике другим. А система отрицания помогает нам притвориться, будто все вокруг верят тому, во что мы хотим их заставить поверить. Мы выстраиваем такие стены для защиты, чтобы удерживать окружающих на расстоянии; с другой стороны, эта ограда удерживает нас взаперти, сковывает нашу свободу. Люди прячутся друг от друга, оберегают себя. И когда кого-нибудь задевают за нежные струны души, на самом деле это означает, что прикоснулись к ране в его разуме, и человек реагирует - ему больно. Когда ты сознаешь, что все вокруг покрыты эмоциональными ранами, вызванными эмоциональным же ядом, легко понять и природу человеческих взаимоотношений - то, что Толтеки называют сновидением ада. С точки зрения Толтеков, все, что мы считаем правдой в отношении самих себя, и все, что мы знаем о своем мире, есть сон. Если же обратиться к описаниям ада в любой религии, станет ясно, что он всегда похож на жизнь человеческого общества, какой мы видим ее в этом сне. Ад - это место страданий, осуждение без правосудия, место бесконечно долгого наказания. Люди против людей в кишащих хищниками джунглях. Люди, высказывающие суждения и обвинения, страдающие от чувства вины и эмоциональной отравы - зависти, злости, ненависти, печали, страданий. Мы создаем всех этих мелких демонов в собственном разуме, поскольку привыкли видеть во сне свою жизнь как сущий ад. Каждый из нас придумывает свой личный сон о собственной жизни, но человечество уже давно сотворило единый, обширный, общий для всех сон - сновидение о человеческом обществе. Этот внешний Сон, Сон Планеты, является общим для миллиардов сновидящих. Этот огромный Сон вмещает все общественные правила, законы, вероисповедания, многочисленные культуры и образы жизни. Все эти сведения хранятся в нашем разуме в виде тысяч голосов, которые звучат одновременно. Толтеки называют этот сон митота. Настоящие мы - это чистая любовь. Мы - это Жизнь. Мы настоящие не имеем ничего общего со Сном, но митота не позволяет нам разглядеть, какие мы на самом деле. Если воспринимать Сон с этой точки зрения и сознавать, кто мы в действительности, станет очевидной вся бессмысленность человеческого поведения. Просто удивительно, но то, что остальным кажется страшной трагедией, выглядит теперь комедией. Становится ясно, что люди страдают из-за сущих мелочей, которые, по существу, нереальны. Просто у нас нет выбора: мы родились в этом обществе, выросли тут и научились вести себя как все - играть в бессмыслицу и состязаться в абсурде. Вообразите, что попали на планету, где у всех совершенно иной тип эмоционального ума: общение друг с другом неизменно приносит там счастье, любовь и спокойствие. А теперь представьте, что проснетесь на нашей планете, но ваше эмоциональное тело уже не будет изранено. Вы перестанете бояться быть такими, какие вы есть на самом деле. И что бы кто ни говорил, как бы ни вели себя другие, вы уже не станете принимать это на свой счет - боль исчезнет. Вам уже не нужно будет оберегать себя. Вы не будете бояться любить, делиться сокровенным, раскрывать душу. Но все остальные на этой планете останутся прежними. Как же вам общаться с людьми, которые по-прежнему страдают от эмоциональных ран и болеют страхом?
* * *
Когда человек рождается, его эмоциональный ум, эмоциональное тело совершенно здоровы. Первые ранки появляются на эмоциональном теле и заражаются инфекцией эмоционального яда примерно в три-четыре года. Но посмотрите на двух-трехлетних малышей, понаблюдайте за ними - они все время играют. Они постоянно смеются. У них невероятно сильное воображение, и потому их сон - это захватывающее приключение. Если что-то не так, они сопротивляются и защищаются, а потом просто выбрасывают случившееся из головы и возвращаются к текущему мгновению, к играм, веселью и исследованию мира. Они живут настоящим. Они не стыдятся прошлого и не тревожатся о будущем. Малыши выражают то, что чувствуют. И они не боятся любить. Самые счастливые мгновения нашей жизни - когда мы играем, как дети, когда мы поем и танцуем, когда исследуем мир и творим новое просто ради удовольствия. Вести себя по-детски - замечательно, потому что это и есть нормальное состояние человеческого ума, природная человеческая склонность. Дети невинны, а открыто показывать свою любовь для них совершенно естественно. Но куда же все это девается? Что случилось со всем нашим миром? Происходит вот что: детей окружают взрослые, которые уже страдают этой душевной болезнью, а она очень заразна. Как они передают нам свой недуг? Безраздельно овладевают нашим вниманием и учат нас быть похожими на них. Потом мы передаем эту болезнь своим детям, как наши родители, учителя, старшие братья и сестры, целое общество больных в свое время заразило этой болезнью нас. Они завладели нашим вниманием и с помощью повторения внушили нашему уму определенные сведения. Вот как мы учимся. Вот как закладывается программа человеческого ума. Корень проблемы - эта программа, хранящаяся у нас в голове информация. Завладевая вниманием ребенка, мы учим его говорить и читать, объясняем, как себя вести и какие сны видеть. Мы приручаем людей точно так же, как одомашниваем собак и других животных, - методом кнута и пряника. Это совершенно "нормально". То, что называют обучением, есть не что иное, как приручение людей. Вначале мы боимся наказания. Позже мы начинаем также бояться не получить награду, оказаться недостойным в глазах мамочки или папочки, учительницы или старшего брата. У нас появляется потребность в одобрении. Прежде нам было все равно, что о нас думают. Чужие мнения ничего не значили. И они действительно не имели никакого значения, потому что нам хотелось только играть, мы жили настоящим. Страх лишиться "пряника" перерастает в страх перед осуждением. Боязнь оказаться недостаточно хорошим в чьих-то глазах - вот что заставляет нас пытаться изменить себя, создать некий образ. А затем мы начинаем подражать образу, который соответствует тому, какими нас хотят видеть другие. Мы делаем это лишь для того, чтобы нас одобрили и "наградили". Мы учимся притворяться такими, какими на самом деле не являемся. Мы упражняемся в умении быть кем-то другим - только ради того, чтобы быть хорошим в глазах мамочки и папочки, учителя и священника. Мы тренируемся, упорно тренируемся и в конце концов в совершенстве овладеваем умением быть не такими, какие мы есть. Впоследствии мы вообще забываем, какие мы настоящие. Наша жизнь целиком опирается на придуманные образы. Мы ведь создаем не один-единственный образ, а множество. Каждый из них предназначен для определенного круга общения. Сначала у нас есть образ для дома и образ для школы, но, подрастая, мы придумываем все новые и новые образы. То же справедливо и в упрощенной схеме отношений между мужчиной и женщиной. У женщины есть внешний образ, который она пытается внушить окружающим, но наедине с собой она совсем другая. У мужчины тоже есть и внешний, и внутренний образ. У взрослых эти два образа уже настолько различаются, что порой не имеют почти ничего общего. Итак, во взаимоотношения мужчины и женщины вовлечены по меньшей мере четыре образа. Так могут ли они по-настоящему узнать друг друга? Конечно, нет. Они могут лишь попытаться понять тот или иной образ. Однако во внимание следует принимать и другие образы. Когда мужчина и женщина знакомятся, у мужчины складывается образ женщины с его точки зрения, а у женщины - образ этого мужчины с ее точки зрения. Затем оба пытаются "подогнать" друг друга под сложившиеся у них образы. Теперь в отношениях задействовано шесть масок! Разумеется, каждый обманывает другого, даже если сами они того не сознают. Их отношения основаны на страхе и на лжи. В них нет ничего истинного - один не в силах ясно разглядеть другого через многослойную туманную пелену. У маленьких детей между придуманными образами нет никаких противоречий. Возникающие у нас в воображении роли не подвергаются сомнениям до тех пор, пока мы не начинаем вступать в общение с окружающим миром, пока не выходим из-под защиты родителей. Вот почему особенно трудно приходится подросткам. Даже если мы готовы укреплять и защищать свои образы, первая же попытка навязать их внешнему миру заканчивается тем, что мир "дает сдачи". Окружающий мир начинает доказывать нам - не в личном, а в общественном смысле, - что мы вовсе не такие, какими притворяемся. Возьмем в качестве примера юношу, который притворяется очень умным. Он приходит на школьный диспут, но там сталкивается с подростком более сообразительным и знающим; тот выигрывает в диспуте и выставляет нашего героя на посмешище. Тогда юноша попытается укрепить свой образ, оправдать его в глазах ровесников. Он будет очень мил со всеми, попытается спасти свою репутацию умника, но сам-то он прекрасно понимает, что лжет. Разумеется, в кругу сверстников он изо всех сил постарается не раскисать, но, оставшись наедине с собой и поглядев в зеркало, он вскочит и разобьет его. Он себя ненавидит. Он чувствует себя полным тупицей, в собственных глазах он - худший. Возникает гигантское несоответствие между внутренним образом и внешней ролью, которую он пытается играть в окружающем мире. И чем разительнее это несоответствие, тем сложнее приспособиться к общественному Сну - и тем меньше юноша любит самого себя. Пропасть между его придуманной маской и тем внутренним образом, который он видит наедине с собой, заполняет все больше лжи. Оба образа не имеют ничего общего с действительностью. Оба фальшивы, но юноша этого не замечает. Возможно, кто-то другой и способен это понять, но подросток совершенно слеп. Он пытается прикрыть свои раны системой отрицания, но раны как раз реальны, и юноша страдает, поскольку прилагает все силы, чтобы защитить той или иной ложный образ. В детстве мы усваиваем, что чужие мнения очень важны. В результате наша жизнь определяется мнениями окружающих. Чужое мнение может повергнуть нас в пучины ада, даже если мнение это совершенно ошибочно: "Ты уродина. Ты не прав. Ты глупый". Мнения оказывают огромное влияние на бессмысленные поступки людей, живущих в аду. Вот почему нам так хочется слышать от других, какие мы хорошие, как хорошо мы себя ведем, какие мы красивые. "Как я выгляжу? А хорошо ли я сказал? Нравится ли вам то, что я делаю?" Нам необходимо слышать мнения других людей, поскольку мы одомашнены и подчиняемся этим суждениям. Вот почему мы стремимся завоевать чужое признание: нам нужна эмоциональная поддержка извне, нам хочется влиться во внешний Сон с помощью окружающих людей. По этой причине подростки начинают пить спиртное, принимать наркотики или курить - все лишь ради того, чтобы получить признание тех, кто это одобряет, только для того, чтобы их считали "своими" и "крутыми". Сколько людей страдают по вине лживых образов, которые мы навязываем друг другу! Мы строим из себя важных персон - и одновременно убеждены, что на самом деле являемся полными ничтожествами. Мы изо всех сил стремимся стать кем-то значительным в общественном Сне, завоевать признание и одобрение окружающих. Мы тяжко трудимся, чтобы казаться важными шишками, победить в конкуренции, добиться власти и богатства, стать знаменитыми, укрепить свое индивидуальное сновидение, навязать его всем вокруг. Почему? Потому что верим, будто сон этот реален, и относимся к нему с полной серьезностью.
Утрата невинности
Люди по природе своей - существа очень чувствительные. Эмоции переполняют нас, поскольку мы воспринимаем все вокруг своим эмоциональным телом. Оно похоже на радиоприемник, который можно настраивать на прием определенных частот. Нормальная частота человека до "одомашнивания" соответствует пытливому и радостному отношению к жизни: мы настроены на любовь. В детстве мы не знаем никаких определений любви как абстрактной концепции. Мы просто живем любовью. Мы так устроены. У эмоционального тела есть составляющая, которая действует подобно системе безопасности: она подает нам сигналы, если что-то идет не так. У материального тела тоже есть такая система безопасности, оповещающая нас о том, что в организме что-то случилось. Мы называем такие сигналы болью. Болевые ощущения означают, что с телом что-то не так, нужно его проверить и "починить". Что касается эмоциональной сферы, то там эта система называется страхом. Если нам страшно, значит, что-то случилось. Не исключено, что мы столкнулись с чем-то опасным для жизни. Эмоциональное тело воспринимает эмоции, но не глазами. Мы воспринимаем эмоции самим эмоциональным телом. Дети просто чувствуют эмоции, их рассудок не пытается их истолковать или подвергнуть сомнению. Вот почему одни люди детям нравятся, а другие - нет. Если рядом с тем или иным человеком дети не чувствуют уверенности в себе, этот человек им не нравится - они просто ощущают исходящие от него эмоции. Дети с легкостью определяют, когда другие злятся, и их система безопасности тут же подает сигнал страха: "Держись подальше". И дети следуют своему инстинкту, то есть стараются держаться в стороне. Мы учимся эмоциональности по эмоциональной энергии в родном доме и своей собственной реакции на эту энергию. Вот почему даже братья и сестры реагируют на одни и те же события по-разному: все зависит от того, какими способами они научились защищать себя и в каких обстоятельствах оказывались. Если родители постоянно ссорятся, если в семье царит дисгармония и обман, если там нет взаимного уважения, мы усваиваем соответствующую форму эмоциональности. И даже если нам твердят, что так нельзя, эмоциональная энергия родителей и всей семьи в целом вынуждает нас воспринимать мир тем или иным образом. Эмоциональная энергия родного дома настраивает наше эмоциональное тело на соответствующую частоту. Эмоциональное тело постепенно меняет "настройку", и вскоре мы теряем нормальную связь с изначальной человеческой природой. Мы играем в игру взрослых, в игру внешнего Сна - и проигрываем. Мы теряем исходную невинность, лишаемся свободы, расстаемся со счастьем и утрачиваем склонность к любви. Нас вынуждают измениться, и мы начинаем воспринимать совершенно иной мир, другую реальность - реальность несправедливую, мучительную, эмоционально отравленную. Добро пожаловать в ад! Этот ад сотворен людьми, это Сон Планеты. Нас втягивают в этот ад, хотя не мы его выдумали. Он существовал здесь задолго до нашего рождения. Глядя на детей, вы сами можете удостовериться, что именно мы лишаем их подлинной любви и свободы. Обычная картина: двух- или трехлетний ребенок бегает по парку и веселится. Рядом мамочка, она присматривает за своим чадом и ужасно боится, что он упадет и ударится. Наконец она решает, что пора это прекратить, но малыш думает, будто мама просто играет, - и он пускается убегать от нее со всех ног. Неподалеку улица, там ездят машины, и теперь мамочка пугается уже всерьез. Она ловит малыша, тот хохочет - но получает шлепок по попке. Вот так! Какое потрясение! Радость ребенка была искренним выражением переполняющей его любви, и сейчас он просто не понимает, почему мама так поступила. Со временем подобные потрясения постепенно ослабляют его любовь. Говорить малыш еще не умеет, но если бы умел, то спросил: "За что?" Игры и веселье - это проявления любви, но открыто выражать любовь небезопасно, за это наказывают. Родители могут поставить тебя в угол или запретить делать то, что тебе хочется. Они начнут объяснять, что ты плохой ребенок, а от этого сразу расстраиваешься, ведь за такими словами следует наказание. В системе кнута и пряника есть ощущения справедливости и несправедливости, честного и нечестного. Чувство несправедливости - все равно что нож, оставляющий в разуме эмоциональную рану. Затем, вследствие нашей реакции на несправедливое отношение, в рану может попасть эмоциональный яд. Почему некоторые раны гноятся? Давайте разберемся на другом примере. Представь себя двух-трехлетним малышом. Ты счастлив, ты играешь и с увлечением познаешь мир. Ты еще не знаешь, что такое хорошо и что такое плохо, что правильно, а что ошибочно, что следует делать и как вести себя нельзя. Ты еще не приручен. Ты играешь в гостиной всем, что под руку попадется. У тебя нет никаких дурных намерений, ты вовсе не хочешь что-нибудь сломать, - ты просто играешь с папиной гитарой. Для тебя это только игрушка, ты совсем не намерен огорчать папу. А у него, как назло, выдался денек из тех, когда все наперекосяк, на работе сплошные сложности. Тут он появляется в гостиной и видит, что ты играешь его вещами. Он мгновенно выходит из себя, хватает тебя за шиворот и отшлепывает. С твоей точки зрения, это полная несправедливость. Отец только-только вошел - и сразу набрасывается в припадке гнева. И это тот, кому ты целиком и полностью доверяешь, ведь он твой папа, обычно он тебя защищает, разрешает играть, позволяет тебе быть самим собой! Но теперь случилось что-то непостижимое. Чувство несправедливости отдается душевной болью. А ты чувствительный, тебе больно - и ты плачешь. Но плачешь ты не просто от физической бол<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|