Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплектование армии нового типа




Октябрь 1917г. положил начало созданию совершенно новой армии. Угроза вторжения германских войск заставила Советское правительство сосредоточить усилия на ускорении комплектования постоянной армии. Вождь победившей революции В.И. Ленин подчеркивал, что республике «для обороны нужна твердая и крепкая армия...». Страна раскололась на да лагеря, народ устал от тягот первой мировой войны, и единственно возможным средством создания боеспособных частей в условиях развала старой армии было добровольчество.

Красная Армия, образованная декретом Совета Народных Комиссаров 15 (28) января 1918 г., создавалась «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс», «кто готов отдать свои силы, свою жизнь для защиты завоеваний у революции, власти Советов и социализма». В нее принимали и основе индивидуального отбора солдат, матросов, рабочих и кpестьян-бедняков, что обеспечивало социальную однородность и преданность Советской власти.

Командный состав комплектовался на выборной основе (до апреля 1918г.). Острая нехватка квалифицированных командиров вынуждала привлекать в армию и на флот бывших офицеров и генералов царской армии. Для контроля за их деятельностью был введен институт военных комиссаров.

Разгоравшаяся гражданская война и интервенция требовав для защиты советской власти создания регулярной армии, чего не мог обеспечить добровольный принцип ее комплек­тования. «Добровольческие полки недостаточны, — указывалось обращении ЦК партии, — обязательный призыв должен быть проведен в жизнь. Во имя борьбы за хлеб, за землю, за свободу и социализм рабочие и крестьяне — под ружье!»

Декретом ВЦИК РСФСР в апреле 1918 г. вводится всеобщее военное обучение, а уже в мае постановлением «О принудитель­ном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» начался переход ко всеобщей мобилизации беднейших слоев крестьянст­ва и рабочих. Почетное право защищать революцию предостав­лялось только трудящимся. Впоследствии социально-классовая база комплектования значительно расширилась за счет крестьян-середняков.

К концу 1920 г. удельный вес рабочих в армии и на флоте со­ставлял 15 %, крестьян — 77 %, других социальных групп — 8 %. Обязательные призывы в то же время не исключали партий­ных и профсоюзных мобилизации и добровольческих формиро­ваний. Все это позволило в достаточно сжатые сроки создать но­вую организованную, дисциплинированную армию, защитившую завоевания революции.

Сложность экономического и финансового положения СССР, с одной стороны, необходимость сокращения многомил­лионной армии с сохранением ее боеспособности — с другой, а также потребность решения проблемы массового обучения во­енному делу гражданского населения определили дальнейший путь строительства Вооруженных Сил. В стране создавались территориально-милиционные формирования, в которых служ­ба переменного состава была организована в форме военных сборов под руководством кадровых военных, без длительного отрыва от производства.

С окончанием гражданской войны остро встала необходи­мость проведения военной реформы. 18 сентября 1925г. был принят Закон об обязательной военной службе, установивший смешанное кадрово-милиционное устройство Вооруженных Сил. В нем было установлено, что защита СССР является обязанно­стью всех советских граждан; оборона страны с оружием в руках осуществляется только трудящимися; «нетрудовые элементы» — выходцы из российской буржуазии, которым оружие не доверя­юсь, проходили службу в тыловом ополчении (до 1937 г.). В мирное время им предоставлялось право вместо службы уплачи­вать налог.

Закон установил обязательную военную службу лиц мужского пола с 19 до 40 лет. Первые 2 года— допризывная подготовка, 5 лет — действительная военная служба и нахождение в запасе до 40 лет. Действительная служба могла проходить в кадровом составе частей Рабоче-Крестьянской Красной Армии, перемен­ном составе территориальных частей или вневойсковым порядком. В военное время предусматривалась мобилизация мужчин и некоторых категорий женщин, отсрочки предоставлялись лишь тем рабочим и служащим, чье отсутствие могло внести расстрой­ство в работу предприятия или учреждения. Подобная практика комплектования продолжалась до середины 30-х гг.

Территориально-милиционная система, в сочетании с кадровой, позволяла иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии (численность кадровой армии была сокращена почти в 10 раз по сравнению с 1920 г. и доведена к декабрю 1925 г. до 562 тыс. человек), способное обеспечить неприкосновенность границ. Кадровыми были также ВВС, ВМФ и специальные вой­ска. В случае же войны такая система позволяла быстро мобили­зовать крупные военные силы.

В ходе военной реформы были созданы многочисленные на­циональные формирования, составлявшие весной 1925 г. 10% численности Красной Армии.

Если источник комплектования рядового состава базировался на классовом принципе, то с начальствующим составом было сложнее. Отсутствие квалифицированных кадров предопредели­ло то, что значительная часть офицеров были выходцами из дво­рян. Постепенно в ходе кадровых чисток «неблагонадежных» и начавшихся репрессий армия лишилась тысяч подготовленных специалистов, заменить которых оказалось достаточно сложно, несмотря на расширение сети военно-учебных заведений.

В середине 30-х гг. над миром нависла угроза войны, которая неумолимо приближалась к границам СССР. Стреми­тельное ухудшение внешнеполитической обстановки, угроза но­вой мировой войны настойчиво диктовали необходимость строи­тельства массовой армии на основе введения всеобщей воинской обязанности. Основой для этого стала отмена социально-классовых ограничений для прохождения службы в рядах Воо­руженных Сил, провозглашенная Конституцией СССР 1936 г.

31 августа 1939 г. был принят «Закон о всеобщей воинской обя­занности», определивший, что «все мужчины— граждане СССР, без различия расы, национальности, вероисповедания, образова­тельного ценза, социального происхождения и положения обязаны отбывать военную службу в составе Вооруженных Сил СССР».

Несмотря на отмену классового подхода в системе комплек­тования, некоторые ограничения сохранялись. Не призывались «граждане» арестованные, сосланные и высланные из мест преж­него проживания, лишенные по суду избирательных прав. При­зывались, но направлялись в рабочие батальоны призывники, чьи родители или родственники были репрессированы или со­сланы за «контрреволюционную» и «шпионско-вредительскую» работу, имевшие многократные судимости, а также представи­тели национальных меньшинств: японцы, корейцы, китайцы, турки и румыны.

Сроки действительной военной службы устанавливались: в сухопутных и внутренних войсках для рядового состава— 2 года, для младшего начальствующего состава — 3 года; в авиа­ции армии и флота и сухопутных частях погранвойск — 3; в час­тях береговой обороны и на кораблях погранвойск— 4; в ВМФ — 5 лет. В школах вводились начальная и допризывная военная подготовки. Призыв на службу осуществлялся с 19 лет, для окончивших среднюю школу — с 18 лет. Увеличен и пре­дельный возраст нахождения в запасе рядового и младшего нач­состава — с 40 до 50 лет, ограничены льготы и отсрочки.

Таким образом, принятый перед Великой Отечественной вой­ной «Закон о всеобщей воинской обязанности» значительно рас­ширил базу комплектования армии и флота, закрепил переход на кадровую систему устройства.

Великая Отечественная война потребовала напряжения всех сил советского народа. Было введено всеобщее военное обуче­ние. Своевременно закончилась мобилизация военнообязанных, начавшаяся 23 июня. В течение первой недели войны было при­звано 5,3 млн. человек.

Свыше 20 млн. советских граждан подали заявления с просьбой о зачислении в Красную Армию добровольно. Созда­вались дивизии народного ополчения — резерв действующей армии, комплектуемые непригодными для военной службы. Из добровольцев были сформированы истребительные батальоны Для охраны Предприятий и борьбы с десантами врага, три жен­ских авиаполка, 6-й Сибирский добровольческий танковый корпус и др.

Граждане, не призванные в армию по своим политико-мораль­ным качествам, по возрасту или состоянию здоровья, мобилизовывались на оборонные предприятия, в тыловые учреждения, дежурили в госпиталях, рыли окопы и т. д. В 1942 г. удельный вес женской рабочей силы в промышленности составил 53 % подростковой— 15 %. На транспорте и в военной промышленности было введено военное положение.

Весь народ или служил в армии, или работал на нее (за все время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек примерно 40 возрастов; возрастные границы мобилизуемых были определены от 16—17 до 55 лет).

В послевоенные годы военное противостояние и конфронта­ция стали основополагающими чертами политики «холодной войны». Давая выход накопившимся проблемам, лидеры целого ряда стран то и дело позволяли себе меряться силами в ходе ло­кальных (ограниченных) войн и вооруженных конфликтов.

Советский Союз посылал своих военнослужащих и даже кон­тингентные войска для непосредственного участия в боевых дей­ствиях на территории Китая (1950г.). Северной Кореи (1950— 1954), Египта, Сирии (арабо-израильские войны), Вьетнама (1965—1973), Афганистана (1979—1989) и ряда других стран. Вооруженные Силы СССР принимали непосредственное участие в событиях в Венгрии (1956 г.), Чехословакии (1968 г.), в воору­женных конфликтах на советско-китайской границе, на Дальнем Востоке и Казахстане (о. Даманский, р-н оз. Жаланшколь, 1969г.).

Политика силового давления, характерная для обоих проти­воборствующих лагерей, вынуждала СССР иметь мощную кад­ровую армию, гарантирующую обеспечение безопасности госу­дарства.

В СССР до 1967г. действовал «Закон о всеобщей воинской обязанности» 1939г. с небольшими изменениями. Новый «Закон СССР о всеобщей воинской обязанности», принятый в 1967 г. и действовавший до 1993 г., сохранил положение об обязательном прохождении военной службы всеми мужчинами — гражданами СССР. Был снижен до 18 лет призывной возраст, расширены права на отсрочки, впервые введен предельный возраст призыва по семейному положению — 27 лет, после чего гражданин сразу зачислялся в запас. Окончательно были ликвидированы социаль­но-классовые, национальные и идеологические ограничения для службы в рядах Вооруженных Сил, за исключением лиц, отбы­вающих уголовное наказание и находящихся под следствием.

Сроки действительной военной службы для солдат и сержан­тов Советской Армии, пограничных, внутренних и железнодо­рожных войск составляли 2 года, для ВМФ — 3 года. Имеющие высшее образование призывались на 1 год.

Система комплектования Советских Вооруженных Сил про­шла длительный исторический путь развития от добровольных Формирований Рабоче-Крестьянской Красной Армии до всеоб­щей воинской обязанности в Вооруженных Силах СССР. Посте­пенно исчезали сословно-классовые, национальные и идеологи­ческие ограничения и в конечном итоге источником комплекто­вания армии и флота стал весь народ, позволив советскому госу­дарству создать многочисленные Вооруженные Силы, имеющие обученные и подготовленные резервы. И вовсе не случаен был лозунг тех лет: «Народ и армия едины». Подобная система была оправдана враждебным окружением молодой советской респуб­лики, грозными событиями второй мировой войны и длительным противостоянием двух различных социальных систем.

Система комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации

После окончания «холодной войны», распада СССР, перемен в социально-экономической, общественно-политической жизни, а также во внешней политике России произошли значительные изменения во взглядах на оборонное строительство и строительство Воо­руженных Сил России. Сама необходимость наличия мощных армии и флота не подвергается сомнению.

В результате долгих и острых дискуссий в условиях начав­шихся военных реформ было признано оптимальным в сложив­шихся конкретных условиях ввести смешанную систему ком­плектования армии и флота, основанную на сочетании обяза­тельного призыва граждан на военную службу с добровольной службой по контракту. Предусмотрена и альтернативная служба.

В настоящее время система комплектования основывается на Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и воен­ной службе» от 28 марта 1998 г. Законом определен срок военной службы по призыву в 24 месяца, для имеющих высшее образова­ние — 12 месяцев. Призывной возраст установлен от 18 до 27 лет для состоящих или обязанных состоять на воинском учете, не имеющих права на освобождение или отсрочку.

Другая форма военной службы — по контракту (добровольная) предусматривает поступление на службу в возрасте 18—40 лет на срок контракта (3, 5, 10 лет). Контракт могут заключать и военно­служащие, проходящие военную службу по призыву и прослу­жившие не менее 12 месяцев.

Изменены действующие основания для отсрочек от призыва граждан на военную службу, а также введен ряд новых: для по­лупивших на работу в государственные организации, перечень вторых определен Правительством РФ; для граждан, имеющих высшее образование и поступивших на службу в органы внут­ренних дел, федеральные органы налоговой полиции и таможенные органы РФ; а также для обучающихся в образовательных учреждениях указанных органов или окончив­ших данные образовательные учреждения; для получающих послевузовское образование по очной форме; для получения граж­данами начального, среднего и высшего профессионального об­разования.

Кроме того, законом установлено правило, согласно которому военную службу по призыву граждане проходят лишь в Воору­женных Силах, войсках пограничной службы, внутренних войсках МВД, железнодорожных войсках и войсках правительственной связи. Это ограничивает возможности использования граждан в целях, не связанных с подготовкой к защите Отечества.

Таким образом, Закон в полной мере отвечает требованиям к правовому регулированию вопросов воинской обязанности, соот­ветствует реалиям современного военного строительства.

Переход от всеобщей воинской обязанности к смешанной сис­теме комплектования является важной составляющей военной реформы в современной России.

Система комплектования Вооруженных Сил в России про­шла длительный исторический путь, изменяясь в соответствии с этапами социально-политического и экономического разви­тия общества и государства, его целями и задачами, характе­ром военной доктрины и уровнем развития военного дела. Менялись принципы и источники комплектования, но неиз­менным оставалось стремление обеспечить надежную безо­пасность страны.

Руководитель занятия

________ _______ ________

В/звание подпись фамилия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...