Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воронеж во второй половине XIХ века и предреволюционные годы

1. Развитие капитализма в России. В середине XIX века Россия ввязалась в очередную войну с Турцией. В историю она вошла как Крымская война. На стороне Турции выступили Франция и Англия. Россия впервые столкнулась с хорошо подготовленной и современно вооруженной армией. Нашему парусному флоту англичане противопоставили боевые пароходы, а русским кремневым ружьям нарезное оружие. Война показала безнадежную отсталость Росси и окончилась ее безоговорочным поражением. Это заставило царское правительство начать целую серию реформ. В 1861 году в России было отменено крепостное право. Реформа Александра II дала личную свободу крестьянам, но не дала им земли. Это вызвало расслоение крестьянского общества. Стали выделяться зажиточные крестьяне, способные выкупить земельные наделы, и крестьянская беднота, которая в массовом порядке стала уезжать на работу в город. Объективно это способствовало капитализации сельского хозяйства в деревне и быстрому развитию промышленности в городе.

В России началась техническая и технологическая революция. Стремительно разрасталась сеть железных дорог. Помещики стали покупать различные механизмы для получения большего урожая. В массовом порядке открывались новые заводы и фабрики. За короткий срок объем промышленного производства в России вырос в несколько раз.

2. Развитие промышленности в Воронеже. Мы уже отмечали, что к середине XIX века наш город потерял промышленное значение. После реформы в воронежской промышленности начался подъем. Теперь это были не примитивные пищевые и суконные предприятия, а машиностроительные заводы. Конечно, они были не столь велики, как заводы Москвы и Петербурга, но для Воронежа это был прорыв из экономического тупика. В 1864 году в городе открывается отделение Государственного банка. Затем в течении десятилетия возникают городской банк, коммерческий банк и общество взаимного кредита. Дух предпринимательства с необычной силой охватил местных торговцев, промышленников и помещиков.

Первым возник в 1869 году завод Столля. Сначала на нем выполнялись только ремонтные работы, но затем завод приступил к производству плугов, паровых котлов и оборудования для мукомольной и сахарной промышленности. Этот завод существует до сих пор. В советское время он назывался заводом им. Ленина, а сейчас заводом упаковочного машиностроения. В том же году в городе были открыты железнодорожные мастерские.

Сама железная дорога подошла к Воронежу в 1867 году, а уже в следующем году по ней началось движение. Это была дорога Москва – Воронеж. В следующие годы ее довели до Ростова и она получила название Юго-Восточной дороги. Вскоре нашу губернию пересекли дороги Харьков – Саратов и Грязи – Царицын, от Воронежа была построена ветка на Курск и далее на Киев.

В конце века в городе возникает завод Иванова и Веретенникова (сейчас это Воронежский механический завод), чугунолитейный завод Гусмана, а в начале XX века из Риги в Воронеж переводят завод Рихарда Поле (сейчас это экскаваторный завод). В результате Воронеж становится важным центром машиностроения. Впрочем, надо признать, что в своем промышленном развитии и сам Воронеж, и Воронежская губерния отставали от многих регионов России, где процесс формирования промышленности шел еще быстрее.

3. Основные события истории нашего города. Конец XIX и начало ХХ века ознаменовались многочисленными местными событиями, преобразовавшими и изменившими жизнь нашего города. В соответствии с земской реформой в Воронеже были созданы выборные органы самоуправления – земства. Они отвечали за просвещение, здравоохранение, устройство дорог и т.д. Воронежская земская управа приступила к работе в 1865 году. Уже в следующем году она стала добиваться прокладки в город железной дороги. В то время ближайшая к нам дорога оканчивалась в городе Козлове (сейчас это Мичуринск). От Козлова до Воронежа воронежские купцы проложили дорогу за свой счет. У же в 1867 году дорога была построена, и началось строительство железнодорожного вокзала. Он находился примерно на том же месте, что и сейчас, но тогда это была окраина города.

В 1868 году по инициативе управы в Воронеже был открыт памятник А.В. Кольцову. Его бюст был установлен в центре города, а вокруг был разбит сквер. Сквер сразу же получил название Кольцовского. В то время он был гораздо меньше, чем сейчас. На следующий 1869 год воронежцев ждало еще одно радостное событие – в городе появился водопровод. Он состоял из массивной водонапорной башни, стоявшей прямо в центре города (на месте нынешней площади Ленина) и системы деревянных труб. Водой снабжались только центральные улицы города. Водопровод был построен на средства миллионера С.Л. Кряжова, который подарил его городу.

В 1874 году были сняты солнечные часы с площади и сама площадь переименована в Театральную. В следующем году в Воронеже открылась первая спортивная организация – Яхт-клуб, а в 1876 – реальное училище. В 1891 году произошло два интересных события. Во-первых, дала ток первая воронежская электростанция, а во-вторых, была открыта конно-железная дорога. Электростанция представляла собой небольшой паровой генератор, мощности которого едва хватало на освещение здания вокзала и железнодорожных мастерских, но для многих горожан, никогда не видевших электричества, это было событие. Зеваки приходили вечером к вокзалу, только для того, чтобы увидеть работающую лампочку. Через восемь лет компания «Сименс» построит в городе еще одну электростанцию, и электрические фонари появятся на городских улицах. Конно-железная дорога была прообразом трамвая. Лошадь тянула по рельсам вагончик из одного конца города до другого. Тем не менее, это был первый общественный транспорт, появившийся в Воронеже.

В 1901 году на постоянное жительство в город приехал всемирно известный клоун Анатолий Дуров. «Король шутов, но не шут королей» как он себя называл. Дуров был основателем современной системы цирковой дрессировки. С собой он привез свой зверинец и коллекцию всяких редкостей. Его дом сохранился до наших дней и сейчас в нем действует музей А.Л. Дурова.

В 1905 году в России произошла революция. Стачки и вооруженные восстания происходили по всей стране. В ноябре в Воронеже вспыхнул бунт в казармах дисциплинарного батальона. Городскому гарнизону удалось подавить восстание. Но в городе уже были сформированы рабочие дружины. Только в декабре правительству удалось взять ситуацию в городе целиком под свой контроль. Тем не менее царскому правительству пришлось значительно расширить права и свободы граждан.

В 1911 году отмечалось 50-летие со дня смерти Ивана Саввича Никитина. К этой дате был открыт памятник поэту. Он и сейчас находится на том же месте, где и был установлен почти 100 лет назад. Средства на памятник собирали всем миром, а потому он стал действительно народным. Через два года в Воронеже открылось первое высшее учебное заведение – сельскохозяйственный институт. Его ректором стал крупнейший русский ученый-почвовед К.Д. Глинка.

В 1914 году началась Первая мировая война. Из Воронежской губернии в армию было призвано более трети всего трудоспособного населения. Заводы перешли на выполнение оборонных заказов, в город начали прибывать беженцы из западных губерний и эвакуированные учреждения. Так из Риги в Воронеж был эвакуирован завод «Рихард Поле», а несколько позже из Юрьева – университет.

Первая мировая война разрушила экономику России. Это в полной мере коснулось и Воронежа. Цены за два года выросли в два – три раза, в деревне наблюдался неурожай и его постоянный спутник – голод. Недовольство народа постоянно усиливалось. В конце концов, это привело к революции. В последние предреволюционные годы особо заметных событий в жизни города не происходит. Можно только отметить появление первого в городе кинотеатра. Он назывался «Увечный воин» и частично сохранился до наших дней. Сейчас это старая часть к/т «Пролетарий».

4. Культурное развитие Воронежа. Воронеж дал миру несколько крупных талантов. Большинство из них родилось именно в рассматриваемый нами период. Во много это было связано с стремительным развитием образования. В 1913 году в городе уже насчитывалось 12 мужских и женских гимназий, 3 реальных и 2 коммерческих училища, торговая школа, духовная и учительская семинарии, кадетский корпус, 2 музыкальные школы, рисовальная школа, железнодорожное училище, несколько церковно-приходских и начальных школ, 2 фельдшерские школы и, наконец, сельскохозяйственный институт.

В нашем городе родился всемирно известный писатель, Лауреат Нобелевской премии И.А. Бунин, один из самых ярких литературных талантов ХХ века – Андрей Платонов, провел детские годы Самуил Маршак. В Кадетском корпусе обучались: изобретатель электрической лампочки А.Н. Лодыгин, философ и марксист Г.В. Плеханов, знаменитый оружейный конструктор С.И. Мосин. В это же время с золотой медалью окончил Воронежскую гимназию будущий выдающийся математик и академик С.А. Чаплыгин.

5. Как жили горожане в то время. Дореволюционный Воронеж по внешнему виду мало чем отличался от других провинциальных городов России: в центре несколько прямых мощеных улиц с приземистыми дворянскими и купеческими особняками, окруженными множеством дворовых служб и пристроек, а по окраинам кривые улочки, утопающие в пыли и грязи. Как и все русские города, Воронеж отличался обилием церквей и монастырей. Еще больше было трактиров и кабаков. Унылый колокольный звон в период Великого поста сменялся веселым благовестом в дни праздников.

Работали с утра до вечера, а зимой и до полуночи. Это называлось «засидки». Подрядчики обычно отмечали начало засидок застольем. Они покупали водку и поили всех рабочих. Это происходило по старому стилю 1 октября. Со следующего дня и до Пасхи рабочие работали до полуночи при свечах. Только в субботу рабочий день кончался в 6 часов вечера. В этот день платили зарплату за неделю. Получали от 60 копеек до 3 рублей. Получив такое жалование, человек после недели непосильного труда шел прямо в трактир, или сначала в баню, а потом в трактир.

Обязательным для обычаев того времени было строгое соблюдение разного рода семейных событий – родин, крестин, именин, поминок и масленицы. Работа от зари до зари и отдых по праздникам составляли обычный быт тогдашнего горожанина. Обычным отдыхом было зимнее катание с гор на санках, жирные блины на масленицу, вечно пьяное «прощеное воскресенье» и традиционные летние посиделки. Кроме того, многие горожане держали голубятни, разводили дома певчих птиц, а некоторые и боевых петухов.

В конце Большой Дворянской, там, где теперь железнодорожная поликлиника была большая площадь. Называлась она «Старый бег». В пасхальную неделю здесь проводились массовые гуляния. С утра до вечера под полотняным куполом шли цирковые представления. Рядом на 3-метровой высоте с шестом в руках балансировали канатоходцы. По гладко обструганному пятиметровому столбу лезли за дешевыми призами ребятишки. Под звуки шарманки кружилась карусель и взлетали в воздух качели.

Летом излюбленным занятием воронежской ребятни была игра в лапту (русский вариант бейсбола). Не гнушались лаптой и взрослые. Городской знаменитостью был Андрей Преснухин, равного которому по игре в лапту в Воронеже не было. Любили воронежцы и катание на лодках. Еще в 1875 году в здании бывшего петровского цейхгауза был открыт Яхт-клуб. Здесь можно было нанять на прокат лодку и кататься в бесчисленных речных протоках Воронежа.

Зимой в городе заливали катки. Их было три: в саду «Эрмитаж» (сейчас это сквер на ул. Никитинской), в саду «Семейного собрания» (сейчас сквер у Дома Офицеров) и в Городском парке (сейчас на этом месте строится Благовещенский собор). Заливка производилась вручную из бочек. Заливали только аллеи, в результате получалось некое подобие беговой дорожки. Почти каждое воскресенье проводились соревнования среди конькобежцев. Обычно в них участвовали старшие гимназисты и служащие железной дороги. Фигуристы имели собственную ледовую площадку в Городском саду.

Купцы развлекались конными выездами. По воскресеньям местные богачи вихрем носились на своих рысаках из конца в конец Большой Дворянской улицы. Тысячи горожан выстраивались тогда вдоль тротуара, наблюдая за катающимися, и оценивая достоинства и недостатки рысаков.

Вопросы и задания

1. Прочтите рассказ Б. и Н. Троицких «Воронежские извозчики» (печатается в сокращении).

«Воронежские извозчики»

В те времена лошадь заменяла машину, и извозчик являлся фигурой весьма заметной. Весь цех извозчиков разделялся на две категории: легковые и ломовые. Ломовые перевозили только грузы, имели вместительные телеги и крупных тяжеловозных лошадей. Да и сами извозчики отличались богатырским ростом, недюжинной силой и цветущим возрастом.

Другое дело легковые извозчики. Они разделялись на просто легковых, лихачей и ночных. Простые извозчики имели просторный, но грубой работы экипаж: надколесные крылья железные, колеса тоже вместо шин обиты железом, что создавало при езде по булыжной мостовой беспрерывный грохот и дребезжание. У экипажа обязательно был «верх», предохраняющий седока от дождя. Сам же извозчик, сидя на козлах экипажа, оставался неприкрытым при любой погоде.

Совсем иначе выглядели лихачи; недаром такса за проезд была у них в два раза дороже, - 40 копеек против 20. У лихача лошадь – рысак орловской породы, колеса на резиновых шинах, а крылья из лакированной кожи. Особой группой были ночные извозчики, контингент которых составляли крестьяне Нижнедевицкого уезда. В зимний период они приезжали в город на заработки, но работали только ночами, выезжая на биржи с наступлением темноты. Брали они за проезд 15 коп.

Биржами в то время называли стоянки извозчиков. Они были разбросаны по всему городу так, чтобы было видно большинство перекрестков улиц данного района. Извозчиков было так много, что практически всегда экипаж можно было нанять на любом перекрестке. Самые большие биржи были у базаров, у гостиниц и на привокзальной площади.

В Воронеже самой заметной фигурой среди извозчиков был И.С. Даев, о котором рассказывали, что приехав в конце XIX венка в Воронеж он имел одну плохонькую клячу, а у же через 10 лет владел несколькими десятками экипажей. Губернаторы своих выездов не держали и их возил Даев, для чего держал специальную пару серых в яблоках хреновских рысаков. Иногда можно было увидеть на козлах и его самого, восседающего очень степенно, распустив по груди окладистую белую бороду.

Кроме извозчиков была еще «конка», то есть конная железная дорога, состоящая из рельсовых путей и небольших вагончиков (зимой закрытого типа, вроде современных трамвайных, а летом в виде крытых платформ со скамьями, но без боковых стен). Несчастная кляча еле-еле тянула вагончик по ровному месту, а в гору он вытягивался упряжкой в пять лошадей. Ходила конка по немногим маршрутам: от вокзала до Староконной площади, а от нее до Митрофаниевского монастыря, до Новостроящегося кладбища и до Заставы. Конку можно было остановить в любом месте, стоило только поднять руку. Выходили из нее часто на ходу, так как скорость была невелика. Как это не покажется странным, но и в те отдаленные времена, в городе с населением всего в 70 тыс. человек на улицах происходили несчастные случаи. Некоторые попадали под копыта лошадей, а некоторые умудрялись разбиться спрыгнув с конки.

С извозчиками связан один эпизод, носивший комический характер. В то время существовал обычай «делать визиты» на Новый Год, то есть посещать начальство и знакомых для поздравления. Этот обычай для мелких чиновников был совершенно обязателен. Ну, а начальства было много и для того чтобы обегать всех начальников чиновники нанимали извозчика на целый день. В то время в Воронеже жил один очень богатый помещик и самодур В.И. Лихачев. Так вот, в канун Нового Года этот Лихачев отправил всю свою челядь нанять всех извозчиков в городе. Когда наступило время делать визиты, у дома Лихачева собрались все извозчики. Он выехал на своем рысаке и. приказав всем извозчикам следовать за ним, отправился с визитом к губернатору. Кавалькада из нескольких сотен пустых экипажей потянулась по улицам города, а в это время бедные чиновники, выбиваясь из сил, и кляня Лихачева на чем свет стоит, метались по городу.

Рассказывая о воронежских извозчиках нельзя не упомянуть о знаменитых воронежских зимних катаниях. Они проводились по воскресеньям на Большой Дворянской - от Городского театра до Петровского сквера. Всякое движение в послеобеденное время на этом участке прекращалось. Принимали участие в катаниях только купцы; дворянство считало такое развлечение ниже своего достоинства.

Запряжки были самые разнообразные. Вот появляется мадам Рейхард, сидящая как истукан за спиной кучера. Она долго носится из конца в конец улицы не снижая скорости. За ней выезжают братья Дидюрины, владельцы больших топливных складов, но наиболее колоритной была упряжка старика Кораблинова, торговца красками и другими москательными товарами. Он вылетал со стороны Старомосковской, поворачивал у театра на Дворянскую, проносился с гиком и свистом несколько раз до Петровского сквера и обратно и так же молниеносно исчезал.

Заканчивалось катание поздно вечером, и мы глазеющие на этот праздник ребятишки, замерзшие, но счастливые, разбредались по домам.

Какую роль играли извозчики в жизни города? Что можно узнать из этого рассказа о нравах воронежского купечества?

 

2. Прочтите рассказ А.Л. Дурова «Крокодил» (печатается с сокращениями»).

Крокодил

У меня в Воронеже есть на горе дом. Под гору идет фруктовый сад. Заканчивается сад рекой с пляжем и спасательной будкой. Это хорошо, но есть и неудобства: летом там много купающихся. А у меня есть две взрослые дочери, которым не всегда удобно созерцать «натуру» (выражаясь художественным языком).

Я отправился в городскую управу, прошу: нельзя ли переместить купающихся в другое место?

- Мы не в праве!

Обращаюсь к полиции, испробовал все, ничего не помогает. Тогда однажды утром я искупался сам и говорю «спасателю»:

- У меня сегодня утром сбежал крокодил. Не видал ли ты его? Он небольшой: четыре лапы. Да и потом нужно быть осторожным, чтобы крокодил кого-нибудь не укусил. Но, предупреждаю, чтобы никто об этом не знал, а то начнется паника.

Прошло два дня. Я уже забыл о своей шутке, как вдруг приезжает ко мне представитель полиции.

- Я к вам Анатолий Леонидович!

Сейчас же был подан самовар, варенье. Начались дружеские расспросы о житье-бытье… Но видно было, что приехал он неспроста и все хочет что-то спросить да не решается. Наконец спросил:

- А где у вас животные? Все ли здоровы?

Тут я сразу догадался…

- Да, представьте, у меня был крокодил.

- И что же? Он сбежал?

Чиновник отвел меня в сторону и говорит:

- Полицмейстера нет дома, он в отъезде, а мне поручено узнать, как это все случилось.

Тогда я успокоил его и объяснил, что все это шутка. Начальство успокоилось, распрощалось и уехало. Но – что забавнее всего – купающихся против моего дома, я в это лето уже не видел.

Какие особенности характера тогдашних обитателей нашего города проявились в этом рассказе?

 

3. Прочтите отрывок из книги С.В. Кольцова «Воронеж спортивный». Какие новые черты в жизни патриархального Воронежа можно найти в этом отрывке?

Зарождение футбола

Футбол в Воронеже появился в 1908 году. Он пришел к нам из Москвы. Летом там побывал член яхт-клуба И.А. Панов и привез первый в городе футбольный мяч. В яхт-клубе сформировали две команды, которые за неимением соперников, почти каждый день играли между собой. Вскоре на окраинах города стали стихийно возникать уличные команды, состоявшие главным образом из рабочей молодежи и мелких служащих. В слободе Троицкой в 1912 году возникла команда «Бабры», а через год в Привокзальном поселке – «Георгиевская». Матчи проводили без судей. Споров тогда всегда было достаточно. Обычно они решались при активной поддержке болельщиков, плотной стеной окружавших поле.

 

4. Прочтите отрывок из статьи дореволюционного воронежского писателя А.И. Эртеля «Макарьевское попечительство», посвященный селу Макарье (сейчас оно входит в состав Новоусманского района). Какие последствия реформа 1861 года имела для малоземельных крестьян?

«Самое ужасное заключалось не в том, что нищета существовала – ужасное было а размерах этого бедствия. Мы увидели взрослых и детей, зараженных сифилисом, с одичалым выражением на лицах, с вялыми движениями, угрюмых, равнодушных или с печатью какой-то ошеломленности и испуга во взгляде… Внутреннее распадение деревни, резкие признаки физического вырождения, какая-то безнадежность в хозяйственном и душевном строе, - вот что было ужасно».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...