Методы и технологии обучения в вузе
Основные понятия: · метод · технология · методы обучения · методика обучения (изучения чего-то) · педагогические (образовательные) технологии Методика обучения – последовательность этапов перевода обучаемого из состояния желания что-то освоить в состояние способности действовать на основе полученных знаний и опыта. Для каждого этапа определяется его задача, программа действий преподавателя и обучаемых, дидактические средства (средства наглядности, средства деятельности обучаемых, учебные задания), формы взаимодействия преподавателя и обучаемых, обучаемых между собой.
Учебный процесс представляет собой совокупность циклов разного масштаба (длительности). Каждый цикл посвящен достижению определенного образовательного результата (элемента знаний и адекватных действий, системы знаний и способа решения практических задач и т.п.). Наименьшим является цикл усвоения элемента знаний и действий по его созданию и применению. Каждый цикл включает обязательные этапы - изучение нового материала и обучение его применению в конкретных ситуациях – и вспомогательные – актуализация ранее усвоенных знаний и действий и контроль достижения запланированного результата. На каждом этапе используются свои методы и технологии обучения. Методы изучения нового (см. записи на занятии) · объяснительно-иллюстративный · репродуктивный · проблемное изложение · частично-поисковый · исследовательский Методы обучения применению знаний Традиционно: решение тренировочных учебных задач Методика обучения, основанная на ТПФУД Деятельностная теория учения – это психологическая теория, рассматривающая учение как деятельность, субъектом которой являются учащиеся.
Теория поэтапного формирования умственных действий описывает процесс интериоризации знаний и действий и предсказывает методику обучения. Основное положение теории состоит в следующем. Единицей учебного процесса является действие. Действие рассматривается не как поведение, а как активность субъекта, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Ниже приведены понятия деятельностной теории учения (левый столбец таблицы). Рассмотрим их содержание на примере конкретного действия по применению элемента знаний. (задание 8) Пример описания действия по применению элемента знания и этапов усвоения ЭМИ – явление возникновения индукционного тока в замкнутом проводящем контуре под действием пронизывающего магнитного поля при изменении магнитного потока. Магнитный поток – это ФВ, хар. Маг.поле и равная Ф=ВScos a
Описание модели методики формирования деятельности по решению типовой профессиональной задачи Переход студента из состояния осознания необходимости освоения ТПЗ в состояние способности ее решать на любом материале ШКФ осуществляется в шесть этапов (мотивационный этап, этапе выделения ориентировочной основы деятельности, знакомство с образцом деятельности, самостоятельное решение ТПЗ с контролем результата каждого действия метода, самостоятельное развернутое решение ТПЗ, самостоятельное решение ТПЗ в свернутом виде с контролем конечного результата).
На мотивационном этапе (первый этап формирования деятельности по решению профессиональной задачи) студентам предлагается осознать проблему и сформулировать учебно-методическую задачу: 1) проанализировать практику решения той или иной задачи обучения физике в школе (формирование элемента знаний, умения решать физические задачи и т.п.) и выбрать вариант методики обучения учащихся, который целесообразно освоить; 2) проанализировать практику подготовки учителя к преподаванию темы. Для организации этой работы студентам предлагается выполнить одно из заданий следующего типа. Задание 1. Проанализируйте практику решения … (указывается ТПЗ по разработке уроков разных типов), выделив в приведенных источниках элементы дидактической системы (цели, содержание, методика организации обучения). … (приводится перечень источников информации) Задание 2. Проанализируйте практику решения … (указывается ТПЗ по подготовке к преподаванию темы), выделив описание … (указывается конечный продукт деятельности) и способа деятельности. … (приводится перечень источников информации.) Каждый студент или минигруппа работает с одним-двумя источниками. На занятии в результате сопоставления информации выявляются подходы к постановке и решению профессиональной задачи, формулируется учебно-профессиональная задача. На этапе выделения ориентировочной основы деятельности (второй этап) составляется метод решения ТПЗ и выделяются знания-ориентиры для каждого действия. Студенты получают подробную информацию и разъяснения об уроке определенного типа (его целях, содержании, дидактических средствах, программе действий учителя и учащихся на уроке) или о подготовке учебно-методических материалов по теме ШКФ. Это может быть информация преподавателя или самостоятельное изучение студентами вопроса по источнику информации с последующим обсуждением и разъяснениями преподавателя. Информацию целесообразно предоставлять студентам в электронном виде. На основе этой информации студенты составляют последовательность действий по подготовке урока или разработке учебно-методических материалов по теме ШКФ, подбирают знания-ориентиры для каждого действия. Эта работа организуется с помощью задания следующего типа.
Задание 3. Изучите информацию о решении … (указывается ТПЗ). Составьте учебную карту. Учебная карта … (указывается ТПЗ)
Студенты осмысливают полученную информацию, представляют ее в новом формате – в виде учебной карты. Современные средства позволяют сделать эту работу творческой, поскольку основное внимание студента сосредоточено на осмыслении полученной информации, продумывании собственных шагов в решении рассматриваемой ТПЗ, а техническая работа состоит в записи названий действий и перенесении фрагментов из электронных материалов в свою учебную карту. Важным элементом является стилистическая обработка текста. Результат может быть проверен либо по варианту преподавателя, либо самим преподавателем, либо в процессе обсуждения на практическом занятии. Знакомство студентов с образцом деятельности (третий этап), то есть процессом подготовки урока или разработки учебно-методических материалов по теме ШКФ, можно осуществить по-разному. Преподаватель может сам показать образец деятельности на конкретном физическом материале или предъявить источник информации с его описанием. В целях экономии времени нами используется следующий прием. Составляется образец деятельности (подробная разработка урока, научно-методический анализ темы и т.п.), состоящий из пояснений и результатов выполнения каждого действия метода решения ТПЗ. Он делится на фрагменты по числу действий. Студенты выполняют задание типа: «Задание 4. Составьте … (указывается конечный продукт деятельности) из фрагментов, описывающих … (указывается название разработки), руководствуясь учебной картой». Результаты проверяются путем «чтения по ролям» (для уроков) или сопоставления с оригиналом. На этапе выполнения деятельности в материализованной форме (четвертый этап) всем студентам предлагается решить ТПЗ на одном и том же материале ШКФ, например, разработать урок (фрагмент урока) на одну и ту же тему. Студенты, ориентируясь на учебную карту, называют выполняемое действие, каждый выполняет его, после чего происходит обмен результатами и их обсуждение. При разработке урока это позволяет студентам, во-первых, скорректировать понимание смысла каждого действия, во-вторых, осознать стилистическое разнообразие предлагаемых вариантов при содержательном сходстве, в-третьих, подобрать оптимальные словосочетания и фразы, направляющие деятельность учащихся на каждом этапе усвоения знаний и действий. Для организации этого этапа используется задание типа: «Задание 5. Разработайте урок (фрагмент урока) на тему … (указывается тема урока), называя последовательно действия, выполняя их и проверяя результат каждого действия».
На внешнеречевом этапе (пятый этап) студенты готовят уроки на разные темы, учебно-методические материалы по разным темам ШКФ. В разработке они должны цифрами обозначить выполняемые действия. Студенты выполняют задание типа: «Задание 6. Разработайте … (указывается конечный продукт деятельности). Укажите цифрами выполняемые действия». Результат (разработка урока, учебно-методические материалы) проверяется преподавателем, а затем предъявляется студентам. Показ и обсуждение подготовленных уроков происходит в форме ролевой игры «Урок физики». Поскольку в силу временных ограничений невозможно выслушать всех студентов, предлагается следующий методический прием. Студенты объединяются в минигруппы по 4-5 человек и проводят один урок (фрагмент урока) из подготовленных. Студенты готовят необходимые дидактические средства, в том числе презентацию урока, делят урок (фрагмент урока) на логически завешенные части по числу студентов в минигруппе. Эта работа организуется с помощью задания типа: «Задание 7. Выберите и проведите один урок по теме … (указывается тема ШКФ). Для этого подготовьте необходимые дидактические материалы, разбейте урок на логически завершенные фрагменты по числу студентов в минигруппе и подготовьтесь к проведению урока как учителя». На занятии одни студенты играют роль учителей, другие – учеников и методистов, выполняя задания следующих типов. Задание 8. Вы – ученик (ученица) … (указывается класс). Сейчас по расписанию у Вас урок физики. Задание 9. Вы – учитель-методист по физике – присутствуете на открытом уроке. После урока Вам предстоит провести его анализ и дать оценку. Составьте подробный конспект (стенограмму) урока для содержательного обсуждения и обоснованной оценки. Для обсуждения учебно-методических материалов студенты готовят презентации, выполняя задания типа: «Задание 10. Подготовьте презентацию …. (указывается название учебно-методических материалов)». Затем студенты разрабатывают уроки, учебно-методические материалы по другим темам школьного курса физики, сначала прописывая номера выполняемых действий, затем фиксируя лишь результат выполнения (шестой этап методики). Эта работа организуется в форме учебного проекта по следующим соображениям. Описанные выше пять этапов методики реализуются, как правило, в одном семестре на определенном физическом материале. В следующем семестре студенты осваивают другую ТПЗ на другом физическом материале. При этом реализуется шестой этап методики освоения предыдущих ТПЗ. Это означает, что студенты на конкретном физическом материале решают несколько ТПЗ. В жизни учителя представляют результаты методической работы в форме поурочного планирования (разработки уроков) и учебно-методических материалов по теме ШКФ. Соответственно студентам предлагаются проекты двух типов: «Поурочное планирование темы … (указывается тема ШКФ)» или «Учебно-методические материалы по теме … (указывается тема ШКФ, класс, уровень изучения физики)». Формат проекта задается. В нем представлены методическая задача, программа действий с указанием ожидаемого резуль- тата по каждому действию и сроков выполнения, рекомендации по выполнению требования к описанию работы. В ходе поискового эксперимента было установлено, что некоторые действия в составе метода решения ТПЗ вызывают у студентов затруднения, что сказывается отрицательно на ходе освоения профессиональной задачи. В этом случае, приступая к рассмотрению ТПЗ, целесообразно сначала сформировать «трудное» действие, а затем систему действий по решению ТПЗ. Методика формирования трудных действий строится на основе описанной выше модели. Описанные выше этапы формирования деятельности по решению профессиональной задачи, деятельность студентов на каждом этапе и содержание дидактических материалов для организации этой деятельности представлены компактно в таблице.
Этапы формирования у студентов деятельности по решению профессиональной задачи и содержание дидактических материалов
Образовательные технологии Кейс-технология http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov
Проектное обучение umu.utmn.ru/files/project.doc
Метод сквозного проектирования http://www.adem.ru/press/atricles/2010-10-13/ https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6227
дополнительно http://www.ngpedia.ru/id332598p1.html http://isicad.ru/ru/articles.php?article_num=16410 gur-integrator.ru/Stati/skvoznoe_proektirovanie_3D-modelirovanie/index.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|