Предупреждение переутомления
Синдром дефицита внимания. Гиперактивность. Помощь невнимательному ребенку Учебная неуспеваемость может быть предупреждена. Лучше проводить профилактику неуспеваемости, чем позволить проблемам нарастать подобно снежному кому. Кроме того, важно создать условия, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свой интеллектуальный потенциал. Синдром дефицита внимания обуславливает невнимательность и связан с трудностями, которые этот ребенок пережил внутриутробно или в период рождения. Часто этот синдром сочетается с гиперактивностью. Особенности этих детей, проявляющиеся в общении и в обучении, и важные для родителей, – это неустойчивость внимания, утомляемость, трудность удерживать в голове несколько заданий и правил работы одновременно, внешняя мотивация в поведении вместо внутренней, часто повышенная потребность в двигательной активности, которая на переменке проявляется в беготне, а на уроке в неусидчивости, ослабление контроля за поведением. Все эти особенности связаны с состоянием их нервной системы, поэтому «перевоспитанию» они не поддаются. Но могут быть скорректированы правильной тактикой родителей. Работа с этой группой детей важна, так как синдром дефицита внимания может привести к отставанию в учебном процессе, а когда отставание уже налицо, и охватывает большой объем учебного материала, то преодолеть его значительно труднее, требуется больше затрат по времени и силам. Рекомендации для родителей
Для улучшения социального поведения И учебной мотивации. 1.1. Не концентрируйте внимание на негативных формах поведения ребенка. Обходите острые углы, вместо того, чтобы бороться со своим ребенком. Всякое давление порождает сопротивление, равное по своей силе оказываемого давления. 1.2. Постоянно хвалите его, поощряйте, отмечайте успех. Не сравнивайте его с другими детьми, более успешными в каких либо видах деятельности, а сравнивайте с тем его результатом, который он имел вчера. Традиционно в нашей «бытовой» педагогике закрепилась тенденция замечать ребенка, когда он сделал что-то плохое, и заниматься корректировкой этого негативного качества, вместо опоры в развитии на позитивные, на сильные стороны личности. Концентрация на негативном ослабляет и без того небольшие ресурсы ребенка с синдромом дефицита внимания, концентрация на позитивном дает энергию, необходимую для внутренней перестройки. Усиление позитивных черт, качеств, сторон личности автоматически влечет за собой ослабление и уменьшение негативных, нежелательных черт, сторон, проявлений. 1.3. Исключите из своего арсенала такие методы воспитания, как эмоциональная взбучка, крик, физические наказания. Если вы сейчас используете их, прекратите и найдите другие способы воздействовать на ребенка. Ребенок благодаря перечисленным методам воспитания внутренне еще более дезорганизуется и теряет способность правильно себя вести. Его мышление и способность воспринимать отключаются, благодаря чему педагогические воззвания родителей не воспринимаются адекватно. Опыт Вашего собственного детства здесь не применим, так как у Вашего ребенка по сравнению с Вами другая организация центральной нервной системы. 1.4. Помните, что гипервозбудимость ребенка усиливается в местах большого скопления людей, в связи с этим не рекомендуется оставлять такого ребенка в группе продленного дня. Желательно предоставить ему возможность побыть дома, без других детей, и дозировать его пребывание в ситуациях, где много взрослых и детей (по состоянию ребенка).
1.5.Обеспечьте своему ребенку достаточно физических поглаживаний, прикосновений, так как дети с синдромом дефицита внимания больше, чем другие, нуждаются в физическом контакте с родителями, и этот контакт является для них эмоционально поддерживающим и физически исцеляющим. Вы может обнять его, когда сидите рядом и делаете вместе уроки. Вы можете играть с ним в игры, связанные с физическим контактом (прятки, жмурки), вместе с ним бороться и делать совместные физические упражнения, придумать свои собственные игры с физическим контактом. 1.6. Хорошо, если иногда Вы будете находить время и контролировать ситуацию общения Вашего ребенка с другими детьми. Особенность Вашего ребенка в том, что он может быть легко спровоцирован другими детьми, у которых контроль над поведением более развит. Предупреждение переутомления Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью легче переутомляются, чем другие, так как ресурсы их центральной нервной системы ограничены. Чрезвычайно важно для них проводить профилактику переутомления, которое может сказаться как на успешности обучения, так и на поведении ребенка и на перспективах его физического здоровья. Внешне эти рекомендации кажутся чрезвычайно простыми и излишне очевидными, но опыт работы с семьями, где есть ребенок с синдромом дефицита внимания, показывает, что эти простые вещи часто не выполняются. А они являются наиболее важными по сравнению с приемом лекарств и другими методами медицинского лечения. В связи с этим является ценным, если Вы, уважаемые родители, будете выполнять следующие рекомендации: 2.1. Сформируйте и поддерживайте в семье устойчивый режим занятий и отдыха. Выработанный и поддерживаемый ритм труда и отдыха поддерживает здоровье. 2.2. Укладывайте ребенка спать в одно и то же время (без излишнего педантизма), предоставляйте ему достаточный сон. Признаком достаточного сна является то, что ребенок просыпается утром сам, а не при помощи мамы или будильника. Если он утром к необходимому времени не просыпается, это значит, что нужно укладываться спать раньше, так как время необходимого сна индивидуально, и является различным для различных детей. В то же время есть общая закономерность, которая выражается в том, что ребенку нужна большая длительность сна, чем взрослому человеку.
Необходимо также пересмотреть условия засыпания, удобство постели и т.п. В период засыпания ребенка не включать телевизор, если для родителей нет отдельной комнаты. 2.4. Ограничивайте для ребенка просмотр телепередач и видеофильмов, и особенно - фильмов и передач с агрессией и ужасами. 2.5. Следите за тем, чтобы питание ребенка было полноценным, чтобы в его питании присутствовали продукты с витаминами группы В (для нервной системы) и за тем, чтобы Ваш ребенок достаточно пребывал на свежем воздухе. Свежий воздух чрезвычайно важен для Вашего ребенка, так как для детей с синдромом дефицита внимания характерны затруднения мозгового кровообращения, а значит и с доставкой кислорода к клеткам мозга. Пребывание на свежем воздухе облегчает эту проблему без лекарств, поэтому важно, чтобы ваш ребенок ежедневно гулял, а помещение, где он находится, было проветрено. В летнее время рекомендуется пребывание за городом в зоне чистого воздуха. 2.6. При выполнении домашних заданий освободите ребенка от всякой второстепенной, вспомогательной, несущественной оформительской работы, такой, например, как расчерчивание полей в тетради и т.п. 2.7. Примите во внимание, что выполнение домашних заданий поздно вечером вредно для ребенка. Через наблюдение за ребенком определите то время, после которого сидение ребенка за уроками становится бесполезным делом. 2.8. Если у ребенка болит голова, если он пережил стресс и не может сделать домашнее задание сегодня – не упорствуйте в желании добиться от него результата. Вы можете написать учителю записку с извинениями, а ребенка уложить спать пораньше. 2.9. Занятия ребенка с репетитором или ваши дополнительные занятия с ребенком сверх программы, установленной учителем, рискованны для его здоровья. Если Вы хотите чем-либо заниматься с ребенком дополнительно, проконсультируйтесь с врачом. 2.10. Если у ребенка часто повторяются головные боли, если учитель жалуется на повышенную отвлекаемость, неспособность сосредоточиться на уроке, на неумение сдерживать свое поведение и частое нарушение правил поведения, проконсультируйтесь у невропатолога. Возможно, что вашему ребенку требуется медицинская поддержка, которая может быть назначена индивидуально врачом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|