Профилактика нарушений слуха и зрения
Эндокринная система Вопросы к обсуждению: 1. Значение эндокринной системы 2. Железы внутренней секреции 3. Гормоны 4. Гипоталамо-гипофизарная система 5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции по механизму обратной связи Задания к семинару: 1. Раскрыть значение эндокринной системы в жизнедеятельности организма человека; 2. Выписать понятия «эндокринные железы», «гормоны»; 3. Рассказать о железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, паращитовидные железы), их функциях, возрастных изменениях; 4. Заполнить таблицу:
5. Определить роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции; 6. Раскрыть механизм обратной связи гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус; 7. Приведите примеры, показывающие значение гормонов для развивающегося организма (письменно) Литература: 1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 297-321 2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 68-81 3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.261-279
4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 129-138 Семинар 1(2-ая часть) Анатомия и физиология нервной системы человека Вопросы к обсуждению: 1. Значение нервной системы 2. Общий план строения нервной системы 3. Основные свойства и функции нервных клеток 4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности 5. Возбуждение и торможение в ЦНС 6. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы 7. Вегетативная нервная система
Задания к семинару: 1. Раскрыть значение нервной системы в жизнедеятельности организма; 2. Дать определения «нервный центр», «нервное волокно», «нейрон», «сома», «дендрит», «аксон», «синапс», «медиатор», «глия», «потенциал действия», «рецептор» (письменно); 3. Рассказать о строении (периферическая и центральная части) и функциях нервной системы (получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем); 4. Дать понятие о нейроне как структурной единице нервной системы (строение нейрона, типы нейронов); 5. Охарактеризовать свойства нервных клеток: раздражимость и возбудимость; 6. Объяснить принцип передачи возбуждения по нервному волокну, в синапсах; 7. Дать понятие рефлекса и рефлекторной дуги (зарисовать схему); 8. Охарактеризовать основные виды рецепторов; 9. Объяснить принцип обратной связи между ЦНС и исполнительными органами; 10. Охарактеризовать свойства нервной системы: возбуждение и торможение; 11. Рассмотреть строение и функциональное значение (различных отделов ЦНС); 12. Выделить особенности развития нервной системы; 13. Раскрыть значение вегетативной нервной системы; 14. Охарактеризовать отделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический) и их функции
Литература: 1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 215-220, 283-287 2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 21-52 3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.310-370 4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 14-38 Семинар 1(3-ая часть) Анализаторы. Профилактика нарушений слуха и зрения Вопросы к обсуждению: 1. Учение И.П. Павлова об анализаторах 2. Виды анализаторов (сенсорных систем) 3. Функциональное созревание анализаторов (сенсорных систем) 4. Зрительный анализатор 5. Слуховой анализатор 6. Профилактика нарушений слуха и зрения Задания к семинару: 1. Выписать основные положения учения И.П. Павлова об анализаторах; 2. Рассказать об отделах анализатора: периферическом, проводниковом и центральном. 3. Охарактеризовать общие свойства анализаторов: высокая чувствительность к действию адекватного раздражителя, адаптация, сенсибилизация, способность к ответу на продолжающееся во времени раздражителя, продолжающая последовательность образов; 4. Выписать понятия «орган чувств», «анализатор», «висцеральная сенсорная система»; 5. Рассмотреть классификацию анализаторов; 6. Раскрыть значение каждого вида анализатора для развивающегося организма человека; 7. Охарактеризовать особенности функционального созревания анализаторов (сенсорных систем); 8. Выписать понятия «зрительный анализатор», «склера», «роговица», «хрусталик», «радужка», «сетчатка», «аккомодация», «бинокулярное зрение», «световая адаптация», «цветовая адаптация»; 9. Рассмотреть функции и строение зрительного анализатора, возрастные особенности работы зрительного анализатора;
10. Подготовить выступление на тему: «Глаз – сложная оптическая система»; 11. Охарактеризовать основные способности глаза: аккомодация, острота зрения, световая и цветовая чувствительность, пространственное зрение; 12. Выписать понятия «слуховой анализатор», «барабанная перепонка», «среднее ухо», «евстахиева труба», «перилимфа», «эндолимфа», «кортиев орган», «бинауральный слух»; 13. Рассмотреть функции и строение слухового анализатора, возрастные особенности работы слухового анализатора; 14. Раскрыть механизм восприятия звука; 15. Охарактеризовать распространенные у детей и подростков нарушения зрения и слуха; 16. Рассмотреть меры профилактики нарушений зрения и слуха (организация рабочего места ученика: оценка правильности рабочей позы при письме и чтении, правильность расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе, световой режим школьных помещений, правильность оформления наглядных пособий, учебников и тетрадей, профилактика отрицательного воздействия шума) Литература: 1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 67-97 2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 188-202 3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.401-422 4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 179-190
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|