Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профилактика нарушений слуха и зрения

Эндокринная система

Вопросы к обсуждению:

1. Значение эндокринной системы

2. Железы внутренней секреции

3. Гормоны

4. Гипоталамо-гипофизарная система

5. Регуляция деятельности желез внутренней секреции по механизму обратной связи

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение эндокринной системы в жизнедеятельности организма человека;

2. Выписать понятия «эндокринные железы», «гормоны»;

3. Рассказать о железах внутренней секреции (гипофиз, эпифиз, поджелудочная железа, щитовидная железа, надпочечники, половые железы, паращитовидные железы), их функциях, возрастных изменениях;

4. Заполнить таблицу:

Название железы Название гормонов Действие гормонов
     

5. Определить роль гипоталамо-гипофизарной системы в регуляции деятельности желез внутренней секреции;

6. Раскрыть механизм обратной связи гормонов желез внутренней секреции на гипофиз и гипоталамус;

7. Приведите примеры, показывающие значение гормонов для развивающегося организма (письменно)

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 297-321

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 68-81

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.261-279

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 129-138

Семинар 1(2-ая часть)

Анатомия и физиология нервной системы человека

Вопросы к обсуждению:

1. Значение нервной системы

2. Общий план строения нервной системы

3. Основные свойства и функции нервных клеток

4. Рефлекс как основная форма нервной деятельности

5. Возбуждение и торможение в ЦНС

6. Строение, развитие и функциональное значение различных отделов нервной системы

7. Вегетативная нервная система

 

Задания к семинару:

1. Раскрыть значение нервной системы в жизнедеятельности организма;

2. Дать определения «нервный центр», «нервное волокно», «нейрон», «сома», «дендрит», «аксон», «синапс», «медиатор», «глия», «потенциал действия», «рецептор» (письменно);

3. Рассказать о строении (периферическая и центральная части) и функциях нервной системы (получение, хранение и переработка информации из внешней и внутренней среды, регуляция и координация деятельности всех органов и органных систем);

4. Дать понятие о нейроне как структурной единице нервной системы (строение нейрона, типы нейронов);

5. Охарактеризовать свойства нервных клеток: раздражимость и возбудимость;

6. Объяснить принцип передачи возбуждения по нервному волокну, в синапсах;

7. Дать понятие рефлекса и рефлекторной дуги (зарисовать схему);

8. Охарактеризовать основные виды рецепторов;

9. Объяснить принцип обратной связи между ЦНС и исполнительными органами;

10. Охарактеризовать свойства нервной системы: возбуждение и торможение;

11. Рассмотреть строение и функциональное значение (различных отделов ЦНС);

12. Выделить особенности развития нервной системы;

13. Раскрыть значение вегетативной нервной системы;

14. Охарактеризовать отделы вегетативной нервной системы (симпатический и парасимпатический) и их функции

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 215-220, 283-287

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 21-52

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.310-370

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 14-38

Семинар 1(3-ая часть)

Анализаторы.

Профилактика нарушений слуха и зрения

Вопросы к обсуждению:

1. Учение И.П. Павлова об анализаторах

2. Виды анализаторов (сенсорных систем)

3. Функциональное созревание анализаторов (сенсорных систем)

4. Зрительный анализатор

5. Слуховой анализатор

6. Профилактика нарушений слуха и зрения

Задания к семинару:

1. Выписать основные положения учения И.П. Павлова об анализаторах;

2. Рассказать об отделах анализатора: периферическом, проводниковом и центральном.

3. Охарактеризовать общие свойства анализаторов: высокая чувствительность к действию адекватного раздражителя, адаптация, сенсибилизация, способность к ответу на продолжающееся во времени раздражителя, продолжающая последовательность образов;

4. Выписать понятия «орган чувств», «анализатор», «висцеральная сенсорная система»;

5. Рассмотреть классификацию анализаторов;

6. Раскрыть значение каждого вида анализатора для развивающегося организма человека;

7. Охарактеризовать особенности функционального созревания анализаторов (сенсорных систем);

8. Выписать понятия «зрительный анализатор», «склера», «роговица», «хрусталик», «радужка», «сетчатка», «аккомодация», «бинокулярное зрение», «световая адаптация», «цветовая адаптация»;

9. Рассмотреть функции и строение зрительного анализатора, возрастные особенности работы зрительного анализатора;

10. Подготовить выступление на тему: «Глаз – сложная оптическая система»;

11. Охарактеризовать основные способности глаза: аккомодация, острота зрения, световая и цветовая чувствительность, пространственное зрение;

12. Выписать понятия «слуховой анализатор», «барабанная перепонка», «среднее ухо», «евстахиева труба», «перилимфа», «эндолимфа», «кортиев орган», «бинауральный слух»;

13. Рассмотреть функции и строение слухового анализатора, возрастные особенности работы слухового анализатора;

14. Раскрыть механизм восприятия звука;

15. Охарактеризовать распространенные у детей и подростков нарушения зрения и слуха;

16. Рассмотреть меры профилактики нарушений зрения и слуха (организация рабочего места ученика: оценка правильности рабочей позы при письме и чтении, правильность расстановки мебели и рассаживания учащихся в классе, световой режим школьных помещений, правильность оформления наглядных пособий, учебников и тетрадей, профилактика отрицательного воздействия шума)

Литература:

1. Безруких М.М. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – 3-е изд., стер.. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 67-97

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.И. Обреимова, А.С. Петрухин. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2007. – с. 188-202

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.Р.Сапин, З.Г. Брыксина. – 4-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – с.401-422

4. Хрипкова и др. Возрастная физиология и школьная гигиена: Пособие для студентов пед. ин-тов/ А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А. Фарбер. – М.: Просвещение, 1990. – 179-190

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...