Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

структура иностранных инвестиций в России




Крупнейшие государства-инвесторы в экономику Российской Федерации по итогам 2002 года представлены в таблице.

 

Страны с наиболее значительными инвестициями в экономику РФ

 

1997

1998

1999

2000

2001

2002

  Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США % Млн. долл. США %
Всего инвестиций 12295 100 11773 100 9560 100 10958 100 14258 100 19780 100
Германия 1647 13 2848 24 1695 18 1468 13 1237 8,7 4001 20
Кипр 992 8,1 917 7,8 923 9,7 1448 13 2331 16 2327 12
Великобритания 2411 20 1591 14 733 7,7 599 5,4 1553 11 2271 12
США 2966 24 2238 19 2921 31 1594 15 1604 11 1133 5,7
Швейцария 1756 14 411 3,5 405 4,2 784 7,2 1341 9,4 1349 6,8
Франция 209 1,7 1546 13 312 3,3 743 6,8 1201 8,4 1184 6
Нидерланды 540 4,4 877 7,5 541 5,7 1231 11 1249 8,8 1168 5,9
Япония 139 1,1 60 0,5 42 0,4 117 1,1 408 2,9 441 2,2
Австрия 378 3,1 83 0,7 43 0,4 79 0,7 423 3 376 1,9
Швеция 72 0,6 146 1,2 70 0,7 308 2,8 72 0,5 139 0,7
другие страны

---

---

1056 9 1875 20 2587 24 2839 20 5391 27

Капитал других стран в большинстве случаев участвует в создании совместных предприятий (СП). Причем стратегия предприятий с иностранными инвестициями заключается в формировании небольшого уставного капитала и увеличении своей доли за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта за рубежом.

Финансовый кризис 1998 года довольно болезненно повлиял на многие зарубежные компании-инвесторы, работающие в России. В силу возникших осложнений многие из них были вынуждены либо уменьшить интенсивность своей деятельности либо заморозить некоторые проекты до прояснения ситуации. Тем не менее, в большинстве своем зарубежные компании, в особенности вложившие средства в крупные проекты реального сектора российской экономики, не только продолжают свою работу, но в средне- и долгосрочном плане намереваются ее расширить, в том числе за счет сооружения и эксплуатации новых и совместных предприятий. Правда, основная часть принятых к реализации проектов касается отраслей, не требующих сравнительно крупных капиталовложений и позволяющих рассчитывать на их быструю отдачу, к примеру, таких, как легкая, пищевая промышленность, сфера услуг и т.п.

В сентябре 1999 года конгресс США принял решение о прекращении прямых иностранных инвестиций в российскую экономику из госбюджета США. Таким образом, инвестиционный фонд «США – Россия», созданный в 1995 году и реализующий в России в настоящее время около 30 проектов (инвестиции осуществлялись в связь, торговлю, строительство, пищевую и деревообрабатывающую промышленность), общий объем капиталовложений в которые оценивается в 200 млн. долларов, в течение ближайших лет намерен освоить оставшиеся, выделенные решением конгресса США на инвестиционные цели в России, и перейти на привлечение частных инвестиций.

В 2001 году в географической структуре иностранного капитала, поступившего в российскую экономику, произошли существенные изменения по результатам 2001 г. лидером среди стран-инвесторов являются Кипр и Швейцария. Кипрские и швейцарские инвестиции (по сути, вывезенные за рубеж российские капиталы) входят в тройку лидеров по инвестициям в черную металлургию, топливную и пищевую промышленность. А доля инвестиций кипрских компаний в электроэнергетику за первые девять месяцев 2001 г. составила 87,5%. Швейцария также активно вкладывает деньги в химию и нефтехимию, цветную металлургию. Объем российских денег за рубежом оценивается в 300 млрд. долл. Именно за счет этого источника, а также благодаря выводу части капитала из теневой экономики (около 100-150 млрд. долл.) правительство надеется увеличить приток инвестиций в Россию.

Европейские компании в качестве приоритетного направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно участвуют во вложении капитала в химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение.

В последнее время стало расти число совместных предприятий, создаваемых с капиталом из стран Восточной Европы, восстанавливаются прежние хозяйственные связи.

 

Продолжается рост интереса к инвестированию российской экономики со стороны Японии. В конце октября 1999 года прошло совещание по японо-российскому экономическому сотрудничеству, на котором было отмечено о подготовке к реализации семи крупных совместных проектов, среди которых завершение строительства Бурейской ГЭС и строительство газопровода на Камчатке. Основными приоритетами японских инвесторов являются также электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность. Также, возросла активность на российском рынке (почти исключительно на Дальнем Востоке) компаний Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга.

В I квартале 2003 года объем иностранных инвестиций из Германии в нефинансовый сектор российской экономики составил 2,7 млрд. долл. США, что в 3,8 раза превышает показатель I квартала 2002 года. При этом удельный вес иностранных инвестиций из Германии в общем объеме иностранных инвестиций в I квартале 2003 года составил 43,4% (в I квартале 2002 года - 18,9%). Такие данные приводит Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) компании БДО ЮниконРуф со ссылкой на Госкомстат России.

Германские инвесторы отдавали предпочтение предприятиям и организациям внешней торговли (1,8 млрд. долл. США, или 66,7% от общего объема иностранных инвестиций из Германии в российский нефинансовый сектор) и связи (0,4 млрд. долл. США, или 14,9%). Благодаря увеличению притока инвестиций из Германии в «торговлю и общественную питание» доля данной отрасли в общем объеме иностранных инвестиций в I квартале 2003 года составила 52,4% (в I квартале 2002 года - 34,4%). При этом большая часть инвестиций, поступивших из Германии, относится к прочим иностранным инвестициям (различного рода кредиты и займы). Германия также лидировала среди стран-инвесторов по объему иностранных инвестиций в российскую промышленность.

Резкое увеличение притока иностранных инвестиций из Германии в нефинансовый сектор российской экономики привело к увеличению объема накопленных иностранных инвестиций из Германии до 10,6 млрд. долл. США на конец марта 2003 года, что на 67,3% больше, чем на конец марта 2002 года. Причем в структуре накопленных иностранных инвестиций из Германии наибольшую долю составляют прочие иностранные инвестиции - 76%, тогда как доля прямых иностранных инвестиций составляет всего 20,4%.

На втором месте в I квартале 2003 года по объему иностранных инвестиций, направленных в нефинансовый сектор российской экономики, находилась Великобритания - 13%, на третьем месте - Кипр (10%). Причем Кипр занимает второе место по объему накопленных иностранных инвестиций в нефинансовый сектор на конец марта 2003 года.

В настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления). В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи и телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.

 

Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по отраслям экономики

Отличительной особенностью 1999 года стала переориентация иностранных инвесторов с рынка капиталов на инвестиции в экспортные отрасли России, и прежде всего, в топливную промышленность.

В российскую нефтегазовую отрасль было вложено больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. (Однако в 2000, 2001 годах ситуация изменилась показатель упал с 17,8 (1999год) до 4,5 (2001) с некоторым подъемом в 2003 году – 13,2%. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. В нефтегазовую промышленность привлекаются также государственные иностранные средства и деньги международных финансовых институтов в сравнительно большом объеме.

Иностранным инвесторам не удалось поставить под прямой контроль ни одну из российских нефтедобывающих компаний. Это объясняется тем, что все эти компании – очень крупные предприятия «стратегического» значения. Кроме того, существует прямой запрет на продажу акций ряда российских нефтяных компаний за рубеж.

В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.

Эксперты отмечают, что по итогам первого полугодия 2001 года объем поступления иностранных инвестиций в машиностроение превысил объем инвестиций в нефтедобычу. Так, за рассматриваемый период в промышленность поступило почти 2,5 млрд. долл. иностранных инвестиций. Среди отраслей по этому показателю лидируют пищевая промышленность, черная металлургия, машиностроение и металлообработка и нефтедобывающая промышленность. В первом полугодии 2001 года отраслевые предпочтения основных стран-инвесторов сложились следующим образом: наибольший объем иностранных инвестиций в машиностроение и металлообработку был осуществлен из США, в топливно-энергетический комплекс - с Кипра, в пищевую промышленность - из Нидерландов, в черную металлургию - из Швейцарии.

Инвесторы из Великобритании предпочитали вкладывать средства в торговлю и общественное питание, а также в промышленность. На данные сферы российской экономики пришлось 51,3% (1,5 млрд.долл.) и 27,4% (826 млн.долл.) совокупных вложений из Великобритании в российскую экономику за 9 месяцев 2003 года. Еще 17,4% (525 млн.долл.) инвестиций из Великобритании было направлено на общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка. За январь-сентябрь 2002 года в данные сферы российской экономики было инвестировано, соответственно, 43,2% (739 млн.долл.), 28,9% (494 млн.долл.) и 24% (410 млн.долл.) совокупных инвестиций из Великобритании.

Основная часть вложений из Франции - 1,4 млрд.долл. или 81,6% в январе-сентябре 2003 года пришлась на промышленные отрасли (9 месяцев 2002 г. – 396 млн.долл. или 40,6%), среди которых преобладала топливная промышленность, куда было направлено 1,1 млрд.долл. или 76,5% промышленных инвестиций из Франции (9 месяцев 2002 г. – 140 млн.долл. или 35,4%). При этом, удельный вес Франции в совокупных иностранных инвестициях в промышленность в январе-сентябре 2003 года вырос до 18,8% (9 месяцев 2002 г. – 8%).

Одной из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов является алюминиевая промышленность. Довольно высокий интерес к данной отрасли можно объяснить рядом факторов. Основная составляющая в себестоимости алюминия – электроэнергия. Сравнительная дешевизна электроэнергии в России и удачное расположение многих алюминиевых заводов (например, Братский завод находится рядом с двумя крупными гидроэлектростанциями, у которых практически нет других крупных потребителей энергии) позволяют получать высокую прибыль.

В алюминиевой отрасли эффективно использование толлинговой схемы (работа на давальческом сырье), что позволяет легко включить российское предприятие в технологическую цепочку иностранного партнера, решить проблемы поставок сырья и реализации продукции, уменьшить налоги и таможенные сборы, уменьшить оборотные средства предприятий (которым не надо самим закупать сырье), обойти квоты на поставку российского алюминия на Запад.

Рентабельность производства повышается также благодаря относительной дешевизне российской рабочей силы и хорошему состоянию оборудования на многих предприятиях.

Иностранные инвесторы проявляют высокий интерес ко многим крупным алюминиевым заводам.

Некоторые отрасли химической промышленности, благодаря богатым природным ресурсам, обладают хорошим экспортными перспективами (например, производство минеральных удобрений). Это делает их потенциально привлекательными для иностранных инвесторов.

Высокий внутренний спрос на товары бытовой химии способствует иностранным инвестициям в предприятия этого профиля. Инвесторов также привлекает возможность вкладывать средства в небольшие предприятия.

Неплохими экспортными возможностями и хорошим внутренним спросом характеризуется также нефтехимия. Имеются примеры вложения иностранных средств в предприятия отрасли в рамках проектов, реализуемых крупными российскими нефтяными компаниями.

Недостатком химической отрасли является то, что многие производства были созданы с военными целями.

Химические предприятия крайне разнородны и вряд ли можно говорить о каких–либо перспективах химической промышленности в целом. Однако в любом случае ожидать масштабных иностранных инвестиций в ближайшее время не приходится, хотя в настоящее время и реализуется ряд проектов.

Большой интерес проявляют зарубежные инвесторы к лесной отрасли. Лесоматериалы – традиционная статья российского экспорта с хорошо очерченными перспективами. Это предопределяет интерес иностранных инвесторов к лесной отрасли. Лесная промышленность привлекательна также тем, что не требует таких больших затрат при реализации проектов модернизации, как, например, металлургия. При нормальном развитии российской экономики иностранные вложения в лесную отрасль должны возрастать.

Одной из характерных черт поступления иностранного капитала в Российскую Федерацию является неравномерное его размещение по экономическим регионам страны. В частности, это выражается в том, что традиционно большая часть средств направляется в Центральный экономический район. Например, по итогам 2000 года в нем сосредоточено 42,6 % инвестиций, из них около 86 % капитала приходится на Москву. Остальные 40 % распределяются в основном среди 10 – 15 (из 89 субъектов федерации) регионов.

В сложившейся ситуации администрациям регионов пришлось делать выбор между продолжением федеральной политики и выработкой собственного подхода к проблеме прямых иностранных инвестиций. Объективно понимая, что крупные капиталовложения, необходимые для подъема производства, возможны главным образом со стороны иностранных инвесторов, многие регионы выбрали путь создания максимально благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. Основными инструментами при этом являются разработка собственных программ внешнеэкономического и в том числе инвестиционного сотрудничества, презентация конкретных проектов и направление их для оценки в специализированные международные информационно-консалтинговые группы и агентства, проведение специализированных "Дней" в странах – потенциальных инвесторах, заключение рамочных соглашений о сотрудничестве, создание специализированных банков данных, предоставление инвесторам и отдельным проектам специальных льгот и т.д.

Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот. Наиболее часто они снижают региональные ставки налога на прибыль, дают освобождение от уплаты в региональный бюджет налога на имущество и других местных налогов при соблюдении инвесторами определенных условий, предоставляют отсрочки по налоговым, арендным и иным платежам, предоставляют беспроцентные ссуды и гарантии местных органов власти и др. Также практикуется практика заключения прямых инвестиционных договоров с крупными зарубежными инвесторами для реализации крупного инвестиционного проекта с привлечением гарантий федерального Правительства.

Практически в каждом субъекте Российской Федерации введено в действие собственное законодательство (в пределах предоставленной субъектам компетенции), способствующее улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

В целом можно утверждать, что на региональном уровне вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала.

Как показало время, создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций, стимулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в целом оправдали себя. Предприятия с иностранными инвестициями стали значимой силой в экономике многих регионов, началась реализация ряда крупных производственных проектов с участием зарубежных инвесторов. Тем не менее, в результате проделанного анализа специалисты Государственной инвестиционной корпорации пришли к выводу: принятие регионального законодательства, регулирующего капиталовложения, не приводит к значительному увеличению их объема. Решающими факторами при осуществлении инвестиций сегодня является географическое и социально-экономическое положение региона. Льготы и гарантии, закрепленные местными нормативными актами, станут определяющими только при условии кардинального изменения общеэкономической ситуации в стране.

Распределение иностранных инвестиций в территориальном разрезе характеризуется сохранением позиций Центрального экономического района, прежде всего Москвы (более 90 % инвестиций приходящихся на Центральный район), сырьевых регионов (Татарстан, Тюменская, Омская области), крупных машиностроительных центров (Свердловская область).

За 9 месяцев 2003 года иностранные инвестиции в Омскую область составили 1589,3 млн долларов США, что по сравнению с 2002 годом больше на 52,5%. По объему привлеченных в прошлом году иностранных инвестиций Омская область занимает второе после Москвы место в Российской Федерации. По Сибирскому федеральному округу v это первый показатель.

В 2003 году позитивные изменения структуры и отраслевой направленности инвестиций отмечались сразу по нескольким позициям. Прямые иностранные инвестиции в Омскую область увеличились в 8,3 раза. Взносы инвесторов в уставный капитал омских предприятий выросли в 9,4 раза. Вложения в строительство выросли в 6,3 раза, в связь v в 2,8 раза, в промышленность v на 6%, в том числе в машиностроение v на 79,6%, строительных материалов - в 3,9 раза. В 2003 году особый интерес к Омскому региону проявили инвесторы из Британских Виргинских островов, Кипра, Республики Беларусь, Нидерландов, США, Казахстана.

По состоянию на 1 января 2004 года накопленный иностранный капитал в экономике Вологодской области составил 295 миллионов долларов США. В 2003 году возросли темпы поступления иностранных инвестиций. Если в 2002 году общий объем поступившего иностранного капитала увеличился по сравнению с 2001 годом лишь на 7 процентов, то в 2003 году по сравнению с 2002 годом в 9 раз. В целом в экономику области в 2003 году направлено 287 миллионов долларов иностранного капитала. Уменьшилась доля прямых инвестиций с 21 процента в 2002 году до 7 процентов в 2003 году, доля прочих инвестиций возросла - на 18 процентных пунктов.

Наибольшие объемы иностранных инвестиций в 2003 году приходились на долю Франции (28 процентов), Германии (25 процентов) и Великобритании (21 процент), инвесторы этих стран вкладывали средства в черную металлургию, химическую, деревообрабатывающую, стекольную промышленность, строительство и прочие виды деятельности сферы материального производства. Среди отраслей экономики промышленность по-прежнему остается наиболее привлекательной для вложения иностранного капитала. В 2003 году в промышленность поступило 238 миллионов долларов или 83 процентов от общего объема иностранных инвестиций. В 2003 году ведущие позиции по иностранным вложениям капитала в область удерживал город Череповец (98 процентов). Зарубежные инвесторы вложили капитал также в организации Бабушкинского, Чагодощенского районов и города Вологды. Об этом сообщает Вологодский областной комитет государственной статистики.

 Заключение

Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики. Развитые страны создали эффективную систему государственной поддержки национальных компаний стремящихся внедриться в рыночную структуру других стран, причем субсидии или запретительные меры, как правило, в нее не входят. К сожалению, в России еще не выработано такой системы. Это происходит во многом потому, что государственная политика нацелена, прежде всего, на защиту так называемых «государственных интересов», а не интересов отечественных компаний и фирм. Следует также отметить, что меры по укреплению конкурентоспособности отечественных компаний, как правило, дают больший эффект, чем ущемление интересов иностранных фирм с целью поддержки своих производителей.

Проведенный в работе анализ позволяет сделать следующие выводы: прямые иностранные инвестиции являются фактором, оказывающим ярко выраженное позитивное воздействие на экономику; создание преференциального режима для прямых иностранных инвестиций достаточно активно способствует их привлечению. Тем не менее федеральное законодательство не было и в настоящий момент не является достаточно благоприятным, «либеральным» для такого рода вложений; частичная коррекция сложившегося положения происходит за счет принятия законодательных актов регионального уровня.

И все же иностранные инвесторы продолжают называть российский рынок перспективным.

В опубликованном отчете союза немецкой экономики отмечается, что «было бы стратегической ошибкой списывать Россию со счетов под впечатлением ее плохого в настоящее время имиджа».

На существующем в Российской Федерации общеэкономическом фоне трудно делать какие-либо, тем более оптимистичные прогнозы. Тем не менее, наметившуюся тенденцию постепенного ухода иностранного капитала из спекулятивного в реальный сектор, не принимать во внимание нельзя. Одним из "положительных" результатов кризиса 17 августа 1998 года стало понимание низкой эффективности привлечения иностранного капитала в страну путем получения торговых и иных частных кредитов, заимствований по линии ГКО-ОФЗ, а также необходимости кардинальных изменений в области законодательного регулирования привлечения иностранного капитала.

В настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно. Слабое развитие прямых инвестиций приводит к тому, что промышленные предприятия не получают необходимых инвестиций, затрудняется передача передовых технологий. Важными причинами такого положения являются неопределенность прав собственности, отсутствие оперативной процедуры банкротства, сохранение неэффективного директорского корпуса и сложность замены старого руководства предприятия. Все это определило низкую конкурентоспособность российского производства, а также дальнейшее уменьшение доли рынка, занятой товарами российского производства.

Препятствием является также отсутствие надежных структур по привлечению и гарантированию иностранных инвестиций. Отрицательное влияние оказывают экономическая и социально-политическая нестабильность в стране, неразвитость банковской и прочей инфраструктуры, высокий уровень преступности и коррумпированности, профессиональная неподготовленность, а следовательно, низкая компетентность российских деловых кругов.

В силу названных причин Россия остается страной высокого инвестиционного риска. Это обстоятельство сдерживает не только иностранных, но и отечественных инвесторов.

Однако, 15 сентября 2003 года в Москве, в «Президент – отеле» прошло XVII заседание Консультативного совета по иностранным инвестициям в России.

В ходе заседания обсуждались вопросы инвестиционного имиджа России, совершенствования налоговой политики и административных барьеров в инвестиционной деятельности.

В результате обсуждения участники рабочей группы пришли к следующим выводам:

Российское правительство добилось впечатляющих результатов в деле улучшения инвестиционного климата в России. Изменения в законодательстве 2002-2003г., усилия Правительства по внедрению принципов корпоративного управления привели к решительному изменению отношения к российской экономике, выразившемуся в реализации крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов в 2003г. Рабочая группа отмечает, что некоторые рекомендации, сформулированные рабочей группой в 2002г. выполнены, другие выполняются в настоящее время.

Участники рабочей группы поддерживают усилия Правительства и надеются на их продолжение. Создание благоприятного инвестиционного климата предполагает дальнейшие усилия по совершенствованию законодательства, правоприменения и обучению. Меры по развитию рынка капитала как основы для повышения роли корпоративного управления станут в конечном итоге, основой повышения привлекательности российских предприятий для внутренних и иностранных инвесторов.

Члены рабочей группы были единодушны во мнении о необходимости дальнейшего развития механизмов, обеспечивающих должное корпоративное поведение. Особое внимание было уделено обсуждению проблем, связанных с повышением прозрачности и уровня корпоративного управления фондовых бирж, дальнейшего повышения роли фондовых бирж в обеспечении надлежащего корпоративного управления, в том числе путем возложения на них обязанности приостанавливать операции в случае нарушения прав инвесторов. Участники дискуссии также подчеркнули необходимость обучения российских бизнесменов принципам и преимуществам корпоративного управления и необходимость разработки профессиональных стандартов деятельности директоров, в том числе Кодекса независимого директора.

Кроме того, можно утверждать, что развитие иностранных инвестиций в России не соответствует потенциалу российского рынка. Благодаря богатым запасам природных ресурсов, достаточно высокому (по сравнению со многими развивающимися странами) уровню образования населения, емкому рынку Россия могла бы стать одной из самых привлекательных стран для вложения инвестиций. При нормальном развитии процессов реструктуризации национальной экономики следует ожидать на несколько порядков большего притока прямых иностранных инвестиций.

Увеличение доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных капиталовложений идущих в Россию и повышение эффективности инвестиционной деятельности должны стать одними из важнейших направлений корректировки современных экономических реформ проводимых в России. Это обусловлено совокупностью причин, главная из которых заключается в том, что без увеличения объемов прямых иностранных инвестиций Россия не в состоянии самостоятельно осуществить подъем национальной экономики, а следовательно, и переломить негативные тенденции в социальной сфере. Повышение инвестиционной активности на всех уровнях экономики – главное условие решения этих задач.

 

Список литературы

1. П.Самуэльсон. "Экономикс", 1 т., М., 1992 г.

2. К.Р. Макконел, С.Л. Брю «Экономикс»

3. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2003

4. http://www.corp-gov.ru/bd/db.php3?db_id=1228&base_id=3

5. http://www.cpv.ru/news/References/26031418.html

6. http://www.iet.ru/trend/12-03/09.htm

7. Обзор внешнеэкономической информации, подготовленный по иатериалам отечественной прессы объединением «Информ ВЭС», Министерства экономического развития и торговли РФ, г. Москва, 24 октября 2003 года

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...