Синтаксические средства художественной изобразительности
Лексические и грамматические явления ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ Универсальные лексические категории 1. омонимы - придают речи экспрессию, яркую эмоциональность; являются средством занимательной словесной игры, обыгрывания слова. Омонимы могут придавать высказыванию комизм и двусмысленность. На многозначных словах и омонимах строятся шутки, каламбуры. - придают языку живость, выразительность. - придают комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. 2. синонимы - средство наиболее точного выражения мысли. Использование синонимов даёт возможность избегать однообразия речи, повторения одинаковых слов, делает нашу речь более точной и выразительной. - помогают избежать однообразия изложения, - разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной, - позволяют всесторонне охарактеризовать образ, - помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, - позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, - позволяют тонко и красочно описывать явления, - способствуют точности и ясности высказывания, - дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение. 3. антонимы - быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи. - позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, - помогают высказать мысль с большей точностью, - делают речь яркой и убедительной. 4. паронимы Лексика активного и пассивного запаса 1. общеупотребительная лексика - обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления. 2. диалектизмы - помогают передать местный колорит, особенности речи героев. 3. профессионализмы
- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте, - служат для обозначения различных производственных процессов, орудий - производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п., - служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа, - служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент. - создания речевой характеристики определённой сферы деятельности человека. 4. жаргонизмы -речевая характеристики персонажей и создания нужного колорита. 5. арго 6. эмоционально окрашенные слова 7. архаизмы - служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи, - делают речь яркой и убедительной, - служат для передачи торжественности момента, - служат для воссоздания исторической обстановки, - служат средством речевой характеристики персонажа, - используются для создания комического эффекта, иронии; - помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий, - подчёркивают достоверность сказанного, - служат названиями реалий прошлых лет. - служат для создания колорита древности при изображении старины. - являются источником возвышенного звучания речи. 8. историзмы - служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, - придают описанию прошлых времён историческую достоверность. 9. неологизмы - являются своеобразным приёмом усиления выразительности. 10.заимствованные слова - источник пополнения словаря. 11.старославянизмы 12.традиционно-поэтические слова 13.народно-поэтические слова 14.разговорная лексика - речевая характеристики персонажей. 15.просторечные слова - создаёт стилистическую окраску слова, - одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); - используется для словесной характеристики героя.
16.книжная лексика - позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения, - помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, - служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, - служат речевой характеристикой персонажей. 17.термины - служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. - используются для характеристики изображаемой среды и языка. 18.фразеологизмы - придают образность и выразительность речи. Фразеологизмы с ярко выраженной стилистической окраской используются как средство речевой характеристики персонажей; книжные фразеологизмы, обладающие окраской патетичности, используются для придания тексту торжественного тона; стилистически сниженные разговорные фразеологизмы способствуют созданию в тексте атмосферы непринуждённости, разговорности; фразеологизмы могут использоваться и для создания каламбурности речи. - придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность, - характеризуют все стороны жизни человека. 19.крылатые слова 20.многозначные слова - придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств. 21.эмоционально-экспрессивная лексика 22.стилистически нейтральная лексика - используется писателями как языковая основа произведения, - употребляется в любых условиях общения, - служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними. 23. слова с прямым значением - служат для обозначения предметов, признаков, действий. - выступают как одно из средств выразительности речи.
Тропы 1. метафора - занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. - повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность. 2. метонимия - это приём краткой выразительной речи 3. ирония - помогает создать комический эффект. 4. гипербола - гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.
5. олицетворение - повышает эмоциональную выразительность текста. 6. сравнение 7. синекдоха - усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл. - усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл. 8. литота - служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта. 9. эпитет - усиливают выразительность, образность языка произведения; - придают художественную, поэтическую яркость речи; - обогащают содержание высказывания; - выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; - создают живое представление о предмете; - оценивают предмет или явление; - вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; - помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. - создаёт зримый образ предмета, явления, - формирует эмоциональное впечатление, - передаёт психологическую атмосферу, настроение. - характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. - в описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека. 10.антономасия 11.аллегория - выражает идеи глубокого философского содержания. - используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. - используется для того, чтобы обойти цензуру. 12.перифраза - подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления. 13.художественный символ Стилистические фигуры 1. градация - предельно точно и выразительно передаёт мысль автора. 2. антитеза - выражает экспрессию, - отражает философские вопросы жизни и смерти.
3. оксюморон - подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, - создаёт эмоциональное впечатление. 4.лексический повтор - помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов, - средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
- средство передачи монотонности и однообразия действий, - повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, - средство выражения многократности или длительности действия. - выделяет ключевое понятие. 5. анафора - средство создания поэтического подтекста. - усиливает выразительность речи, логическое выделение; 6. эпифора - средство эмоционального воздействия на читателя, - выделения ключевого понятия - усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия: · способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание) · повествовательные, побудительные, вопросительные предложения · восклицательные и невосклицательные предложения · простые предложения · двусоставные и односоставные предложения · типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные) · неполные предложения · распространённые и нераспространённые предложения · БСП - помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше. - помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа. - помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. - помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. - помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает. - помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело. - помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю. - помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться. - помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал. - помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт. · ССП - ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался. - ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море. - ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка... · СПП - СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо. - СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал. - СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. - СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. - СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос... - СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. · обращения - называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне краску. - выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,... - раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост. - в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая,... · однородные члены - помогают перечислить действия героев; - позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета; - конкретизируют признак предмета. · обособленные согласованные определения, - помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими. - помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета; - помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... ( сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...) · обособленные несогласованные определения, - помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев. - помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу. · обособленные приложения - поясняют или уточняют нарицательное существительное; - помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед. · обособленные обстоятельства - выражают добавочное действие к основному; - помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом; - помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы. - помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. - помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. - помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть. - помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами. - помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов. - помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? - помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел. · обособленные дополнения - несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию; - помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки. · обособленные уточняющие члены - помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка... · обособленные поясняющие члены - помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства... - помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили. · вставные конструкции · определенно-личные предложения: - придают речи лаконизм, динамичность; - газетным заголовкам – выразительность: · неопределённо-личные предложения: - используются в основном в разговорной речи; - применяются для акцентирования внимание на действии; - в публицистическом стиле придают речи динамизм; - в научном стиле используются при описании опытов; - в официально-деловом стиле употребляются наряду с безличными, инфинитивными; · обобщенно-личные предложения: - обладают наибольшей экспрессией; - в поэтической речи приобретают народнопоэтический оттенок; - в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях; · безличные предложения: - выражают различные оттенки долженствования, необходимости; · инфинитивные предложения: - придают речи эмоциональность и афористичность; - используются преимущественно в разговорном стиле; - в художественном стиле придают речи непринужденно-разговорную окраску; - используются в диалогах и монологах, отличающихся эмоциональностью; · номинативные предложения: - обладают большими изобразительными возможностями; - используются в различных описаниях; - в зависимости от интонации могут выполнять экспрессивную функцию; - придают речи динамизм; · неполные предложения: - являются характерной особенностью диалога; - употребляются в книжных стилях, особенно - в научном; · эллиптические предложения: - являются средством придания речи эмоциональности; - используются в основном в разговорной речи. · вводные слова и предложения - выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно и др. Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека. - выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор. - указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой. - указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища. - указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь. - указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. - используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. · прямая речь · косвенная речь · диалог Синтаксические средства художественной изобразительности · риторические восклицания - повышают эмоциональность высказывания, - привлекают внимание читателя к определённым частям текста. · риторический вопрос - яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков · риторическое обращение - призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, - усиливает выразительность речи. · параллелизм - может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание. · инверсия - усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок. · эллипсис - придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности. · умолчание - пробуждает глубокие мысли и чувства, - придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. · смещение синтаксических конструкций - передаёт прерывистость речи, волнение говорящего. · присоединительные конструкции - придаёт выразительность, - отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими. · парцелляция - словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности · многосоюзие, бессоюзие - многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов; - бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений. · градация - придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.
Словообразование
· категория рода - слова среднего рода наиболее употребительны в книжных стилях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указывают на состояния, действия, собирательность; - в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окончаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу); - существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений; - личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке; - широко используются продуктивные окказиональные словообразовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка); - существительные общего рода, имеющие значение лица, выражают эмоционально-оценочное значение; - сочетание существительных разного грамматического рода, указывающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску; - изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску. · категория числа - существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении; - в определенных контекстах формы множественного числа существительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску; - образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии; - переосмысленные географические названия, употребленные во множественном числе, становятся стилистически окрашенными; - множественное число отвлеченных существительных подчеркивает интенсивность действия, силу проявления признака; - отвлеченные существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления качеств, действий; - широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (которые ранее использовались только в единственном числе). · категория падежа - для профессиональной речи характерно использование окончаний -а, -я именительного падежа множеств
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|