Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Синтаксические средства художественной изобразительности

Лексические и грамматические явления

ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Универсальные лексические категории

1. омонимы

- придают речи экспрессию, яркую эмоциональность; являются средством занимательной словесной игры, обыгрывания слова. Омонимы могут придавать высказыванию комизм и двусмысленность. На многозначных словах и омонимах строятся шутки, каламбуры.

- придают языку живость, выразительность.

- придают комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.

2. синонимы

- средство наиболее точного выражения мысли. Использование синонимов даёт возможность избегать однообразия речи, повторения одинаковых слов, делает нашу речь более точной и выразительной.

- помогают избежать однообразия изложения,

- разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,

- позволяют всесторонне охарактеризовать образ,

- помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание,

- позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,

- позволяют тонко и красочно описывать явления,

- способствуют точности и ясности высказывания,

- дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

3. антонимы

- быть средством выражения антитезы, усиливать эмоциональность речи.

- позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их,

- помогают высказать мысль с большей точностью,

- делают речь яркой и убедительной.

4. паронимы

Лексика активного и пассивного запаса

1. общеупотребительная лексика

- обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.

2. диалектизмы

- помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

3. профессионализмы

- помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,

- служат для обозначения различных производственных процессов, орудий - производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,

- служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,

- служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.

- создания речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.

4. жаргонизмы

-речевая характеристики персонажей и создания нужного колорита.

5. арго

6. эмоционально окрашенные слова

7. архаизмы

- служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,

- делают речь яркой и убедительной,

- служат для передачи торжественности момента,

- служат для воссоздания исторической обстановки,

- служат средством речевой характеристики персонажа,

- используются для создания комического эффекта, иронии;

- помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,

- подчёркивают достоверность сказанного,

- служат названиями реалий прошлых лет.

- служат для создания колорита древности при изображении старины.

- являются источником возвышенного звучания речи.

8. историзмы

- служат для создания колорита древности, минувшей эпохи,

- придают описанию прошлых времён историческую достоверность.

9. неологизмы

- являются своеобразным приёмом усиления выразительности.

10.заимствованные слова

- источник пополнения словаря.

11.старославянизмы

12.традиционно-поэтические слова

13.народно-поэтические слова

14.разговорная лексика

- речевая характеристики персонажей.

15.просторечные слова

- создаёт стилистическую окраску слова,

- одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);

- используется для словесной характеристики героя.

16.книжная лексика

- позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,

- помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему,

- служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,

- служат речевой характеристикой персонажей.

17.термины

- служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий.

- используются для характеристики изображаемой среды и языка.

18.фразеологизмы

- придают образность и выразительность речи. Фразеологизмы с ярко выраженной стилистической окраской используются как средство речевой характеристики персонажей; книжные фразеологизмы, обладающие окраской патетичности, используются для придания тексту торжественного тона; стилистически сниженные разговорные фразеологизмы способствуют созданию в тексте атмосферы непринуждённости, разговорности; фразеологизмы могут использоваться и для создания каламбурности речи.

- придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,

- характеризуют все стороны жизни человека.

19.крылатые слова

20.многозначные слова

- придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.

21.эмоционально-экспрессивная лексика

22.стилистически нейтральная лексика

- используется писателями как языковая основа произведения,

- употребляется в любых условиях общения,

- служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

23. слова с прямым значением

- служат для обозначения предметов, признаков, действий.
24 слова с переносным значением

- выступают как одно из средств выразительности речи.

 

Тропы

1. метафора

- занимает главное место, она позволяет создать емкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях.

- повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.

2. метонимия

- это приём краткой выразительной речи

3. ирония

- помогает создать комический эффект.

4. гипербола

- гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.

5. олицетворение

- повышает эмоциональную выразительность текста.

6. сравнение

7. синекдоха

- усиливает экспрессию речи и придает ей глубокий обобщающий смысл.

- усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.

8. литота

- служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.

9. эпитет

- усиливают выразительность, образность языка произведения;

- придают художественную, поэтическую яркость речи;

- обогащают содержание высказывания;

- выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;

- создают живое представление о предмете;

- оценивают предмет или явление;

- вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;

- помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.

- создаёт зримый образ предмета, явления,

- формирует эмоциональное впечатление,

- передаёт психологическую атмосферу, настроение.

- характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя.

- в описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.

10.антономасия

11.аллегория

- выражает идеи глубокого философского содержания.

- используется в эзоповом языке - манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств.

- используется для того, чтобы обойти цензуру.

12.перифраза

- подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.

13.художественный символ

Стилистические фигуры

1. градация

- предельно точно и выразительно передаёт мысль автора.

2. антитеза

- выражает экспрессию,

- отражает философские вопросы жизни и смерти.

 

 

3. оксюморон

- подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме,

- создаёт эмоциональное впечатление.

4.лексический повтор

- помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

- средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,

- средство передачи монотонности и однообразия действий,

- повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,

- средство выражения многократности или длительности действия.

- выделяет ключевое понятие.

5. анафора

- средство создания поэтического подтекста.

- усиливает выразительность речи, логическое выделение;

6. эпифора

- средство эмоционального воздействия на читателя,

- выделения ключевого понятия

- усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

ГАММАТИКА = СЛОВООБРАЗОВАНИЕ + МОРФОЛОГИЯ + СИНТАКСИС Словообразование- это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. Морфема - это наименьшая значимая часть слова. В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): 1. корень 2. приставка 3. суффикс 4. окончание Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки. Части речи: а) самостоятельные · имя существительное · имя прилагательное - частотность прилагательных в тексте определяется частотно­стью имен существительных; - прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи; - обладают широкими изобразительно-выразительными возмож­ностями; - выполняют эстетическую функцию; - выполняют информативную функцию. Употребление прилагательных в различных функциональных сти­лях отличается следующими особенностями: - преобладание в научном и официально-деловом стилях отно­сительных прилагательных; - обилие качественных прилагательных в художественной речи; - широкое использование кратких прилагательных со значением модальности в официально-деловом стиле; - в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии; - прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа; - прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа; - использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей; - отказ от использования прилагательных в художественном тек­сте при описании природы является стилистическим приемом, показывающим ироническое отношение автора к метафориче­скому слогу. По значению прилагательные делятся на три разряда: качественные - указывают на качество предмета, явления (яр­кий, тусклый); относительные - несут информацию (летний, утренний); притяжательные -указывают на принадлежность (кошкин дом, пионерский костер). Качественные прилагательные отличаются следующими признаками: - обладают широкими экспрессивными возможностями, так как они имеют оценочное значение; - придают речи выразительность и эмоциональность; - в переносном значении придает описанию образность; - выразительность прилагательных-эпитетов может быть усилена с помощью троп (олицетворения, метонимии, гиперболы, сравнения). Относительные прилагательные выполняют в речи следующие функции: - в прямом значении во всех стилях речи выполняют информа­тивную функцию; - в зависимости от контекста относительные прилагательные, имеющие образное значение, могут придавать речи вырази­тельность; - переход относительных прилагательных в качественные спо­собствует пополнению стилистических ресурсов языка. Притяжательные прилагательные имеют следующие особенности: - в силу своих грамматических особенностей (отсутствие степе­ней сравнения, форм субъективной оценки; от них не образу­ются наречия) обладают ограниченными стилистическими воз­можностями; - придают речи фольклорный оттенок; - широко используются притяжательные прилагательные, изменив­шие косвенные падежи по типу полных прилагательных, обра­зованных от имен собственных; - притяжательные прилагательные на -ий, -ья, -ье, -ин, выступая в роли качественных, придают речи экспрессивную окраску. · имя числительное · местоимение · глагол - используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека; - речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования; - использование глагола в речи является ярким образным средством; - использование целого ряда глаголов детализирует описание; - некоторые группы глаголов, обозначающие конкретные действия (красться, метаться, кувыркаться) используются как средство образной конкретизации речи: 1. для характеристики персонажа выбираются наиболее вырази­тельные глаголы; 2. при передаче диалога нередко вместо глаголов «говорения» ис­пользуются слова, изображающие действия, которые сопрово­ждают речь; 3. глаголы часто подвергаются образному переосмыслению за счет широких выразительных возможностей; - некоторые глаголы часто используются в переносном значении: 1. глаголы, характеризующие поведение животных (выть, ску­лить, лаять); 2. глаголы движения (плыть, ползти, идти); 3. некоторые глаголы допускают субстантивную замену (любить — относиться с любовью); 4. преобладание глагольных конструкций над именными в худо­жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность. Использование в речи различных видовых форм глагола харак­теризуется следующими особенностями: - глаголы несовершенного вида, обозначающие обобщенно-фактическое действие, указывают на действие, характерное обыч­но для совершенного вида; - нейтрализация видового противопоставления способствует об­разному восприятию глагола; - нейтрализация видового противопоставления расширяет выра­зительные возможности несовершенного вида; - стилистически окрашенными являются глаголы совершенного вида, обозначающие одноактный способ действия с суффик­сом –ану-, имеющие просторечную окраску; - разговорный характер свойственен глаголам несовершенного вида, образованным с помощью приставки по- и суффиксов –ва-, -ива- (повизгивать, позевывать); - экспрессивной окраской обладают глаголы, обозначающие усилительный способ действия (разоткровенничаться); - в повелительном наклонении возможна нейтрализация видово­го противопоставления глаголов (сядь — садись); - для выражения совета с помощью сослагательного наклонения используется несовершенный вид. Временные формы глагола обладают широкими экспрессив­ными возможностями. Использование временных форм в раз­личных стилях характеризуется следующими особенностями: в научном стиле: - используются малоупотребительные значения настоящего вре­мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения; - не используется настоящее историческое время; - формы прошедшего времени практически не встречаются; - для научного стиля характерно использование форм про­шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях; в публицистическом стиле:широко используется настоящее исто­рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию; в художественной речи: - активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет­ся в значении будущего для указания намеченного действия; - используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук); - формы будущего времени в художественной речи, как пра­вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна­чении настоящего исторического и абстрактного настоящего. Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями. - изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ­ко используется во всех стилях речи; - повелительное наклонение в основном используется в разго­ворной речи; - в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога; - в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо­собствует восприятию текста и усилению внимания; - повелительные формы глагола используются в заголовках статей; - сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи; - частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску; - разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по­велительного наклонения совершенного вида, придают им от­тенок настойчивости, нетерпения; - экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор­ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам; - повелительное наклонение может обозначать вынужденную не­обходимость действия. · причастие · деепричастие · наречие б)служебные · предлог · союз · частица в) междометия(ой, ах и т.д.)

Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.

Синтаксические понятия:

· способы связи слов в словосочетании (согласование. управление, примыкание)

· повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

· восклицательные и невосклицательные предложения

· простые предложения

· двусоставные и односоставные предложения

· типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные)

· неполные предложения

· распространённые и нераспространённые предложения

· БСП

- помогают автору показать одновременно происходящие события: Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.

- помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: Наконец мы дождались: позвонил папа.

- помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.

- помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

- помогают автору противопоставить два события: Лето припасает - зима поедает.

- помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: Кончил дело - гуляй смело.

- помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части: Посеешь ветер - пожнёшь бурю.

- помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: Дети стали большими - им надо серьёзно учиться.

- помогают автору передать быструю смену событий: Раздался выстрел - зверь упал.

- помогают автору сравнить события: Скажет слово - соловей поёт.

· ССП

- ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.

- ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ...НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК...ТАК И, НЕ ТОЛЬКО...НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.

- ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО...ТО, НЕ ТО...НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка...

· СПП

- СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что "предполагаемый диагноз" предположили напрасно, что всё будет хорошо.

- СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.

- СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.

- СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть.

- СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос...

- СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

· обращения

- называет собеседника, того, к кому (звательная функция): Лена, дай мне краску.

- выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша,...

- раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.

- в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: "Куда бежишь, тропинка милая,...

· однородные члены

- помогают перечислить действия героев;

- позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;

- конкретизируют признак предмета.

· обособленные согласованные определения,

- помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.

- помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;

- помогают автору "сжать" информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях... ( сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях...)

· обособленные несогласованные определения,

- помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.

- помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

· обособленные приложения

- поясняют или уточняют нарицательное существительное;

- помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.

· обособленные обстоятельства

- выражают добавочное действие к основному;

- помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;

- помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.

- помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.

- помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно.

- помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.

- помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.

- помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах - это олень Песчаных холмов.

- помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

- помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.

· обособленные дополнения

- несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;

- помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.

· обособленные уточняющие члены

- помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка...

· обособленные поясняющие члены

- помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства...

- помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.

· вставные конструкции

· определенно-личные предложения:

- придают речи лаконизм, динамичность;

- газетным заголовкам – выразительность:

· неопределённо-личные предложения:

- используются в основном в разговорной речи;

- применяются для акцентирования внимание на действии;

- в публицистическом стиле придают речи динамизм;

- в научном стиле используются при описании опытов;

- в официально-деловом стиле употребляются наряду с без­личными, инфинитивными;

· обобщенно-личные предложения:

- обладают наибольшей экспрессией;

- в поэтической речи приобретают народнопоэтический от­тенок;

- в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях;

· безличные предложения:

- выражают различные оттенки долженствования, необходимости;

· инфинитивные предложения:

- придают речи эмоциональность и афористичность;

- используются преимущественно в разговорном стиле;

- в художественном стиле придают речи непринужденно-раз­говорную окраску;

- используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо­циональностью;

· номинативные предложения:

- обладают большими изобразительными возможностями;

- используются в различных описаниях;

- в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив­ную функцию;

- придают речи динамизм;

· неполные предложения:

- являются характерной особенностью диалога;

- употребляются в книжных стилях, особенно - в научном;

· эллиптические предложения:

- являются средством придания речи эмоциональности;

- используются в основном в разговорной речи.

· вводные слова и предложения

- выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно и др.

Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.

- выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.

- указывают на связь мыслей, последовательность изложения: во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

- указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.

- указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.

- указывают на источник сообщаемого: по словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам

и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути.

- используются также для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти.

· прямая речь

· косвенная речь

· диалог

Синтаксические средства художественной изобразительности

· риторические восклицания

- повышают эмоциональность высказывания,

- привлекают внимание читателя к определённым частям текста.

· риторический вопрос

- яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков

· риторическое обращение

- призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику,

- усиливает выразительность речи.

· параллелизм

- может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.

· инверсия

- усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.

· эллипсис

- придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.

· умолчание

- пробуждает глубокие мысли и чувства,

- придаёт речи экспрессивность и эмоциональность.

· смещение синтаксических конструкций

- передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.

· присоединительные конструкции

- придаёт выразительность,

- отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.

· парцелляция

- словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности

· многосоюзие, бессоюзие

- многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию выделяемых предметов;

- бессоюзие придаёт стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений.

· градация

- придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

 

 

Словообразование

Способы создания оценочных значений для различных частей речи
Способ образования Имеет значение в тексте (можно использовать в качестве аргумента) Примеры
Образование с помощью аффиксации существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску братец, ручка
Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения, разговорную окраску или выражают негативную оценку домина, домище
Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью аффиксации шутливая окраска бумаженция, старушенция
собирательные существительные со значением пренебрежения солдатня, пацаньё
отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением суетня, кислятина
Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку воображала, кривляка, бородач
Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску вертлявый, высоченный
Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску, иногда придают речи фамильярную окраску или выражают сочувствие, иронию, пренебрежение   тысчонка, миллиончик
Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов всяческий, таковский
Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся рядком, давненько
Образование наречий по типичным только для них словообразовательным моделям впервой, опосля
Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных якать, базарить, ловчить
Образование сниженных глаголов на -ничать значение неодобрения, порицания насмешничать
Образование сниженных глаголов на -ить, -уть разговорно-просторечная окраска температурить, тормознуть
Образование глаголов от нейтральных основ с помощью нейтральных аффиксов сильная экспрессивная окраска добегаться, подзаработать
Образование междометий и частиц с помощью суффиксов сильная экспрессивная окраска баюшки, агушки

 

· категория рода

- слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти­лях. Слова с продуктивными

суффиксами -ние-, -ство- указы­вают на состояния, действия, собирательность;

- в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон­чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу);

- существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений;

- личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке;

- широко используются продуктивные окказиональные словообра­зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка);

- существительные общего рода, имеющие значение лица, вы­ражают эмоционально-оценочное значение;

- сочетание существительных разного грамматического рода, указы­вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску;

- изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску.

· категория числа

- существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении;

- в определенных контекстах формы множественного числа су­ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску;

- образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии;

- переосмысленные географические названия, употребленные во множественном числе, становятся стилистически окрашенными;

- множественное число отвлеченных существительных подчер­кивает интенсивность действия, силу проявления признака;

- отвлеченные существительные во множественном числе могут указывать на конкретные проявления качеств, действий;

- широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото­рые ранее использовались только в единственном числе).

· категория падежа

- для профессиональной речи характерно использование окон­чаний -а, -я именительного падежа множеств

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...