Конкуренция в условиях рыночной экономики выполняет следующие функции:
1. Регуляторную (Регулирование заключается в том, что факторы производства направляются в те отрасли, где в них ощущается наибольшая потребность); 2. функцию мотивации (Мотивационная функция заключается в том, что для предпринимателя конкуренции является одновременно и риском, и шансом на получение прибыли); 3. распределительную (Благодаря конкуренции происходит распределение доходов между предприятиями в соответствии с их вкладом в повышение эффективности производства); 4. контролирующую (Благодаря конкуренции осуществляется контроль экономической силы каждого предприятия, а потребитель имеет возможность выбора продавцов, контролируя качество обслуживания и цены) Роль конкуренции в условиях рынка очень важна. Это один из важнейших механизмов развития хозяйства. Чем выше и активнее конкурентные отношения, тем эффективнее функционирует рынок. Благодаря конкуренции происходит оптимизация сочетания экономических, технологических и социальных составляющих экономической системы. Рыночная власть заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара, не имеющего заменителя, посредством его цены или объема выпуска. Рыночная власть имеет две формы проявления: монополия и монопсония.
Виды конкуренции: По масштабам развития выделяют следующее вид: § индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); § местная (среди товаровладельцев какой-то территории); § отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
§ межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); § национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); § глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.
Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара: Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др. Вертикальная конкуренция — это конкуренция между производителями разных товаров, способных удовлетворить одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно удовлетворить потребность в получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении информации, кроме телевизора, можно удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции. Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции. Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: 1. наличие множества независимых производителей и потребителей; 2. возможность свободной торговли факторами производства; 3. самостоятельность субъектов хозяйствования; 4. однородность, сопоставимость продукции; 5. наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: 1. функционирует одна крупная фирма или же небольшое количество преимущественно крупных фирм; 2. есть существенные ограничения для входа на рынок и выхода с него (эти ограничения возникают или из-за необходимости иметь капиталы внушительных размеров, или из-за недоступности информации о том, как изготовить определенный товар, и отсутствия столь необходимой технологии для его производства; 3. фирмы, которые уже функционируют на этом рынке, могут оказывать значительное влияние на рыночное предложение и на рыночный спрос, а значит, и на условия продаж, в том числе манипулируя объемами производства и диктуя свои цены на рынке; 4. в силу узкого круга функционирующих субъектов продавцы очень строго следят за поведением своих конкурентов и даже могут вступать в сговор с ними.
2) Монопо́лия — это рыночная структура, при которой крупное предприятие контролирует производство и сбыт одного или нескольких видов продукции, на рынке отсутствует конкуренция, и функционирует одна фирма. Виды монополий: 1. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные субъекты и собственники, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно невоспроизводимые ресурсы.
К естественной монополии обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру. 2. Искусственная, которая означает сосредоточение в чьих-то руках объектов экономических отношений. 3. Новаторская — особый случай конкуренции, когда на рынке один изготовитель противостоит большому числу покупателей за счет уникального товара или уникальности его свойств. Монополия новатора имеет ограничения во времени, определяемые скоростью распространения технологических нововведений (копирование) и появлением конкурентов. Признаки монополизации: § противостояние большому числу покупателей — вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора; § наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов; § новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей; § высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих; § возможность в известных пределах диктовать цены рынку; § возможность присвоения монопольно высокой прибыли; § навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:
§ раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок. Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия: § позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.; § негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка. Существует несколько организационных форм таких монополистических союзов: 1. Картели - монополистические соглашения о квотах выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта. 2. Синдикаты - монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции. 3. Тресты - монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом товаров. 4. Концерны - многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром, где общность разветвленной технологии обуславливает многофункциональность выпускаемой продукции. 5. Конгломераты - объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи с традиционными сферами деятельности головной фирмы. 6. Пул — форма объединения соглашения между предпринимателями, получившая распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул. 7. Холдинг — головная компания закрытого типа, компания, владеющая контрольным пакетом акций других компаний, что позволяет контролировать и управлять их деятельностью с целью максимизации прибыли. Такая форма организации компании часто используется для проведения единой политики и осуществления единого контроля за соблюдением общих интересов больших корпораций.
3) Условиями несовершенной конкуренции являются: 1. демпинговые цены (то есть искусственно заниженные цены); 2. создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров; 3. ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам);
4. использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации; 5. дезинфомация (то есть распространение заведомо ложных сведений в рекламной или иной информации), что касается способа и места изготовления или количества товаров; 6. сокрытие или умалчивание важной для потребителя информации.
Потерями от несовершенной конкуренции могут быть: 1. падение эффективности экономики; 2. неоправданный рост цен; 3. снижение конкурентоспособности на мировых рынках; 4. замедление научно-технического прогресса; 5. увеличение издержек обращения. Главный отличительный признак несовершенной конкуренции— способность отдельных участников рынка в определенной мере влиять на цены и получать тем самым свою дополнительную прибыль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|