Крупнейшие быстроразвивающиеся страны
Кафедра Экономики и менеджмента Нерсисян Л.К. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА» Для студентов, обучающихся по направлению 38.05.02 Таможенное дело Специализация «Таможенный менеджмент» Заочной формы обучения
Ф.И.О.
Курс
Группа
Г. Калуга 2018 г. Тема 1. Сущность, становление и развитие мирового хозяйства Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Дайте определение категории «мировая экономика». В какой исторический период времени возникло мировое хозяйство? 2. Что собой представляет мировая экономика как система? Выделите ее основу, подсистемы, надстройку. 3. Определите субъекты мировой экономики. 4. Какие основные макроэкономические показатели стран используются для международных сопоставлений?
Задание 1. Пользуясь данными Всемирного банка за 2000 и 2017г. расположите страны по величине ВВП по ППС и по номинальной стоимости в порядке убывания(таблица 1.1): Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Италия, Китай, Россия, Франция, США, ЮАР, Япония. Объясните произошедшие изменения в рейтинге. Таблица 1.1
Задание 2. Рассчитать внешнеторговую квоту и сделать вывод о ее динамике в течение последних двух лет Имеются следующие статистические данные по российской экономик (Таблица 1.2.)е:
Таблица 1.2
Задание 3. На основании данных таблицы 1.3 сделайте необходимые расчеты и проанализируйте динамику открытости российской экономики за указанный период: Таблица 1.3
Показатели |
Годы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2010 | 2015 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП, млрд. долл. | 1250 | 1560 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Население, млн. чел. | 145,6 | 141,6 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Экспорт, млрд. долл. | 102 | 203 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Импорт, млрд. долл. | 53,8 | 130,6 |
Таблица 1.4 для расчетных показателей:
Таблица 1.4
Показатели |
Годы | |
2010 | 2015 | |
ВВП, млрд. долл | ||
Население, млн. чел. | ||
Экспортная квота, % |
Импортная квота,% | ||
Внутреннее потребление | ||
Импортная доля, % | ||
Внешнеторговый оборот на одного жителя, долл. |
Задание 4.
1. Распределите страны, представленные в таблице 1.5, по следующим группам:
· Группа стран с открытой экономикой
· Группа стран с умеренно открытой экономикой
· Группа стран с относительно закрытой экономикой
2. Проанализируйте, почему данные страны оказались в той или иной группе?
3. Влияет ли открытость экономики на экономическую безопасность страны?
Таблица 1.5
Объёмы ВВП и экспорта отдельных стран мира в 2016 г.
Страна | ВВП, млрд долл. | Экспорт, млрд долл. |
Армения | 10.5 | 1,49 |
Бангладеш | 195,1 | 32,4 |
Германия | 3355,8 | 1329,5 |
Индия | 2073,5 | 267,1 |
Куба | 77,1 | 4,4 |
Республика Беларусь | 54,6 | 26,? |
Россия | 1326 | 340,3 |
Саудовская Аравия | 646 | 201,7 |
Сингапур | 292,7 | 350,5 |
США | 17946,9 | 1504,9 |
Задание 5.
Определите ППС евро и американского доллара по данным таблицы 1.6 об условной потребительской корзине, состоящей из четырех товаров:
|
|
Таблица 1.6
Страны | Товары | |||||||
Цена товара | Количество товара | |||||||
А | В | С | D | А | В | С | В | |
Зона евро | 4 евро | 11 евро | 130 евро | 1500 евро | 100 | 20 | 10 | 1 |
США | 1,5 долл. | 9 долл. | 100 долл. | 2800 долл. | 100 | 20 | 10 | 1 |
Задание 6.
ВВП страны, рассчитанный по валютному курсу, составляет 1000 млрд. $. Валютный курс равен 30 руб. за 1 $, а ППС равен 10 руб. за 1 $. Каким будет ВВП страны (млрд. $), рассчитанный по ППС?
Задание 7.
По горизонтали:
КРОССВОРД
1.Экономика, которая практически не вовлечена в международные экономические отношения. 2. Показатель, который характеризует открытость экономики, называется
,,экспортная или импортная…''. 3.Один из субъектов международных экономических отношений(микроуровень).
По вертикали:
1. Государство с крупнейшей национальной экономикой. 2. Совокупность произведенных резидентами страны товаров и услуг. 3. Регион, где расположено большинство наименее развитых стран. 4.Сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном разделении труда и других факторах производства.
5. Критерий классификации страны согласно Всемирному банку. 6. Цена национальной валюты, выраженная в долларах, по отношению к корзине товаров и услуг. 7.Исторически первая форма международных экономических отношений.
Тема 2, Глобализация экономики и глобальные проблемы мирового хозяйства.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Укажите какие факторы усиливают процесс интернационализации в современных условиях?
2. Глобализация сокращает неравенство между богатыми и бедными странами или способствует его усилению и углублению имеющихся противоречий? Выскажите свое личное мнение, подтвержденное примерами.
3. Как взаимосвязаны такие системные процессы, как интеграция, регионализация, транснационализация, либерализация и глобализация?
4. Раскройте основные проявления глобализации современной мировой экономики?
5. Укажите какие глобальные проблемы современности приходится решать мировому сообществу в XXI веке?
Задание 1.
Понятие,,глобализация’’ стало главной характеристикой современных международных экономических отношений. Подберите факторы, вызвавшие к жизни это явление, сгруппируйте их:
|
|
· политические;
· экономические;
· социальные;
· научно-технические;
· общественно-культурные
Задание 2.
Перечислите достижения научно-технического прогресса и явления международных экономических отношениях, появление которых в ХХIв. существенным образом повлияло на экономическое развитие стран и на жизнь людей. Проанализируйте, как эти процедуры затронули Россию.
Задание 3.
В условиях глобализации международные экономические факторы играют решающую роль в экономическом развитии большинства стран мира. Выявите основные события международной жизни за период с 2008 г.по настоящее время, оказавшие серьезное воздействие на экономическую жизнь России в области:
· политики;
· финансов;
· экономики;
· науки и техники;
· культуры.
Задание 4.
Заполните таблицу:
Таблица 2.1
Международные организации, деятельность которых направлена на решение глобальной проблемы
Проблема | Международные организации |
Продовольственная | |
Преодоление бедности и отсталости | |
Демографическая | |
Сохранение мира во всем мире | |
Экологическая |
Задание 5.
Изложите перечень институциональных мероприятий по подъему промышленного и сельскохозяйственного производства, финансового оздоровления, способствующие преодолению Великой депрессии 1930-х гг. (на примере экономик Германии, США).
Задание 6.
Страна с населением 30 млн. человек производит ВВП равный 900 млрд. ден. ед. Объем экспорта составляет 175 млрд. ден. ед., а объем импорта – 275 млрд. ден. ед. Определите степень открытости национальной экономики.
Задание 7
Подготовиться к обсуждению темы: Тема для дискуссии:
|
|
«Глобальные проблемы» мировой экономики
Глобализация породила проблемы, которые мир назвал глобальными. Как вы думаете, что это за проблемы? Каковы признаки глобальных проблем, что делает их глобальными?
Философ Френсис Бэкон сказал: «Лучший способ избавиться от проблемы – решить её». Какие пути решения можете предложить вы?
Составить графический конспект по теме «Глобальные проблемы» мировой экономики и предложить пути решения по одному пункту (на выбор студента).
Задание 8
Подготовиться к обсуждению темы:
Глобализация: за и против
В рамках обсуждения можно сделать особый акцент на отдельные аспекты глобализации, например влияние глобализации на экономическое развитие разных групп стран, глобализация и бизнес, глобализация финансов, информационная глобализация, глобализация культуры и т.д..
Тема 3 Институциональное устройство мировой экономики
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Объясните роль институтов в современной мировой экономике.
2. По каким критериям различают формальные и неформальные институты мировой экономики?
3. Дайте определение понятия,,институт'' в узком и широком смысле.
Дайте определение институциональной структуры мировой экономики. Укажите основные институты мировой экономики.
Задание 2.
Объясните, почему культурные традиции и ценности можно отнести к понятию,,институт''. Каково влияние культурных традиций и ценностей на развитие мировой экономики и международные экономические отношения?
Задание 3.
Приведите свои примеры неформальных правил и того, как их соблюдение или несоблюдение может отразится на экономических показателях компании или деловой репутации предпринимателя.
Приведите пример того, что неформальные институты могут функционировать независимо и вступать в противоречия с деятельностью формальных.
Задание 5
Обсудите точку зрения.
«ВТО, Всемирный банк и МВФ. Могут ли глобальные экономические институты работать лучше? Конечно. Однако в то же время они не должны становиться органами, которые будут навязывать общественные ценности США всему остальному миру (экологические и трудовые стандарты, права человека), и органами, которые позволят США игнорировать международные нормы»
Задание 6.
Характеристика и аргументация этапов международной экономической интеграции: зона свободной торговли и экономический союз(таблица 3.1).
Таблица 3.1
Зона свободной торговли | Экономический союз |
|
|
Задание 7.
Установление соответствия:
Таблица 3.2
1. ЕАСТ | а) входит Россия |
2. НАФТА | б) Европейская ассоциация свободной торговли |
3. АТЭС | в) функционирует с 1994г. |
4. АСЕАН | г) образован в Маастрихте |
5. ЕС | д) не входит Великобритания |
Задание 8.
Россия производит 70, потребляет 20 и экспортирует 50 легких спортивных самолетов в год по цене 6000 долл. за самолет. Правительство, считая самолетостроение перспективной отраслью, предоставляет производителям субсидию в размере 15% стоимости самолета, в результате чего цена самолета на внутреннем рынке увеличилась до 6450 долл., а его цена на внешнем рынке сократилась до 5550 долл. Ответьте:
Почему внутренняя цена на самолет увеличилась меньше, чем размер субсидии?
Как в ведение субсидии отразилось на объемах внутреннего производства и экспорта? Как повлияло введение субсидии на потребителей и доходы бюджета страны?
Тема 4. Механизм мирового хозяйства, его субъекты
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Какова суть понятия «механизм мирового хозяйства»?
2. Какие функции выполняет механизм мирового хозяйства?
3. Назовите инструменты влияния ТНК на мировое хозяйство.
4. Какие инструменты влияния национального государства на мировое хозяйство?
5. Как воздействуют региональные интеграционные группировки на функционирование мирового хозяйства?
6. Охарактеризуйте роль международных экономических институтов.
Задание 1.
Укажите конспективно причины, этапы развития, особенности размещения ТНК в мире. Приведите названия крупнейших ТНК (не менее пяти-шести) с высоким индексом транснациональности в каждой из представленных отраслей:
1. Автомобильная промышленность: GM, Toyota …..
2. Нефтепереработка: Chevron, Total ….
2. Химическая промышленность: BASF, DuPont … …
3. Электроника: General Electric, Sony … …
Задание 2.
Рассчитать индекс тнанснацианализации компании и проанализировать полученные результаты, если суммарная стоимость активов компании – 360 млн. рублей, а активов за рубежом – 112 млн. рублей, затраты на заработную плату персонала всего – 52 млн. рублей, а за рубежом – 19 млн., выручка всего – 74 млн, в за рубежом – 41 млн.
Задание 3.
Рассчитать индексы транснационализации для ОАО «Лукойл» за период 2010 – 2014 года и сделать анализ. Данные для расчета представлены в таблице 4.1:
Таблица 4.1
Показатели | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 |
Активы всего, млрд. руб. | |||||
Активы зарубежные, млрд. руб. | |||||
затраты на заработную плату персонала всего, млрд. руб. | |||||
затраты на заработную плату персонала зарубежные, млрд. руб | |||||
выручка всего, млн. дол. | |||||
выручка за рубежом,млн. дол. | |||||
Курс рубля к доллару |
Индекс транснационализации |
Задание 4
Проанализируйте данные таблицы 4.2 и ответьте на следующие вопросы:
1. Какие факторы обусловили развитие процесса транснационализации в современном мировом хозяйстве?
2. В чем заключаются экономические преимущества ТНК по сравнению с другими субъектами МЭО?
3. Справедливо ли утверждение, что «ТНК – это драйверы роста национальных экономик КНР и США»?
4. Выделите в приведенном рейтинге транснациональные банки.
5. В силу каких причин американские и китайские ТНБ занимают господствующее положение в международных денежно-кредитных отношениях?
Таблица 4.2
Рейтинг крупнейших ТНК в мире на 2014 г. (млрд, $)
Задание 5.
На канале https://www.youtube.com/user/Russia24TV из рубрики «Корпорации монстров» (McDonald's., Coca Cola, Nike., Mercedes, Jaguar, Ford, BMW., General Motors., Microsoft, Apple., Google., Facebook, Yandex., eBay, Avito - история успеха., Kodak., MetLife., Pixar, Boeing, Yokohama, Санта Клаус.,) просмотрите видео-информацию про ТНК.
Выберите одну из этих крупных компаний мирового хозяйства, подготовьте доклад с презентацией для выступления.
Тема 5 Страны – участницы мирового хозяйства
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. В чем заключается разница между понятиями,,экономическое развитие'' и
,,экономический рост''?
2. Какими показателями можно охарактеризовать экономический рост страны?
3. В чем заключаются основные различия плановой экономики и рыночной экономики?
4. Основные типологии стран мира (типология МВФ, типология ООН, типология ОЭСР, типология Всемирного банка): их принципиальные различия.
5. В чем заключается методология определения положения отдельных стран в международной экономике?
Практические задания:
Задание 1.
1. Определите место нижеперечисленных стран в одной из групп их классификации по уровню экономического развития:
Испания, Норвегия, Новая Зеландия, Гвинея-Бисау, Канада, Япония, Бразилия, Россия, ЮАР, Германия, Люксембург, Ливия, Таиланд, Китай, Чили, Сомали.
2. Назовите специализацию стран, перечисленных в первом задании, в мировой экономике, и определите, какого уровня данная специализация – региональная, континентальная, мировая.
3. Определите конкурентные преимущества и недостатки России на мировом рынке, а также прорывные отрасли экономики, которые смогут изменить сырьевую структуру экспорта страны.
Задание 2
Проанализируйте данные таблицы 5.1 и ответьте на следующие вопросы:
1. Каковы характерные особенности постиндустриального общества?
2. Что означает термин «деиндустриализация» экономики?
3. Каковы причины повышения удельного веса третичного сектора (сферы услуг) в хозяйстве развитых и развивающихся стран?
4. Охарактеризуйте отраслевой состав вторичного и третичного секторов, представленных развитых и развивающихся стран. За какой из развивающихся стран закрепилась роль «промышленной мастерской» мира?
5. Каковы социально-экономические последствия изменения структуры ВВП для обеих групп стран?
Таблица 5.1
Структура ВВП развитых и развивающихся стран (2016 г, в %)
|
Страны
Сектор ВВП
Развитые страны
Крупнейшие быстроразвивающиеся страны
Задание 3.
Письменно составить описание экономики (экономических показателей) России или любой другой страны, с обязательной характеристикой ее места в мировой экономике.
Тема 6 Основы международных экономических отношений
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. В чем заключаются отличия понятий,,мировое хозяйство'' и,,мэждународные экономические отношения''?
2. Назовите формы международных экономических отношений и проиллюстрируйте их взаимосвязь и взаимозависимость?
3. Назовите и охарактеризуйте факторы (условия), оказавшие наибольшее воздействие на формирование и развитие международных экономических отношений,
4. Перечислите главные из современных тенденций развития системы международных экономических отношений.
Практические задания:
Задание 1.
На основе анализа международной статистики, экспертных оценок назовите конкурентные преимущества и недостатки России в мировой экономике. Определите конкурентные возможности России на мировом рынке, которые необходимо использовать с целью преодоления сырьевой экспортной зависимости, то есть те отрасли или секторы экономики, которым нужна помощь государства (административная, организационная, финансовая, налоговая).
Задание 2.
Россия богата сырьевыми ресурсами, по многим из них она занимает первые места по разведанным запасам и добыче. Выявите положительные и отрицательные последствия этого сырьевого богатства страны. Использует ли правительство страны это абсолютное преимущество международной торговли для экономического роста и повышения уровня жизни граждан страны?
Задание 3.
Перечислите основные типы интеграционных соглашений и дайте их определение:
Задание 5.
Приведите характеристику современных форм и этапов международной экономической интеграции (заполните таблицу 6.1,)
Таблица 6.1
Формы интеграции | Обязательства | |||
Свободная торговля внутри союза | Единые тарифы и квоты к третьим странам | Свободное движение факторов производства внутри союза | Единая экономическая политика стран- участниц | |
Задание 6.
США производят самолеты. Цена одного самолета на внутреннем рынке – 60 млн. долл. 50% материалов и комплектующих деталей, необходимых для производства самолетов, закупается за границей. Доля стоимости импортных комплектующих в цене конечной продукции составляет 25%. В целях защиты национальных производителей и поддержания занятости США вводят таможенный тариф, в соответствии с которым ставка таможенной пошлины на импортный самолет составляет 15%, а на импортные материалы и комплектующие, используемые в самолетостроении – 10%. Каков в этом случае фактический уровень таможенной защиты самолетостроения в стране
Задание 7.
Номинальная ставка импортного тарифа на кожаную обувь составляет 20%. Номинальная ставка на импортируемую кожу составляет 10%. А стоимость кожи составляет 15% себестоимости продукции. Рассчитайте эффективную ставку тарифа на импортируемую обувь, если:
1. Условия не изменились.
2. Номинальная ставка импортного тарифа на кожаную обувь возросла на 10%;
3. Номинальная ставка импортного тарифа на кожаную обувь уменьшится на 10%;
4. Номинальная ставка тарифа на импортируемую кожу возросла на 5%;
5. Номинальная ставка тарифа на импортируемую кожу снизилась на 5%;
6. Какие выводы можно сделать на базе этих расчетов?
Тема 7 Международная торговля
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Дайте определение мировой торговле и показателям, ее характеризующим.
2. Какова роль внешней торговли страны для развития национальной экономики?
3. Охарактеризуйте сложившиеся в мировой экономике виды внешнеторговой политики идайте характеристику основных инструментов тарифного и нетарифного регулирования в международной торговле товарами.
4. В чем заключаются экономические последствия применения экспортных пошлин?
5. Покажите, какие экономические последствия вызывает применение импортного тарифа страной смалойэкономикой.
6. Назовите основные методы межгосударственного регулирования международной торговли.
Практические занятия:
Задание 1.
Производственные возможности России и Германии по производству сыра и трикотажа представлены в следующей таблице 7.1:
Таблица 7.1
Товары | Россия | Германия |
Сыр (кг/ч) | 5 | 1 |
Трикотаж (м 2 /ч) | 1 | 3 |
Подсчитайте выигрыш Германии от торговли, если Россия и Германия обменяют 5 кг сыра на 6 м2 трикотажа.
Задание 2.
Правительство страны принимает решение о введении таможенной импортной пошлины на ввозимый в страну сахар. В результате внутренняя цена на сахар возросла с 16 руб. до 25 руб. за 1 кг. Объём внутреннего потребления сахара в стране при свободной торговле составлял 22 млн. т в год, а объём внутреннего производства — 6 млн. т в год. При введении пошлины на сахар объём его импорта сократился на 20%.
Каковы объёмы увеличения государственных доходов от введения таможенной пошлины?
Задание 3
Итоги внешнеэкономической деятельности некоторой страны за год (все показатели приведены в условных денежных единицах национальной валюты данной страны):
1. экспорт сырья – 300;
2. импорт оборудования и потребительских товаров – 200;
3. оказано услуг иностранным туристам на сумму 20;
4. граждане данной страны потратили в турпоездках на услуги 50;
5. получено безвозмездных переводов из-за рубежа на общую сумму 5;
6. иностранцы вложили в покупку акций предприятий страны 180, получили дивидендов по акциям на сумму 45, и продали акций на сумму 30;
7. граждане страны вложили в зарубежные банки 290, получили в качестве процентов по вкладам 20, и сняли средства со счетов в объеме 100.
Составьте схематичный платежный баланс данной страны. В каком состоянии (дефицит, профицит, равновесие) находятся торговый и платежный баланс страны? Каково преобладающее направление потоков капитала? В каком направлении, вероятнее всего, будет меняться курс валюты данной страны по отношению к зарубежным, если валютные рынки – свободные и нерегулируемые? Как подобные изменения курса могут повлиять на экспорт и импорт товаров и услуг? Какие интервенции необходимо предпринять Центральному Банку, чтобы стабилизировать курс? Рассмотрите 2 варианта:
а) в данной стране разрешены расчеты лишь в ее национальной валюте; б) 50% экспорта сырья оплачивается иностранной валютой.
Задание 4
Определить суммы таможенной пошлины, специальной и дополнительной импортной пошлины, а также таможенного сбора за таможенное оформление товара при ввозе сахара белого в РФ (в долларах). Таможенная стоимость товара 250 тыс. дол. США, вес-800т.
Ставка пошлины-25%, но не менее 0.07ЕВРО/кг; специальная пошлина-3%, дополнительная импортная пошлина-5%, НДС-10%. Ввоз из развивающейся страны.
Задание 5
Определить суммы таможенной пошлины, специальной и дополнительной импортной пошлины, акциза
|
|