Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.




КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ

ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ

С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ

(«Волк и козлята», «Маша и медведь»,

«Кот, петух и лиса», «Три медведя»,

«Заюшкина избушка», «Снегурушка

и лиса», «Как коза избушку

построила»)

 

 


 


 

 

Санкт-Петербург

«Паритет»


УДК 373 Б82

Все права на данное издание принадлежат издательству «Паритет». Воспроизведение материала в любой его форме возможно только с письменного разрешения правообла­дателя. Попытки нарушения будут преследоваться по Закону РФ об авторском праве.

Рисунки О. Н. Лавру хиной, И. С.Авдеевой, И. И. Бураковой,А. П. Голованова, Е. П. Кузнецовой, И. Г. Лебедевой, С. В. Литвина, Т. А. Панкевич

М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина

Б82 Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет.— СПб.: Па­ритет, 2006.—112 с. + цв. вкл.

18ВЫ 5-93437-265-3

Конспекты комплексных занятий построены на материале сказок, реко­мендованных «Программой воспитания и обучения в детском саду» под ре­дакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: «Волк и козля­та», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Снегурушкаи лиса», «Как коза избушку построила».

По каждой сказке составлены три занятия: слушаем, рассказываем и по­казываем сказку. Занятия имеют свои цели (воспитательные, обучающие, развивающие). Они сопровождаются иллюстрациями и образцами пособий. В Приложении приведены карточки для глобального чтения.

Задания, игры, упражнения содержат основные разделы дошкольного обучения. Методическое пособие адресовано воспитателям и логопедам дет­ских дошкольных учреждений. Многие занятия могут провести и родители, стремящиеся к всестороннему развитию своих малышей.

УДК 373

 


I8ВN 5-93437-265-3


© М. Г. Борисенко, 2006 © Н. А. Лукина, 2006

© А. С. Андреев, оформление обложки, 2006 © Редакционная подготовка. Издательство «Паритет», 2006

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для детей младшего возраста (3-4 года) просты, носят цикличный характер — многократное повторение сюжета с небольшим измене­нием. Эта особенность народных сказок позволяет ребенку лучше запомнить сю­жет и развивает память. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.

В сказке подробно излагается схема последовательно выполняемых действий. Это очень важно для ребенка, ведь чтобы усвоить связь между причиной и следствием, ему необходимо прослеживать каждый шаг от на­чала пути до его завершения.

Предложенный материал комплексных занятий позволяет поиграть в сказку. Приведенный текст сказок сопровождается предметными и сю­жетными картинками, на цветной вклейке помещены изображения пер­сонажей сказок для вырезания и обыгрывания, а также сюжетные картинки к сказкам, на которые персонажей можно накладывать или выставлять. По каж­дой сказке составлены три занятия. От занятия к занятию предлагаемые зада­ния усложняются, игра проводится несколько раз (три занятия — три раза, с эле­ментом новизны и постепенным усложнением материала).

В занятия включена методика глобального чтения — чтение целыми слова­ми. Ребенок учится узнавать слова на карточках целиком, не вычленяя отдель­ные буквы. Сначала ребенок находит «такую же» карточку, как у взрослого, за­тем— находит написанное слово по просьбе: «Где коза? Дай!» Постепенно запоминаемых слов будет все больше. Малыш:, получающий дополнительную информацию в виде графических образов-слов, начинает быстрее развиваться, потому что он быстрее анализирует воспринимаемую информацию, перерабаты­вает и усваивает ее. Предложенные игры — только часть методики глобального чтения.

Дети младшего возраста способны запоминать значительные отрывки из лю­бимых произведений. Их внимание становится более устойчивым, повышается

интерес к окружающим явлениям и предметам, мышление носит наглядно-дей­ственный характер, поэтому мы предлагаем выполнять задания по сюжету сказ­ки; подчеркивать предметы, принадлежащие к одной группе (посуда, одежда) и т. д. Дети могут концентрировать внимание более продолжительное время, и в этом им помогут игры с героями сказок, которым ребенок помогает находить выход из разных лабиринтов, находить отличия или тождества.

Ребенок 3-4 лет усваивает знания при многократном повторении. В то же время он не любит однообразной деятельности, от которой быстро устает. Поэто­му игры расположены именно в такой последовательности. Вы можете сами при­думать виды усложнений, которые будут интересны для вашего ребенка и соот­ветствуют возможностям именно вашего малыша, выбирать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для каж­дого ребенка. Перед проведением игры внимательно ознакомьтесь с ней, выпол­ните все рекомендации, «проиграйте игру про себя», продумайте все нюансы, чтобы каждый из этапов игры плавно перетекал от одного к другому без задер­жек и поисков необходимых атрибутов для игры. Подвижные игры (имитация движений животных) вызывают эмоционально-положительный настрой у ре­бенка, помогают снять напряжение. Учитывайте способности и возможности ре­бенка!

Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Играя, ре­бенок способен понять и оценить поступки героев сказки, осудить поступки от­рицательных героев, оценить собственные действия и действия других людей. В сказках герои бывают плохие и хорошие — ребенок всегда хочет взять на себя роль положительного героя. Ребенок уже способен перенести полученные зна­ния в повседневную жизнь, это помогает ему регулировать свое поведение, нала­живать отношения со сверстниками и взрослыми. Ребенок начинает овладевать нормами и правилами поведения, у него формируются представления о том, что хорошо, а что плохо.

В младшем возрасте продолжает развиваться половое различие. При инсце­нировке сказок дети выбирают героев сказки по половому признаку — девочки хотят взять на себя роль лисички, белочки, Машеньки, а мальчики — роль зай­чиков, медведей, Ванечки.

Развивается речь, обогащается словарь за счет имен существительных, при­лагательных, глаголов, местоимений, наречий. Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения — это также позволяет ребенку обога­тить словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление. Слова для него уже носят обобщаю­щий характер. Продолжают формироваться элементарные математические пред­ставления. Дети учатся находить один предмет и много предметов, сравнивать группы предметов * определять, каких предметов больше. Дети могут соотнести, найти по просьбе и обозначить словом цвет, форму и величину предметов.

Игра-занятие может длиться до 20 минут. Но основной критерий при опреде­лении времени проведения игры — заинтересованность вашего малыша и его по­ложительный эмоциональный настрой, созданный вами до и во время занятия. Ребенка этого возраста привлекает только то, что ему нравится, что представля­ет для него наиболее значимый интерес.

Занимаясь с ребенком, чутко прислушивайтесь к его настроению — никогда не настаивайте на продолжении игры, если малыш устал, не в настроении или

если игра ему не нравится. Приступайте к занятию только тогда, когда ребенок ничем не занят. Постарайтесь расположить к себе малыша прежде, чем начнете игру, настройте его на игру. Проводите игру на повышенном эмоциональном фо­не. Настройтесь на веселый и сказочный лад: пусть мышка пищит, а медведь го­ворит басом. Рассказывайте выразительно, не торопитесь. Ваша речь должна быть образцом для подражания.

Основой обучения является развитие восприятия — формирование умений вслушиваться в речь, понимать ее содержание, а также сосредотачиваться, «на­страиваться» на восприятие речи. Следует помнить правило: «Нельзя говорить в пространство». Бесполезно говорить, пока ребенок не настроился на воспри­ятие речи.

В раннем возрасте дается только положительная оценка работы детей. Назо­вите каждого ребенка по имени и похвалите его.

Все сказки рекомендованы «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (Москва, 2004). В книге «Хрестоматия для маленьких» эти сказки обозначены звездочка­ми (*). Это значит, что они рекомендованы для обязательного чтения детям млад­шего возраста (3-4 года).

Надеемся, что разработанные нами игры помогут развитию у вашего ребенка правильной речи, лексики, логики, мышления и кругозора, уверенности в себе и других положительных качеств психической деятельности.

ЖЕЛАЕМ ВАМ УСПЕХА!


Волк и козлята

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

Вы, детушки! Вы, козлятушки!

Отопритеся,

Отворитеся.

Ваша мать пришла — молока принесла.

Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:

— Слышим, слышим, да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоню­сеньким голосом и не так причитывает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, что­бы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал.

Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст. Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:

— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не перебе­
рет всего, что я вам причитываю, дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза — волк опять шасть к избушке, постучался и начал причи­тывать тонюсеньким голосом:

Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла — молока принесла.

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка — по копытечку,

Из копытечка — во сыру землю!

Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза. Сколько ни звала, ни причитывала, никто ей не отвечает.

Видит — дверь отворена. Вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, так села она на лавку — начала горевать, горько плакать:

Ох вы, детушки мои, козлятушки!

На что отпиралися-отворялися,

Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать,
пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:

— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму.

Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул да и ввалился в го­рячую яму.

Брюхо у него от огня лопнуло, козлятки оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали жить-поживать по-прежнему.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Волк и козлята»

Предварительная работа: подберите персонажей из настольного кукольного те­атра; вырежьте героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8) и наклейте их на картон или плотную бумагу.

Цели занятия

Воспитательные — учить ребенка внимательно слушать сказку, дослуши­вать ее до конца, совместно рассказывать сказку, соблюдая последовательность сюжета; воспитывать умение сопереживать героям, разделять их чувства.

Обучающие — продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; рас­ширять словарный запас, понимать значение антонимов «тонкий—толстый» (го­лос) способствовать употреблению данных слов в самостоятельной речи; подби­рать нужное по смыслу слово; заканчивать начатую взрослым фразу.

Развивающие — продолжать развивать зрительное и слуховое внимание; дви­гательную и тактильную память; устанавливать причинно-следственные связи.

Оснащение:

— мяч;

— красиво украшенная коробка;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— цветные изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8);

— ширма;

— экран;

— картинка «Лабиринт» для каждого ребенка (см. рис. 2);

— шапочка козлика (или ободок с рожками).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям взяться за руки и образо­вать круг. Покажите мяч и объясните правила игры: «Я буду передавать мяч то­му, кто стоит справа от меня, а он назовет ту сказку, которая ему больше всего нравится. Мяч передаем по кругу, пока он не вернется обратно ко мне». Когда мяч вернется к вам, скажите: «Мне нравится сказка „Волк и козлята"».

Предложите детям сесть на стульчики, расставленные полукругом.

2. Знакомство со сказкой. Поставьте перед детьми красиво оформленную ко­робку с фигурками — персонажами сказки (коза, пять козлят, волк, медведь-кузнец). Рассказывайте (читайте) сказку. По ходу чтения сказки выставляйте на столе фигурки тех персонажей сказки, о которых вы сейчас рассказываете.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?

Куда уходила коза?

Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?

Кто подслушал, как поет коза?

Каким голосом пела песенку коза?

Каким голосом пел песенку волк в первый раз?

Кто помог волку изменить голос?

Каким голосом пел песенку волк во второй раз?

Почему козлята впустили волка?

Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?

Как коза отомстила волку?

Как козлята спаслись от гибели?

На фланелеграфе выставляйте изображения героев сказки (см. вклейку, рис. 1-8), которые соответствуют ответам детей.

4. Развитие слухового восприятия. Покажите картинку, на которой изобра­жена мама-коза. Предложите детям послушать песенку мамы-козы. Произнеси­те звукоподражание низким голосом: «Мэ-э-э». Предложите ребенку повторить звукоподражание низким голосом.

Покажите картинку, на которой изображен козленок. Предложите козленку позвать маму, произнести звукоподражание высоким голосом: «Мэ-э-э!». Попро­сите ребенка повторить звукоподражание высоким голосом.

Предложите детям поиграть в «Угадалки-узнавалки». Спрячьте фигурки ко­зы и козлят за ширму. Предложите детям внимательно послушать и назвать то­го, кто говорит за вас, спрятавшись за ширмой (коза или козленок). Произноси­те звукоподражания, -держа экран таким образом, чтобы ваши губы не были видны.

Если детям игра понравится, ее можно усложнить, предложив волку петь гру­бым и тонким голосом: «У-У-У», «у-у-у».

5. Развитие зрительного внимания, мышления. Положите перед каждым ре­бенком картинку «Лабиринт» (см. рис. 2). Предложите детям рассмотреть коз­лят. Попросите рассмотреть фартучек каждого козленка и назвать, что на нем нарисовано.

Предложите детям провести указательным пальцем по линии лабиринта и найти в конце дорожки любимый каждым козленком овощ. Скажите: «Найди тот овощ, который любит козленок в фартучке, на котором изображена морков­ка. Проведи указательным пальчиком по дорожке от козленка в фартучке с мор­ковкой к морковке».

Аналогично обыграйте остальные картинки.

6. Подвижная игра. Предложите детям поиграть в игру «Через мост мы идем».
Наденьте одному из детей шапочку козлика (или ободок с рожками).

Предложите детям взяться за руки и образовать круг. «Козлика» поставьте в середину круга. Предложите детям идти по кругу, распевая слова песенки:

Козлик наш, козлик. По двору гуляет, Песни распевает: — Мэ-мэ-мэ!

Предложите детям подойти к «козлику», сужая круг, и приговаривать:

Козлик, козлик, Нас поймай, Если сможешь, За-бо-дай!

Дети разжимают руки и убегают от «козлика». Тот ребенок, до которого «коз­лик» дотронулся первым, становится водящим и игра повторяется.

7. Закончи фразу. Предложите детям закончить начатую вами фразу, назы­вая слово с противоположным значением.

Коза большая, а козленок... (маленький). Коза добрая, а волк... (злой). Лед холодный, а огонь... (горячий).

Если задание вызывает у детей затруднение, то закончите фразу сами, давая образец для ответа.

8. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей, похва­лите каждого ребенка.

ЗАНЯТИЕ 2 Тема занятия: рассказываем сказку «Волк и козлята»

Предварительная работа: вырежьте и наклейте заслонку к печке и мешки (см. рис. 109) на картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3) так, чтобы их можно было приподнять; на картинке «Чьи это следы?» (см. рис. 5) наклейте кружки из цветной бумаги над козой и козленком; изготовьте образец выкладывания следов козы и козленка из счетных палочек и спичек для каждого ребенка (см. рис. 6).

Цели занятия

Воспитательные — отвечать на вопросы; внимательно слушать ответы дру­гих детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.

Обучающие — совершенствовать мелкую и общую моторику; расширять ак­тивный словарь за счет прилагательных-антонимов, обозначающих эмоциональ­ные состояния (веселый — грустный, злой — добрый); закреплять счет в преде­лах пяти; согласовывать существительные с числительными «два», «пять».

Развивающие — продолжать развивать слуховую и зрительную память, мыш­ление, воображение, устанавливать причинно-следственные связи.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— фланелеграф;

— картинка «Найди инструмент» (см. рис. 1);

— картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 3);

— карточки с цифрами от 1 до 5;

— картинка «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4);

— шапочки козы и волка (ободки с ушками);

— картинка «Чьи это следы?» (см. рис. 5);

— образец выкладывания следов козы и козленка (см. рис. 6 ).

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям встать в кружок. Попросите вспомнить, какую сказку вы читали на прошлом занятии. Попросите изобра­зить злого волка, добрую козу, веселых козлят. Предложите детям сесть на стуль­чики.

2. Совместное рассказывание сказки. Начните рассказывать сказку. Предло­жите детям в этом активно участвовать. По ходу развития сюжета сказки вы­ставляйте фигурку нужного персонажа. Если дети затрудняются в пересказе, предложите им договаривать начатую вами фразу.

3. Отгадай. Положите перед каждым ребенком картинку «Найди инстру­мент» (см. рис. 1). Предложите рассмотреть и назвать животных. Предложите де­тям вспомнить и сказать, кто помог волку перековать горло, чтобы его голосок стал тоненьким (кузнец — медведь). Попросите детей рассмотреть инструменты в нижней части рисунка. Предложите назвать каждый инструмент. (Топор, пи­ла, молот.) Попросите найти и назвать тот инструмент, которым медведь «пере­ковывал» горло у волка. (Молот.)

4. Угадай, где? Вспомните вместе с детьми, куда спрятался от волка самый маленький козленок. Покажите картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 3). Пред­ложите детям поискать сначала маленького козленка, затем поискать козлят в каждом мешке и сказать, какие мешки (пустые). Для этого надо отогнуть на­клеенные мешки и печную заслонку.

Предложите детям пересчитать мешки, стоящие вокруг волка. Попросите на­звать их количество и выбрать карточку с цифрой, соответствующей количеству мешков. Предложите положить карточку с цифрой 5 на сюжетную картинку.

5. Мимическая гимнастика. Предложите детям вспомнить и рассказать, какая была мама-коза. (Добрая.) А какой был волк? (Злой.) Дайте каждому ребен­ку картинку «Добрая коза и злой волк» (см. рис. 4). Предложите найти злого вол­ка и добрую козу. Рассмотрите каждое изображение. Попросите назвать компоненты мимики (нахмуренные брови, злые глаза, улыбка). Расскажите пра­вила игры: «Вот два ободка. На первом — серые ушки, они волчьи. Когда я гово­рю: „Волк!", надо взять шапочку волка, надеть ее и изобразить страшного и сер­дитого волка. Когда я скажу: „Коза!", надо взять и надеть шапочку козы с белыми ушками и изобразить добрую козу».

Вместо шапочек волка и козы можно использовать бумажные ободки: при­крепить к ним ушки (серые — волка, белые — козы). Если есть возможность, то хорошо провести эту часть занятия перед большим зеркалом, чтобы дети контро­лировали свои движения и мимику.

 

6. Развитие мелкой моторики и зрительного внимания. Вспомните вместе с детьми, куда пошли мама-коза и волк (в лес). Покажите картинку «Чьи это сле­ды?» (см. рис. 5) и расскажите, что козленок тоже пошел за ними. Предложите детям рассмотреть дорогу, по которой они шли. Попросите определить, где сле­ды козы, а где — козленка. Спросите детей, как они определили, где чьи следы (у мамы копыта большие, а у козленка маленькие).

Предложите детям выложить следы копыт из счетных палочек и следы ко­пытцев из спичек. Покажите образец выкладывания следов козы из счетных па­лочек и спичек

Предложите детям проверить правильность своего ответа, отогнув приклеен­ные в конце дорожки кружочки.

7. Подведение итогов занятия. Похвалите детей.


ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Волк и козлята»

Предварительная работа: повторите с детьми счет в пределах пяти; продолжай­те учить соотносить количество предметов с цифрой, обозначающей данное количество; проведите игру «Найди такую же цифру»; прикрепите на кук­лы бибабо карточки для глобального чтения (см. Приложение) с соответ­ствующими словами, второй экземпляр карточек сложите в красивую коро­бочку.

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать умение дослушивать сказку до конца; вос­питывать умение подражать; согласовывать свои действия с действиями других детей.

Обучающие — выполнять правила игры; продолжать совершенствовать об­щую, мелкую и артикуляторную моторику; закреплять навыки счета (пересчи­тывать предметы в пределах пяти); соотносить количество предметов с соответ­ствующей цифрой; вводить в активный словарь новые глаголы и прилагательные; использовать в активной речи предлоги «в», «на», «за».

Развивающие — развивать наблюдательность; зрительное и слуховое воспри­ятие, внимание, память; устанавливать причинно-следственные связи.

Оснащение:

— ширма;

— красивый чемоданчик;

— куклы бибабо;

1 Предварительно удалите со спичек серные головки. Можно намочить спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый светло-коричне­вый цвет.

 

— карточки для глобального чтения (см. Приложение);

— маленькая коробочка;

— фигурки из настольного кукольного театра (коза, волк, козлята);

— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см. рис. 7);

— картинка «Узнай по контуру» (см. рис. 8).

 

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Предложите детям отправиться в кукольный театр и посмотреть сказку «Волк и козлята». Скажите, что актерами сегодня бу­дут дети и куклы. Расскажите о правилах поведения в театре (не шуметь, не раз­говаривать, не шуршать, громко апплодировать). Предложите детям сесть на стульчики перед ширмой полукругом.

2. Развитие зрительного внимания. Глобальное чтение. Обратите внимание детей на красивый чемоданчик, стоящий на столе. Предложите его открыть. Рас­скажите, что в волшебном чемоданчике живут куклы бибабо. Предложите детям вспомнить и назвать героев сказки. Обратите внимание детей на то, что на каж­дой фигурке висит бирочка. Скажите, что это карточки, на которых написано, как зовут каждого героя. Предложите детям рассмотреть карточки. Прочтите слова на каждой карточке. Обратите внимание детей на стоящую около волшеб­ного чемоданчика маленькую коробочку. Предложите одному из детей открыть ее, достать карточки и разложить их на столе. Попросите детей (по очереди) най­ти «такую же» карточку и подложить ее к фигурке с «такой же» бирочкой. По­просите сказать, что написано на каждой карточке.

3. Инсценировка сказки. Скажите, что вы вспомнили героев сказки «Волк и козлята». Сообщите название сказки, которую они будут сегодня смотреть. Предложите детям стать актерами — выбрать куклу бибабо, изображающую того героя, которым он хочет сегодня стать. Предложите детям показать спектакль. Попросите детей надеть куклу на руку и представить своего героя. Предложите детям-актерам пройти за ширму. Начните рассказывать сказку, предлагая про­должить начатую вами фразу. Предложите всем актерам вместе петь песенку ма­мы-козы:

Козлятушки, ребятушки! Бежит молочко по вымечку,

Отопритеся, отворитеся! Из вымечка по копытечку,

Ваша мать пришла — Из копытечка

Молока принесла. Во сыру землю!

Выбор вида совместной деятельности зависит от возможностей ребенка. Об­ратите внимание детей-актеров на движения героев сказки: козлята скачут, волк рыщет.

Развитие мышления, зрительного внимания и грамматических категорий.

Положите перед каждым ребенком сюжетную картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 7). Предложите детям внимательно ее рассмотреть. Попросите расска­зать о том, что делает в избушке волк. Попросите детей найти на картинке коз­лят, спрятавшихся в избушке. Попросите рассказать о том, где спрятался каждый козленок. Предложите каждому ребенку рассказать о том, как он догадался. (Из-за печки торчит хвостик, из-за шкафа — ножки с копытцами, из-за лавки торчат рожки.)

5. Развитие мышления, воображения. Положите перед каждым ребенком картинку «Узнай по контуру» с изображением одного из героев сказки (см. рис. 8). Попросите детей рассказать, какой герой сказки изображен на его листе. Предло­жите объяснить, почему он так решил (описать характерные особенности внеш­него вида каждого героя сказки).

6. Подведение итогов занятия. Похвалите каждого ребенка.


 

Рис. 1. Найди инструмент



Рис. 2. Лабиринт


 


Рис. 3. Попробуй, найди

Рис. 4. Добрая коза и злой волк



 


Рис. 5. Чьи это следы?




 


 


Рис. 6. Образец выкладывания следов козы и козленка


 



 


Рис. 7. Попробуй, найди

Рис. 8. Узнай по контуру


 

 

 

Маша и медведь

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку.

— Дедушка, бабушка, — говорит Машенька, — отпустите меня в лес с подружками!

Дедушка с бабушкой отвечают:

— Иди, только от подружек не отставай — не то заблудишься.

Пришли девушки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька — де­ревце за деревце, кустик за кустик — и ушла далеко-далеко от подружек.

Стала она аукать, стала их звать. А подружки не слышат, не отзываются.

Ходила, ходила Машенька по лесу — совсем заблудилась.

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит — стоит избушка. Постуча­ла Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.

Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. Села и думает: «Кто же здесь живет? Почему никого не видно?..»

А в той избушке жил большущий медведь. Только его тогда дома не было: он по лесу ходил. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался.

— Ага, — говорит, — теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить.

Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у мед­ведя в избушке.

Медведь на целый день уйдет в лес, а Машеньке наказывает никуда без него из избушки не выходить,

— А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!

Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Кругом лес, в какую сто­рону идти — не знает, спросить не у кого... Думала она, думала и придумала. Приходит раз медведь из лесу, а Машенька и говорит ему:

— Медведь, медведь, отпусти меня на денек в деревню: я бабушке да дедуш­ке гостинцев снесу.

— Нет, — говорит медведь, — ты в лесу заблудишься. Давай гостинцы, я их сам отнесу!

А Машеньке того и надо!

Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит мед­ведю:

— Вот, смотри: я в этот короб положу пирожки, а ты отнеси их дедушке да
бабушке. Да помни: короб по дороге не открывай, пирожки не вынимай. Я на дубок влезу, за тобой следить буду!

— Ладно, — отвечает медведь, — давай короб! Машенька говорит:

— Выйди на крылечко, посмотри, не идет ли дождик!

Только медведь вышел на крылечко, Машенька сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пирожками поставила.

Вернулся медведь, видит — короб готов. Взвалил его на спину и пошел в де­ревню.

Идет медведь между елками, бредет медведь между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба:

Вижу, вижу!

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

 

— Ишь, какая глазастая, — говорит медведь, — все видит!

Поднял он короб и пошел дальше. Шел-шел, шел-шел, остановился, сел и го­ворит:

Сяду на пенек,

Съем пирожок!

А Машенька из короба опять:

Вижу, вижу!

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке!

Удивился медведь:

— Вот какая хитрая! Высоко сидит, далеко глядит!
Встал и пошел скорее.

Пришел в деревню, нашел дом, где дедушка с бабушкой жили, и давай изо всех сил стучать в ворота:

— Тук-тук-тук! Отпирайте, открывайте! Я вам от Машеньки гостинцев при­нес.

А собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают.

Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки. Вышли тут дедушка да бабушка к воротам. Видят — короб стоит.

— Что это в коробе? — говорит бабушка.

А дедушка поднял крышку, смотрит и глазам своим не верит: в коробе Ма­шенька сидит — живехонька и здоровехонька.

Обрадовались дедушка да бабушка. Стали Машеньку обнимать, целовать, ум­ницей называть.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку «Маша и медведь»

Предварительная работа: подготовьте декорации к сказке — на листе ватмана нарисуйте (или наклейте) деревья, избушку; на картинке «Ягоды» раскрась­те ягоды и лукошки.

Цели занятия

Воспитательные — продолжать формировать у детей умение внимательно слушать сказку; дослушивать ее до конца; отвечать на вопросы взрослого; сопе­реживать героям сказки.

Обучающие — обучать правильно выполнять игровые задания; продолжать совершенствовать общую и мелкую моторику; активизировать словарь за счет существительных, обозначающих названия лесных ягод (малина, земляника, черника); способствовать употреблению и усвоению слов в самостоятельной ре­чи; учить употреблять существительные мужского и женского рода в родитель­ном, винительном падежах; знакомить с понятиями «по одному», «ни одного»; согласовывать существительные с числительным «два».

Развивающие — развивать зрительное, слуховое, тактильное внимание и па­мять; продолжать развивать воображение.

Оснащение:

— цветной шнур;

— фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра;

— изображения персонажей сказки (см. вклейку, рис. 9-11, 15);

— декорации к сказке;

— фланелеграф;

— сюжетная картинка «Попробуй, найди» (см.рис. 9);

— картинка «Ягоды» (см. рис. 10);

— сюжетная картинка «Машенька в горнице» (см. рис. 11 ).

Ход занятия

1. Организационный момент. Спросите детей: «Кто хочет стать паровози­ком?» Попросите сказать, где находится паровозик (впереди состава). Предло­жите вспомнить и рассказать о том, что цепляют к паровозику (вагончики). Предложите сесть в паровозик (взяться за цветной шнур). Попросите «паровозик» дать гудок и отправиться в путь. Когда «паровозик» привезет вагончики в лес, предложите детям выйти из вагончиков и присесть на полянку (ковер).

2. Знакомство со сказкой. Сообщите детям тему занятия. Расскажите сказку
«Маша и медведь». По ходу рассказа выставляйте фигурки героев сказки и деко­рации на фланелеграф.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Как звали внучку бабушки и дедушки?

Куда пошла Машенька с подружками?

Как Машенька потерялась в лесу?

Что увидела Машенька в чаще леса?

Кто жил в избушке?

Почему медведь решил оставить Машеньку у себя?

Почему медведь не отпускал Машеньку домой?

Что придумала Машенька, чтобы убежать от медведя?

Зачем попросила Машенька отпустить ее в деревню на денек?

Что испекла Машенька?

Куда положила Машенька пирожки?

Какие наставления дала Машенька медведю?

Как Машенька обманула медведя?

Почему девочка не разрешила медведю садиться на пенек и есть пирожок?

Что случилось с медведем в деревне?

Где нашли Машеньку дедушка и бабушка?

Как бабушка и дедушка стали называть Машеньку?

4. Развитие зрительного внимания. Скажите, что лес, в который пошли де­вушки, был дремучим. Спросите, что означает слово «дремучий». Положите пе­ред каждым ребенком картинку «Попробуй, найди» (см. рис. 9). Предложите ее рассмотреть. Попросите найти на картинке спрятавшуюся Машу и рассказать о том, где она спряталась. (За елкой.) Спросите, почему ребенок так решил.

5. Развитие счетных навыков («У кого сколько?»). Положите перед каждым ребенком картинку «Ягоды» (см. рис. 10). Предложите детям рассмотреть и на­звать все ягоды (малина, земляника, черника), изображенные на картинке ввер­ху. Попросите найти такую же ягоду, растущую на кустике, и соединить одина­ковые ягоды фломастером. Напомните, что Маша и девушки собирали ягоды в лукошки. Предложите рассмотреть лукошки на картинке. Попросите сосчи­тать ягоды в каждом лукошке (пять земляничек, три чернички, две малинки).

Предложите ребенку найти под рисунком цифры, назвать их. Попросите со­единить лукошко с той цифрой, которая соответствует количеству ягод в нем. Спросите: «В каком лукошке больше ягод? А в каком меньше ягод?» Следите за тем, чтобы дети согласовывали существительное с числительным «два», «пять» в роде и числе (одна ягодка, две малинки, пять черничек).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...