Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ВОПРОС №2. Основные единицы общения. Речевое взаимодействие




Понятие речевого взаимодействия связано с понятием речевой деятельности.

Речевая деятельность чаще всего преследует какую-то цель, поэтому важен результат. О нем судят по обратной связи, по тому, как воспринимают сказанное, как на него реагируют.

Чтобы понять значение обратной связи, напомним, что в речевой деятельности принимают участие субъект и адре­сат, первый порождает речь, а второй ее воспринимает, поэтому следует рассматривать речевое действие не только в генеративном плане, с точки зрения его порождения, воспро­изведения, но и в перцептивном, с точки зрения его восприя­тия.

Для адресата, как и для субъекта, важно, в какую речевую ситуацию он попадает. Например, служащего вызывает началь­ник, приглашают на лекцию по маркетингу, состоится произ­водственное совещание, присутствие на котором обязательно. В первом случае стараются определить причину вызова, если она неизвестна; обдумывают, как себя вести, о чем будет гово­рить начальник, какие вопросы задаст, что может предложить. Во втором случае адресат намечает круг вопросов, на которые желал бы получить ответ. В третьей ситуации поведение при­глашенного на совещание определяется его ролью на этом ме­роприятии. Если он на нем только присутствует, то дает себе установку, слушая выступающих, уяснить, что из сказанного непосредственно относится к его работе, что ему необходимо знать и использовать в своей деятельности.

Как видите, у адресата на первом этапе речевой деятельно­сти, этапе прогнозирования, рождается внутренний план высказывания (возможные реплики, ответы, вопросы, уточне­ния, возражения).

На втором этапе адресат воспринимает речь. Восприятие речи состоит из декодирования сказанного субъектом, понима­ния содержания и оценки полученной информации.

Третий этап – реагирование. Оно может быть выражено вербально. Адресат подхватывает разговор и высказывает свое понимание. В таком случае адресат становится субъектом (субъект и адресат меняются ролями).

Реагирование может быть передано мимикой, жестом (выражение на лице удивления, заинтересованности, предельного внима­ния; кивок головы в знак согласия, при несогласии качание головой влево, вправо; пожимание плечами как выражение сомнения и др.). Оно может быть выражено поведением адре­сата/адресатов (аплодисменты как одобрение, благодарность, топанье ногами, свист как неодобрение, демонстративный уход из зала и др.). Реакция на речь служит ее оценкой. Обратная связь – очень важный компонент любого вида общения.

Коммуниканты характеризуются по количеству участников:

1:1 и 1: много.

Характеристика возможных ролей в общении:

1. Симметричные – асимметричные – равные или неравные по социальному положению и возрасту (ученик – ученик; сослуживцы; ученик – учитель; подчинённый – начальник).

2. Социальные роли партнёров: а) постоянные – пол, родственные связи, профессия, уровень культуры, возраст; б) переменные – социальная роль в момент общения – по отношению к партнёру (пациент – врач, пассажир – кондуктор и т.п.)

3. Официальный – неофициальный характер общения (общение в кругу семьи, в кругу коллег-сослуживцев, на отдыхе и т.п.).

Внешние обстоятельства (условия) общения:

Пространственно-временные условия – контактное (устное визуальное) обще­ние и дистантное (письмо, разговор по телефону) общение.

Внутренние обстоятельства – мотивы и цели общения:

В коммуникативное намерение входят коммуникативная стратегия и коммуника­тивная тактика.

Типология коммуникативного намерения (стратегия):

проинформировать (описать, рассказать, отчитаться) – дать представление о предмете речи конкретно и беспристрастно;

убедить – склонить к своему мнению, использовав нужные аргументы и дока­зательства, апеллируя, в первую очередь, к разуму собеседника, к его жизненному опыту;

внушить – обратиться не только к разуму, но и к чувствам собеседника (или
аудитории), использовав и логические и эмоциональные средства воздействия на лич­ность;

побудить к действию – призвать, убедить собеседника в необходимости дей­ствия таким образом, чтобы ответной реакцией было непосредственное действие.

Современная риторика считает целью говорящего тот резуль­тат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, че­ловек совершает поступок (речевое действие). Типы речевых поступков классифицируются исходя из целей говорящего. Назовем основные.

Цель говорящего (речевое намерение) Тип речевого акта (речевого действия) Тип речи (дискурса)
1.Сообщить, информировать Сообщение информации Информирующий
2. Высказать и доказать свое мнение Убеждение Аргументирующий
3. Побудить к действию Побуждение Агитирующий
4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину Поиски смысла Эврический (от греч. eurisko – нахожу)
5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного Оценка (похвала и порицание) Эпидейктический
6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым Игровые речевые акты Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диатрибический (от греч. diatribo – провожу время
7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою «эмонациональную картину» мира Эмотив Поэтический Художественный

[Приведена таблица из книги: А. К. Михальская. Основы риторики. М.: Просвещение, 1996, с. 57].

Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выде­лены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоева­ние расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т. д.).

Для того, чтобы речь (слово) действовала эффективно, необхо­димо, чтобы речевая ситуация характеризовалась некоторыми при­знаками.

Эффективность речевого общения – это осуществление коммуникативной цели инициатора (инициаторов) общения и достижение собеседниками согласия.

Условия успешного общения:

Потребность в общении, коммуникативная заинтересованность.

Настроенность на мир собеседника.

Умение слушателя проникнуть в коммуникативный замысел (намерение) го­ворящего.

Способность говорящего варьировать способ языкового представления того или иного реального события, (то есть, говорящий языковыми средствами всегда пере­дает свое отношение к предмету речи, а также к адресату).

Учет внешних обстоятельств: присутствие посторонних, канал общения (телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, письмо, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние.

Знание говорящим и норм этикетного речевого общения.

Соответствие планов и схем речевого поведения собеседников, в основе которых лежит определенный уровень человеческих отношений и социального взаимодействия (Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Л. Ширяева. М., 1993)

Общение — это сложный процесс взаимодействия людей. Проблемами общения занимаются
представители различных наук: философы, психологи, лингвисты, социологи, культурологи и др.
Как считают ученые, человеческое общение на две трети состоит из речевого. Лингвисты изучают
процессы образования речи и ее восприятие; коммуникативные установки; факторы, затрудняющие
общение и повышающие его эффективность и т. п. Исследователи выделяют и описывают основные
единицы речевого общения — речевую ситуацию, речевое событие, речевое взаимодействие.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...