Частотный диапазон звука
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Исследование эффективности защиты от шума методами звукоизоляции и звукопоглощения
Цель работы: ознакомление с методикой и приборами для измерения шума различного по характеру и временным характеристикам, его гигиенической оценкой и нормированием, а также с методами защиты звукоизоляцией и звукопоглощением.
Теоретическая часть
Шум определяют как всякий нежелательный для человека звук. С физической точки зрения шум – это беспорядочное сочетание звуков различной частоты и интенсивности (силы), возникающих при механических колебаниях в твердых, жидких и газообразных средах. Шум как акустический процесс характеризуется с физической и физиологической сторон. С физической стороны он представляет собой явление, связанное с волнообразным распределением колебаний частиц упругой среды. С физиологической стороны он характеризуется ощущением, вызванным воздействием звуковых волн на орган слуха. Измерение производственного шума Звук характеризуется своей интенсивностью , звуковым давлением Р [Па] и мощностью W (Вт), которая представляет собой общее количество звуковой энергии, излучаемой источником шума в окружающее пространство. С учетом логарифмической зависимости ощущения от изменения энергии раздражителя и и удобства оперирования с цифрами принято использовать не сами величины интенсивности, звукового давления и мощности, а их логарифмические уровни LJ = 10 lg , где I – интенсивность звука в данной точке, I0 – интенсивность звука, соответствующая порогу слышимости, равному 10-12 Вт/м, Р – звуковое давление в данной точке пространства, Р0 – пороговое звуковое давление, равное 2×10-5 Па, Ф – мощность звука в данной точке, Ф0 - пороговая звуковая мощность, равная 10-12 Вт.
При нормальном атмосферном давлении LJ = Lp = L Для измерения шума с целью оценки его воздействия на человека, используется уровень звукового давления . Уровень интенсивности используют при акустических расчетах помещений. Частотный диапазон звука Ухо воспринимает колебания среды в интервале частот от 16 до 20000 Гц. Максимальная чувствительность слуха приходится на частоты 1-3 кГц. Звуки, имеющие одинаковую энергию, но разлную частоту, воспринимаются как различные по громкости. Шум частотой в 1000 Гц принят за эталонный при оценке громкости. Наименьшее звуковое давление, вызывающее ощущение звука на частоте 1000 Гц называется порогом слышимости. Звуковое давление 200Па вызывает ощущение боли в органах слуха и называется болевым порогом. Изменение на 10дб ощущается как изменение громкости вдвое. За уровни громкости приняты уровни звукового давления на частоте 1000 Гц. Единица уровня громкости – фон. Ниже 20 Гц и выше 20 кГц находятся соответственно области неслышимых человеком инфра- и ультразвука. Кривые, расположенные между кривой порога болевого ощущения и кривой порога слышимости называются кривыми равной громкости и отражают различие в восприятии звука человеком на разных частотах. Поскольку звуковые волны представляют собой колебательный процесс, величины интенсивности звука и звуковое давление в точке звукового поля изменяются во времени по синусоидальному закону. Характерными величинами являются их среднеквадратичные значения. Зависимость среднеквадратичных значений синусоидальных составляющих шума или соответствующих им уровней в децибелах от частоты называется частотным спектром шума (или просто спектром). Спектры получают, используя набор электрических фильтров, которые пропускают сигнал в определенной полосе частот - полосе пропускания.
Для получения частотной характеристики шума звуковой диапазон по частоте разбивается на полосы с определенным соотношением граничных частот . Октавная полоса - полоса частот, в которой верхняя граничная частота f в равна удвоенной нижней частоте fн, т.е. fв/fн = 2.
При оценке и нормировании шума используют также специфическую величину, называемую уровнем звука. Уровень звука - это общий уровень шума, измеренный по шкале А шумомера. Единица измерения уровня звука – Дб(А). Таким образом уровень в дБ(А) соответствует субъективному восприятию шума человеком.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|