Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кэролин Уэбстер-Стрэттон, доктор философии

Перевод О. Комаровой



 


Невероятные годы

Путеводитель по выявлению и преодолению проблем для родителей детей от 2 до 8 лет

Копирайт 2005 Кэролин Уэбстер-Стрэттон

Все права закреплены

Ни одна часть данной публикации, закрепленной данным правом, не может быть

воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая графическую,

электронную или механическую, а также фотокопирование, звукозапись,

перепечатывание или хранение информации и системы воспроизведения, без

предварительного письменного разрешения издателя.

Первоначальный копирайт 1992 Кэролин Уэбстер-Стрэттон

The Incredible Years, A Trouble-Shooting Guide for Parents of Children Aged 3-8, перепечатано 1994,1996,1997,1998,1999,2000,20001, 2002,2003,2004, 2005.

Иллюстрации Дэвида Мостина Дизайн книги Дженис Сент Мари

Уэбстер-Стрэттон, Кэролин Невероятные годы

С библиографическими сносками и индексом. ISBN1-895642-02-7

Издатель:

Incredible Years 1411 8th Avenue West Seattle, WA 98119 USA www.incredibleyears.com

Посвящается: Мэри и Лэну, моим родителям, Сэту и Анне, моим детям Джону, моему мужу

 

Благодарность

Я

очень обязана тем многим семьям/ с которыми я работала последние 25 лет. Они научили меня многому о воспитании детей и о самих детях - без них эта книга не была бы написана. Далее, я в долгу перед работниками Клиники Воспитания Вашингтонского университета - коллеги не только снабжали нас качественными данными для оценки наших концепций и принципов, но также предлагали ценные идеи по внутрисемейным отношениям и общим проблемам.

Затем, я в долгу перед определенными учеными за их выдающиеся исследования в вопросах взаимодействия семьи и детей. В частности, глава об игре возникла из клинических записей доктора Конни Ханф из Медицинского Факультета Университета Штата Орегон; главы об игнорировании, тайм-ауте и приказаниях выросли из первопроходческих исследований детской агрессивности, проведенных докторами Джерри Паттерсоном и Джоном Рейдом с коллегами при Орегонском Центре Социальных Исследований; главы о коммуникации и решении проблем возникли из критических теоретико-активных исследований докторов Джона Готмана и Нейла Якобсена из Вашингтонского университета; глава о самообладании родилась из исследований депрессии д-ром Ароном Беком из Пенсильванского университета; и, наконец, глава о решении проблем с детьми выросла из ранних исследований Мирны Шур и Г. Спивак. Эти ученые заложили теоретическую основу и логические выводы к материалу, обсуждаемому в данной книге.

Особая благодарность доктору Джамиле Рэйд за ее вдумчивые отзывы и замечания о новых главах этой книги и Лайзе Сент-Джордж за ее редакционную обработку и подготовку книги к изданию.

Последнее, но не менее важное - я благодарна своим детям, пятилетней Анне и семилетнему Сэту, за все, что я открыла в себе как родителе.


Оглавление

Введение 17

Овладевая принципами чуткого и отзывчивого воспитания 18

Правило внимания 18

Дети всегда оправдывают или обманывают родительские ожидания 18

Ненасильственная дисциплина 19

У каждого ребенка свой уникальный темперамент 19

Пользуйтесь своей властью ответственно 20

Совершенство приходит с практикой 20

У всех детей есть поведенческие проблемы 21

Все родители совершают ошибки 21

Получайте удовольствие от того, что вы - родители 21

Предыстория этой книги 22

Как построен данный путеводитель 23

Подводя итоги 25

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Основы успешного

воспитания

Глава Первая: Как играть с ребенком 28

Уступите лидерство ребенку 29

Согласуйте ритм игры с темпом ребенка 29

Будьте отзывчивы к реакции ребенка 30

Избегайте противоборства 30

Хвалите и поощряйте идеи и творческие способности вашего ребенка 31

Поощряйте эмоциональное понимание посредством фантазии или игры

"понарошку" 32 Будьте благодарным зрителем 33 Пользуйтесь описательным комментированием 34 Используйте обучение знаниям для лучшей подготовки ребенка к школе 35

Используйте тренировки для развития эмоциональной грамотности 36 Тренируйте позитивные игры с ровесниками 36 Поощряйте ваших детей самостоятельно решать проблемы 36 Уделяйте внимание игре 37 Слово предостережения 38 Подводя итоги 39

Глава Вторая: Позитивное внимание, ободрение и похвала 41

Портит ли похвала детей? 42

Должны ли дети знать, как себя вести? 42

Насколько похвала манипулятивна и искусственна? 42

Следует ли приберегать похвалу для выдающихся случаев? 43

Должно до похвалы измениться поведение? 43

А как быть с ребенком, отвергающим похвалу? 44

Правда, что одним родителям труднее хвалить своих детей,

чем другим? 45

 

Существует ли разница между ободрением и похвалой? 46

Как сделать похвалу более эффективной 47

Будьте конкретны 47

Хвалите к месту 47

Проявляйте энтузиазм 47

Избегайте сочетать похвалу с критикой 49

Хвалите сразу же 49

Выделите конкретные цели в поведении ребенка, которые вы хотите

поддержать в соответствии с индивидуальными потребностями 50 Поведение не должно быть идеальным, чтобы удостоиться похвалы 51

Побуждайте детей хвалить себя и других 51 Удваивая воздействие 51 Подводя итоги 52

Гдава Третья: Материальные поощрения, побуждения и праздники 53

Примеры материальных поощрений 55

Устанавливая цели 57

Будьте конкретны в отношении желаемого поведения 57

Пусть шаги будут маленькими, но в направлении больших целей 57

Правильно рассчитайте темп движения 58

Тщательно отберите типы поведения 59

Сосредоточьтесь на положительном поведении 60

Подбирая поощрения 61

Выбирайте недорогие поощрения 61

Рассчитайте количество ежедневных и еженедельных поощрений 62

Привлекайте детей к работе над программой 63

Хорошее поведение, а затем награда 64

Пользуйтесь материальными поощрениями за каждодневные успехи 64

Заменяйте материальные поощрения социальным одобрением 66

Список поощрений должен быть четким и конкретным 67

Список должен быть разнообразным 68

Проверьте, соответствуют ли ваши поощрения возрасту ребенка 69

Будьте позитивны 69

Не смешивайте программу поощрений и методы выработки

дисциплины 69

Не теряйте контроля над программой 70

Как работать вместе с учителями 71

Подводя итоги 71

Глава Четвертая: Введение ограничений 72

Сократите количество приказаний 72 Давайте одно приказание за раз 74 Давайте реалистические приказания 74 Давайте четкие приказания 75 Давайте приказания "Делай" 76 Давайте вежливые приказания 77 Используйте приказания типа "Начинай" 77 Давайте время послушаться 78

Делайте предупреждения и напоминания 78

Приказания "когда - тогда" 79

Предлагайте альтернативу 79

Отдавайте короткие приказания 80

Поддерживающие приказания 80

Проследите приказание до конца - до поощрения или следствия

Подводя итоги 81

Гдава Пятая: Игнорирование 83

Не вступайте в дискуссии и не смотрите в глаза ребенку 83

Пользуйтесь последовательным игнорированием - Будьте

готовы к тому, что сначала плохое поведение ухудшится 84

Игнорировать и отвлекать 85

Отдалитесь от ребенка, оставаясь с ним в одной комнате 86

Игнорирование учит самообладанию 86

Учите других игнорировать 87

Ограничивайте количество поступков, которые вы игнорируете

Некоторые типы поведения игнорировать нельзя 87

Примеры поведения, которое можно эффективно игнорировать

у дошкольников 88

Обращайте внимание на положительное поведение 88

Возвращайте внимание как можно быстрее 89

Тонко используйте игнорирование 89

Не теряйте контроль 90

Подводя итоги 91

Глава Шестая: Тайм-аут для успокоения 92

Шаги по проведению тайм-аута 93

Место для тайм-аута 94

Опишите вызывающее поведение, которое будет приводить

к тайм-ауту 94

Длительность тайм-аута 95

Ключи к проведению тайм-аута 95

Ставьте таймер 96

Конец тайм-аута: две минуты тишины 97

Доводите дело до конца: повторите исходное приказание 97

Как обращаться с ребенком, который отказывается

уходить в тайм-аут 97

Когда ребенок отказывается оставаться в тайм-ауте 98

Сначала плохое поведение усиливается 99

Будьте позитивны 99

Научите ребенка правильно воспринимать тайм-аут 99

Ухабы при введении тайм-аута 100

Откажитесь от критики и выговоров 100

Распознавайте проблему сразу же 100

Ожидая раскаяния 101

Пятиминутный тайм-аут с двумя минутами тишины 102

Чрезмерное применение тайм-аута 103

Не ждите взрыва 103

Свобода в известных рамках 104

Предупреждения "Если - тогда" и доведение их до конца 105

Избегайте контакта во время тайм-аута 105

Избегайте силой удерживать детей в тайм-ауте 106

Отказы выйти из тайм-аута 106

Когда нет подходящего помещения для тайм-аута 107

Другие формы борьбы за власть 107

Другие принципы тайм-аута 107

Пусть дети несут ответственность 107

Будьте готовы к проявлению упрямства 108

Тайм-аут на людях 109

Установите собственный темп 110

Поддерживайте друг друга 110

Мгновенного решения не существует 111

Наращивайте ваш банковский счет любовью и поддержкой 111

Тайм-аут для родителей 112

Не задерживаясь на дисциплине 113

Подводя итоги 113

Глава Седьмая: Естественные и логические следствия 115

Примеры естественных последствий 115 Примеры логических последствий 115

Убедитесь в том, что ваши ожидания соответствуют возрасту ребенка 116 Будьте уверены, что сможете существовать с последствиями 117 Следствия должны быть немедленными 118 Заранее предоставляйте детям выбор 119

Следствия должны быть естественными или логическими, но не должны быть наказанием 119

Привлекайте детей при любой возможности 120 Будьте прямы и дружелюбны 120 Следствия должны быть подходящими 120 Подводя итоги 121

Глава Восьмая: Как научить детей решать проблемы 123

Родитель как образец 124

Шаг первый: Обсудите возможные проблемы 125

Шаг второй: Мозговая атака - поиск решений 126

Шаг третий: Продумать следствия 127

Шаг четвертый: Какое решение самое лучшее? 127

Шаг пятый: Применение навыков решения проблем 128

Шаг шестой: Оценка результата 128

Сначала выясните точку зрения ребенка 129

Побуждайте ребенка придумывать разнообразные решения 129

Направляемое решение проблем 130

Сделайте процесс позитивным и занимательным 131

Спрашивайте об эмоциях 131

Поощряйте большое количество решений 132

Пользуйтесь вопросами открытого типа и перефразированием 132

Думайте о положительных и отрицательных последствиях 132

Моделируйте размышления вслух 133

Сосредоточьтесь на размышлении и самоконтроле 134

Похвала и еще раз похвала 136

Подводя итоги... 136

Глава Девятая: Как помочь детям управлять своими эмоциями 138

Что такое эмоциональное регулирование? 139

Как быстро дети овладевают навыками эмоционального регулирования?

Вот некоторые способы оказать такую помощь 141

Обеспечивайте стабильность и последовательность 141

Принимайте эмоции вашего ребенка и его эмоциональные реакции 141

Говорите о собственных чувствах 141

Побуждайте детей открыто говорить о своих чувствах 142

Моделируйте эмоциональное регулирование 143

Учите позитивному самовнушению 143

Распознавайте трудные ситуации и используйте их как трамплин для

обучения решению проблем 144

Обучайте "тактике черепашки" 145

Помогите детям узнавать стадии нарастающего напряжения 146

Используйте тайм-аут за неподобающе эмоциональные

взрывы ярости 148

Учите подобающим способам выражения отрицательных эмоций 149

Избегайте затяжной конфронтации 149

Хвалите старание детей регулировать свои эмоции 150

Измените представление ребенка о самом себе

и создайте положительную картину будущего 150

Подводя итоги 151

Глава Десятая: Как обучить детей умению дружить и способам справляться с проблемами между сверстниками 152

Почему так важна детская дружба? 153

Почему некоторым детям с трудом удается завязывать дружбу? 153

Что могут сделать родители? 154

Научите детей, как завязывать знакомства

и присоединяться к группе 154

Ежедневно играйте с ребенком, чтобы моделировать

и поощрять социальные навыки 155

Помогите ребенку научиться разговаривать с друзьями 156

Обучайте социальным навыкам и тренируйте их дома во время игры с

ровесниками 158

Как научить решать проблемы / Улаживать конфликты 159

Научите ребенка пользоваться позитивным самовнушением 160

Как помочь ребенку контролировать гнев 161

Поощряйте положительные контакты с детьми по соседству 161

Как сотрудничать с учителями 162

Тренировка эмпатии 163

Подводя итоги... 164

 

ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Коммуникация и решение проблем

Глава Одиннадцатая: Как контролировать грустные мысли 166

Шаг Первый: Осознайте свои негативные и позитивные мысли 168 Шаг Второй: Уменьшите количество негативных мыслей 168 Шаг Третий: Увеличивайте количество ваших положительных мыслей 169

Избегайте негативных ярлыков и сосредоточьтесь на конкретном

позитивном поведении 172

Избегайте домыслов о намерениях 173

Думайте позитивно 173

Прекращение мысли и замена ее более оптимистичными 175

Воспринимайте как норму и отвергайте негативные самоуговоры 175

Думайте о перспективных целях 176

Старайтесь взглянуть на все объективно и как на норму 176

Сосредоточьтесь на том, чтобы сохранять спокойствие и использовать

послания с "Я", чтобы получить поддержку 178

Сосредоточьтесь на том, что вы справитесь 179

Моделируйте умение справиться 180

Подводя итоги... 180

Глава Двенадцатая: Тайм-аут при стрессе и гневе 182

Тайм-аут для умеющих дышать 183

Тайм-аут всегда с тобой 184

Мысленный тайм-аут для фантазии и воображения 184

Тайм-аут чтобы справиться с гневом 185

Самовнушение о стрессе 186

Личный тайм-аут 187

Подводя итоги... 187

Глава Тринадцатая: Навыки эффективной коммуникации 189

Слушать активно 189

Высказывайтесь до конца 192

Разговор об эмоциях 194

Остановитесь и измените фокус 196

Будьте вежливы и позитивны и сокращайте свои жалобы 197

Сосредоточьтесь не на упреках, а на улаживании проблемы 200

Проблема всегда имеет право на существование 201

В центре внимания - реальные перемены 201

Спрашивайте, что думает и чувствует другой человек 202

Будьте спокойны и делайте перерыв в действии 202

Провозгласите свой фильтр и ждите отклика 203

Отбросьте жалобы и давайте позитивные рекомендации 203

Стремитесь к тому, чтобы ваши сигналы были последовательными 205

Высказывайте позитивные требования и приказания 205

Подводя итоги

Глава Четырнадцатая: Решение проблем между взрослыми 207

Шесть шагов к эффективному решению проблем 208

Шаг первый: Выберите время и место и решите,

какие вопросы обсуждать 208

Шаг второй; Назовите и определите проблему 208

Шаг третий: Краткая формулировка целей и ожиданий 209

Шаг четвертый: Быстрый поиск решений 210

Шаг пятый: Составьте план 210

Шаг шестой: Оценка результата 211

Определяя проблему 211

Сотрудничество 211

Будьте позитивны 212

Будьте конкретны и точны 212

Выражайте ваши чувства 213

Ориентируйтесь на будущее 213

Будьте кратки и придерживайтесь одной проблемы за раз 214

Цели и ожидания 214

Размышляйте и подводите итоги 214

Сформулируйте цель и ожидаемое поведение 215

Быстрый поиск решений 215

Будьте открыты 215

Огложите детали на потом 216

Будьте креативны и изобретательны 216

Составляя план 216

Просмотрите ваш список 216

Оцените идеи 217

Распознайте препятствия и возможные пути их преодоления 217

Запишите ваш план 218

Запланируйте следующую встречу 218

Хвалите свои старания 219

Подводя итоги... 220

Глава пятнадцатая: Как работать вместе с учителем над предотвращением проблем 221

Почему вам нужно стать партнером учителя вашего ребенка? 221

Установите контакт с учителями сразу же 222

Старайтесь поддерживать регулярное общение 222

Составьте план своего участия 223

Установите дома определенный порядок учебы 223

Войдите в группу обучения родителей 224

Понимайте ценность модели партнерства учителя и родителя 224

Как сделать успешной встречу с учителем в школе 225

Некоторые коммуникативные рекомендации по обсуждению проблем в

классе 228 Займитесь проблемой немедленно - тогда ее легче решать 228 Говорите откровенно о своих тревогах 229 Как заручиться поддержкой учителя 230

 

Будьте вежливы, позитивны и сократите количество ваших жалоб 231

Главное внимание - решению проблемы 231

Продолжайте защищать интересы вашего ребенка 232

Выражайте надежду 232

Договоритесь об общих целях и решениях 232

Выражайте веру в учителя 233

Планируйте проверку 233

Когда обращаться к помощи директора или советника 235

В присутствии детей занимайте единую продуктивную позицию 235

Готовьтесь к долгосрочному сотрудничеству 236

Подводя итоги... 236

 

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: Как справляться с обычными поведенческими проблемами

Проблема первая: Пристрастие к ТВ и компьютерным

играм. Как уменьшить негативное

воздействие 240 Проблема вторая: Поведение в общественных

местах 249 Проблема третья: Медлительность 253 Проблема четвертая: Соперничество между

братьями и сестрами и ссоры между детьми 257 Проблема пятая: Детское непослушание 266 Проблема шестая: Нежелание ложиться спать

Синдром Ваньки-встаньки 271 Проблема седьмая: Пробуждения среди ночи 275 Проблема восьмая: Воровство 279 Проблема девятая: Вранье 282 Проблема десятая: Проблемы за едой 286 Проблема одиннадцатая: Ночное недержание

мочи 292 Проблема двенадцатая: Гиперактивность,

импульсивность и короткий объем памяти 296 Проблема тринадцатая: Как помочь ребенку

пережить развод 305 Проблема четырнадцатая: Страхи 312 Проблема пятнадцатая: Как "читать внимательно" для развития у ребенка навыков чтения 320Избранная библиография Индекс 330

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...