Кэролин Уэбстер-Стрэттон, доктор философии
Перевод О. Комаровой
Невероятные годы Путеводитель по выявлению и преодолению проблем для родителей детей от 2 до 8 лет Копирайт 2005 Кэролин Уэбстер-Стрэттон Все права закреплены Ни одна часть данной публикации, закрепленной данным правом, не может быть воспроизведена или использована в какой-либо форме, включая графическую, электронную или механическую, а также фотокопирование, звукозапись, перепечатывание или хранение информации и системы воспроизведения, без предварительного письменного разрешения издателя. Первоначальный копирайт 1992 Кэролин Уэбстер-Стрэттон The Incredible Years, A Trouble-Shooting Guide for Parents of Children Aged 3-8, перепечатано 1994,1996,1997,1998,1999,2000,20001, 2002,2003,2004, 2005. Иллюстрации Дэвида Мостина Дизайн книги Дженис Сент Мари Уэбстер-Стрэттон, Кэролин Невероятные годы С библиографическими сносками и индексом. ISBN1-895642-02-7 Издатель: Incredible Years 1411 8th Avenue West Seattle, WA 98119 USA www.incredibleyears.com Посвящается: Мэри и Лэну, моим родителям, Сэту и Анне, моим детям Джону, моему мужу
Благодарность
очень обязана тем многим семьям/ с которыми я работала последние 25 лет. Они научили меня многому о воспитании детей и о самих детях - без них эта книга не была бы написана. Далее, я в долгу перед работниками Клиники Воспитания Вашингтонского университета - коллеги не только снабжали нас качественными данными для оценки наших концепций и принципов, но также предлагали ценные идеи по внутрисемейным отношениям и общим проблемам. Затем, я в долгу перед определенными учеными за их выдающиеся исследования в вопросах взаимодействия семьи и детей. В частности, глава об игре возникла из клинических записей доктора Конни Ханф из Медицинского Факультета Университета Штата Орегон; главы об игнорировании, тайм-ауте и приказаниях выросли из первопроходческих исследований детской агрессивности, проведенных докторами Джерри Паттерсоном и Джоном Рейдом с коллегами при Орегонском Центре Социальных Исследований; главы о коммуникации и решении проблем возникли из критических теоретико-активных исследований докторов Джона Готмана и Нейла Якобсена из Вашингтонского университета; глава о самообладании родилась из исследований депрессии д-ром Ароном Беком из Пенсильванского университета; и, наконец, глава о решении проблем с детьми выросла из ранних исследований Мирны Шур и Г. Спивак. Эти ученые заложили теоретическую основу и логические выводы к материалу, обсуждаемому в данной книге.
Особая благодарность доктору Джамиле Рэйд за ее вдумчивые отзывы и замечания о новых главах этой книги и Лайзе Сент-Джордж за ее редакционную обработку и подготовку книги к изданию. Последнее, но не менее важное - я благодарна своим детям, пятилетней Анне и семилетнему Сэту, за все, что я открыла в себе как родителе. Оглавление Введение 17 Овладевая принципами чуткого и отзывчивого воспитания 18 Правило внимания 18 Дети всегда оправдывают или обманывают родительские ожидания 18 Ненасильственная дисциплина 19 У каждого ребенка свой уникальный темперамент 19 Пользуйтесь своей властью ответственно 20 Совершенство приходит с практикой 20 У всех детей есть поведенческие проблемы 21 Все родители совершают ошибки 21 Получайте удовольствие от того, что вы - родители 21 Предыстория этой книги 22 Как построен данный путеводитель 23 Подводя итоги 25 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: Основы успешного воспитания Глава Первая: Как играть с ребенком 28 Уступите лидерство ребенку 29 Согласуйте ритм игры с темпом ребенка 29 Будьте отзывчивы к реакции ребенка 30 Избегайте противоборства 30
Хвалите и поощряйте идеи и творческие способности вашего ребенка 31 Поощряйте эмоциональное понимание посредством фантазии или игры "понарошку" 32 Будьте благодарным зрителем 33 Пользуйтесь описательным комментированием 34 Используйте обучение знаниям для лучшей подготовки ребенка к школе 35 Используйте тренировки для развития эмоциональной грамотности 36 Тренируйте позитивные игры с ровесниками 36 Поощряйте ваших детей самостоятельно решать проблемы 36 Уделяйте внимание игре 37 Слово предостережения 38 Подводя итоги 39 Глава Вторая: Позитивное внимание, ободрение и похвала 41 Портит ли похвала детей? 42 Должны ли дети знать, как себя вести? 42 Насколько похвала манипулятивна и искусственна? 42 Следует ли приберегать похвалу для выдающихся случаев? 43 Должно до похвалы измениться поведение? 43 А как быть с ребенком, отвергающим похвалу? 44 Правда, что одним родителям труднее хвалить своих детей, чем другим? 45
Существует ли разница между ободрением и похвалой? 46 Как сделать похвалу более эффективной 47 Будьте конкретны 47 Хвалите к месту 47 Проявляйте энтузиазм 47 Избегайте сочетать похвалу с критикой 49 Хвалите сразу же 49 Выделите конкретные цели в поведении ребенка, которые вы хотите поддержать в соответствии с индивидуальными потребностями 50 Поведение не должно быть идеальным, чтобы удостоиться похвалы 51 Побуждайте детей хвалить себя и других 51 Удваивая воздействие 51 Подводя итоги 52 Гдава Третья: Материальные поощрения, побуждения и праздники 53 Примеры материальных поощрений 55 Устанавливая цели 57 Будьте конкретны в отношении желаемого поведения 57 Пусть шаги будут маленькими, но в направлении больших целей 57 Правильно рассчитайте темп движения 58 Тщательно отберите типы поведения 59 Сосредоточьтесь на положительном поведении 60 Подбирая поощрения 61 Выбирайте недорогие поощрения 61 Рассчитайте количество ежедневных и еженедельных поощрений 62 Привлекайте детей к работе над программой 63 Хорошее поведение, а затем награда 64 Пользуйтесь материальными поощрениями за каждодневные успехи 64 Заменяйте материальные поощрения социальным одобрением 66 Список поощрений должен быть четким и конкретным 67
Список должен быть разнообразным 68 Проверьте, соответствуют ли ваши поощрения возрасту ребенка 69 Будьте позитивны 69 Не смешивайте программу поощрений и методы выработки дисциплины 69 Не теряйте контроля над программой 70 Как работать вместе с учителями 71 Подводя итоги 71 Глава Четвертая: Введение ограничений 72 Сократите количество приказаний 72 Давайте одно приказание за раз 74 Давайте реалистические приказания 74 Давайте четкие приказания 75 Давайте приказания "Делай" 76 Давайте вежливые приказания 77 Используйте приказания типа "Начинай" 77 Давайте время послушаться 78 Делайте предупреждения и напоминания 78 Приказания "когда - тогда" 79 Предлагайте альтернативу 79 Отдавайте короткие приказания 80 Поддерживающие приказания 80 Проследите приказание до конца - до поощрения или следствия Подводя итоги 81 Гдава Пятая: Игнорирование 83 Не вступайте в дискуссии и не смотрите в глаза ребенку 83 Пользуйтесь последовательным игнорированием - Будьте готовы к тому, что сначала плохое поведение ухудшится 84 Игнорировать и отвлекать 85 Отдалитесь от ребенка, оставаясь с ним в одной комнате 86 Игнорирование учит самообладанию 86 Учите других игнорировать 87 Ограничивайте количество поступков, которые вы игнорируете Некоторые типы поведения игнорировать нельзя 87 Примеры поведения, которое можно эффективно игнорировать у дошкольников 88 Обращайте внимание на положительное поведение 88 Возвращайте внимание как можно быстрее 89 Тонко используйте игнорирование 89 Не теряйте контроль 90 Подводя итоги 91 Глава Шестая: Тайм-аут для успокоения 92 Шаги по проведению тайм-аута 93 Место для тайм-аута 94 Опишите вызывающее поведение, которое будет приводить к тайм-ауту 94 Длительность тайм-аута 95 Ключи к проведению тайм-аута 95 Ставьте таймер 96 Конец тайм-аута: две минуты тишины 97 Доводите дело до конца: повторите исходное приказание 97 Как обращаться с ребенком, который отказывается уходить в тайм-аут 97 Когда ребенок отказывается оставаться в тайм-ауте 98
Сначала плохое поведение усиливается 99 Будьте позитивны 99 Научите ребенка правильно воспринимать тайм-аут 99 Ухабы при введении тайм-аута 100 Откажитесь от критики и выговоров 100 Распознавайте проблему сразу же 100 Ожидая раскаяния 101 Пятиминутный тайм-аут с двумя минутами тишины 102 Чрезмерное применение тайм-аута 103 Не ждите взрыва 103 Свобода в известных рамках 104 Предупреждения "Если - тогда" и доведение их до конца 105 Избегайте контакта во время тайм-аута 105 Избегайте силой удерживать детей в тайм-ауте 106 Отказы выйти из тайм-аута 106 Когда нет подходящего помещения для тайм-аута 107 Другие формы борьбы за власть 107 Другие принципы тайм-аута 107 Пусть дети несут ответственность 107 Будьте готовы к проявлению упрямства 108 Тайм-аут на людях 109 Установите собственный темп 110 Поддерживайте друг друга 110 Мгновенного решения не существует 111 Наращивайте ваш банковский счет любовью и поддержкой 111 Тайм-аут для родителей 112 Не задерживаясь на дисциплине 113 Подводя итоги 113 Глава Седьмая: Естественные и логические следствия 115 Примеры естественных последствий 115 Примеры логических последствий 115 Убедитесь в том, что ваши ожидания соответствуют возрасту ребенка 116 Будьте уверены, что сможете существовать с последствиями 117 Следствия должны быть немедленными 118 Заранее предоставляйте детям выбор 119 Следствия должны быть естественными или логическими, но не должны быть наказанием 119 Привлекайте детей при любой возможности 120 Будьте прямы и дружелюбны 120 Следствия должны быть подходящими 120 Подводя итоги 121 Глава Восьмая: Как научить детей решать проблемы 123 Родитель как образец 124 Шаг первый: Обсудите возможные проблемы 125 Шаг второй: Мозговая атака - поиск решений 126 Шаг третий: Продумать следствия 127 Шаг четвертый: Какое решение самое лучшее? 127 Шаг пятый: Применение навыков решения проблем 128 Шаг шестой: Оценка результата 128 Сначала выясните точку зрения ребенка 129 Побуждайте ребенка придумывать разнообразные решения 129 Направляемое решение проблем 130 Сделайте процесс позитивным и занимательным 131 Спрашивайте об эмоциях 131 Поощряйте большое количество решений 132 Пользуйтесь вопросами открытого типа и перефразированием 132 Думайте о положительных и отрицательных последствиях 132 Моделируйте размышления вслух 133 Сосредоточьтесь на размышлении и самоконтроле 134 Похвала и еще раз похвала 136 Подводя итоги... 136 Глава Девятая: Как помочь детям управлять своими эмоциями 138 Что такое эмоциональное регулирование? 139 Как быстро дети овладевают навыками эмоционального регулирования?
Вот некоторые способы оказать такую помощь 141 Обеспечивайте стабильность и последовательность 141 Принимайте эмоции вашего ребенка и его эмоциональные реакции 141 Говорите о собственных чувствах 141 Побуждайте детей открыто говорить о своих чувствах 142 Моделируйте эмоциональное регулирование 143 Учите позитивному самовнушению 143 Распознавайте трудные ситуации и используйте их как трамплин для обучения решению проблем 144 Обучайте "тактике черепашки" 145 Помогите детям узнавать стадии нарастающего напряжения 146 Используйте тайм-аут за неподобающе эмоциональные взрывы ярости 148 Учите подобающим способам выражения отрицательных эмоций 149 Избегайте затяжной конфронтации 149 Хвалите старание детей регулировать свои эмоции 150 Измените представление ребенка о самом себе и создайте положительную картину будущего 150 Подводя итоги 151 Глава Десятая: Как обучить детей умению дружить и способам справляться с проблемами между сверстниками 152 Почему так важна детская дружба? 153 Почему некоторым детям с трудом удается завязывать дружбу? 153 Что могут сделать родители? 154 Научите детей, как завязывать знакомства и присоединяться к группе 154 Ежедневно играйте с ребенком, чтобы моделировать и поощрять социальные навыки 155 Помогите ребенку научиться разговаривать с друзьями 156 Обучайте социальным навыкам и тренируйте их дома во время игры с ровесниками 158 Как научить решать проблемы / Улаживать конфликты 159 Научите ребенка пользоваться позитивным самовнушением 160 Как помочь ребенку контролировать гнев 161 Поощряйте положительные контакты с детьми по соседству 161 Как сотрудничать с учителями 162 Тренировка эмпатии 163 Подводя итоги... 164
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: Коммуникация и решение проблем Глава Одиннадцатая: Как контролировать грустные мысли 166 Шаг Первый: Осознайте свои негативные и позитивные мысли 168 Шаг Второй: Уменьшите количество негативных мыслей 168 Шаг Третий: Увеличивайте количество ваших положительных мыслей 169 Избегайте негативных ярлыков и сосредоточьтесь на конкретном позитивном поведении 172 Избегайте домыслов о намерениях 173 Думайте позитивно 173 Прекращение мысли и замена ее более оптимистичными 175 Воспринимайте как норму и отвергайте негативные самоуговоры 175 Думайте о перспективных целях 176 Старайтесь взглянуть на все объективно и как на норму 176 Сосредоточьтесь на том, чтобы сохранять спокойствие и использовать послания с "Я", чтобы получить поддержку 178 Сосредоточьтесь на том, что вы справитесь 179 Моделируйте умение справиться 180 Подводя итоги... 180 Глава Двенадцатая: Тайм-аут при стрессе и гневе 182 Тайм-аут для умеющих дышать 183 Тайм-аут всегда с тобой 184 Мысленный тайм-аут для фантазии и воображения 184 Тайм-аут чтобы справиться с гневом 185 Самовнушение о стрессе 186 Личный тайм-аут 187 Подводя итоги... 187 Глава Тринадцатая: Навыки эффективной коммуникации 189 Слушать активно 189 Высказывайтесь до конца 192 Разговор об эмоциях 194 Остановитесь и измените фокус 196 Будьте вежливы и позитивны и сокращайте свои жалобы 197 Сосредоточьтесь не на упреках, а на улаживании проблемы 200 Проблема всегда имеет право на существование 201 В центре внимания - реальные перемены 201 Спрашивайте, что думает и чувствует другой человек 202 Будьте спокойны и делайте перерыв в действии 202 Провозгласите свой фильтр и ждите отклика 203 Отбросьте жалобы и давайте позитивные рекомендации 203 Стремитесь к тому, чтобы ваши сигналы были последовательными 205 Высказывайте позитивные требования и приказания 205 Подводя итоги Глава Четырнадцатая: Решение проблем между взрослыми 207 Шесть шагов к эффективному решению проблем 208 Шаг первый: Выберите время и место и решите, какие вопросы обсуждать 208 Шаг второй; Назовите и определите проблему 208 Шаг третий: Краткая формулировка целей и ожиданий 209 Шаг четвертый: Быстрый поиск решений 210 Шаг пятый: Составьте план 210 Шаг шестой: Оценка результата 211 Определяя проблему 211 Сотрудничество 211 Будьте позитивны 212 Будьте конкретны и точны 212 Выражайте ваши чувства 213 Ориентируйтесь на будущее 213 Будьте кратки и придерживайтесь одной проблемы за раз 214 Цели и ожидания 214 Размышляйте и подводите итоги 214 Сформулируйте цель и ожидаемое поведение 215 Быстрый поиск решений 215 Будьте открыты 215 Огложите детали на потом 216 Будьте креативны и изобретательны 216 Составляя план 216 Просмотрите ваш список 216 Оцените идеи 217 Распознайте препятствия и возможные пути их преодоления 217 Запишите ваш план 218 Запланируйте следующую встречу 218 Хвалите свои старания 219 Подводя итоги... 220 Глава пятнадцатая: Как работать вместе с учителем над предотвращением проблем 221 Почему вам нужно стать партнером учителя вашего ребенка? 221 Установите контакт с учителями сразу же 222 Старайтесь поддерживать регулярное общение 222 Составьте план своего участия 223 Установите дома определенный порядок учебы 223 Войдите в группу обучения родителей 224 Понимайте ценность модели партнерства учителя и родителя 224 Как сделать успешной встречу с учителем в школе 225 Некоторые коммуникативные рекомендации по обсуждению проблем в классе 228 Займитесь проблемой немедленно - тогда ее легче решать 228 Говорите откровенно о своих тревогах 229 Как заручиться поддержкой учителя 230
Будьте вежливы, позитивны и сократите количество ваших жалоб 231 Главное внимание - решению проблемы 231 Продолжайте защищать интересы вашего ребенка 232 Выражайте надежду 232 Договоритесь об общих целях и решениях 232 Выражайте веру в учителя 233 Планируйте проверку 233 Когда обращаться к помощи директора или советника 235 В присутствии детей занимайте единую продуктивную позицию 235 Готовьтесь к долгосрочному сотрудничеству 236 Подводя итоги... 236
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ: Как справляться с обычными поведенческими проблемами Проблема первая: Пристрастие к ТВ и компьютерным играм. Как уменьшить негативное воздействие 240 Проблема вторая: Поведение в общественных местах 249 Проблема третья: Медлительность 253 Проблема четвертая: Соперничество между братьями и сестрами и ссоры между детьми 257 Проблема пятая: Детское непослушание 266 Проблема шестая: Нежелание ложиться спать Синдром Ваньки-встаньки 271 Проблема седьмая: Пробуждения среди ночи 275 Проблема восьмая: Воровство 279 Проблема девятая: Вранье 282 Проблема десятая: Проблемы за едой 286 Проблема одиннадцатая: Ночное недержание мочи 292 Проблема двенадцатая: Гиперактивность, импульсивность и короткий объем памяти 296 Проблема тринадцатая: Как помочь ребенку пережить развод 305 Проблема четырнадцатая: Страхи 312 Проблема пятнадцатая: Как "читать внимательно" для развития у ребенка навыков чтения 320Избранная библиография Индекс 330
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|