Общие теоретические положения
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лабораторная работа 6 ИССЛЕДОВАНИЕ И ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ШУМА
Цель работы: изучить и освоить методику измерения и оценки производственного шума на рабочих местах производственного персонала согласно санитарных норм. Общие теоретические положения Производственный шум – это совокупность нежелательных звуков, различных по силе и частоте колебаний, возникающих при работе машин, устройств и оборудования на производстве, вызывающие неприятные ощущения. Производственный шум характеризуется по следующим акустическим величинам: - звуковым давлением; - интенсивностью; - мощностью; - частотой колебаний; - спектром шума; - скоростью распространения; - длиной звуковой волны; - суммарным уровнем шума нескольких источников. Звуковое давление определяется амплитудой колебаний, чем больше амплитуда, тем громче ощущается звук. Слуховой орган человека способен воспринимать довольно большой диапазон звуковых давлений от 10-5 до 102 Па. Поэтому для удобства вычисления и оценки звуковое давление определяется в относительных единицах – децибелах. , (6.1) р – измеренное звуковое давление, Па; р0 – пороговое значение, ровно 2*10-5 Па. Интенсивность шума определяется количеством звуковой энергии, проходящей через единицу площади в Вт/м2. Уровень интенсивности шума равен: , (6.2) I – интенсивность звука, Вт/м2; I0 – условный нулевой уровень интенсивности равен 10-12 Вт/м2. Акустическая мощность определяется количеством звуковой энергии, излучаемой источником в единицу времени, оценивается аналогично интенсивности: , (6.3) W – акустическая мощность источника, Вт; W0 – условный порог акустической мощности, равный 10-12 Вт.
Звуковое давление, интенсивность и мощность являются энергетическими характеристиками шума. Частота колебаний шума представляет собой одну из основных характеристик, определяющих количество колебаний в единицу времени (секунду), измеряется в Герцах (одно колебание в секунду – Герц) – Гц. Орган слуха человека воспринимает звуковые колебания в диапазоне частот от 16 до 20000 Гц. По частоте колебания определяют период звукового колебания: . (6.4) Период определяется временем между одновременными амплитудами колебаний. Спектр шума. Устанавливает зависимость уровней шума от частоты. Для акустических расчетов, а также для удобства нормирования весь частотный диапазон звуковых колебаний от 20 Гц до 10000 Гц разбит на девять октавных полос со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 80000. Средняя частота в октавном диапазоне определяется по формуле: , (6.5) fн, fВ – нижняя и верхняя частота октавной полосы, Гц. Октавная частота полос характеризуется тем, что верхняя предельная частота в два раза превышает нижнюю. Скорость распространения звуковых колебаний характеризует процесс колебаний твердой, жидкой и газообразной среды, при котором происходит передача от одних частиц среды к другим. На пути распространения скорость звуковых колебаний зависит от упругих свойств среды, ее плотности и температуры (в воздухе при t = 20°С скорость равна – 340 м/с; а при t = 250°С – 450; для воды – 1500 м/с; для льда – 3200 м/с; для бетона – 4000 м/с; для стали – 5200 м/с). Длина звуковой волны представляет собой расстояние между соседними волнами и зависит от скорости распространения «С» и частоты колебаний «f»: . (6.6) Чем выше частота колебаний, тем короче длина волны и наоборот, чем ниже частота, тем она длиннее. Суммарный уровень шума нескольких источников. Определяется на основе энергетического суммарного излучения отдельных источников.
Для одинаковых по уровню шума источников , (6.7) L1 – уровень шума одного источника, дб; n – количество источников. При наличии двух и более источников шума с разными уровнями суммарный уровень определяется поочередным энергетическим суммированием уровней, начиная с максимального. , (6.8) LМ – максимальный уровень из суммарных нескольких источников, дб; DL1, DL2… DLi – добавки к максимальному или последующему суммарному уровню шума, определяется по разности уровней L1-L2 из таблицы 6.1. Таблица 6.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|