Правило: У одуш. сущ. во мн.ч. совпадает В и Р падеж, у сущ. неодуш. совпадает В и И пад.
Различают: лицо (человека) и лицо (=человек): вижу лица (неодуш) – и вижу лиц (людей).
Существ. Ср. рода - неодушевл.
ИСКЛ: млекопитающее
дитя насекомое
чадо ничтожество
лицо страшилище
божество существо
беспозвоночное чудовище
животное чудище
ископаемое пресмыкающееся
А ТАКЖЕ:
валет матрешка робот туз
король мертвец русалка
кукла покойник ферзь
ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Только ед. число
1.собирательные (детвора, молодежь, сырье, ельник…)
2.вещественные (асфальт,бензин, мёд, молоко, щавель, печенье…)
3.название качества или признака (злоба, свежесть, белизна…)
4.действие или состояние (косьба, чтение, удивление, горение…)
5.собственные имена (Москва)
6.сл. бремя, вымя, пламя, темя.
Только мн.число
1.составные и парные предметы (ножницы, качели, перила, брюки)
2.материалы (духи, белила, тефтели, жалюзи –неизм.)
3.названия промежутков времени (сутки, каникулы, будни…)
4.названия игр (шахматы)
5.действие или состояние природы (хлопоты, заморозки…)
6.географич. названия (Карпаты)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ОБЩЕГО РОДА
Правило: обозначают качества человека – забияка, задира.
Правило:некоторые сущ. м.р. обозначают лиц и жен. пола. Глаг. ставят в ж.р., прил.-в м.р.:
Дежурныйврач Иванова выписала рецепт.
ПРАВИЛО: Род определяется по нарицательному существительному, выступающему в роли
родового понятия или по главному слову словосочетания.
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ
Р. двухсот
Д. двумстам
Т. двумястами
П. о двухстах
сорока,ста,девяноста.
полуторастаполутора
ПРАВИЛА
1. В количественных числительных склоняются все слова и все корни: дв ум ст ам сем и десят и.
2. В порядковых числительных склоняется последнее слово (как прил.): две тысячи трет ий год.
3. Собирательные числительные образуются с помощью суффикса –ой-, -ер-: дв ое, пят ер о.
Сочетаются с: а) сущ., обозначающими лиц мужского пола, детей и детенышей животных:
Троемальчиков, четверо медвежат.
б) сущ., употребляющимися только во мн.ч.: троещипцов, четверо саней.
в) с личными местоимениями: нас было пятеро.
4. Числительные сочетаются с существительными в Р.п.: четыре ученицы, семь тракторов.
(1-4 + сущ. в Р.п. ед. ч.; остальные числ. + сущ. в Р.п. мн. ч.)
Грамматические ошибки
Не следует смешивать орфографические ошибки и грамматические. Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова. Такую ошибку можно только увидеть, ее нельзя услышать: на площадЕ, о синИм карандаше, небыл. В отличие от нее грамматическая ошибкаможет бытьдопущена как в письменной, так и в устной речи: ляЖь; беЖАТ; иду по тропинке, ведущУЮ к дому; уверенность в победУ.
Вид ошибки
Примеры
Исправление
1. Ошибочное
словообразование.
трудолюбимый
надсмехаться
подскользнуться
трудолюбивый
насмехаться
поскользнуться
2. Ошибочное образование формы существительного.
Многие чуда техники.Не хватает время.
Многие чудеса техники.Не хватает времени.
3. Ошибочное образование формы прилагательного.
Более интереснее.Красивше.
Более интересно.Красивее.
4. Ошибочное образование формы числительного.
С пятистами рублями.
С пят ью стами рублями.
5. Ошибочное образование формы местоимения.
Ихнего ребенка.
Ихи дети.
Их ребенка.
Их дети.
6. Ошибочное образование формы глагола.
Они ездиют, хочут.
Пиша о жизни природы.
Они ездят, хотят.
Написав о жизни природы.
7. Нарушение согласования.
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Я знаком с группой ребят, (каких?) серьезно увлекающихся джазом.
8. Нарушение управления.
За молодежью принадлежит будущее.
Молодежи принадлежит будущее.
9. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Большинство возражал и против такой оценки его творчества.
Большинство возражал о против такой оценки его творчества.
10. Нарушение способа выражения сказуемого.
Он написал книгу, которая эпопея.Все были рады, счастливы и веселые.
Он написал книгу, которая является эпопеей.Все были рады, счастливы и веселы.
11. Ошибки в построении предложения с однородными членами.
Страна любила и гордилась поэтом.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.
Страна любила поэта и гордилась им.В сочинении я хотел сказать о значении спорта и причинах моей любви к нему.
12. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом.
Читая текст, возникает такое чувство…
Когда я читаю текст, возникает такое чувство…
13. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом.
Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами.
Узкая дорожка была покрыта снегом, проваливающимся под ногами.
14. Ошибки в построении простого и сложного предложений.
Эта книга научила меня ценить друзей, которую я прочитал еще в детстве.Мне показалось то, что это сон.
Эта книга, которую я прочитал еще в детстве, научила меня ценить друзей.Мне показалось, что это сон.
15. Смешение прямой и косвенной речи.
Автор сказал,что я не согласен с мнением многих.
Автор сказал, что он не согласен с мнением многих.
16. Нарушение границ предложения.
Когда герой опомнился. Было уже поздно.
Когда герой опомнился, было уже поздно.
Речевые ошибки
Характер ошибки
Пример
Исправление
1. Нарушение смысловой
точности.
Жилые комплексы возникнутв новых районах.
Жилые комплексы будут построены в новых районах.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов.
Успехи сына причинили матери радость.
Успехи сына доставили матери радость.
3. Смешение паронимов.
Он принимал желательное за действительное.
Он принимал желаемоеза действительное.
4. Пропуск слова.
Девочка нянчила младшего братишку, хотя шел только десятый год.
Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шел только десятый год.