Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономический анализ и управление (маркетинг, менеджмент)




СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 2

1. Экономический анализ и бухгалтерский учет.......................................... 2

2. Экономический анализ и статистика......................................................... 2

3. Экономический анализ и управление (маркетинг, менеджмент)........... 3

4. Экономический анализ и планирование................................................... 4

5. Экономический анализ и математическое моделирование..................... 5

6. Экономический анализ-аудит..................................................................... 7


Введение

Экономический анализ – специальная отрасль знаний, становление которой, как науки обуславливалось объективными требованиями и условиями, свойственными появлению любой новой отрасли научных знаний. Первое из них – практическая потребность. Профессиональная маркетинговая деятельность, рыночные отношения при их полной коммерциализации, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих конечные финансовые результаты, все это требования, обуславливающие необходимость последующих, текущих и перспективных аналитических разработок.

Второе условие связано с развитием самой науки в целом и ее отдельных отраслей. По мере развития науки происходила и дифференциация ее отраслей. Экономический анализ сформировался в результате дифференциации общественных наук. Прежде отдельные формы экономического анализа были присущи преимущественно учетным наукам: балансоведению, бухгалтерскому учету, статистике. Но по мере углубления экономической работы на предприятиях возникла необходимость в выделении анализа как обособленной системы знаний, поскольку, учетные дисциплины уже не способны были отвечать на все требования практики.

Сформировавшись в самостоятельную науку экономический анализ, комплексно, системно использует данные, а в ряде случаев способы и приемы исследования, присущие статистике, планированию, бухгалтерскому учету, математике и другим непосредственно связанным с ним наукам.

Но до сих пор нет четко выраженных границ между экономическим анализом и этими специальными дисциплинами. Наиболее тесные связи существуют между бухгалтерским учетом и экономическим анализом.

 

Экономический анализ и бухгалтерский учет

Бухгалтерский учет являлся и является основным «поставщиком» экономической информации на предприятии. Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции в первичной документации, записи их в регистрах синтетического и аналитического учета и в бухгалтерской отчетности. Составление баланса помогает проанализировать состояние хозяйственных средств и источников их образования, выяснить, все ли резервы использованы предприятием для увеличения прибыли, выяснить, какие недостатки тормозили хозяйственную деятельность в истекшем отчетном периоде.

Внедрение коммерческого расчета и строгое соблюдение государственной дисциплины в области налогообложения заметно повышает значение «аналитической деятельности» главных бухгалтеров акционерных объединений, паевых обществ с ограниченной и неограниченной ответственностью, государственных и частных предприятий.

Экономический анализ и статистика

Теснота связи экономического анализа и статистики выражается, во-первых, в том, что статистический учет и отчетность служат для анализа, т.ж. как и бухгалтерский учет, необходимой информационной базой; во-вторых, в том, что статистическая наука, проблемно разрабатывающая методы группировок, индексов, корреляции, регрессии и др., существенно пополняет арсенал аналитических способов и приемов.

Верхняя граница анализа хозяйственной деятельности предприятий объединений проходит там, где завершается ведение бухгалтерского учета, там, где кончается бухгалтерский баланс.

Можно следовательно сказать, что микроанализ – это дело бухгалтеров-аналитиков, экономистов-аналитиков, а макроанализ – экономистов статистиков. Однако в первом и во втором случаях, экономический анализ выступает как самостоятельная наука.

 

Экономический анализ и управление (маркетинг, менеджмент)

Научная теория управления   отличается многосложностью функций и элементов. В качестве слагаемых системы управления выступают: планирование, организация. Регулирование (координация), стимулирование и контроль. А к основным принципам управления можно отнести: демократический подход, единоналичие и коллегиальность, индивидуальную ответственность, конкретность и оперативность руководства, объективность и научную обоснованность принимаемых решений.

Даже перечень отдельных функций и принципов управления определяет значение и место экономического анализа в управленческом процессе.

Демократический подход к управленческому процессу находит выражение в первую очередь в использовании в народном хозяйстве всех форм собственности (государственной, коллективной частной). Если при государственной форме собственности анализ, как с полным основанием считалось ранее, играет важную роль в научной разработке планов и нормативов, в контроле за их неукоснительным выполнением и соблюдением, то при коллективной и особенно частной формах собственности, эта роль стократно возрастает. Координация, или регулирование работ (функция управления), единоначалие и коллегиальность (принципы управления) в той или иной степени предполагают использование форм и методов экономического анализа. На государственных предприятиях это традиционно, как было принято и ранее (хотя практически и не всегда в достаточной мере). В коллективно-собственнических предприятиях принцип единоначалия и коллегиальности проявляется более отчетливо. Даже в частных предприятиях, где "своя рука владыко", цивилизованное управление делом требует нередко коллегиально согласованных решений.

Координация работ тесно связана с проверкой исполнения, с оперативным анализом сделанного.

Теснейшим образом анализ связан и с таким важным принципом управления, как режим экономии. Внедрение действенного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом особо тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль за такими расходами и потерями, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Соблюдение режима экономии повышает экономическую эффективность производства, увеличивает прибыль и расширяет возможности материального стимулирования.

Весьма важное значение конкретность и оперативность руководства, объективность и научная обоснованность принимаемых решений приобретают в, условиях рыночной экономики. Объективность и научная обоснованность принимаемых управленческих решений должны органично "вписаться" в стиль руководителя, любого хозяйственника. Все управленческие решения вне зависимости. От сроков должны быть обоснованными, мотивированными, оптимальными. Особенно затруднительно принимать в оптимальном варианте оперативные решения. Большую помощь здесь может оказать оперативный анализ.

Принятие оптимальных управленческих решений превратилось сейчас в важнейшую проблему; нашими экономистами разрабатывается теория принятия управленческих решений, Являющаяся одним из разделов науки управления.

Теория принятия управленческих решений исходит из многовариантности, неопределенности, влияния дополнительных факторов на каждый отдельно взятый вариант, установления параметров оптимальности, использования метода итераций. Многовариантность в условиях неопределенности и влияния дополнительных факторов делает необходимым анализ различных вариантов управленческих решений. Выбор наилучшего варианта осуществляется посредством экономико-математического моделирования и системного анализа. Принятие решений требует разработки возможных курсов действий и их обоснования путем проведения экономического анализа различных управленческих вариантов.

Свободная рыночная экономика, организация и управление ею не возможны без использования маркетинговых принципов, без разработки тщательно обоснованной программы маркетинга.

Смысл основных принципов маркетинга как системы управления торгово-производственной деятельностью сводится к следующему:

· к производству продукции в более или менее точном соответствии с потребностями покупателей, к знанию рыночной ситуации и действительных возможностей предприятий или их ассоциаций;

· к наиболее полному удовлетворению потребностей и запросов покупателей и заказчиков;

· к реализации продукции и услуг на определенных рынках в предусмотренных объемах и в установленные сроки;

· к обеспечению долговременной рентабельности (прибыльности) производственно-коммерческой деятельности;

· к строгому соблюдению выбранных маркетинговых стратегии и тактики (формирование среднесрочных и долгосрочных целей и задач; их реализация в конкретный период времени с учетом рыночных ситуаций);

· к активной адаптации к постоянно меняющейся рыночной конъюнктуре, требованиям покупателей (с одновременным воздействием на формирование и стимулирование спроса).

Сформулированные выше принципы кладутся в основу маркетинговых программ, представляющих собой систему взаимосвязанных мероприятий на тот или иной период времени (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). Как разработка самих маркетинговых программ, так и их реализация органично связаны с соответствующими аналитическими расчетами.

Разработка маркетинговых программ и контроль за их выполнением не возможны без:

- анализа влияния на экономику предприятия внешней и внутренней среды;

- анализа состояния рынка (глобально, по товарным группам и отдельным товарам);

- анализа покупателей и потребителей (имеющихся и потенциальных);

- анализа конкурентной обстановки (изучение коммерческих возможностей предприятий,    работающих в той же отрасли);

- анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики;

- анализа конечных финансовых результатов (возможностей получения средней или по возможности большей нормы прибыли на вложенный капитал).

Экономический анализ является, следовательно, одним из важных слагаемых научно обоснованного планирования, регулирования и управления. При этом, следует подчеркнуть, что переход к рыночным отношениям не умаляет, а, наоборот, возвышает каждую из перечисленных составляющих.

 

4. Экономический анализ и планирование

Каждое предприятие в рыночных условиях должно начинать свое дело с тщательно разработанного и научно обоснованного бизнес-плана, составление которого начинается с обстоятельного анализа самой идеи начинаемого "дела", с оценки его разумности, реалистичности, перспективности, финансовой результативности.

Бизнес-план необходим в первую очередь самому собственнику (частному или коллективному). Без него невозможно организовать коллектив акционеров, деловых сотоварищей, которые должны быть в полном курсе дела; невозможно привлечь инвесторов, без которых далеко не всегда можно обойтись; совершенно нереальным становится получение кредитов в государственных и коммерческих банках.

Бизнес-план производственного предприятия строится по следующей примерной схеме, включающей следующие разделы: введение-резюме; цель производства - перечень выпускаемых товаров (их отличия и преимущества по сравнению с продукцией других производителей); оценка рынка сбыта (поиск необходимой информации и ее анализ); конкурентоспособность по основным параметрам (объем производства и продажи, качество продукции, уровень цен, средняя прибыль); стратегия маркетинга; план производства (производственные мощности, сырьевые ресурсы, кадры); организационные принципы (производственные службы, их координация, взаимодействие и подконтрольность); правовой статус предприятия (особенно вновь организуемого - частное или коллективное владение, кооператив, совместное предприятие и др.); коммерческий риск и меры, его ограничивающие (профилактика, страхование); финансовый план (включающий данные о реализации продукции, о доходах и расходах, денежной выручке и других поступлениях, баланс активов и пассивов, аналитический расчет безубыточности); стратегия финансирования (ожидаемый возврат вложений); товарно-материальное обеспечение полученных кредитов, получение прибыли не ниже среднеотраслевой нормы.

Любой из перечисленных разделов бизнес-плана невозможно соответствующим образом обосновать без использования почти всего арсенала аналитических способов и приемов, в том числе и математических.

Поэтому, экономический анализ тесно связан с математикой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...