Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Лекция 1

Основные понятия и категории возрастной психологии

Предмет, задачи и методы возрастной психологии

 

Основные понятия: возрастная психология, развитие психики в онтогенезе, возраст, теоретические и прикладные задачи возрастной психологии, систематическое исследование процессов развития, научный метод, лонгитюдный метод, метод поперечных срезов, комбинированный план, методы сбора данных в возрастной психологии.

Возрастная психология (англ. developmental psychology) – раздел психологии, в ко­тором изучаются вопросы развития психики в он­тогенезе, закономерности перехода от одного пе­риода психического развития к другому.

Развитие психики в онтогенезе (англ. development of mind) – последовательные, прогрессирующие (хотя и включающие в себя отдельные моменты регресса) и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Эти изменения обусловливают переход живых су­ществ от низших (более простых) к высшим (более сложным) формам взаимодействия с окружающей средой. Определяясь биологическим, общественно-историческим и онтогенетическим развитием жиз­ни, изменения психики включаются в этот процесс взаимодействия в качестве одного из важных его факторов.

Онтогенез человеческой психики носит стади­альный характер. Последовательность его стадий, периодов необратима и предсказуема. Вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать значительные индивидуальные различия в развитии психики.

 

 

Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности и соответствующими им психологическими новооб­разованиями, которые возникают на данной ступени развития и определяют сознание человека, его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период изучается с учетом общих тенденций развития, особенностей предыду­щего и последующего возрастов. Хронологические рамки и специфика каждого возраста не статичны – они определяются действием общественно-истори­ческих факторов. Человек в любом возрасте имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной его деятель­ности.

Задача (от греч. problema) – вопрос, ответ на который представляет теоретический или практический интерес.

Важнейшими теоретическими задачами возрастной психологии являются: исследование, описание, объяснение закономерностей и механизмов развития человека на протяжении жизненного пути. Практические задачи возрастной психологии связаны с обеспечением психологического сопровождения развития человека в онтогенезе.

Систематическое исследование процессов развития – единственный источник действенного, основанного на достоверных фактах, точного учения о развитии человека. Данное исследование основывается на принципе объективности, организуется в соответствии с алгоритмическим подходом в виде последовательности логических шагов, которые позволяют исследователю продвинуться от исходных вопросов к конечным выводам. \выделяется семь этапов исследования: 1) формулирование содержательных вопросов; 2)применение научного метода; 3) выбор условий исследования; 4) выбор экспериментального плана для изучения изменений; 5) использование подходящего метода сбора данных; 6) интерпретация полученных данных; 7) формулирование выводов и определение области их применения.

Научный метод – это общепринятые приемы, которые ученые используют для решения поставленных исследовательских целей. Выделяется четыре обязательных этапа научного исследования: постановка проблемы, формулирование гипотез в отношении предполагаемых причин изучаемого явления, проверка гипотезы, формулирование выводов.

Выделяется три основных метода организации исследований развития человека.

Таблица 1.

Основные методы организации исследований развития человека

Тип метода Характеристика
Метод продольных срезов (лонгитюд­ный план)   Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени; повторные измерения проводятся в разных возрастах. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на раз­ных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпре­тации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие направ­ленного уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования и эффектов когорты
Метод поперечных срезов   Группы испытуемых разного возраста исследуются одновременно. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование. Недостатки: группы могут отличаться не только по возрасту; не позволяет изучать тенденции роста; эффекты когорты могут сказываться на наблю­даемых возрастных различиях
Комбинированный (когортно-последо-,нательный) план   Две или более группы индивидуумов, родившихся в разное время, не­однократно исследуются на протяжении установленного периода времени. Преимущества: допускает продольные и поперечные сравнения характеристик детей; позволяет измерять эффекты когорты. Недостатки: на проведении данного исследования могут сказаться недостатки, присущие методам продольных и/или поперечных срезов, хотя сам по себе этот план способствует их преодолению; его реализация требует больше средств и времени

 

Лонгитюдный метод (метод продольных срезов) предполагает организацию исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного периода.

Метод поперечных срезов – метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп.

Комбинированный метод (когортно-последовательный план) предполагает объединение метода поперечных срезов и лонгитюдного метода в один комбинированный план, при котором люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются периодически на протяжении длительного периода.

Существуют различные методы сбора данных в возрастной психологии.

Наблюдение предполагает целенаправленное и планомерное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни человека.

Тесты достижений и способностей широко распространены как форма измерения физических и когнитивных аспектов развития.

Методики самоотчета (разнообразные формы отчетов и вопросников) используются для выявления мнений и типичных форм поведения опрашиваемого.

Проективные методики используются для изучения эмоциональной, потребностно-мотивационной сферы.

Социометрические методы направлены на определение статуса личности в группе, показателей эмоциональной экспансии.

Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента – испытуемые. В зависимости от условий проведения выделяют естественный, лабораторный эксперимент.

 

 

2. Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки: исторический очерк

Основные понятия: спорные вопросы теорий развития: природа или воспитание, непрерывность или скачкообразность, организм или механизм.

Природа или воспитание – это краткая формулировка вопроса о том, какие факторы связанные с наследственностью или связанные с внешней средой играют определяющую роль в развитии. Отдавая приоритет природе, основной детерминантой развития признается наследственность. С другой стороны, теорети­ки, которые подчеркивают значение воспитания, рассматривают факторы внешней среды (такие, как поведение матери, теснота жилья, скученность, температура или культурные факторы) в качестве главных элементов, лежащих в основе формирова­ния поведения. Теоретики, признающие приоритет природы, и ученые, считающие основной детерминантой развития воспитание, наблюдая одну и ту же форму пове­дения, совершенно различно описывают процессы, которые привели к ее развитию. Например, ученый, подчеркивающий значение наследственности и биологических факторов как детерминант поведения, может объяснить то, что дошкольник приду­мывает себе воображаемых друзей, уровнем развития его мозга и когнитивной не­зрелостью. Ученый, подчеркивающий значение воспитания, может назвать в качестве причины такого поведения средовые факторы например изоляцию, недостаток чут­кости со стороны родителей или отсутствие братьев и сестер.

Еще одним принципиально важным для исследователей развития является воп­рос о том, как происходит этот процесс – непрерывно или скачкообразно. Проис­ходит ли развитие таким образом, что различные формы поведения постепенно на­слаиваются друг на друга, накапливаясь количественно? Или же развитие имеет ступенчатый характер, причем каждый его этап отражает появление различных форм поведения, отличающихся друг от друга качественно? Сторонники теорий научения, как мы увидим из этой главы, придерживаются концепции непрерывного развития, в то время как сторонники теорий стадиального развития, такие как Ж. Пиа­же и З. Фрейд, считают, что наиболее значимые разрывы в развитии указывают на появление новых способностей или форм поведения.

Вопрос о том, является человек по своей природе организмом или механизмом, как и два предыдущих, философского происхождения. Сторонники организменного подхода считают людей активными, принимающими полноценное участие в процессе развития. Индивиды взаимодействуют с другими индивидами, участвуют в событиях и в процессе этого изменяются. Они, в свою очередь, также воздействуют на объекты и события и изменяют их. Сторонники организменного подхода, изучающие познание (например, Ж. Пиаже), считают, что в процессе по­лучения информации изменяемся и мы сами. Этот процесс делает нас способными действовать более компетентно при последующих информационных обменах. С по­зиций механистического подхода люди описываются как существа, пассивно реаги­рующие на события внешней среды, внутренние влечения или мотивацию. Эту точ­ку зрения наиболее четко выражают бихевиористы, считающие, что поведением людей управляют.

3. Категория развития: теории психического развития; источники, движущие силы и условия психического развития; механизмы развития личности.

Основные понятия: развитие, области развития, процессы развития, теории развития, движущие силы, источники развития, условия психического развития, механизмы развития личности.

Развитие – это изменения, происходящие в строении тела, психике, поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоци­альной.

Таблица 2. Общая характеристика областей развития

Область развития Характеристика
Физическая Включает рост и изменения тела человека. Внешние изменения, например динамика роста и веса. Внутренние: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. Физи­ческое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма)
Когнитивная Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменении, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи
Психосоциальная Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развитии взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой – формирование социальных навыков и моде­лей поведения

 

К биологическим процессам развития относятся: созревание, рост, старение.

Созревание – это процесс развития, который заключается в предварительно запрограммированных изменениях роста в соответствии с генетическим планом.

Рост – это увеличение размеров, функциональных возможностей и сложности органа и организма в целом до точки оптимальной зрелости.

Старение – это биологические изменения в организме после прохождения точки оптимальной зрелости.

Влияние среды на развитие человека происходит посредством процессов научения, социализации.

Научение – это основной, связанный с развитием процесс изменения человека в результате приобретения личного опыта или упражнения.

Социализация – это процесс усвоения установок, мнений, обычаев, жизненных ценностей, ролей, ожиданий конкретной социальной группы.

Различные теории развития позволяют ана­лизировать изменения, происходящие с человеком с нескольких точек зрения. Теории систематизируют наблюдения, придавая им организованную структу­ру. Они также дают рациональное объяснение тому, как и почему происходит на­блюдаемое явление. Любая из теорий может быть верной и по праву заслуживать изучения, при этом не объясняя причин какого-то конкретного процесса развития. У каждой теории есть свои положительные и отрицательные стороны, но вряд ли найдется такая, которую можно было бы назвать единственно верной. Таким обра­зом, маловероятно, что какая-либо одна теория может полностью объяснить все процессы развития и формы поведения. Это не означает, что все теории неверны. Дело в том, что вследствие сложности процессов развития различные теории наце­лены на объяснение разрозненных аспектов развития.


Таблица 3. Краткое изложение теорий развития человека

Теории Предположения о природе человека Процессы Области применения
Теории научения (Б. Ф. Скиннер, И. П. Павлов, Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк)   Человек по своей природе ни хорош, ни плох; люди просто реагируют на воздействия внешней среды.   Классическое обусловливание (по И. П. Павлову). Оперентное обусловливание. Формирование поведения путем последовательных приближений Модификация поведения. Условно-рефлек- торные эмоцио- нальные реакции
Когнитивные теории (Ж. Пиаже, Дж. Брунер) Люди рациональны, активны и компетентны. Оки не просто получают информацию, но и перерабатывают ее. Ассимиляция /аккомодация. Уравновешивание Обучение. Воспитание. Развитие моральных суждений
Психоаналитическая традиция (3. Фрейд, Э. Эриксон)   Людьми движут внешние страсти; они постоянно пытаются направить в нужное русло мощные внутренние силы. Психосексуальное развитие. Идентификация. Разрешение конфликтов возрастного раз- вития Изучение человеческого поведения, личности и межличностных Отношений
Гуманистическая психология и теории «Я» (А. Маслоу, К. Роджерс)   Люди представляют собой нечто большее, чем сумму ролей, связку стимульно-реактивных шаблонов или комок животных влечений. Самоактуализация. Позитивное отношение Консультирова- ние взрослых

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...