Границы рынка и их оценка.
Идентификация рынка зависит от широты или узости знания его границ. Следует выделять несколько типов границ рынка: продуктовые границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении; временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так для товаров длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров научно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, от высоты барьеров проникновения на региональный рынок внешних продавцов, во-вторых. В настоящее время одной из ключевых задач развития экономики является всемерное содействие развитию конкурентной среды, как на отдельных товарных рынках, так и в масштабах региональных экономик. Поэтому большое значение имеет изучение рынка и оценка состояния конкурентной среды на нем. Государственным антимонопольным комитетом РФ был разработан «Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках», зарегистрированный Минюстом России 10 января 1997 г. № 1229. Методический подход к изучению конкурентной среды сводится к всесторонней характеристике предмета — товарного рынка. Основным содержанием работ на первом этапе является формирование «портрета» товарного рынка по нескольким направлениям, каждое из которых характеризуется набором экономических, технико-технологических, социологических параметров (таблица 1.1).
Таблица 1.1 Формирование портрета товарного рынка
Масштабы конкуренции на товарном рынке во многом предопределены его структурой, поэтому изучению структурных изменений на товарных рынках посвящены последующие этапы. На втором этапе производится анализ и оценка различных количественных показателей товарного рынка, а также расчеты, определяющие степень концентрации на товарном рынке. К количественным показателям относятся: численность поставщиков, действующих на данном товарном рынке; доли, занимаемые поставщиками на данном товарном рынке; коэффициент рыночной концентрации (CR) - процентное отношение продаж определенного числа крупнейших поставщиков к общему объему продаж на данном товарном рынке; индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана, показывающий сбалансированность фирм на рынке, — сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками. В зависимости от занимаемых продавцами на данном товарном рынке долей можно составить ранжированный перечень, в котором проводится анализ разброса долей участия продавцов и равномерности их присутствия на товарном рынке. В ходе анализа показателей рыночной концентрации (коэффициентов и индексов), могут быть получены следующие результаты: - выделены три типа рынка: высококонцентрированные, умеренно концентрированные и низко-концентрированные; - дана предварительная оценка степени монополизации рынка, равномерности или неравномерности присутствия на нем различных субъектов рынка. На третьем этапе осуществляется анализ качественных показателей, по которым производится оценка конкуренции на товарном рынке. К ним относятся: барьеры входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости; открытость рынка для межрегиональной и международной торговли. Под барьерами входа на рынок обычно понимаются любые факторы технологического, административного, экономического характера, которые препятствуют новым фирмам войти на рынок в достаточно короткий период времени. Причем концентрация может и не представлять серьезной опасности для конкуренции в случае отсутствия барьеров входа на соответствующие товарные рынки.
Степень открытости рынка для участия в межрегиональной и международной торговле, существенно снижающей рыночную концентрацию, допустимо оценивать долей импортной (ввезенной) продукции в общем объеме реализации (поставки) на конкретном товарном рынке. Данный показатель можно считать ключевым, на его основании могут быть разработаны защитные меры для отечественных товаропроизводителей. С понятием рынка тесно связано понятие «трансакционные издержки», сущность которых рассмотрим в следующем параграфе главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|