Финансовый менеджмент
ФМ – сист. пр-пов, м-дов, форм и приемов упр-я финн. мех-мом пр-тия с целью повыш-я эф-ти и конкурентосп-ти функц-я пр-тия. ФМ– весь процесс упр-я воспр-вом с пом-ю формир-я и исп-я финн. рес-сов. кап. и ден. потоков, необх-х для осущ-я предприним. деят-ти в услов-х риска, с целью вып-я пр-тием своих ф-ций. ФМ-искуство управления финансами в усл внутр и внешн среды Предмет ФМ: финн отнош,финн ресурсы, источники финансовых средств ФМ помогает рук-ву ответить на вопр.: 1. Какой V фин. рес-сов необходим для успеш. работы хоз. суб. в услов-х конкур. 2. Из каких источ-в м. получить эти фин. рес-сы и какова их рацион. стр-ра 3. Каким образом осущ-ть операт. упр-е фин. рес-сами и кап-лом для обеспеч-я фин. устойч-ти, дох-ти и платежесп-ти пр-тия в краткоср. и долгоср. пер. Гл. цель фин. мен. – максимизация благосост-я собств-ков в тек. и будущ. пер.Осн задача- достиж-е максим. дох. в форме див-дов по акциям соб-ков при сохран-ии достаточ. фин. уст-ти и плат-ти пр-тия. Задачи ФМ: 1обеспечение формир-ие достаточного объема финн ресурсов 2их эффективное использование 3оптимизация ден потоков 4максимизация прибыль в усл допустимого уровня риска 5обеспечение минимизации риска при заданном объеме прибыли 6достижение финн устойч и платежеспос-ти 7 оптимизация налоговых платежей 8 внедрение сис-мы финн управления на основе бюджетирования Ф-ции ФМ: 1) воспроизводственная(формиров притока ден средств)2распределительная(оттоки)3контрольная Пр-пы орг-ции ФМ. 1) Взаим-зь с общей сист. упр-я. ФМ тесно связан с произв-ым и инвестиц. менеджментом, упр-ем персоналом, маркетингом, логистикой и т.д. 2) Комплексный хар-р приним-х фин. и инвестиц. реш. 3) Высокий динамизм фин. упр-я,предпол-т исп-ие в проц-се упр-я соврем. технол-й, в частн. бюджетир-я. 4) Вариантный хар-р подхода к разраб-ке и реал-ции УР. 5) Ориентация на страт. цели развития(разработка не только операт. и текущ., но и перспектив. планов). 6) Учет фактора риска при принятии решений.
Концепция – опр-й способ понимания, трактовки каких-л. явл-й, выраж-х ключ. идею для их освещения. К фунд. конц. ФМ относятся: 1) конц. ден. потока: суть ден потока – представление пр-я как совокуп-ти черед-ся притоков и оттоков ден ср-в, с любой фин. опер-ей м.б. ассоц-ван некот. ден поток. 2) конц. врем. ценности: ден. ед., имеющаяся сегодня, и ден. ед., ожид-я к получ-ю ч/з некот. время, не равноценны, а именно руб. завтра по своей ценности всегда меньше руб. сегодня(инфл-я, риск неполуч-я, обор-ть). 3) конц. компромисса м/у риском и дох-тью: получ-е любого дох.а в бизнесе чаще всего сопряжено с риском: чем выше обещаемая, треб-мая или ожид-мая дох-ть, тем выше и степень риска с неполуч-ем этой дох-ти. 4) конц. операц. и фин. рисков: Операц. риск м. поним-ся в шир. и узк. смыслах: в 1 речь идет об отрас-ых особ-тях данного бизнеса. Выбрав объект инвест-я, инв-р рискует не окупить вложения(м. назвать предприн-м риском). Во 2 случае речь идет о повыш. технич. уровня как рез-те инновац. деят-ти фирмы, предусм-щей освоение нов., зачастую ресурсоемких и потому рисковых технол-й(длит-е омертвление ден. ср-в в мат-технич. базе фирмы).(производствен) Фин риск связан со структурой капитала 5) конц. ст-ти кап.: практически не сущ-т беспл-х источ-в фин-я, причем мобил-ция и обслуж-е того или иного источника обходится компании неодинаково:ст-ть в виде относит-х рас-в, к-е компания вынуждена нести за пользование им; значения ст-ти различ-х источ-в не явл-ся независимыми. 6) конц-я эф-ти рынка: ее суть выражены след ключ-ми тезисами: - ур-нь насыщения рынка точной инф-ей явл-ся существенным фактором ценообразования на дан рынке; рынки кап. как основные источники доп. фин-я фирмы в инф-м плане не явл-ся абсолютно эффективными.(различают три вида эфф рынка-слабая-умеренная-сильная)
7) конц. ассиметрич. инф-и: отдельные категории лиц могут владеть инф-ей, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Полной симетрии достичь нельзя, т.к. сущ-т инсайдерская инф-я, но данная конц-ция объясняет сущ-е рынка, ибо каждый уч-к надеется, что та инф-я, к-й он располагает, неизвестна его конкурентам и м. принять эф-е решение. 8) конц. агентских отнош. противоречия неизбежны, причем наиб. значимы противор. м/у соб-ками фирмы и ее топ-менеджерами.Конгруэнтность целевых установок заитересов лиц-ситуация когда конфликт интересов не носит критического хар-ра 9) конц. альтер. затрат (концепция затрат упущ-х возм-тей): принятие любого реш. фин. хар-ра связано с отказом от какого-то альтернат. варианта. 10) конц. времен. неогранич-ти функц-ния хоз. суб.: компания, однажды возникнув, будет сущ-ть вечно 11) конц. имущ-й и прав. обособл-ти суб. хоз-я
3 группы: общенаучные, экономические, инструментальные В третью группу входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и др. Используются при обосновании решений в отношении проектов инвест-ия (Какая из альтернатив Инвест-ия наиболее благоприятна?) и фин-ия (Какая из альтернатив фин-ия наиболее благоприятна?). Наиболее значимы для фин. менеджера следующие группы; методы факторного анализа; методы прогнозирования; методы теории принятия решений. Факторный анализ - процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе анализа пытаются идентифицировать факторы, оказывающие позитивное или негативное влияние на результативные показатели; по результатам анализа разрабатывают меры, способствующие усилению действия одних и снижению действия других факторов. Основным вариантом поиска факторов является формализованный анализ, основывающийся на применении двух типов моделей — стохастических и жестко детерминированных. Метод прогнозирования. Фин. менеджер должен уметь прогнозировать объем реализации, себестоимость продукции в целом и по важнейшим статьям, потребность в источниках фин-ия, величину денежных потоков и т. п. Прогнозорование понимается как метод выявления оптимальных вариантов действий, окончательный вариант действий выбирается после рассмотрения и сравнительного анализа вариантов, в том числе альтернативного характера. Виды: 1. методы экспертных оценок; 2. методы обработки пространственных, временных и пространственно-временных совокупностей; 3. методы, ситуационного анализа и прогнозирования.
Методы принятия решения. В этих методах объединяются качественное и количественное начала, т. е. опыт и интуиция менеджера (аналитика) и необходимость и (или) целесообразность учета некоторых ограничений, предусматриваемых как собственно используемым инструментарием, так и условиями анализируемой бизнес-среды. К ним относятся: 1. имитацоннное моделирование. 2. Метод построения дерева решений. 3. Анализ чувствительности.
Для комплексного управления всеми активами и пассивами предприятия используются матрицы финансовой стратегии, на базе след п-лей: Расчитывается Результат хозяйственной деятельности предприятия (РХД)Результат финансовой деятельности (РФД). В показателе РФД отражается финансовая политика предприятия: Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия (РФХД) есть сумма результатов его хозяйственной и финансовой деятельности: РФХД = РХД + РФД. Обычно равновесное положение достигается при РХД и РФД, находящихся в интервале между 0% и ± 10% добавленной стоимости и имеющих разные знаки. Матрицы помогают спрогнозировать «критический путь» предприятия на ближайшие годы, наметить допустимые пределы риска и выявить порог возможностей предприятия. МАТРИЦА: горизонт строка:РФД, меньше меньше, равно 0,больше больше2 строка РФХД=0, больше, больше больше 3 строка меньше 0,равно, больше 4 строка меньше меньше, меньше, равно По строкам:1.4,6; 7,2,5 9,8,3 Под диагональю — зона дефицитов — зона отрицательных значений аналитических показателей, над диоганалью – зона успеха – зона положит знач.
Квадрат I: «Отец семейства»Темпы роста оборота ниже потенциально возможных. Не все внутренние ре-сурсы предприятия задействуются. Предприятие уменьшает задолженность и обходится повсе возрастающей пропорции собственными средствами. При реактивизации возможностей есть шанс переместиться в квадрат 4 (политика привлечения заемных средств) или в квадрат 2 (рост инвестиций или даже инвестиционный рывок).При пониженных темпах роста оборота — это стареющее предприятие оно переместится в нижние квадраты. Квадрат 2: «Устойчивое равновесиеКвадрат 3: «Неустойчивое равновесие» Квадрат 9: «Кризис» Прекращение инв, исп. финансовой поддержки, к дроблению на малые предприятия и перемещаться в квадраты 8 или 7.Квадрат 5: «Атака» Предприятие продолжает увеличивать заимствования, связано с подготовкой к инвестиционному рывку.Если поддерживается достаточный уровень экономической рентабельности, то возможно перемещение в квадрат 2.При падении уровня рентаб. - квадрат 8.
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (стратегических, текущих,оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т. е. составления общего, финансовогои оперативного бюджетов) Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей во внешнем финансировании. Основные шаги прогнозирования потребностей финансирования: 1.Составление прогноза продаж (Vпродаж=сумма реализ прод-я*цена) 2.Составление прогноза переменных затрат.(сырье и мат, комм и упр р.) 3.Составление прогноза инвестиций в основные и оборотные активы. 4.Расчет потребностей во внешнем финансировании и изыскание соответствующих источников. Первый шаг делают маркетологи. Второй, третий и четвертый — за финансистами. Существует два главных метода финансового прогнозирования. Один из них — так называемый бюджетный — основан на концепции денежных потоков и сводится, по существу, к расчету финансовой части бизнес-плана. Второй метод, «метод процента от продаж» (первая модификация) и «метод формулы» (вторая модификация). Все вычисления делаются на основе трех предположений:1-Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов. 2 -Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с технологическими условиями бизнеса и с учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства и т. п.
3-Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными. К нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль и вычитаются дивиденды Просчитав все это выясняют, сколько пассивов не хватает, что бы покрыть необходимые активы пассивами — это и будет потребная сумма дополнительного внешнего финансирования.
Фин-е инстр-ты явл-ся сост. частью фин. мех-ма пр-я.Фин-й механизм уп-я пр-тием – сов-ть форм, м-дов и приемов исп-я фин-в в целях реш-я задач эк-го и соц-го разв-я пр-я.Фин-е инстр-ты – различ. формы кратко- и долгоср. инвес-я, торговля к-ми осущ-ся на фин. рынках: долев. и долг. ц.б., депозит. расписки, опционы, варранты, форвард. контракты, фьючерсы и свопы. Фин. инстр-ты клас-ют:первич-е (кредиты, займы, акции, корпорат. облиг., дебит. и кред. зад-ть, лизинг, факторинг);производные (вторичные) или деривативы: опционы, фьючерсы, форварды, свопы, операции репо. Кредит – ссуда в ден-й или тов. форме на усл-х возвр-ти, обычно с уплатой %, при движении к-й м/у кре-ром и заем-ом склад-ся эк-е отн-я, уст-е в кред. соглаш. Акции (дол. ц.б.) – эмис. ц.б., закрепл-я права ее влад-ца на получ-е части Пр. АО в виде дивид., на учас-е в упр-и АО и на часть им-ва, остающ-ся после ликв-и АО. Облиг. – ц.б., удост-ая право ее держателя на получ-е от лица, выпус-го обл. в предусм-й ею срок номин. ст-ти обл. или иного имущ. эквивалента. Обл. не дают право их влад-цам на участие в упр-ии АО Дебит. зад-ть показ-т состояние расч-в с покуп-ми и проч. дебит-ми. Лизинг – долгоср-я аренда им-ва с правом послед-го его выкупа; Факторинг - под уступку ден требования 1 сторона (фин агент) передает или обязуется передать др стороне(клиенту) ден ср-ва в счет ден треб-я клиента (кредитора) к 3 лицу (должнику), вытек-го из предост-я клиентом тов., оказания усл. или выпол. раб., а клиент уступает или обяз-ся уступить фин агенту это ден требов-е. Производные ц.б. предст соб ц.б., удост-щие право их влад-ца на пок. или прод. других ц.б. или какого-то товара. Производные фин инструменты: 1. депозит. расписки – ц.б., удост-щие факт влад-я банком некот. кол-ом акций ин. компании, причем сами акции м. даже не перес-ть границу, будучи депонир-ны. 2. фьючерс – ц.б. в виде дог-ра, дающего право ее держателю купить или продать в оговор. срок и по оговор. цене опр-е кол-во баз-го актива либо получить доход в связи с изм-ем знач-я этого актива. 3. опцион – дог-р, дающий право влад-цу этой ц.б.: а) купить или продать баз. актив или получить дох. в связи с изм-ем знач-я этого актива; б) отказ-ся от своего права. 4. варрант – разновид-ть опциона; это ц.б., выпуск-мая тем же эмитентом, что и баз. актив, и дающ. право ее влад-цу приобрести в будущ. баз. актив по оговор. цене. 5. своп – ц.б., оформляющая дог-р, согласно к-му стороны обмениваются некоторым активом (товар, валюта, ц.б., процентная ставка). 6. Операция РЕПО представляет собой договор заимствовании ц/б под гаран. ДС или заимствовании средств под цб.
Гл. цель упр-я Пр – макс-ция благосост-я соб-ков в тек. и перспек. пер. Комплекс процедур оценки и упр-я приб-тью подразум-т такие возд-вия на факторы фин.-хоз. деят-ти, кот. способ-ли бы повыш. дох. и сниж. расх. В рамках повыш. дох. д. пров-ся оценка, анализ и планир-е вып-я план-х заданий и динамики продаж в различ. разрезах(ритм-сти произ-тва и продаж, эф-ти ценовой политики, влияния различных факторов на изменение величины продаж,сезонности производства и продаж, критич. объема пр-ва (продаж) по видам прод-ции и подразделениям и т. п.) Упр-е расх.(затратами) в контексте идеологии центров ответ-ти. Под центром отв-ти поним-ся подразд-е хоз. суб., рук-во кот. наделено опред. рес-ми и полном-ми, достаточ-ми для вып-ния устан-х план-х заданий. Смысл выделения центров отв-ти - в поощрении инициативы у рук-лей сред. звена, повыш. эф-ти работы подразд-й, получ-и относит. эк-мии издер. пр-ва и обращ. Выдел-т след. центры отв-ти: 1. Затратообразующий центр – подразд., раб-щее по утвержд-й смете расх. Трудно оценить дох., поэтому внимание концентрир. на затратах. 2. Доходообразующий центр – подразд., рук-во кот. несет отв-ть за генерир-е дох. (отдел сбыта). 3. Прибылеобразующий центр – подразд., в кот. в кач-ве осн-го критерия выступает Пр. или рент-ть продаж. 4. Инвестиционно-развивающий центр – подразд., рук-во кот. не только отвечает за орг-цию рентаб-й работы, но наделено полномочиями осуществлять инвестиции Упр-е затратами (издержками) по видам. Клас-ция издержек: 1) мат. изд. пр-ва, 2) изд. пр-ва на энергоносители, 3) труд. изд. пр-ва, 4) накладные изд. пр-ва, 5) выполнение публичных обяз-тв, 6) изд. пр-ва на сообщение, тран-т и пр. расх., 7) калькулир-мые изд. пр-ва Осн. цель – выяв-е видов изд--к, поддающ-ся обоснов-му сниж-ю их вел-ны, и поиск путей этого сниж-я. Управление себестоимостью - повторяющийся процесс, в ходе кот. постоянно пытаются изыскать возможности обоснованного сокращения расходов и затрат. С/с пр-ции – стоим. оценка рес-сов пр-тия, использ-х при пр-ве и реал. лан. пр-ции. При анализе и планир-и затрат и с/с пр-ции исп-т два классифик-х признака: 1. Эк. элемент – эк. однородный вид затрат на пр-во и реал-цию пр-ции, кот. на уровне данного пр-тия не предст-ся целесообразным подвергать более дробной детал-ции. (Аморт. ОС) 2. Калькуляционная статья.. – опред. вид затрат, образ-щих с/с пр-ции в целом или ее отдел. вида. Упр-е рент-стью включ-т два компонента: упр-е Пр., упр-е базой формир-я Пр. Упр-е рент-тью означ-т обеспеч-е желаемой динамики к-тов рент-ти. Пок-ли рент-ти кап. явл. главнейшими в сист. критериев оценки деят-ти фирмы. Один из наиболее распр-х подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели фирмы «Дюпон» («DuPont») рент-ти СК (ROE). По формуле Дюпона оценивается влияние факторов: 1. рент-ти продаж; 2. производит-ти (оборачиваемости) активов - ресурсоотдача; 3. к-та фин. акт-ти, равного отношению общего капитала фирмы к ее СК. Рент-ть СК м. рассчит-ся как по общей (бух.) Пр., так и по ЧП. ROE=Rck=П/СК=П/СК*А/А*В/В=П/В*В/А*А/СК=Rпродаж*Коборачив активов*Кфин зависим=Rактивов*Кфин завис Где П – чистая прибыль; СК – собственный капитал;А – активы;В – выручка от продаж;КобА — оборачиваемость (производительность) активов;Кф — к-т фин. зав-ти, определяемый структурой кап
Rакивив=П/А=П/М*В/В=П/В*В/А=Rпродаж*К обарач активов
Под произв-м или операц-м левериджем поним-ся хар-ка условно-пост. расх. произв-го хар-ра в общей сумме тек. затрат фирмы как фактор колеблемости ее фин. рез-та, в кач-ве к-го выбран пок-ль операц-й прибыли. Упр-е динамикой и значением этого индикатора – элемент стратегии разв-я фирмы. Операц. леверидж – это стратегич-я хар-ка ее эк-го потенциала. Положит. потенциал (эффект):новые техника и технология позволяют фирме получить конкурентные преим-ва. Если объект инв-я был выбран правильно, то вложения в него быстро окупятся и фирма и ее соб-ки получат дополнит-е доходы. Негат. потенциал (эффект):приобр-е технол. линии сопровождается с 1 стороны ростом операц-го левериджа и надеждами на дополнит-е прибыли, а с другой стороны, появлением доп-го риска – риска неокупаемости этой линии. Высокая доля условно-постоянных произв-х затрат в общей сумме затрат отчетного периода хар-ся как высокий уровень операц-го левериджа и свид-ет о значит-м уровне операц-го риска. Суть операц-го риска сост в том, что условно-постоянные затраты произв-го хар-ра опр-ся выбором этой мат-технич базы как источника генерирования текущих доходов и д покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов м не хватить для покрытия затрат. Меры операц-го левериджа: 1) доля условно-пост-х затрат произв-го хар-ра в общей сумме затрат или соотношение условно-постоянных и переменных затрат; 2) отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным затратам произв-го хар-ра; 3) отношение темпа изменения прибыли к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах. При прочих равных усл-ях рост в динамике 1 и 3 показ-й, а так же снижение 2 означают повышение произв-го левериджа и риска достиж-я заданной прибыли. Эффект произв-го левериджа сост в том, что чем выше его значение, тем более нелинейная связь м/д прибылью до вычета процентов и налогов и объемом реализации в натуральных единицах. Незначительное изменение объема реализации в условиях высокого произв-го левериджа м привести к значительному изменению операц-й прибыли.
По фин-м левериджем понимается некая хар-ка фин-х условно-постоянных расходов в общей сумме текущих расходов фирмы как фактор колеблемости ее финансового результата. Управление знач-ем этого индикатора – элемент стратегии развития фирмы, т.е. фин-й леверидж – стратегическая хар-ка ее эк-го потенциала. Варьирование уровнем этого показ-ля означает, что привлекая ср-ва лендеров, фирма надолго связывает себя обяз-вом не т в нужноек время вернуть основную сумму долга, но и регулярно выплачивать проценты как плату за польз-е этими ср-ми. Выплата %-в явл-ся обязательной и ставится в зависимость от конечных фин-х рез-в. Фин-й леверидж свид-ет о наличии и степени фин-й зав-ти компании от лендеров, т.е. сторонних инвесторов, временно кредитующих фирму. Суть фин-го риска закл в том, что регулярные платежи явл-ся обязательными, поэтому в случае недостаточности источника м возникнуть необх-ть вынужденной ликвидации части активов, что, как правило, сопровождается, прямимы и косвенными потерями. Управление уровнем фин левериджа и фин риска означает контроль за его динамикой и обеспечение комфортного резерва безопасности в плане превышения операц-й прибыли над суммой условно-пост фин-х расходов. Теоретически фин-й леверидж м.б. равен 0, что означает, что компания фин-ет свою деят-ть лишь за счет собственных ср-в, т.е. капитала, предостаавл-го соб-ками и генерируемой прибыли. Такую компанию наз-т финансово независимой. Позит. потенциал (эффект) фин левериджа предопр-ся тем, что сумма ср-в, привлеч-я от лендеров обходится дешевле, чем привлеченная от соб-ков. Негат. потенциал опр-ся тем, что выплата % по заем. кап. явл-ся обязательной, когда как выплата дивидендов – нет. Уровень фин левериджа м измеряться показ-ми: 1) соотнош-ем заемного и собств-го капитала; 2) отношением темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета налогов и процентов. Эффект фин. левериджа сост. в том, что чем выше его значение, тем более нелинейная связь между чистой прибылью до вычета процентов и налогов. Незначит-е изм-е Пр. до вычета % и налогов в условиях высокого фин-го левериджа м привести к значительному изменению чистой прибыли.
Инв-ции – ден. ср-ва, ц/б, иное имущ-во, в т. ч. имущ. права, иные права, имеющие ден. оценку, вклад-мые в объекты предприним. и иной деят-ти в целях получ-я Пр. или достиж-я иного полез-го эффекта. Инв-ции дел-ся: 1) по хар-ру участия инвестора в инв. процесс: прямые, косвенные (инвестир. ч/з инвестиц. и фин. посредников). 2) по срокам: долгоср. (3 и более), среднеср. (1-3), краткоср. (до года). 3) по рег. признаку: внутр. (в объекты инвестир. внутри страны), внеш. (за пределами) 4) по объектам влож-я: капиталообраз. (обеспеч-т созд-е и воспр-во осн. фондов) – реал. инв-ции; портф. инв-ции (в ц/б: акции, облиг.) – фин. инв-ции. Объектами реал. инвест. явл. основные фонды, недвиж-ть, мат-произв. зап., подгот. и повыш. квал-ции кадров, НИОКР, НМА. ИП – комплекс взаимосв-х меропр-тий, предполаг. опред. влож-е кап. в теч. огранич. времени с целью получ. дох. в бюджет. Жиз. цикл ИП – огранич. пер., за кот. реализ. поставл-е цели. В услов-х рын. эк-ки возм-тей для инвестир-я много, но фин. рес-сы пр-тия ограничены, отсюда осн. цель – оптим-ция ИП. При инвестиц. анализе необх-мо оценить эк. целесообр-ть расх. составл-щих ст-ть предполаг-х инв-ций и ден. поступл-й от них. Для эффективн проекта рассчитыв: срок окуп-ти, чист. привед стоимость, внутр норма прибыли Иногда в качестве функций инвестиционного менеджмента удобно рассматривать этапы принятия инвестиционного решения. Они включают в себя: 1. Выработку инвестиционной политики. На этом этапе определяются инвестиционные цели фирмы, особое внимание при этом уделяется соотношению ожидаемой доходности и риска. 2. Осуществление финансового анализа* Тщательно изучаются отдельные виды инвестиций и объекты инвестирования, чтобы выявить наиболее эффективное направление вложения средств. 3. Формирование портфеля. Определяются конкретные виды инвестиций в портфеле фирмы (ценные бумаги, реальные инвестиции, денежные инвестиции) и суммы вкладываемых в них средств. 4. Пересмотр (управление) портфелем. Выявляются те виды инвестиций, которые необходимо вывести из портфеля и инвестиции, их заменяющие. 5. Оценка эффективности портфеля. Оценка действительных результатов портфеля в терминах риска и доходности, их сравнение с показателями соответствующего эталонного портфеля. Главной целью оптимизации портфеля финансовых инвестиции является уменьшение портфельных рисков. Уменьшить портфельные риски можно за счет диверсификации инвестиционного портфеля за видами ценных бумаг, их эмитентами, сроками погашения, отраслью и регионами.
Инвест-й портфель – некая сов-ть ц.б., принадлеж-х ф. или юр лицу, выступ-щая как целостный объект упр-я. Портф. – опр-й набор корпорат. акций, облиг. с разл степ. обеспеч-я и риска с фиксир-м гос-вом доходом. Он м. состоять из бумаг 1 вида. Его стр-ру м. изменять путем замещения одних бумаг другими. Смысл портфеля – улучшить условия инвестирования, придав совок-ти ц.б. такие инв-е хар-ки, к-е недостижимы с позиции отдельно взятой ц.б. Тип портф. – это его инв-я хар-ка, к-я основана на соотнош. дох. и риска. 1 Портфель роста форм-ся из акций компаний, курсовая ст-ть к-х растет. Его цель: рост его капитальной ст-ти вместе с получением дивидендов, выплаты к-х производятся в небольшом размере. - Портфель агрес. роста нацелен на максимальный прирост капитала. В его состав входят акции молодых, быстрорастущих компаний. Инвестиции явл достаточно рисковыми, но м. приносить самый высокий доход. - Портфель консерват. роста явл наим. рисков-м, состоит из акций круп-х, хорошо известных компаний, хар-ся невысокими, но устойчивыми темпами роста курс. ст-ти. Состав портфеля стабилен и нацелен на сохр-е капитала. - Портфель среднего роста – сочетание инв-х портфелей агрессивного и консервативного роста. Он вкл-т надежные ц.б., приобретаемые на длительный срок и рискованные фондовые инструменты, состав к-х периодически обновляется. Обеспечивается средний прирост капитала и умеренная степнь риска вложений. Явл-ся наиболее популярным типом портфеля. 2 Портфель дох. – ориентирован на получ-е высокого тек. дох. – %-х и дивид-х выплат. Объектами явл-ся высоконадеж-е инстр-ты фонд. рынка, у к-х высокое соотнош-е стабильно выплачиваемого процента и курсовой ст-ти. - Портфель регулярного дохода – форм-ся из высоконадежных ц.б. и приносит средний доход при минимальном уровне риска. Портфель дох. бумаг состоит из высокодох-х облиг. корпораций, ц.б., приносящих высокий доход при среднем уровне риска. 3 Портфель роста и дохода: 1 его часть дает владельцу рост капитальной ст-ти, а другая – доход. 4 Портфель двойного назначения. В его состав вкл-ся бумаги, приносящие владельцу высокий доход при росте вложенного капитала. Сбалансир-й портфель предпол-т сбалансированность доходов и риска. Принципы формирования ИП:1.портфель д.б. сформирован в рамках инв-й стратегии пр-я и д. обесп-ть ее реализацию;2.по своему объему ИП д. соотв-ть инв-м ресурсам пр-я;3.ИП д. способ-ть достиж-ю оптим. соотнош. дох-ти, риска и ликв-ти;4.диверсификация ИП (не д. включать 1 вид ц.б.);5.обеспечение управляемости ИП.
В широком смысле портфель ценных бумаг или инвестиционный портфель представляет собой сформированную совокупность объектов реального и финансового инвестирования, предназначенную для реализации инвестиционной политики государства, региона, предприятия (фирмы) в предстоящем периоде. В узком и наиболее употребительном значении инвестиционный портфель — это совокупность фондовых инструментов (ценных бумаг), сформированных инвестором. Дох-ть портф. – компл-й пок-ль, хар-щий эф-ть влож. ср-в и возмож. будущ. дох. инв-ра; позвол-т оценить эф-ть влож. ср-в и выбрать альтернат. вариант инв-ния в разл фин-е инстр-ты РЦБ. Дох складывается из суммы доходностей всех ц б входящих в него с учетом удельного веса каждой ц б Ожид-я дох-ть портф. – средневзвеш. знач. ожид-х знач-й дох-ти ц.б., входящ. в портф. Дох-ть портф. ц.б. расч-ся путем матем-го взвеш-я дох-ти кажд. инстр-та, помещ-го в порт., по его ден объему в портфеле. Инвестиционные решения по портфелю ценных бумаг представляют собой способ, образ действия государства, регионов, предприятий, фирм в результате анализа вариантов инвестирования, исходя из поставленной цели и задач, а также с учетом оценки инвестиционных качеств ценных бумаг, оптимизации их структур и прогнозирования развития инвестиционного рынка. Вкладывая средства в различные виды ценных бумаг, инвестор формирует портфель. Благодаря комбинации ценных бумаг в составе портфеля представляется возможным придать совокупности ц.б. такие инвестиционные качества, которые недостижимы при операциях с каждой отдельной ценной бумагой. Доходность инвестиционного портфеля рассчитывается как средневзвешенная величина ожидаемых доходностей всех активов, включенных в портфель:E(rp) = ∑E(ri)xi, где E(rp) - уровень доходности портфеля в целом; E(ri)— ожидаемая доходность г-го актива; xi - доля стоимости i -го актива в общей стоимости портфеля. Важное место при определении инвест. качеств портфеля отводится оценке портфельного риска, который представляет собой общий риск на все вложения средств в ценные бумаги. Общий риск портфеля оценивается с помощью дисперсии и стандартного (среднеквадратичного) отклонения. Стандартное отклонение портфеля вычисляется по формуле: δp= (∑ ∑ xi xj δi j)1/2, где δp - стандартное отклонение, δi j - ковариация доходности ценных бумаг i и j; xi xj - доли i –й и j -й акций в портфеле. Как правило, инвестиц. портфель формируется из гарантированных и рисковых ц.б. К гарантированным ц.б. относят гос. краткосрочные облигации, а к рисковым – ц.б., доход по которым не м.б. подсчитан заранее. При формировании инвест. портфеля необходимо учитывать не только риски, связанные с конкретным активом, но и риски, обусловленные возможным падением стоимости ц.б. в целом. В этой связи различают несистематический и систематический риск. Несистематический риск связан с колебаниями рыночной конъюнктуры на отдельные виды активов. Систематический риск не связан с конкретным капиталом, поэтому он представляет собой общий риск на все вложения в ценные бумаги. Другие виды рисков, оказывающих определенное влияние на формирование инвестиционного портфеля: риск законодательных изменений, кредитный риск, политический, социальный, экономический, региональный, отраслевой, валютный и другие виды.
При оценке эф-ти инв-ций необх-мо учит-ть влияние инфл-и. Это м. делать корректир-й на темп инфляции(i) либо будущ. поступл-й, либо ст. дисконтир-я. Наиболее корректной, но более трудоемкой в расчетах явл-ся методика, предусм-я корректир-у ф-ров, влияющих на ден. потоки сравн-ых проектов, напр, V выр. и переем. расх. Корректировка м. осущ-ся с исп-ем разных индексов, поск-ку индексы цен на прод-ю коммерч-й орг-и и потребляемое ею сырье м. сущ-но отличаться от индекса инфляции. С помщью таких пересчетов исчисл-ся нов. ден. потоки, к-е сравн-ся м/у собой с пом. критерия NPV. Более простой явл-ся методика коррект-ки ставки диск-я на темп инфляции. Формула, связ-я реал. ст. диск-я (r), примен-ую в усл-х инфл-и номин. ст. диск-я (p) и темп инфл-и: 1 + p = (1 + r) * (1 + i) = 1 + r + i + r*i Послед. слаг-мым ввиду его малости в практич. расч-х пренебрегают, поэтому окончат. формула имеет вид: p = r + i. Имитац-я модель учета риска: Этот подход связан с коррект-й ден. потока и послед. расчетом NPVдля всех вар-в (имитац-е моделир-е или ан-з чувствит-ти). Методика анализа: 1) по кажд. проекту строят возм-е вар-ты разв-я: пессимист-й, наиб. вероятный, оптимист-й; 2) по кажд. из вар-в расчит-т соотв-е знач-е NPV, т.е. получ-т три вел-ны: NPVр, NPVml, NPVо; 3) для кажд. проекта расч-т размах вар-ции NPV по ф-ле: R(NPV) = NPVо – NPVр.4) из двух сравн-х проектов, счит-ся более рисковым тот, размах вариации NPV к-го больше. Методика постр-ия безриск/ эквивал-го ден/ потока: Логика постр-я безриск/ эквивал-в баз-ся на идеях теории полезности и постр-я кривых безразличия. Рассм-я поэлементно ден поток риск-го проекта, инв-ор пытается оценить, какая гарантир-я (т.е. безриск-я) сумма денег потреб-ся ему, чтобы быть индифферентным к выбору м/у этой суммой и ожидаемой (т.е. рисковой) величиной k-го элемента потока. Вел-на безриск-го эквивалента завис. от 2 факторов: степ. выпукл-ти кривой безразл.; рисковости ожид. дох. На пр-ке безриск. эквивал-ты находят след. обр.: м попыт-ся оц-ть вер-ть появл-я ден поступл-я д/кажд. проекта. После этого сост-т нов. проекты на основе откоррек-х с пом-ю пониж-х к-тов ден потоков и для них расчит-т NPV (пониж. коэф-т предст. соб вер-ть появл-я рассматр-го ден поступл-я). Откор-й поток предст. собой поток из безриск. эквивал-в. Предпоч-е отдается проекту, откор-й ден поток к-го имеет наиб. NPV. Этот проект считается менее рисковым. Методика поправки на риск ставки диск-я Суть: 1) уст-ся исход-я ст-ть кап. СС, предназн-го для инвестир-я (нередко берут WACC); 2) опр-ся (напр., эксперт. путем) премия за риск, ассоци-мый с данным проектом: для проекта IPa-ra, для проекта IPb-rb, 3) расчит-ся NPV со ставкой дисконтирования r: Для проекта IPa r = СС + ra; Для проекта IPb r = СС + rb; 4) сравн-ся проекты по NPV и формул-ся выводы (проект с большим знач-ем NPV считается предпочтительным).т.е к WACC+премия за риск = ст. диск. Этот м-д учета риска польз-ся большой попул-тью, т.к.: а) менеджеры и аналитики предпоч-т работать с относ-ми пок-ми, (в частности, с пок-ми дох-ти); б) ввести поправку к ставке диск-я гораздо легче, чем рассч-ть безрисковые эквиваленты, тем более что в любом случае решение явл-ся субъективным. Во многих компаниях для удобства вводят специальную шкалу, в к-й указаны зн-я ставки диск-я в зав-ти от того, какой уровень риска м.б предписан данному проекту (напр., ниже среднего, средний, выше среднего, весьма высокий). Как градация шкалы, так и значения ставки диск-я периодически пересм-ся и м. специфицироваться по видам инв-й, подразделениям, регионам и др. классификац-м признака.
Элементы произв запасов: сырье и матер. Незаверш произв, товары для перепродажи, гот продукция Управляя запасами, отвеч-т на 2 вопр.: Какова д. б. стр-ра источников фин-я запасов? и Каков д. б. V запасов? Для фин. мен-ра важна общая сумма ден. ср-в, омертвл-х в запасах в теч. произв. цикла, т. к. запасы – это иммобилизованные ср-ва, т. е. ср-ва, отвлеч-е из оборота. Без такой вынужденной иммобилизации не обойтись, но необходимо минимизир-ть вызываемые этим процессом потери, условно равные дох., кот. м. б. бы получить, инвестировать соотв. сумму в альтернативный проект. Суть оптимизации размера запасов: 1) Сущест-т призв. запас 2) М. не создавать запас, а покупать соотв. мат-лы изо дня в день по мере необх-ти. На пр-тиях сущ-ет запас, т. к.: 1) Пр-тию прих-ся платить более высокие цены за мал. партии тов-в. 2) Сущ-ет риск кратковрем. остановки пр-ва в случае несвоеврем. поставки сырья и мат-лов. Издержки по хран-ю произв-х запасов: 1) Связ-е со складскими расх., с порчей. - Затраты по хран-ю. 2) Связ-е с омертвлением ден. ср-в, кот. вложены в запасы. - Затраты по размещ-ю и выполн-ю заказов. Модель оптим-й партии заказа.(график: ОУ:затраты, ОХ-запасы,) Динамика запасов в услов-х оптим-го упр-я запасами: рассчитывается макссимальный и минимальный уровень запасов, уровень запасов при котором делается заказ(линия между ними), оптимальная партия заказа Толлинг - опер. по исп-ю тов-мат. запасов, при кот. переработчик получ-т сырье бесплатно для обработки и послед-щего возврата влад-цу в виде гот. пр-ции. Владелец оплач-т перераб-ку только работу, т. е. услугу по перераб-ке сырья. Преимущ-ва толлинга: 1.Дает источник сырья пр-тиям, у кот. нет ср-в на его приобрет-е 2.Позвол-т увел-ть к-т исп-я мощностей, распред-яя пост. издержки м/у толлинг-ми и нетоллинг-ми опер., делая нетоллинг-е опер. более выгод-ми. 3.Накаплив-т эк. выгоды у влад-цев мат-лов, кот. продают гот. пр-цию потребителю. Но исп-е толлинга создает проблемы по охране окр. среды для перераб-ка.
Упр-е ДЗ предполаг-т контроль за оборач-тью ср-в в расчетах. Ускор-е оборач-ти дебет. зад-ти положит. момент в упр-нии. Здесь большое знач-е имеет отбор потенц-х покуп-лей и опред-е условий оплаты тов-в, предусм-х в контр-тах. Критерии отбора потенц-х покуп-лей: 1.Соблюд-е платеж. дисциплины в прошлом 2.Прогноз-е фин. возм-ти покуп-ля по оплате запраш-го им V тов-в. 3.Ур-нь текущ. плат-ти. 4.Ур-нь фин. уст-ти. 5.Эк. и фин. услов-я пр-тия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в ден. наличности и т. п.) Элементы политики кред-я покуп-лей:1.Срок предоставления кредита.2.Стандарты кредитосп-ти3.Сист. созд-я резервов по сомнит. долгам-не погашенная в срок или без обеспечения (срок просрочки >90дн-в полном объеме; от45-90дн-50%, менее 45 дн не вкл в резерв. Общая сумма резер
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|