Раздел I. Предмет, система и источники российского административного права
Стр 1 из 7Следующая ⇒ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО АдминистративноМУ правУ рОССИИ В СХЕМАХ Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В учебном пособии дана ёмкая, хотя и предельно краткая, системная характеристика содержания предмета современного российского административного права и административно-правового регулирования. Учебное пособие состоит из 7 разделов, каждый из которых посвящён рассмотрению конкретных тем вузовской программы по административному праву в соответствии с государственным образовательным стандартом по этой дисциплине. В приложениях показана нынешняя структура федеральных органов исполнительной власти и даны образцы процессуальных документов. Первый раздел — Предмет, система и источники российского административного права — посвящен общей характеристике административного права как одной из фундаментальных отраслей публичного права, представляющей собой огромную совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере реализации исполнительной власти. Основной и определяющей формой реализации государственной исполнительной власти в современных условиях является государственное управление, выступающее в качестве важнейшего самостоятельного родового вида государственной деятельности и сферы действия норм административного права.
Государственное управление представляет собой деятельность государственной администрации (органов государственной исполнительной власти, их структурных подразделений и государственных служащих) по организации системы, структуры и процесса управления и регулирования всех областей, отраслей и сфер жизнедеятельности гражданского общества. Однако односложное определение предмета административного права как отношений, складывающихся в сфере государственного управления, не может быть достаточно точным и определенным, потому что, во-первых, руководители государственных органов как управляющие субъекты в сфере государственного управления одновременно (но не одномоментно) выступают в трех качественно различных ипостасях: как представители нанимателя — государства, как государственные служащие и как представители органа юридического лица и поэтому могут выступать субъектами не только административно-правовых, но и многих других правоотношений (гражданско-правовых, трудовых и др.); во-вторых, административно-правовое регулирование иногда выходит за пределы собственно государственного управления как основной формы реализации исполнительной власти и опосредует отношения соответствующих субъектов в других видах государственной деятельности. В этой связи в данном разделе рассматриваются четыре области общественных отношений, составляющих предмет административно-правового регулирования. Кроме того, в качестве самостоятельных тем анализируются характерные черты и особенности административно-правовых норм и отношений как важнейших элементов механизма административно-правового регулирования, а также система и источники административного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.
Во втором разделе — Субъекты административного права — рассматривается административно-правовой статус всех возможных участников административно-правовых отношений. Административное право — это управленческое право, и его нормы регулируют взаимоотношения участников (субъектов) управленческих административно-правовых отношений. При этом одни субъекты управляют соответствующими объектами, а другие или сами участвуют в управлении объектами, или их деятельность (как правомерное, так и неправомерное поведение) выступает в качестве объекта управления. Однако не все объекты государственного управления являются субъектами управленческих административно-правовых отношений. Так, отрасли, сферы государственного управления, комплексы взаимосвязанных отраслей (например, агропромышленный комплекс, образовательный комплекс и др.), целые области государственного управления и административно-правового регулирования (область экономики, социально-культурная область, область обеспечения безопасности личности, общества и государства), разнообразные территориальные образования, будучи объектами государственного управления и административно-правового регулирования, не являются субъектами административно-правовых отношений. Участниками (субъектами) складывающихся в процессе и по поводу их деятельности управленческих административно-правовых отношений выступают Правительство РФ, министерства и ведомства, главы администраций субъектов РФ и муниципальных образований и т. д. Субъектами административного права выступают физические лица (граждане Российской Федерации, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и другие государственные и муниципальные служащие), организации или юридические лица, которые делятся на государственные (органы государственной власти, государственные (казенные) предприятия, социально-культурные учреждения и пр.) и негосударственные организации (общественные объединения граждан, кооперативные, религиозные и другие их объединения, разнообразные фирмы, акционерные общества, холдинги, различные ассоциации негосударственных организаций и многие другие их разновидности).
В рамках этого раздела рассматриваются основы общей и специальной административной правосубъектности (административная правоспособность и дееспособность) каждой разновидности субъектов административного права. В третьем разделе — Формы и методы управленческой деятельности — дается содержательная характеристика процесса реализации компетенции субъектов исполнительной власти. Административная правосубъектность участников управленческих административно-правовых отношений реализуется в определенных организационно-правовых формах и различными методами, что составляет двустороннюю содержательную характеристику процесса реализации компетенции различных субъектов исполнительной власти. Формы управленческой деятельности структурно организуют и выражают вовне различные функции управления и их внутренние элементы — управленческие действия. Содержание процесса управления реально, объективно проявляется лишь тогда, когда управленческие действия соответствующим образом оформлены и превращены в результате этого из отвлеченного в определенное содержание. При этом следует иметь в виду многозначность термина «формы управления». Формы управления как средство организации и выражения его содержания — это система и структура аппарата государственного управления, т. е. организационные формы, внутри и в рамках которых осуществляется управленческий процесс, а также все то, в чем закрепляются, фиксируются, выражаются те или иные действия аппарата управления (органов управления, их структурных подразделений и служащих). В данном разделе речь пойдет лишь об организационно-правовых формах управленческих действий, из которых складывается и в которых проявляется процесс реализации государственной исполнительной власти, связанный с осуществлением определенных управленческих функций.
Другим элементом содержательной характеристики процесса управленческой деятельности выступают различные методы реализации управляющими субъектами своих функций и полномочий. При этом следует различать понятия «методы решения управленческих вопросов» (коллегиальные, единоначальные, научно-технические методы принятия управленческих решений — методы математического моделирования, сетевого планирования и управления и др.), показывающие, с помощью каких организационных и научно-технических средств решаются те или иные вопросы в процессе принятия управленческого решения, и «методы управленческого воздействия» управляющего субъекта на управляемые объекты и подчиненных лиц (убеждение, принуждение, стимулирование и др.), определяющие, как управляющий субъект может влиять и воздействовать на поведение руководимых объектов. В данном разделе освещается именно этот аспект организационно-правовой характеристики применяемых при реализации исполнительной власти методов осуществления управленческих функций. В четвертом разделе — Организационно-правовые способы обеспечения законности и дисциплины в деятельности субъектов административного права — рассматриваются некоторые особенности обеспечения режима законности и дисциплины в сфере административно-правового регулирования, дается описание всей системы конкретных видов и форм обеспечения законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности). Законность как принцип организации и деятельности всех звеньев государственного механизма является всеобщим обязательным требованием функционирования любых организаций и органов всех ветвей государственной власти, Делу всемерного обеспечения режима законности и дисциплины в деятельности различных субъектов правоотношений служит правоохранительная деятельность государства, которая осуществляется в различных формах, предусмотренных законодательством, многочисленными органами. Режим законности и дисциплины как основа правопорядка в обществе и государстве обеспечивается правоохранительной деятельностью органов всех ветвей государственной власти, а частично и негосударственных органов — адвокатуры, частного нотариата и др. При этом в системе правоохранительной деятельности как средстве поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства важная роль принадлежит специфическим организационно-правовым способам обеспечения законности и дисциплины между субъектами административно-правовых отношений в сфере реализации исполнительной власти (управленческой деятельности).
В пятом разделе — Административно-правовое регулирование в области экономики — последняя рассматривается как область социальной деятельности и объект государственного регулирования и управления, который включает в себя, во-первых, сложную и разветвленную систему субъектов экономической деятельности — юридических и физических лиц и, во-вторых, совокупность разнообразных экономических взаимоотношений этих хозяйствующих субъектов в сферах производства, распределения и обмена экономическими результатами их деятельности. Установление правового статуса хозяйствующих субъектов экономической деятельности, а также организация и правовое регулирование складывающихся в процессе и результате их хозяйственной деятельности экономических связей и отношений выражают суть государственного регулирования и управления в области экономики. Организации и управлению всеми областями экономики должно придаваться первостепенное значение и уделяться особенное внимание со стороны общества и государства, потому что именно здесь создаются фундаментальные материальные предпосылки и необходимые условия для всестороннего социально-культурного развития личности и общества, а также обеспечения должного уровня безопасности личности, общества и государства от любых внешних и внутренних посягательств. В шестом разделе — Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере — констатируется, что область социально-культурной деятельности общества и государства характеризует социально-культурный облик общества, указывает на состояние в нем образования, науки, искусства, культурно-просветительной работы, на качественный уровень развития телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, книгопечатания, на состояние здравоохранения и социальной защиты нуждающихся в ней групп нетрудоспособного населения, на развитие физической культуры, спорта и туризма. В социально-культурной области жизнедеятельности общества и государства формируется человек как личность, его нравственные и моральные качества. От уровня образования населения, уровня его культуры зависят, как известно, прогресс техники и уровень организации общественного производства, развитие демократических основ самовыражения человека как личности и гражданина. Этим определяются важность и значимость правильной и эффективной государственной организации развития социально-культурной области жизнедеятельности общества. Область социально-культурной деятельности общества и государства включает в себя три крупных интегрированных комплекса взаимосвязанных отраслей — образование и наука, социально-культурный и здравоохранение. Все они рассмотрены в данном разделе. В седьмом разделе — Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства — показано, что эта отрасль управления в целом представляет собой область административно-политической деятельности российского государства, которая включает в себя государственное управление организацией внешних политических и социально-культурных связей нашей страны с иностранными государствами, обороны страны, борьбы с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, охраны государственной границы, работы органов разведки, контрразведки и других спецслужб, деятельности МВД, милиции, внутренних войск, а также управление в области юстиции. Цель деятельности и социальное предназначение всех входящих в область административно-политической деятельности государства конкретных отраслей и сфер государственного управления, возглавляемых соответствующими министерствами и некоторыми другими федеральными органами исполнительной власти, — обеспечение должного (или хотя бы приемлемого в данных конкретных условиях) уровня охраны и защиты безопасности личности, общества и государства от всевозможных потенциальных и реальных внешних и внутренних угроз и посягательств. Обеспечение безопасности личности, общества и государства включает в себя в качестве тесно взаимосвязанных элементов их охрану и защиту. При этом охрана предполагает наличие системы определенных сил и средств противодействия тем или иным угрозам и чаще всего потенциально возможным посягательствам, готовность к их адекватному применению, правильному и профессионально грамотному использованию в деле обеспечения безопасности личности, общества и государства. Защита же предполагает отражение реальной угрозы, а чаще всего уже начавшегося посягательства на безопасность личности, общества и государства, имеющимися в соответствующей отрасли административно-политической деятельности государства силами и средствами.
Учебные схемы [*] Раздел I. Предмет, система и источники российского административного права
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|