Схема процесса консультирования по М. Херберту
Тема 9. Особенности консультирования в социальной работе.
1. Цели и задачи консультирования. 2. Направления консультативной работы в системе социальной работы. 3. Принципы консультирование. 4. Личностные качества и профессиональные умениями профессионального консультанта. 5. Типичные ошибки в консультировании. 6. Этапы консультативной беседы. 7. Схема социальной истории 8. Принципы деятельности социально-педагогической службы «Гайденс» клиента. 9. Особенности социально-педагогической терапии. 1. Цели и задачи консультирования. Цель консультирования: мобилизовать способности, возможности и качества человека для разрешения возникших проблем. Задачи консультирования: - помочь клиенту осознать свою проблему. - установить связи возникшей проблемы по схеме причина-следствие. - найти пути решения проблемы.
2. Направления консультативной работы в системе социальной работы. - профессиональное консультирование. - педагогическое консультирование. - консультирование руководителей. - семейное консультирование. - индивидуальное консультирование.
3. Принципы консультирование. 1) доброжелательность и безоценочность; 2) ориентация на нормы и ценности клиента. 3) запрет на дачу советов. 4) анонимность (исключение для нарушения этого принципа может быть угроза жизни или здоровью клиента или другим людям). 5) Разграничение личных и профессиональных интересов. Эффективность беседы зависит от доверия и контакта. Личностные качества и профессиональные умениями профессионального консультанта. Качества профессионального консультанта. 1) Эмпатия – умение увидеть мир глазами другого человека.
2) Уважение – такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой. 3) Конкретность – способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний. 4) Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому. 5) Подлинность – способность быть настоящим во взаимоотношениях. 6) Конгруэнтность – совпадение того, что сообщалось вербально с языком тела. 7) Непосредственность («immediacy» - (англ.) – способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент. Профессиональные умения. 1) предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта; 2) точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства; 3) перефразировать сказанное другим; 4) подытоживать этап интервью так, чтобы продолжить беседу дальше. 5) прояснять собеседнику свою собственную роль; 6) использовать открытые вопросы; 7) использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижение собеседника вперед в его повествовании; 8) создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника; 9) чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта. 10) быть толерантным к молчанию; 11) контролировать свою собственную тревогу и расслабляться; 12) определять направление и держать фокус в ходе беседы; 13) находить и ставить общие цели; 14) быть толерантным к болезненным темам; 15) генерировать и обсуждать альтернативные планы действий; 16) оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели. 17) начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.
5. Типичные ошибки в консультировании. 1. отсутствие необходимого психологического климата (безразличие социального работника, его неопытность);
2. переход к разрешению проблемы без достаточного изучения ее сути (формулирование решения); 3. постоянная склонность к заранее выбранной гипотезе (консервативность консультанта, отсутствие гибкости); 4. авторитарность, навязывание решения (переоценка профессионльаных возможностей); 5. создание преград для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения. 6. постановка вопросов «в лоб». 6. Этапы консультативной беседы. 1) Знакомство с клиентом (приветствуются доброжелательность и заинтересованность, позиция равноправия). 2) Начало беседы. 3) Рассказ клиента (если клиент молчит, необходимо ему помочь). 4) Расспрос клиента (цель – разговорить клиента, ставить открытые вопросы реплики; направления работы: а) поддержание контакта, б) стимулирование клиента на дальнейший контакт, в) целенаправленное развитие беседы, г) осмысление информации клиента (беседа 35-40 мин.). 5) Коррекционное воздействие. 6) Завершение беседы (подведение итогов, обсуждение дальнейших отношений (обязательное планирование повторных встреч, прощание).
Схема процесса консультирования по М. Херберту
Вывод: Таким образом консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.
7. Схема социальной истории клиента. Состоит из следующих частей. 1а. Сведения о личности. - имя -адрес -время и место рождения. - семейное положение. - религиозная, расовая или этническая принадлежность. 1б. Семья. - сведения о членах семьи. - место их проживания. - материальные возможности. - моральное окружение, семейная атмосфера. 1в. Наличие трудовой деятельности. - сведения о самом человеке и членах его семьи. - физическое и умственное здоровье, состояние на текущий период. - культурное развитие клиента. - окружение человека. - его роль и влияние. 2. Характер проблемы клиента. - причина обращения за помощью. - время появления проблемы: начало, развитие, попытки преодоления и факторы, влияющие на проблемы. - способность человека к деятельности в настоящий период (волевое усилие, психологическое состояние, наличие времени). - потребности клиента на данный момент, возможности их удовлетворения. - обязанности клиента перед семьей. - просьбы клиента и намерения по поводу решения проблемы. 3. Характер предоставления помощи: - ожидания клиента по поводу характера помощи, его внутренние ресурсы. - обстановка в окружение клиента. - природа и источник конфликта. Данная схема представляет собой приблизительную последовательность отражения информации и клиенте и в случае необходимости она может меняться. Некоторые пункты могут быть ненужными, если необходимо, то данная схема может быть дополнена нужной информацией, если это требуется для решения проблемы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|