Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема процесса консультирования по М. Херберту

Тема 9. Особенности консультирования в социальной работе.

 

 

1. Цели и задачи консультирования.

2. Направления консультативной работы в системе социальной работы.

3. Принципы консультирование.

4. Личностные качества и профессиональные умениями профессионального консультанта.

5. Типичные ошибки в консультировании.

6. Этапы консультативной беседы.

7. Схема социальной истории

8. Принципы деятельности социально-педагогической службы «Гайденс» клиента.

9. Особенности социально-педагогической терапии.

1. Цели и задачи консультирования.

Цель консультирования: мобилизовать способности, возможности и качества человека для разрешения возникших проблем.

Задачи консультирования:

- помочь клиенту осознать свою проблему.

- установить связи возникшей проблемы по схеме причина-следствие.

- найти пути решения проблемы.

 

2. Направления консультативной работы в системе социальной работы.

- профессиональное консультирование.

- педагогическое консультирование.

- консультирование руководителей.

- семейное консультирование.

- индивидуальное консультирование.

 

3. Принципы консультирование.

1) доброжелательность и безоценочность;

2) ориентация на нормы и ценности клиента.

3) запрет на дачу советов.

4) анонимность (исключение для нарушения этого принципа может быть угроза жизни или здоровью клиента или другим людям).

5) Разграничение личных и профессиональных интересов.

Эффективность беседы зависит от доверия и контакта.

Личностные качества и профессиональные умениями профессионального консультанта.

Качества профессионального консультанта.

1) Эмпатия – умение увидеть мир глазами другого человека.

2) Уважение – такое отношение к другому человеку, которое подразумевает веру в его способности справиться с проблемой.

3) Конкретность – способ коммуникации с другим человеком, при котором имеет место все углубляющаяся ясность в отношении своих высказываний.

4) Знание себя и принятие себя, а также готовность помочь в этом другому.

5) Подлинность – способность быть настоящим во взаимоотношениях.

6) Конгруэнтность – совпадение того, что сообщалось вербально с языком тела.

7) Непосредственность («immediacy» - (англ.) – способность делать что-то немедленно, без оговорок, посредников и откладывания) – работа с тем опытом, который имеет место в процессе консультирования в настоящий момент.

Профессиональные умения.

1) предоставлять человеку возможность закончить говорить без реагирования со стороны консультанта;

2) точно отражать и воссоздавать содержание беседы и чувства;

3) перефразировать сказанное другим;

4) подытоживать этап интервью так, чтобы продолжить беседу дальше.

5) прояснять собеседнику свою собственную роль;

6) использовать открытые вопросы;

7) использовать суфлирование так, чтобы способствовать продвижение собеседника вперед в его повествовании;

8) создавать безопасные условия для разворачивания чувств собеседника;

9) чувствовать, как другой человек воздействует на консультанта.

10) быть толерантным к молчанию;

11) контролировать свою собственную тревогу и расслабляться;

12) определять направление и держать фокус в ходе беседы;

13) находить и ставить общие цели;

14) быть толерантным к болезненным темам;

15) генерировать и обсуждать альтернативные планы действий;

16) оценивать затраты и выигрыш в случае достижения цели.

17) начинать, продолжать и заканчивать каждую сессию и весь контакт в целом.

 

 

5. Типичные ошибки в консультировании.

1. отсутствие необходимого психологического климата (безразличие социального работника, его неопытность);

2. переход к разрешению проблемы без достаточного изучения ее сути (формулирование решения);

3. постоянная склонность к заранее выбранной гипотезе (консервативность консультанта, отсутствие гибкости);

4. авторитарность, навязывание решения (переоценка профессионльаных возможностей);

5. создание преград для разъяснения и обоснования клиентом своей точки зрения.

6. постановка вопросов «в лоб».

6. Этапы консультативной беседы.

1) Знакомство с клиентом (приветствуются доброжелательность и заинтересованность, позиция равноправия).

2) Начало беседы.

3) Рассказ клиента (если клиент молчит, необходимо ему помочь).

4) Расспрос клиента (цель – разговорить клиента, ставить открытые вопросы реплики; направления работы: а) поддержание контакта, б) стимулирование клиента на дальнейший контакт, в) целенаправленное развитие беседы, г) осмысление информации клиента (беседа 35-40 мин.).

5) Коррекционное воздействие.

6) Завершение беседы (подведение итогов, обсуждение дальнейших отношений (обязательное планирование повторных встреч, прощание).

 

Схема процесса консультирования по М. Херберту

Консультант
Использует Помогает
Навыки построения взаимоотношений: - уважение - подлинность - эмпатия Чувствовать себя ценным, понимаемым и быть подготовленным доверять консультанту.
Навыки исследования и прояснения (ситуации, чувств, мыслей, действий, фантазий, мотивов и т.п.): - достигать договоренности с клиентом; - задавать вопросы; - обобщать сказанное; - выделять главное и фокусироваться на нем; - отражать сказанное клиентом; -конкретизировать; - конфронтировать. Говорить и исследовать; глубже понимать,что, как и почему;видеть возможные варианты; обдумывать альтернативы и выбирать из ряда альтернатив.
Навыки планирования: - формулировать цели; - планировать действия; - владеть стратегиями разрешения проблем Развивать способность к ясному целеполаганию; формировать конкретный план действий; осуществлять (при поддержке) то, что необходимо сделать.

Вывод: Таким образом консультирование является процессом, в котором человек достигает более высокого уровня личной (личностной) компетентности.

 

7. Схема социальной истории клиента.

Состоит из следующих частей.

1а. Сведения о личности.

- имя

-адрес

-время и место рождения.

- семейное положение.

- религиозная, расовая или этническая принадлежность.

1б. Семья.

- сведения о членах семьи.

- место их проживания.

- материальные возможности.

- моральное окружение, семейная атмосфера.

1в. Наличие трудовой деятельности.

- сведения о самом человеке и членах его семьи.

- физическое и умственное здоровье, состояние на текущий период.

- культурное развитие клиента.

- окружение человека.

- его роль и влияние.

2. Характер проблемы клиента.

- причина обращения за помощью.

- время появления проблемы: начало, развитие, попытки преодоления и факторы, влияющие на проблемы.

- способность человека к деятельности в настоящий период (волевое усилие, психологическое состояние, наличие времени).

- потребности клиента на данный момент, возможности их удовлетворения.

- обязанности клиента перед семьей.

- просьбы клиента и намерения по поводу решения проблемы.

3. Характер предоставления помощи:

- ожидания клиента по поводу характера помощи, его внутренние ресурсы.

- обстановка в окружение клиента.

- природа и источник конфликта.

Данная схема представляет собой приблизительную последовательность отражения информации и клиенте и в случае необходимости она может меняться. Некоторые пункты могут быть ненужными, если необходимо, то данная схема может быть дополнена нужной информацией, если это требуется для решения проблемы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...