Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности буддийского типа культуры




А) ЭТИКА БУДДИЗМА

В любой религиозной, философской или идеологической системе существуют этические нормы, которые нельзя нарушать ее последователям или приверженцам. В большинстве религиозных систем эти этические нормы объединены в законы, которые приписываются и устанавливаются Богом или сверхъестественной силой, находящейся вне человека. Учения же Будды являются психолого-этической системой, в которой этические нормы обуславливаются психологической подоплекой и мотивацией наших действий. Для тех, кто действует вне чистых мотиваций, таких, как непривязанность, дружелюбие и понимание (мудрость), достижение счастья будет чем-то очевидным, вот только их собственные проблемы никогда не исчезнут. Но те, кто действует вне негативных мотиваций, таких, как привязанность, недоброжелательность и непонимание (неведение), будут избегать страданий.
Благородный Восьмеричный Путь включает в себя этические нормы, а именно: Правильная Речь, Правильные Действия и Правильные Средства к существованию. Последователю предлагается минимальные правила в форме пяти правил (панчашила):
Я буду воздерживаться от убийства и насилия... от взятия того, что не дано... от чувственного или сексуального проступка... от неправдивой речи... от принятия опьяняющих и одурманивающих веществ.
Из вышесказанного становится ясно, что в Буддизме нет места приказам и запретам. Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержания от недостойных действий обмана, насилия и опьянения ума.
Правильные Средства к существованию означают, что наша деятельность не должна быть сопряжена с насилием над другими живыми существами, например, торговля живыми или мёртвыми (вследствие убоя) существами, ядами, оружием или опьяняющими веществами. При выборе профессии нам следует склоняться в сторону факторов доброжелательности и полезности с одной стороны, и сострадания и мудрости с другой.
Последователи могут в свободные дни, или один-два раза в месяц, следовать восьми правилам. Таким образом, они учатся контролировать свой ум на благо себя и других. Вот эти восемь правил: я буду воздерживаться от убийства... от взятия того, что не дано... от сексуальных контактов в любой форме... от неправдивой речи... от опьяняющих веществ... от принятия пищи до 6 часов (утром) и после полудня... от украшения тела и развлечений... от использования кроватей и кресел, способствующих лени. (Буддийские монахи и монахини принимают решение следовать 227 основным обетам, включая эти восемь, и множеству второстепенных обетов). Подобно этим правилам, Будда учил тому, как мы можем жить, не принося страдания другим, и как мы можем быть творцами как своего собственного счастья в этом и последующих существованиях, так и безусловной свободы от всех страданий. В этих рамках нравственное поведение обусловлено состраданием ко всем живым существам.
Эти нравственные принципы являются всемирными законами, не зависящими от личности. Поэтому, такие идеи как "заповеди предписанные Богом" неизвестны в Буддизме. Мы сами ответственны за свои действия и их результаты. Каждый может сам для себя решить какие правила и в какой мере он желает их соблюдать.
Некорректно судить о том, насколько кто-либо является буддистом, следуя в той или иной мере обетам. Нет смысла создавать подобные социальные или духовные различия. Напротив, это приведёт к разногласиям между людьми и принесёт лишь зло.
Нравственность (шила) сама по себе не является целью, она - средство достижения духовного развития мудрости, в целях 1) обучения управлению противостоящих сил, 2) развития благоприятных качеств, и 3) создания основы для дальнейшего развития ума, с конечной целью полного освобождения ума от страдания.

Б) СИМВОЛЫ БУДДИЗМА

Символика обычно воздействует на двух разных уровнях. Первый из них - это обычный мирской уровень, который обусловлен историей, общественными отношениями, средствами производства и связанными с этим процессами. Другой же работает совершенно иначе. Он основан не на отражениях, появляющихся на поверхности зеркала, но его образует само зеркало, непосредственное переживание ума и его природы.
Одним из символов буддизма является цветок лотос. Лотос - по всей вероятности, самое чистое растение в природе. Он растёт из грязи, пробивается к открытому пространству через мутную воду - и только тогда полностью развивается в сияющий великолепием, совершенный во всех отношениях цветок. Поэтому он является символом чистоты и считается местом, в котором всё начинается. "Рождённый в лотосе" - значит чистый по своей природе, не как безупречная девственница, но чистый благодаря совершенному преобразованию подлинных, разнородных переживаний, уходящих корнями в настоящую жизнь. Он - середина явлений, настоящая энергия, его принцип - принимать все, что появляется, использовать это и трансформировать.
Будды в основном стоят или сидят (иногда под влиянием индуизма или бона они стоят, опустившись на одно колено) - часто на разных животных, чтобы подчеркнуть какие-либо исключительные качества. Палден Лхамо, Сиятельная Богиня, едет верхом на муле по океану крови. Она отсекает эго и препятствия, которые оно создаёт, её нельзя удержать, она упряма, как мул. Она сидит боком в седле, на человеческой коже, у неё две или четыре руки (четыре, если она проявляется как партнёрша Махакалы). Грозный аспект Гуру Ринпоче и 2-го Кармапы, Дордже Дролло, стоит на тигре. Этот защитник чёрно-красный, его лицо повернуто в сторону. В руках он держит дордже, вокруг него тоже сыплются дордже, давя духовную гордость. У него есть также пурба, с помощью которой он покоряет врагов и негативности. Белая защитница Апши быстро скачет на белом коне. Будда мудрости Манджушри сидит на льве. Будды также сидят на разных странных животных - змеях, драконах - или предметах. Но обязательно соблюдается общий принцип - внизу находится цветок лотоса, на нем лежит диск солнца, луны или оба вместе. Даже Палден Лхамо, скачущая через море крови, находится внутри огромного лотоса. Все культуры говорят о разного рода излучениях, аурах, ореолах и спасительных энергиях. В христианстве было опасно признаться в том, что ты обладаешь необычайными силами. На следующий день по приговору инквизиции тебя могли сжечь на костре, обвинить в сговоре с дьяволом, и т.п. В среде буддистов можно открыто сказать: мой ум достиг определённой степени ясности, он переживает не только материальные вещи, но и поля энергий.
Будды обычно изображаются с одним силовым полем вокруг тела и другим - вокруг головы (если у них несколько голов, то силовое поле все равно одно). Это хорошо видно на примере Будды Медицины. У него, как и у других мирных форм, одно силовое поле излучается из сердца, а другое - из головы. Цвет излучаемого света зависит от будда-семейства, к которому принадлежит данная эманация. У грозных форм силовые поля больше похожи на пламя, рвущееся во всех направлениях. В тибетском буддизме чаще всего встречаются такие вещи, как дордже и колокольчик. Для тибетцев - и Лам, и обычных буддистов - они представляют тело, речь и ум Будды. В верхней части колокольчика видно лицо бодхисаттвы, символизирующее тело Будды. Лицо обрамляют традиционные украшения и знаки Состояния Радости. У этого существа длинные волосы - следовательно, это мирянин или йогин. Дордже в верхней части колокольчика символизирует ум Будды, а сам колокол внизу - его речь. Говорится, что речь Будды имеет шестьдесят совершенных качеств. Например, если Будду слушают шестьдесят человек, говорящих на разных языках, - они все его понимают. Будда использует также все тональности речи, которые могут вдохновить слушателей и способствовать их развитию.
Дордже и верхняя часть колокольчика обычно делаются из бронзы, а нижняя - из сплавов пяти, семи или восьми металлов. В сплаве из восьми компонентов присутствует немного золота, так что он является очень ценным и редко встречается, потому что в Азии золота мало. Значительно чаще используется серебро. Язык колокола, издающий звук, обычно прикрепляется жестко, чтобы не было случайных звуков. Опытные практикующие предпочитают более свободное крепление - тогда звук чище. Колокольчик, символ тела и речи Будды, держат в левой руке.
Дордже - король камней, самое острое лезвие, способное отсечь все, символ пути. Алмаз всегда остается сияющим и прозрачным. Эти качества характерны для чистого состояния ума - состояния, в котором мы полностью осознаём, которое нельзя утратить. Ничто не может разрушить или изменить его, оно - вне времени и места. Символом этого состояния и является дордже.
Центральная ось дордже символизирует первоначальное сознание - то, которое не осознаёт само себя, как ум во сне. Это сознание содержит в себе все качества, но только начинает их развивать. Это имеет место с безначальных времён, так как нет никакого начала. Ум подобен пространству, он никогда не был рождён, создан или сложен из частей. Всегда и везде ум развивает свои качества, ищет свой смысл. Восемь лепестков лотоса символизируют именно этот поиск и зарождающееся сочувствие бодхисаттвы. Затем, после прохождения разных уровней бодхисаттв в мужских и женских формах, ум реализует мудрость. Ось дордже представляет главную мудрость, а четыре луча - остальные мудрости. Так с уровня первоначального сознания благодаря устремлённости к чистоте мы приходим к состоянию бодхисаттвы, проявляются пять мудростей Будды, затем - сила и активность. Точки, в которых это всё соединяется, - это вершины дордже. Дордже связано также с мандалой. Мандала контролирует внешний и внутренний мир.
С востоком связаны: синий цвет, стихия воды, гнев как мешающая эмоция и мудрость подобная зеркалу, показывающая вещи такими, как они есть, - как результат трансформации гнева. Цвет юга - жёлтый, стихия - земля, мешающее чувство - гордость, а плод её трансформации - мудрость равностности. Эта просветлённая мудрость показывает, например, что всё обусловлено, но на абсолютном уровне истинная природа явлений - это пространство, а потому одно явление не может быть лучше или хуже другого, они просто по-разному проявляются.
Запад - это красный цвет и стихия огня. Мешающее чувство, как нетрудно угадать, здесь - желание, а в результате его трансформации появляется различающая мудрость. Она позволяет отличать вещи друг от друга и одновременно видеть их как части одного целого. С севером связан зелёный цвет, его стихией является ветер, движущийся воздух. Мешающим чувством здесь является ревность, которая трансформируется в умение использовать опыт, находить связь между явлениями. Так появляется способность к историческому мышлению и работе с примерами. Наконец, центр мандалы - это неведение, трансформирующееся во всепроникающую мудрость, стихия пространства и белый цвет.
Все эти энергии тесно связаны с дордже, содержатся в нём. Эта символика может служить вам для медитации. Держа дордже вертикально, согласно его значению, вы можете представить себе восемь бодхисаттв и пять Будд в мужских формах на его вершине, а также восемь бодхисаттв и пять Будд в женских формах в нижней части. Если вы сядете, внимательно на всё это посмотрите и вспомните, какой смысл имеет дордже, - вы увидите карту всего буддизма. Все состояния развития, начиная с первоначального ума, первой попытки осознавания своего существования и заканчивая высшими уровнями силы, - все это в нём содержится. В центре дордже иногда представлен лотос или знак инь-ян как символ двойственности. Бывает также символ с тремя полями (двойственность и сознание) или колесо жизни.
Что касается колеса жизни, то в его центре часто изображаются трое животных, кусающие друг друга за хвост. Это змея, символизирующая агрессию непросветлённого ума; петух, символизирующий привязанность, желание и алчность, и свинья, представляющая неведение. Эти мешающие чувства не позволяют уму узнать собственную истинную природу, из-за чего и появляется всё колесо рождений. Затем изображены существа, которые поднимаются вверх, если совершают хорошие действия, и падают вниз, если говорят или делают что-то вредное. Колесо жизни состоит из шести разных миров, в которых живет шесть классов существ. Там есть боги, слушающие прекрасную музыку, и Будда, если приходит в этот мир, обычно держит музыкальный инструмент - это вдохновляет богов. Есть шесть божественных сфер, в них исполняются все желания. Чего бы ни хотелось - всё тут же появляется, и сразу хочется ещё больше, и так далее. В следующих семнадцати божественных сферах переживаются формы, прекрасные с эстетической точки зрения, а в последних четырех сферах - бесформенная, абстрактная красота.

В) КУЛЬТУРА БУДДИЗМА

Времена расцвета буддийской религии тесно связаны с появлением литературы и письменности. Еще в глубокой древности (III-IV вв. до н.э) знаменитым Панини была создана грамматика санскритского языка. Разработанные правила языка, словарный фонд, нормы правописания впоследствии помогали налаживанию общения и взаимопонимания самых различных народностей и племен. Именно в этот период на санскрите записаны знаменитые поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна", а также трактаты по различным отраслям знаний. Многовековой народной мудростью проникнуты сборники сказок, мифов, басен. Были разработаны основные правила стихосложения. Особое внимание уделяется образному слову, его эмоциональной убедительности и выразительности. Для буддийского миропонимания характерно тяготение к притчам, метафоре и сравнению. Весьма примечательна, неповторима религиозно-философская литература буддизма. Более всего она связана с описанием жизненного пути Будды, с его проповедями и поучениями.
В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, который является самым первым известным науке документом, упоминающим о Будде и его учении - дхарме, написанный в III в. до н.э. Известная сейчас литература буддизма складывалась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал, она весьма обширна.
Считается, что священные буддийские книги были написаны монахами хинаяны (тхеравады) на четвертом соборе в Шри-Ланке в I веке до н.э. В них использовался древний разговорный индийский язык пали, на котором говорил Будда. Священные книги были записаны на пальмовых листьях и стали известны как Закон Пали или Типитака. "Типитака" означает "три корзины", что соответствует разделению священных книг на три раздела: Виная-питака (дисциплинарные правила для монахов), Сутта-питака (изречения и проповеди Будды в изложении его любимого ученика Ананды) и Абхидхамма-питака (систематизированное изложение Сутты-питаки, философские тексты).
Искусство буддизма во многом отличается от искусства христианских народов. Идеи буддизма о призрачности жизни и всего земного, о бесконечных перерождениях и другие воплотились в буддийской мифологии, народных притчах и сказаниях, в философских трактатах, в музыке, в пластических искусствах и культовой архитектуре.
Суть буддийского учения отразилась, например, в скульптурных изображениях Будды, которые изменялись в зависимости от типа национальной культуры, эпохи, вкуса общества. Лицо Великого Учителя - существа, достигшего наивысшего предела духовного развития, - излучает благочестие и спокойствие, умиротворенность; руки его подняты для благословения и поучения. Буддийским искусством была разработана сложная символика положения рук и пальцев, в соответствии с которой каждый жест имел определенной значение. Система условных жестов и поз существовала и в ритуальных храмовых танцах, что давало возможность верующим понимать богослужение-пантомиму, буквально "прочитывая" ее, как читают обычную книгу.
В буддизме со временем весьма возросла роль обрядов и церемоний. Для укрепления союза государственной власти и Церкви в Древней Индии тратились огромные финансовые и материальные средства, создавались могущественные монашеские общины, строились многочисленные пещерные храмы, другие культовые сооружения. Все это способствовало становлению оригинальной архитектуры и изобразительного искусства.
Под воздействием идей буддизма расцвело садовое искусство. Никакая другая религия не была так тесно связана с растительным миром, с красотой природы, как буддизм. Буддийские монахи разводили вокруг своих монастырей целые рощи. Для этого у них было достаточно досуга, и жили они в окружении мирной природы, столь благоприятствующей душевному покою. Вот почему садовое искусство того времени тесно связано с храмами и монастырями. Из Индии буддийский храмовый сад перекочевал в другие страны, в Китае, Корее, Японии дал жизнь садам нового типа. (В Японии - знаменитый "сад камней").

Праздники тхеравады
По традиции сложилось так, что на характер праздников тхеравады сильное влияние оказали законы буддийского монашества. Монашеский календарь отмечен двумя важными событиями: речь идет о днях упосатты, которые бывают каждую неделю, и о ежегодном. Посвященные миряне могут так же, как и монахи, соблюдать дни упосатты.
Первоначально в дни упосатты, которые приходились на дни полнолуния, новолуния и четвертей, монахи встречались для того, чтобы заново подтвердить свой монашеский устав, а также исповедаться друг перед другом в своих грехах. Впоследствии эти особые для буддистов дни стали соблюдаться и мирянами. Дни упосатты, случающиеся раз в неделю, выполняют ту же функцию, что и Шаббат в иудейской практике. Следует также отметить одну особенность: поскольку день полнолуния является наиболее благоприятным днем (на него приходятся такие важные события, как день рождения Будды, день просветления и день его смерти), то дни полнолуния считаются намного более важными, чем остальные, а дни новолуния, соответственно, считаются более важными, чем четверть. Обряд, совершаемый в день полнолуния, помогает буддистам поддерживать тесную связь с природными ритмами, и тут нет ничего случайного, потому что сансара связывает человеческую судьбу с круговоротом в мире природы. Луна с ее циклами служит символическим напоминанием как о сансарическом "колесе" человеческой жизни, так и о донесенной до людей Буддой дхарме, или истине, которая тоже является вечной. Таким образом, полная луна обладает магическим свойством, указывая человеку на необходимость усердия и суля надежду на освобождение.
В соответствии с традицией в дни упосатты принято посещать монастыри или храмы, слушать учение, которое читается монахом, петь тексты, принимать участие в медитации и вновь торжественно заявлять о своей готовности выполнять наставления. Для благочестивых мирян появляется возможность продвинуться на пути истины, демонстрируя свою щедрость, а именно: принося деньги в дар монастырю и поклоняясь Будде. Другая широко распространенная практика - это брать на себя обязательство выполнить в день упосатты восемь наставлений, что больше, чем обычные пять, а кроме того, в этот день человек, как правило, обязуется следовать наставлениям более прилежно. Например, люди берут на себя обязательства не есть мяса или рыбы, воздерживаться от сексуальной жизни, не принимать пищу после полудня, отказаться от украшений и развлечений. Короче говоря, люди прибегают к практике ограничений, временно обращаясь к образу жизни монахов. Буддийские праздники в меньшей степени предназначены для веселья и в значительно большей степени являются поводом вспомнить о своем долге и подтвердить свои намерения.

"Последователи Будды" отмечают четыре главных праздника в году:
Бойшакхи Пурнима или полнолуние месяца Бойшакх - священный день для буддистов, так как в этот день свершилось 3 важных события в жизни Будды (его рождение, его просветление и  его паринирвана).
Ашари Пурнима или полнолуние месяца Ашар - начало буддистского поста, который продолжается 3 месяца.
Ашвини Пурнима - третий большой праздник полнолуние месяца Ашвин. Во время этого праздника буддистским монахам принято дарить желтые одежды. Этот праздник отмечают в разные дни в каждом храме.
Чайтра Санкранти - четвертый праздник, последний день бенгальского года. Во время всех этих торжеств и дней полнолуния буддисты ходят в храмы, предлагают Будде цветы, зажигают свечи перед изображениями Будды и слушают религиозные проповеди.

Г) ПАМЯТНИКИ БУДДИЗМА

Из описаний грека Мегасфена известен своим великолепием деревянный многоэтажный дворец царя Ашоки. Внутренние помещения дворца были украшены гранитными колоннами, скульптурой и резьбой. При Ашоке буддизм стал государственной религией, но царь продолжал запрещать строительство зданий из камня. Гражданские здания, как и храмы, возводили из дерева, и они не сохранились. Распространение буддизма вызвало строительство многочисленных культовых памятников. Так же при Ашоке было воздвигнуто около 80 тыс. ступ - мемориальное сооружение, хранящее останки Будды. Слово ступа в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. Так в древней Индии назывались могильные курганы.
Первоначально ступа представляла собой холм, содержавший останки святого человека или объекты, связанные с его жизнью. Через столетия ступа преобразовалась в высокие монументы со шпилями, напоминающими храмы Таиланда, Шри-Ланки, Кореи, Японии. В буддизме она стала символом мироздания, схематически выраженного ступенчатой структурой ступы. Ступа символизирует собой вселенскую гору Сумеру. Архитектура ступы может меняться от страны к стране, но всегда остаются пять составляющих ее частей: основание, лестница (ступени), купол (полушарие) шпиль и навершие. В буддизме этим частям ступы ставятся в соответствие различные значения. Например, соответствие с пятью первоэлементами: основание соотносится с элементом Земли; лестница - с Водой; купол - с Огнём; шпиль - с элементом Ветра (Воздуха); навершие - с Пространством. Или другое соотношение: основание - омрачения ума; лестница и купол - начало пути к просветлённому состоянию ума; шпиль - состояние бодхисаттвы, навершие - состояние Будды.
Таким образом, ступа также является символом Просветлённого Ума Будды. В буддийских текстах упоминается, что после кремации тела Будды останки его были поделены на восемь частей, каждая из которых была помещена в специальную ступу. Эти реликвии стали объектом поклонения буддистов. Ступа отражала модель мироздания, для нее характерны величавая простота и совершенство формы. Из Индии ступы, несколько видоизмененные, проникли и в другие страны. Одной из древнейших считается ступа в Санчи (Центральная Индия, 250 г. до н.э.). Она представляет собой круглое сооружение, имеющее снаружи форму полусферы, которая увенчана стержнем с дисками - "зонтами", символизирующими ступени познания на пути к нирване. Ворота - два каменных столба, соединенные перекладинами, которые украшены рельефами, изображающими сюжеты из "Махабхараты" и из жизни Будды. На верхней перекладине ворот показано поклонение слонов священной смоковнице, под которой Будда произнес свою первую проповедь, вторая перекладина представляет поклонение буддийским символам. Третья - встречу Гаутамы с отшельником, открывшим ему глаза на человеческие печали и страдания. Внутри ступы находится камера для хранения урны с пеплом и других священных реликвий.
Большое распространение в Индии получили стамбхи - буддийские и индуистские памятные колонны, завершающиеся фигурой животного. В долине Ганга возле Бенареса находился Парк Газелей. По преданию, именно здесь Будда произнес свою первую проповедь, в память, о которой в III в. до н.э. и был, воздвигнут столб с "Львиной капителью". Сегодня от стамбхи осталась только капитель из отполированного до блеска песчаника, представляющая собой опрокинутый лотос - символ чистоты побуждений - с четырьмя полуфигурами львов. Абака (плита на капители) украшена рельефными фигурами слона, льва, лошади и быка, символизирующих четыре стороны света. Между фигурами животных изображено "Колесо Закона", символизирующее учение Будды. Когда в 1947 г. Индия обрела государственную независимость, "Львиная капитель" стала государственным гербом, а "Колесо Закона" (названное теперь "Колесом Прогресса") помещено на национальном флаге.
Другой вид культовых памятников буддизма чайтья-скальные храмы (символ отшельнической жизни Будды). Согласно преданию, Будда, призвавший своих учеников удалиться от суетного мира, читал свои проповеди в тишине - под деревом или на краю пустыни. Его ученики стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая для этого в скалах пещеры, некоторые из которых превращались в храмы ("чайтья") или монашеские кельи ("вихара"), именно в них развивались науки и искусства. В монастырях создавали множество изображений бодхисаттв - вечно юных существ, достигших высшей ступени святости, посвятивших свою жизнь людям, пытающимся найти путь к спасению. Пещерное зодчество Индии (с III в. до н.э. по X в. н.э.) - величайшее явление мирового искусства и архитектуры, в котором одновременно синтезировались архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство и стенопись. Сегодня в Индии существует около 1 200 таких пещерных сооружений.
Наиболее хорошо сохранился комплекс в Аджанте, в который входят 29 пещер, высеченных над отвесным берегом реки Вагхора. Фасады пещерных храмов украшают статуи Будды и его учеников, высеченные из единого массива скалы. Замечательны и росписи пещер, воспроизводящие эпизоды жизнеописания Будды и прежних воплощений Великого Учителя. Часто они трактуются как сцены придворной жизни: принцы в роскошных комнатах обнимают жен, принимают гостей, выезжают на охоту или войну. Здесь можно увидеть изображения улиц древних городов, людей, стоящих у балконов, домашней утвари, повозок. Среди аджантских росписей особенно выделяется изображение "Бодхисаттвы с лотосом".

 Список литературы

1. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. - М., 1994.

2. Воскобойников В.Н. История мировой и отечественной культуры: Учебное пособие. - М., 1995.

3. Гуревич П.С. Культурология. - М., 1996.

4. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 1990.

5. История мировой культуры / Научная разработка и сост.Ф.С. Капицы; Под ред. Л.В. Кашинской, В.В. Славкина. - М., 1996.

6. Корнев В.П. Буддизм - религия Востока. - М., 1990.

7. Культурология. Основы теории и истории культуры / Под ред. И.Ф. Кефели. - СПб., 1996.

8. Рерих Н.К. Мир через культуру. - М., 1991.

9. Розанов В.В. Религия и культура. - М., 2001.

10. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. - М., 1999.

11Эррикер К. Буддизм. - М., 1999.

12Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии: Учебное пособие для студентов. - М., 1985.


 

Задание №2

КУЛЬТУРНАЯ АССИМИЛЯЦИЯ — процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае Ассимиляция может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин “Ассимиляция” используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнической меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при которых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы.

Понятие Ассимиляция стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в американской социальной науке (первоначально синонимично слову “американизация”). Одно из первых определений термина Ассимиляция дано Р. Парком и Э. Берджесом: “Ассимиляция есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе которого индивиды или группы приобретают историческую память, чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь”. До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения Ассимиляция привлекалась преимущественно теория “плавильного тигля”: американское общество рассматривалось как огромная “творческая лаборатория”, где различные  культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетическое целое.

Во вт. пол. 20 в. проводились многочисленнные исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теоритическое осмысление этого феномена. Ван дёр Занден различал одностороннюю Ассимиляцию, при которой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при котором элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы Ассимиляции в американском обществе, пришел к выводу, что Ассимиляция резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту точку зрения разделяют большинство ученых. Случаи полной Ассимиляции встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиционной культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнической группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса Ассимиляции: замену старых культурных паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д.

Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.).

В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина “Ассиммиляция” в связи с его полит,ическими коннотациями. Кроме того, доминирует понимание Ассимиляции как сложного и многогранного процесса, различные аспекты которого (расовые, этнические, политические., демографические., психологические и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности.

ТРАДИЦИИ — социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции включают в себя объекты социокультурного наследия (материальные и духовные ценности); процессы социокультурного наследования; способы этого наследования. В качестве Традиции выступают определенные культурные образцы, институты, нормы, ценности, идеи, обычаи, обряды, стили и т.д.Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и в изв. мере являются необходимым условием их существования. Особенно широка их сфера в архаичном и докапиталистическом обществах. Традиции присущи самым разным областям культуры, хотя их удельный вес и значение в каждой из этих областей различны; наиболее важное место они занимают в религии.

Многообразие существующих в мире культур в значит. мере обусловлено многообразием соответствующих культурных традиций. Благодаря современным средствам коммуникации значительно расширяются возможности заимствования и взаимообмена в сфере культурного наследия различных обществ. Заимствуемые элементы культурного наследия, выступающие первоначально как инновации для заимствующей культуры, впоследствии нередко традиционализируются в ней, становясь органичной частью собственного культурного традиционного комплекса.

Традиции образуют “коллективную память” обществ и социальных групп; обеспечивая их самотождественность и преемственность в их развитии. Социальная и групповая дифференциация оказывает существ, влияние на интерпретацию и использование общенационального культурного наследия. Кроме того, отдельные группы, классы, слои обладают своими собственными Традициями. В дифференцированных обществах существует также множество разнообразных временных ориентации, устремлений на ту или иную историческую эпоху, рассматриваемую в качестве “подлинно” традиционной и образцовой. Отсюда множественность и противоречивость традиционных культурных форм и их интерпретаций.

Каждое поколение, получая в свое распоряжение опр. совокупность традиционных образцов, не просто воспринимает и усваивает их в готовом виде; оно всегда осуществляет их собств. интерпретацию и выбор. В этом смысле каждое поколение выбирает не только свое будущее, но и прошлое.

Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в то же время отвергают другие, поэтому Традиции. могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается).

Традиции как один из основополагающих аспектов нормального социокультурного развития необходимо отличать от традиционализма, составляющего идеологию и утопию некоторых государств и социальных движений.

Литература.: Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколении. М., 1976; Традиция в истории культуры. М., 1978; Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // СЭ, 1981, № 2; Плахов В.Д. Традиции и об-во. М., 1982; Стиль и традиция в развитии культуры. Л., 1989; Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., 1990; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990; Человек и культурно-истор. традиция. Тверь, 1991; Каиров В.М. Традиции и истор. процесс. М., 1994; На грани тысячелетий: Судьба традиций в искусстве XX в. М., 1994; Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y. etc., 1973.

Задание №3

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской. литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., одной из важных черт к-рых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

КЛАССИЦИЗМ - (< нем. Klassivsmus < лат. classicus — первоклассный, образцовый) — направление в искусстве XVII— нач. XIX вв., для которого характерны рационализм, нормативность творчества, тяготение к завершенным гармоническим формам, к монументальности, ясности и благородной простоте стиля, уравновешенности композиции. В то же время ему свойственны элементы схематизации и формализации, отвлеченная идеализация. Его образы не могут быть эстетически многоцветными; им не свойственны интеллектуальная и эмоциональная объемность, пластичность, многогранность. Произведения не вбирают в себя всего лексического богатства речи, традиции, культуры. Художественная концепция мира в Классицизме. была рационалистична и внеисторична: проблемы времени решались на материале античном рим. или настолько абстрактном, что ни место, ни эпоха не имели существенного значения. Однако можно говорить и о том, что данное направление дидактично, назидательно, ибо выражает гражданский пафос, государственность концепции, веру в силу разума, четкость и ясность моральных и эстетических оценок. Принципы Классицизма утверждаются во всех видах искусства.

КЛАССИЦИЗМ - (от лат. classicus - образцовый) - стиль и направление в литературе и искусстве 17 - нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в 17 в. во Франции. В 18 в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...