Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Искусство Возрождения в Нидерландах.





Программа дисциплины

 

История художественной культуры

(История художественной культуры Западноевропейских стран эпохи Возрождения и XVII –XVIII вв.)

 

 


Искусство эпохи Возрождения.

Введение.

Историческое значение Возрождения. Победа светского начала в культуре Возрождения. Утверждение реалистического метода в живописи. Обогащение видов и жанров изобразительного искусства, возрождение классического языка архитектурных форм. Исторические корни, хронологические рамки и принципы исторической периодизации Возрождения. Общие закономерности и национальные особенности Возрождения.

 

Искусство Италии XIII – XIV вв.

Формирование раннебуржуазных отношений в средневековых городах Италии, развитие торговли и раннекапиталистической экономики, рост светских элементов в городской культуре. Творчество Данте, Петрарки и Боккаччо, становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку. Развитие локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.). Флоренция – ведущий центр передовой итальянской культуры и искусства. Проторенессанс и готика в искусстве Флоренции XIII – XIV вв. (Никколо и Джованни Пизано). Художественное своеобразие сиенской школы треченто. Творчество Дуччо, Симоне Мартини, Амброджо и Пьетро Лоренцетти. Позднеготическое искусство Италии рубежа XIV – XV вв.

 

Раннее Возрождение в Италии.

Расцвет итальянских городов – коммун и региональных тираний. Борьба с пережитками феодализма в городах – коммунах Италии. Развитие гуманизма, его роль в формировании культуры и искусства раннего Возрождения. Утверждение принципов гуманизма и нового искусства в культуре Флоренции XV в., своеобразие исторического развития флорентийской художественной школы. Связь науки с искусством. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л.Гиберти, Л.Б.Альберти).



Архитектура раннего Возрождения. Обращение к античному наследию, поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Творчество Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти. Сложение нового типа светского (палаццо, общественное здание, вилла) и культового (развитие идеи центрического и базиликального храма) зданий.

Скульптура раннего Возрождения. Выработка новых принципов пластического языка, основанного на пристальном изучении натуры и на обращении к античным традициям, в творчестве Донателло – ведущего мастера ренессансной пластики XV в. Развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчестве Л. Гиберти, Я. делла Кверчи и А. Верроккио.

Живопись раннего Возрождения. Флорентийская школа XV в. Мазаччо – основоположник ренессансного реализма в живописи XV в. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической и линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Художники – экспериментаторы – П. Уччелло, А. дель Кастаньо, А. Бальдовинетти. Средневековая мистика и реализм в искусстве Фра Анджелико. Противоречивый характер флорентийской культуры и искусства рубежа XV – XVI вв. Творчество С. Боттичелли.

Сиенская школа XV в. (Сассетта, Джованни да Паоло и др.). Живопись раннего Возрождения в Северной и Средней Италии. Творчество Пьеро делла Франческа, его интерес к проблемам передачи света и воздуха, его учение о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Археологические увлечения А. Мантеньи, его страстный интерес к античности. Гравюры Мантеньи. Умбрийская школа XV в. Культура и искусство раннего Возрождения в Венеции. Своеобразие исторического развития венецианской художественной школы. Творчество Дж. Беллини, его интерес к пейзажу и портрету. Развитие венецианского колоризма и ренессансного в творчестве В. Карпаччо. Связь искусства Антонелло да Мессины с художественной культурой Нидерландов. Портреты Антонелло да Мессины.

Вклад искусства и культуры раннего Возрождения в развитие мирового искусства.

 

Высокое Возрождение в Италии.

Расцвет искусства Высокого Возрождения как итог всего предшествующего развития итальянской культуры. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности, гармонического единства мироздания.

Творчество Д. Браманте и А. Палладио – высшие достижения архитектурной мысли эпохи. Творчество Леонардо да Винчи – основоположника искусства Высокого Возрождения. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо. Его творческий метод и основные направления деятельности (живопись, скульптура, архитектура). Влияние Леонардо на развитие итальянского искусства первой половины XVI в.

Творчество Рафаэля Санти, воплощение гуманистических идеалов эпохи в его монументальных и станковых произведениях. Рафаэль – портретист. Рисунки Рафаэля. Архитектурное творчество Рафаэля. Школа Рафаэля.

Выражение гуманистических представлений и гражданских идеалов времени в скульптурных и живописных произведениях Микеланджело. Микеланджело и античная традиция. Основные скульптурные и живописные произведения мастера. Трагический характер его позднего творчества. Микеланджело – рисовальщик. Архитектурные произведения. Влияние Микеланджело на современную ему художественную жизнь Италии.

Высокое Возрождение в Венеции (тема на самостоятельное изучение).

Венецианская школа XVI в. Роль Джорджоне в становлении искусства Высокого Возрождения в Венеции. Творчество Тициана, его жизнеутверждающий, гедонистический характер. Колоризм Тициана, полнокровность его художественного языка. Тициан – портретист.

Венецианское искусство в конце XVI в. Творчество Я. Тинторетто и П. Веронезе. Брешианская школа.

Экономический, политический и идейный кризис в Италии в конце XVI в. Маньеризм и протобарокко как эпилог развития ренессансной художественной культуры.

 

Искусство Возрождения в Нидерландах.

Формирование и постепенное укрепление бюргерской культуры в нидерландских городах. Появление новых черт в искусстве Нидерландов. Пробуждение интереса к образному отражению в искусстве многообразия мира, различных проявлений человеческой индивидуальности. Зарождение портрета, пейзажа и бытового жанра в нидерландской религиозной живописи. Истоки искусства нидерландского Возрождения: книжная миниатюра XIV – XV вв. и бургундская пластика (братья Лимбурги, К. Слютер). Ян ван Эйк – основоположник ренессансного искусства Нидерландов. Сосуществование реалистических и готических тенденций в нидерландском искусстве XV – XVI вв. Творчество Р. ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Г. Мемлинга. Развитие портрета. Образ мира в нидерландском искусстве Возрождения. Демократические и фольклорные черты в живописи XV в. Реализм и фантастика в творчестве И. Босха. Искусство Питера Брейгеля Старшего как отражение идей нидерландской буржуазной революции. Образ природы в искусстве Брейгеля.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.