Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сервисы и службы образовательного Web-ресурса




· Сервисом ОВР будем называть доступные через внешний интерфейс или внутренние (программные) интерфейсы Web-ресурса, реализованные в его составе программные средства (функциональную подсистему), основная задача которых состоит в том, чтобы помогать пользователям удобно и эффективно выполнять требуемые им операции над содержимым разделов ОВР и использовать его ресурсы.

· Службой ОВР будем называть функциональную подсистему Web-ресурса, доступную через внутренние интерфейсы и используемую несколькими функциональными подсистемами (сервисами) Web-ресурса. Примерами сервисов являются системы новостей и форумов, информационного поиска и персонализации. В качестве примера служб можно упомянуть службу аутентификации и авторизации доступа к содержимому Web-ресурса.

Состав базовых сервисов и служб

Рассмотрим состав базовых сервисов и служб ОВР:

  • сервисы поиска информации. В состав этих сервисов входят средства работы с расширяемым иерархическим каталогом (рубрикатором) образовательных ресурсов, банк образовательных объектов, карта портала и мета поисковая система по внутренним и внешним информационным ресурсам.
  • информационные сервисы обеспечивают мониторинг, агрегацию и централизованное распространение информации, исходящей от образовательных ресурсов ОВР. К таким сервисам относятся единая система новостей, сервис мониторинга и трансляции обновлений.
  • сервисы интерактивного общения пользователей обеспечивают интерактивное взаимодействие пользователей и образовательных ресурсов, входящих в состав ОВР, а также взаимодействие пользователей портала друг с другом. В состав этих сервисов входят единая система форумов, система проведения опросов и голосования, электронные доски объявлений и сервис рассылок.
  • сервисы мониторинга и статистики обеспечивают централизованный сбор информации, необходимый для статистической обработки и анализа активности аудитории ОВР.
  • службы экспорта и импорта информационных и функциональных ресурсов ОВР обеспечивают, с одной стороны, возможность интеграции в состав ОВР содержания и функциональности определенных разделов других образовательных порталов и сайтов и, с другой стороны, симметричную возможность «встраивания» во внешние образовательные сайты и порталы части содержания и функциональности ОВР.
  • служба аутентификации и авторизации доступа к содержимому ОВР обеспечивают проверку подлинности пользователей (служба аутентификации) и реализуют ограничения доступа пользователей к тем или иным информационным и (или) функциональным компонентам ОВР в соответствии с полномочиями доступа этого пользователя.

Кроме перечисленных сервисов и служб в состав ОВР могут входить комплексные специализированные информационные сервисы и службы: сервис доступа к электронным библиотекам, сервис обеспечения доступа к вычислительным ресурсам научно-образовательных центров высокопроизводительных вычислений, сервис поддержки дистанционного освоения учебных курсов и пр.

Интерфейс пользователя ОВР ассоциируется с функциональной составляющей и выполняет следующие основные функции:

  • отображение на экране информации согласно описанным схемам ее представления и оформления;
  • воспроизведение аудио- и видеофрагментов, Gif-, Flash-анимации, Java-апплетов;
  • обеспечение функционирования управляющих элементов интерфейса пользователя (панели навигации, кнопок и др.);
  • прием данных и команд, вводимых пользователем, их первичная обработка (как правило, проверка) и передача другим функциональным компонентам ОВР.

Практическая часть

1. Задание: Найдите не менее пяти образовательных Интернет ресурсов по вашей тематике

URL Тема Сайт или портал Сервисы
         
         
         
         
         

 

2. Задание: Выберите какой-либо информационный ресурс и проанализируйте его согласно представленному ниже плану.

План анализа мультимедийного ресурса

1. Название ресурса и тема/цель;

2. Адрес ресурса в Интернете или библиографическая ссылка на CD;

3. Тип ресурса (приложение или продукт)

1. Приложение: обучающая программа, тест, система виртуальной реальности / виртуальный тренажер, мультимедийный словарь, обучающая игра, другое;

2. Продукт: мультимедийная энциклопедия, атлас, база данных, другое.

4. Использованные средства и формы представления информации, их качество:

1. Гипертекст;

2. Графика (статическая);

3. Звуковое оформление;

4. Анимация;

5. Видео.

5. Степень использования интерактивности:

1. Организация диалога;

2. Адаптивность (настройка под потребности пользователя);

3. Визуальное моделирование введенных пользователем данных;

4. Другое.

6. Скорость работы, корректность работы;

7. Способ инсталляции и системные требования;

8. Удобство пользовательского интерфейса (ясность, четкость, интуитивность, комфорт);

9. Схема структуры ресурса

1. Структура с точки зрения меню;

2. Функциональная структура: содержательный блок, блок учебных опытов/моделей; блок проверки; дополнительные ресурсы/хрестоматия, другие блоки;

10. Наличие ссылок на источники, информация об авторских правах;

11. Содержательная корректность (наличие ошибок);

12. Комментарии, добавления, предложения.

 

Пройдите тест

1. Размещенный на одном из серверов сети Интернет текстовых документ в формате PDF является:

Интернет-ресурсом

Web-ресурсом;

оба ответа верны.

2. Являются ли Интернет-ресурсами размещенные на серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования?

да;

нет;

3. Как называются порталы, ориентирующиеся, прежде всего, на максимально широкий охват интересов своего потребителя?

вертикальные;

горизонтальные;

специализированные;

профильные.

4. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Internet, имеющая вертикальную структуру, информационное наполнение которой посвящено образовательной тематике называется:

образовательным порталом;

образовательным сайтом;

образовательным Web-ресурсом.

5. Непременными атрибутами профильного образовательного портала являются:

наличие комплекса качественных образовательных и учебно-методических материалов по профилю портала;

эффективный механизм поиска информации в собственных и внешних Интернет-ресурсах по основному профилю портала;

возможность интерактивного взаимодействия в режиме реального времени участников распределенных коллективов;

система дистанционного обучения работы с порталом.

6. Отличия образовательного сайта от образовательного портала заключаются в следующем:

образовательный сайт требует меньшего дискового пространства на сервере, чем образовательный портал;

все информационное наполнение образовательного сайта обычно находится на одном Web-сервере, а портал обычно содержит лишь ссылки на образовательные ресурсы;

создатели образовательных сайтов являются собственниками своих образовательных ресурсов, а создатели портала не могут претендовать на авторство тех документов, ссылки на которые представлены в рубриках портала.

 

7. Функциональная подсистема Web-ресурса, доступная через внутренние интерфейсы и используемая несколькими функциональными подсистемами (сервисами) Web-ресурса называется:

сервисом портала;

службой портала;

внешний интерфейс портала;

8. Из представленных программных компонентов портала выберите те, которые относятся к сервисам портала:

авторизация доступа к содержимому портала;

система новостей;

форум;

поиск по порталу.

9. Система форумов, система проведения форумов и голосований относятся к:

сервисам мониторинга и статистики;

информационный сервисам;

сервисам интерактивного общения пользователей.

10. Какие из приведенных образовательных Web-ресурсов являются порталами?

www.demo-course.narod.ru

www.alledu.ru

www.1september.ru

www.informika.ru

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...