Налоговая система США и ее специфика
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение
Налоговые системы разных стран являются продуктом длительной эволюции их экономик. В них отразилась специфика государственного устройства, приоритетность направлений в формировании структуры общественного производства, особенности государственной внутренней и внешней политики, национальный менталитет. Вместе с тем, усиливающаяся интеграция экономик стран отдельных регионов, расширение хозяйственных связей товаропроизводителей и создание транснациональных корпораций обусловили необходимость максимальной унификации налоговых систем, выработки единых принципов их построения. Экономически развитые страны накопили многовековой опыт построения налоговых систем и продолжают их совершенствовать, осуществляя налоговые реформы с периодичностью в 4-10 лет. Например, США произвели крупные изменения в налоговом законодательстве в 1986 году и в 1990 г. в направлении существенного снижения налоговых ставок при одновременном сокращении перечня предоставляемых налогоплательщикам льгот. Государственный бюджет при этом не ощутил потерь доходов, так как расширилась налоговая база. В Канаде последняя крупная налоговая реформа проходила в 1987г. и предусматривала либерализацию налогообложения. Канадские власти, учитывая близкое соседство с США, озабочены повышением конкурентоспособности своей налоговой системы и созданием более льготных, чем в Америке налоговых условий для привлечения капиталов в национальную экономику. В аналогичной ситуации находится и Республика Беларусь, главной проблемой которой является поиск инвестиций в обновление и расширение производственной базы национального хозяйства. Таким образом, для нас опыт развитых государств в построении налоговых систем представляет практический и научный интерес. Поэтому ниже рассмотрим налоговые системы США и Франции.
Налоговая система США и ее специфика
Налоговая система США существует с момента принятия Декларации независимости. В современном виде она отвечает уже не только фискальным задачам - обеспечению доходами федерального бюджета, бюджетов штатов и местных бюджетов. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное место в реализации экономической политики США. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70 % доходов и расходов [1, с.334]. При развитых рыночных отношениях, свободе предпринимательства в США государственное регулирование стало неотъемлемой частью экономического механизма. Основным инструментом государственного регулирования служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. В государственное регулирование экономики наряду с федеральными властями активно включаются местные органы управления. Они обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов. Причём в последние 15-20 лет в США наблюдается рост объёма финансов местных органов управления. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной сферы финансы штатов и местных органов власти становятся основным источником финансовых ресурсов. Так, в государственном финансировании социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании - полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90 %, в охране окружающей среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве - около 40 % [1, с.335].
К ресурсам местных органов управления в США относятся финансы штатов, муниципалитетов, посёлков в сельской местности. При помощи сугубо экономических регуляторов (налогообложение, кредитование, бюджетное финансирование, инвестирование) государство стимулирует ту деятельность, которая в наибольшей мере удовлетворяет общественным потребностям. Налоговая политика США направлена на привлечение частного капитала. Стимулирующее влияние налоговых льгот можно рассматривать как форму косвенного субсидирования предпринимательской деятельности. В федеральных налогах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются в основном за счёт косвенных налогов и поимущественного налогообложения. Наибольший удельный вес (около 40 %) в структуре доходов федерального бюджета занимает подоходный налог с физических лиц, существенную роль играют отчисления на социальное страхование (10 %), и на третьем месте находятся налоги на доходы корпораций. Остальные поступления в бюджет составляют акцизные сборы, заёмные средства, налог на имущество, государственные пошлины [1, с.335]. Самым крупным доходным источником бюджета является налог с населения. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеются не облагаемый налогом минимум доходов, и пять налоговых ставок. Налогом может облагаться либо отдельный человек (одинокий человек, одинокий глава семьи либо глава домохозяйства), либо семья (совместные доходы супружеской пары либо раздельные доходы супружеской пары). Если налогом облагается вся семья, то в таком случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. Налог исчисляется следующим образом. Для определения совокупного валового дохода суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определённой суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается в составе личного дохода. Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. К ним относятся: расходы на приобретение и содержание капитальных активов: земельный участок, здания, оборудование, текущие производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.
Из рассчитанной суммы чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в пределах, не превышающих 15 % облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному кредиту в залог недвижимости. После таких вычетов образуется налогооблагаемый доход. В настоящее время необлагаемый минимум доходов составляет 4 тыс. долл. До 1986г. в стране действовало 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала с 11 до 50 %. В ходе налоговой реформы 1990г. шкала ставок упрощена: максимальная ставка существенно снижена - с 50 до 39,6 %, минимальная ставка увеличена с 11 до 15 %. Вместе с этим уменьшилось количество налоговых льгот [1, с. 336]. Второй по величине доходный источник федерального бюджета - отчисление на социальное страхование. Оно осуществляется как работодателем, так и наёмным работником. В отличие от европейских стран (включая Беларусь), в которой основную часть этого взноса платит работодатель, в США этот налог платят поровну и работодатель, и наёмный работник. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В 1995/96 финансовом году общая ставка составляла 15,3 % от фонда заработной платы. Отчисления имеют строго целевое назначение. Заметна тенденция повышения ставок [1, с. 336]. Третье место в доходах федерального бюджета занимает налог на доходы корпораций. Его основная ставка в 1996г. составляла 34%. Существует ступенчатое налогообложение, которое имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий: с первых 25 тыс. долл. корпорация уплачивает 15 %, со следующих 25 тыс. долл. - 25 % и с оставшейся суммы - 34 %. Кроме того, на доходы в пределах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5 % [1, с. 336].
Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов. Ставка является стабильной, хотя встречается и градуированная шкала штатного налога (от 3 % в штате Миссисипи до 12 % в штате Айова). Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Из чистого дохода вычитаются местные налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних корпораций, 70-80 %, дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, доходы по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые фонды в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется налоговый кредит в размере 50 %, стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса. Для поддержки отраслей добывающей промышленности используется налоговая скидка на истощение недр, которая позволяет снижать налог на прибыль корпораций, работающих в этих отраслях. Скидка не должна уменьшать величины налога более чем на 50 %. Не включается в доходы удорожание стоимости активов, если оно не реализуется путём продажи. Действуют и другие многочисленные налоговые льготы. В некоторых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В начале 80-х годов введён налог на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний. Базой налогообложения служила разница между фактической ценой нефти и её базовой ценой [1, с.337]. Следует иметь в виду, что налоги на сверхприбыль составляют часть антимонопольного механизма регулирования экономики США. Рыночный механизм, основанный на свободе предпринимательства, регулирует и устанавливает цены на уровне, отражающем затраты на производство товаров, с учётом средней нормы прибыли. В условиях конкуренции на рынке компании не могут устанавливать произвольные цены на свои товары и услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими фирмами и предприятиями, предлагающими аналогичную продукцию или услуги. Рынок даёт потребителю возможность выбора. В ходе конкурентной борьбы цены начинают снижаться до уровня, приближающегося к издержкам производства. Однако следует учесть, что при возникновении монополии рыночный механизм не срабатывает. Монополия возникает при наличии на рынке лишь одного поставщика товара. Монополист, владея рынком полностью, может назначать любую цену за свой товар или поставлять его в нужном количестве.
Негативные последствия деятельности монополий ослабляются благодаря прогрессивному налогообложению доходов фирм и налогов на сверхприбыль. При этом законы о конкуренции, как правило, не распространяются на инфраструктурные отрасли (транспорт, банковское дело, коммунальные службы - снабжение водой, энергией, телефонная связь). Зачастую не затрагивают они и добывающую промышленность. В этих отраслях государство регулирует объёмы, цены, доступ на рынок. Здесь конкуренция не может способствовать успешному выполнению возложенных на эти отрасли функций. И в этих отраслях велик удельный вес государственных предприятий. Налог на доходы от продажи капитальных активов взимаются в том же размере, что и в целом с дохода корпорации, - по максимальной ставке 34 % [1, с. 338]. Федеральные акцизные сборы имеют ограниченное значение и небольшой удельный вес в доходах государственного бюджета. Федеральные акцизы установлены лишь на алкогольные и табачные изделия, а также на услуги от воздушных перевозок. В США заметна тенденция существенных изменений в структуре налоговых поступлений. Увеличилась доля подоходного налога и отчислений на социальное страхование (в 1996г. в сравнении с 1992г. соответственно на 17,6 и 17,3 %) и особенно налога на доходы корпораций (на 36 %), увеличились акцизные сборы (на 20 %) [1, с.338]. Рост акцизов объясняется повышением акцизов на ряд товаров (пиво, вино, табачные изделия), акциза на дорогие автомобили, драгоценности, меха, личные самолёты по ставке 10 %. Налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, выросли на 25 %. В структуре расходов федерального бюджета наибольший удельный вес занимают затраты на социальное обеспечение - свыше 40 %; 25 % составляют расходы на военные нужды, остальная часть приходится на выплаты ссуд и процентов по ним, субсидии штатам и городам, прочие федеральные расходы [1, с. 338]. Каждый штат имеет свою (отдельную от федеральной) налоговую систему. Штаты взимают подоходный налог с корпораций и граждан. Штат имеет право на налог с доходов компании в том случае, если на его территории расположены строения или служащие данной компании. Что касается налогообложения личных доходов, то подоходный налог платят и жители штата, и граждане, получающие доход на территории. Например, люди, работающие (но не живущие) в Нью-Йорке, платят налог с заработной платы (с остальных доходов платят по месту жительства). Ставки подоходного налога колеблются от 2 до 12 %. Широко распространён такой доходный источник штатов, как налог с продаж. Он является косвенным налогом на потребление (схожим с налогом на добавленную стоимость). Этим налогом штаты делятся с бюджетами городов. Обычно им не облагаются продовольственные товары (кроме реализованных в ресторанах). В 1994/95 финансовом году налог с продаж применялся в 44 из 50 штатов США. Ставка налога колеблется от 3 до 8,25 % и устанавливается правительствами самих штатов. Налог с продаж может распределяться между бюджетами штата - например, 6 % - и бюджетом крупного города - 1 %. Некоторые штаты взимают налог на деловую активность. Он включает два элемента: налогообложение общего годового оборота предприятия (обычно в пределах от 1 до 2,5 %) и налог на фонд заработной платы (примерно 1,6 %) [1, с. 338]. Таким образом, финансы штатов базируются на подоходном налоге с граждан, налогах с корпораций и продаж и налоге на деловую активность. Города США имеют свои налоговые источники. Главным из них можно назвать налог на имущество. Например, в Нью-Йорке это налог обеспечивает 40 % собственных доходов бюджета. Он взимается с владельцев примерно 900 тыс. зданий и сооружений. При этом коммерческая и иная собственность облагается налогом по дифференцированным ставкам. Собственник квартиры платит меньше, чем собственник сдаваемого в наём жилого дома или собственник основных производственных фондов. Арендатор квартиры не платит налог на имущество, хотя он учитывается при назначении владельцем арендной платы. Личное имущество, используемое для собственного потребления, данным налогом не облагается. Налог на имущество поступал в бюджеты штата, города, сельских посёлков. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4 % [1, с. 338]. Из других местных налогов в городах можно выделить: налог на гостиничное обслуживание (5 % от платы за гостиницу); налог на коммунальные услуги (3 % от платы за телефон, газ, электричество); налог на сделку (при продаже и покупке недвижимости). Местными органами власти лицензируется право продажи продуктов, спиртных напитков, табачных изделий, владение ресторанами. Выдаются лицензии на право пользования автомобилями, мотоциклами, содержания домашних животных. Лицензионные сборы входят в систему местных налогов. Местные налоги в США играют самостоятельную роль и, в отличие от России, Беларуси, ряда европейских стран, являются доходной частью местных бюджетов. Однако местные бюджеты без крупных правительственных субсидий не обходятся. Даже Вашингтон может покрывать расходы лишь на 80 %, остальные затраты покрываются федеральными субсидиями. В Нью-Йорке субсидии возмещают около трети бюджета города. Именно субсидии, субвенции и дотации федерального правительства могут активно влиять на социально-экономическое развитие городов. Система местных налогов во многом устанавливается законодательством государства. Ставки местных налогов делятся на четыре группы: - собственные налоги, которые собираются только на данной территории. К ним относят прямые (поимущественные, промысловые, поземельные, местные налоги с наследств и дарений) и косвенные (налог с продаж, акцизы) налоги; - надбавки к общегосударственным налогам, отчисляющиеся в определённом проценте в местный бюджет. Эти надбавки отличаются от местных налогов только формой мобилизации финансовых ресурсов; - налоги на транспортные средства, зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. К налогам на потребление в США можно отнести такие, как налог на регистрацию автомашин, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог за пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от вида автомобиля; - налоги, которые не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. К ним относятся экологические налоги. Для США характерно преобладание налогов, взимаемых в центральный бюджет, и подчинённое положение местных налогов. Однако урбанизация приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов, и поэтому местные налоги растут наиболее быстрыми темпами. В отличие от государственных налогов местные налоги характеризуются множественностью и их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Множественность налогов обусловлена психологическим фактором, позволяющим сделать общее налоговое бремя менее заметным. Эффективное функционирование множества налоговых форм предполагает одновременно умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью. Поэтому удельный вес налогов США по отношению к ВВП составляет около 27 %. Усовершенствование бюджетно-налогового механизма в 1992-2000 гг. привело к росту доходов бюджета на 4 % от ВНП, сохранив положительное сальдо бюджета, даже после исключения социального обеспечения. Подоходный налог повысился на 2 % от ВНП, что отразилось на более богатой части населения страны, в первую очередь крупных акционеров. К моменту прихода к власти администрации президента Дж. Буша, несмотря на очевидные успехи экономики США, такие как профицит федерального бюджета, низкие темпы инфляции, высокий уровень производительности труда, по-прежнему нерешенными оставались многие сложные проблемы экономического развития. К ним можно отнести: растущий государственный долг США, низкий уровень сбережений населения, наметившееся в 2001 г. замедление экономического роста, нестабильность фондового рынка, снижение платежеспособного потребительского спроса. Неблагоприятные показатели наблюдались в производственном секторе: росла безработица, снижалась деловая активность. Кроме того, требовали срочных мер такие насущные задачи бюджетно-налогового регулирования экономики, как предотвращение банкротства траст-фондов системы социального страхования и программы «Медикэр», а также снижение внешнеторговой задолженности. По мнению перешедших в оппозицию демократов, наиболее конструктивным выходом из опасной ситуации было бы принятие принципиального стратегического решения о главном направлении использования тогда еще имевшихся свободных бюджетных средств. Таковым могло бы стать опережающее развитие социальной сферы, проведение полномасштабной налоговой реформы или погашение государственного долга. Тем не менее, Дж. Буш, выражавший интересы наиболее обеспеченной части американского общества, крупных энергетических и военно-промышленных корпораций, избрал в качестве единого и универсального "лекарственного средства" от всех бед лишь ограниченную налоговую реформу. Дж. Буш в качестве первоочередных задач выдвинул дифференцированное снижение налогов, сокращения темпов прироста всей расходной части бюджета и одновременное увеличение расходов на оборону. Общая сумма планируемого сокращения федеральных налогов должна была составить примерно 1,6 трлн. долл. за 10 предстоящих лет. Для реализации намеченных целей Буш был намерен использовать профицит федерального бюджета, доставшийся ему в наследство от демократов, размер которого до этого непрерывно возрастал. Так, на конец февраля 2001 г. активное сальдо федерального бюджета составило 76,38 млрд. долл. Это был заметный рост по сравнению с предшествующим годом, когда оно было равно 62,15 млрд. долл. По официальным прогнозам того периода профицит федерального бюджета в дальнейшем должен был устойчиво расти [9, c.59]. Тактический расчет республиканской администрации связывался с возможным мультипликативным эффектом стимулирования экономического роста от проведения резких налоговых сокращений. Однако налоговые сокращения республиканской администрации предусматривали ярко выраженную совокупную выгоду для наиболее состоятельных слоев американского населения. По имеющимся предварительным прогнозам, в результате принятия всех налоговых инициатив Буша, к 2011 г. ВВП США сможет увеличится не более чем на 1%. В действительности попытки администрации президента Буша уменьшить налоговые поступления и трансформировать приоритеты федерального бюджета стали основной причиной появления новых бюджетных дефицитов. Так, за 2005 год дефицит составил 396 млрд. долл. против 308 млрд.долл. по плану. Суммарный размер государственного долга США впервые превысил цифру в 7 триллионов долларов. Доходы выросли на 13,7% до 1535 млрд.долл.(по плану 1745 млрд.долл.), расходы увеличились на 6,3% до 1931 млрд.долл. (по плану 2053 млрд.долл.). Расходы на здравоохранение составили 398 млрд.долл., социальное обеспечение - 405 млрд.долл., оборону - 364 млрд. долл. Налог на прибыль корпораций - вырос на 41,1 % до 145 млрд., подоходный налог на 14,5% до 657 млрд.долл., социальные платежи на 8,6% до 612 млрд. долл.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|