Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Антонов Сергей Константинович

Актуальные проблемы ТГП

Проблемы ТГП, Марченко

Под ред.Марченко

Комаров

Лазарев

Корельский, Перевалов

 

1. характеристика ТГП как науки

2. сущностная характеристика общества

3. формирование государственно-правовой организации

 

1. наука – деят-ть человека по выработке, систематизации, проверке знаний и подготовке их к использованию человеком.

В науке выделяются:

- объект ТГП – реально существующие социальные и политико-правовые феномены государства и права.

Его признаки:

- Он двойственный, т.к гос-во – тип организации, а право – тип регулирования.

- Реальность.

- Абстрактно-конкретный характер (не рассматривает отдельное государство, она говорит о гос-ве как о конкретности, реальности общества, берем государство как абстракцию данности).

- предмет ТГП – наиболее выраженные в юридических понятиях и категориях наиболее общие закономерности формирования и функционирования государственно-правовой организации.

Признаки:

- двуединость (любые закономерности государства явл-ся одновременно правовыми закономерностями и наоборот).

- Абстрактность (мы говорим о внутренних закономерностях).

- Обобщенность

- методология – совокупность приемов и способов, позволяющих перевести науки в абстракцию ее предмета.

Система методологии:

1. - основывается на степени обобщенности метода (логико-философские методы)

- частно-научные методы, они базируются на общефилософских, явл-ся детализирующими для определенного круга наук

- специально-юридические методы – детализация частных методов применительно к сфере юридического исследования

2. специфика содержания:

- эмпирические методы

- теоретические методы

 

Схема: вокруг социальной философии размещаются социология и др. многие.

Юридическая наука явл-ся одним из направлений социальных знаний, взаимосвязь юридической науки с другими социальными науками осущ-ся через социальную философию.

Центром притяжения юриспруденции выступает ТГП, которая выступает философским основанием историко-юридических, отраслевых юридических и прикладных юридических наук.

 

2. общество – объект социологии. ТГП входит в число социальных наук.

Общество – особая форма реальности, характеризующаяся совокупностью индивидов, ориентированных на достижение общих и приоритетных для них целей.

Признаки:

- совокупность личностей (есть он, она и есть мы)

- наличие общих целей,

- обеспечение общих целей особыми институтами: наличие социальной власти; наличие социального регулирования

 

Институт социальной власти.

Социальная власть – возможность и способность 1 субъекта воплотить свою волю в поведение другого социального субъекта. Власть – это нормальное естественное состояние, без которого общество не живет. Это не обязательно насилие.

Социальное регулирование выступает в 2 типах: казуальное и нормативное.

Казуальный указывает на непосредственное взаимодействие властвующего о подвластного. Прекращение властного веления после его исполнения, возможность реального применения силы в ходе этого взаимодействия. Для больших сообществ не м.б основным.

Наиболее значимое - Нормативное регулирование – тип регулирования, основанный на создание властью информационных моделей желательного или запрещенного поведения и доведения этих моделей до членов соответствующего общества.

Компоненты любой власти, в т.ч и государственной:

- интеллектуально-волевой – связан с нормативным регулированием

- организационно-силового – с казуальным регулированием.

Т.о власть регулирует общие приоритетные цели.

 

3.

Стадии развития общества Ранняя родовая община (Полигамный брак, матриархат). Поздняя родовая община Протогосударство Государство
Стадии эволюции власти Власть непосредственно социальна и коллективна (рассеяна в обществе) Власть приобретает собственную мощь, которая противостоит власти общества. Становится социальной и протестарной Власть остается социальной, но становится политической. Власть выделилась из общества, она м. заставить любого человека выполнять веление власти.  
Стадии социального регулирования Мононормы социального регулирования. Постепенно сходящие на нет. Характеризуются универсальностью предмета регулирования. Это нормы долга (и право и обязанность). Они стали заменяться на политические нормы. Политико-правовые нормы
    Фактор территории

 

 

Формально-статическая характеристика государства

  1. сущность и признаки государства
  2. форма государства

 

1. Сущность государства:

- социально-политическая власть

- территориальность

- политико-правовые нормы

- численность, плотность населения.

 

Государство – это.

Признаки государства:

Основные сущностные признаки государства Производные сущностные признаки государства Формальные признаки, которые хар-ют гос-во как внешнюю реальность
Население Суверенитет, гражданство (подданство) Налоги, аппаратный характер власти Госсимволы, валюта, граница, форма сотрудников ПО, ВС
Территория
Публично-политическая власть
Позитивное право

 

2. форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы, организацию территориального функционирования высших органов государственной власти, а также характер ее взаимодействия с населением.

Элементы формы государства:

- форма государственного правления

- форма государственного устройства

- форма государственного режима

 

! Форма государственного правления (ФГП) – это элемент структуры формы государства, характеризующий порядок образования высших органов гос.власти и характер ее внутренней структуры.

Способы формирования власти:

- Выборы (республика), власть структурирована, взаимодействие между ее органами.

- наследование, по собственному праву властителя (монархия), власть не структурирована.

 

Признаки монархии:

- власть единолична

- наследственна

- не структурирована

 

Республика:

- власть коллегиальна

- власть избираема

- власть структурирована

 

Монархия:

- абсолютная

- ограниченная (конституционная), т.к ограничить власть м. только законом, который сам монарх принимает, иногда под насилием. Он не м.б ограничен никаким органом.

Признаки ограниченной монархии:

- закон, ограничивающий власть монарха (дополнительный признак).

Подвиды монархии ограниченной:

- дуалистическая (монарх сохраняет полный контроль за исполнительной властью, частичный – за законодательной властью)

- парламентская (монарх не сохраняет полномочий ни в сфере исполнительной, ни законодательной, ни судебной власти. Монарх царствует, но не правит)

Критерии разграничения – объем полномочий монарха.

 

Республика:

- президентская (президент возглавляет исполнительную власть, следовательно не м. оказывать прямого воздействия на парламент, не м. его распустить ни при каких условиях. Имеет право отлагательного вето. Его м. отправить в отставку. Избирается всем народов (одноступенчатые и многоступенчатые выборы).

 

- парламентская (не принадлежит к ветвям гос.власти, выступает как символ государства, правительство формируется парламентом, президент м. распустить парламент в случае парламентского или правительственного кризиса, президента избирает парламент)

 

Смешанные республики (полупрезиденсткая, суперпрезидентская): совмещают в себе признаки президентской и парламентской республики. Россия относится к смешанным формам. Президент не принадлежит к ветвям власти, но имеет право назначать.

Различие этих видов в характере полномочий главы государства.

В любой из этих видов глава государства всегда президент.

 

Форма гос.устройства (ФГУ) – элемент формы гос-ва, характер-ий распределение объема полномочий высших органов госвласти по территории страны.

Виды:

- унитарные государства

 

- сложные государства: федеративное государство и конфедерация государств.

 

!!!Федеративное государство – сложное, но единое суверенное государство, объем территориальных полномочий высших органов власти и органов госвласти составляющих его субъектов устанавливается в едином НПА (федеральная конституция, федеративный договор).

Признаки:

- состоит из субъектов и общефедеральных территорий (н-р, Белое море)

- субъекты федерации не обладают суверенитетом

Федерации: национальные, территориальные.

 

!!!Конфедерация – особый вид формы гос.устройства, характеризующийся территориально-правовым союзом суверенных государств, формирующих совместные надгосударственные органы госвласти общей компетенции.

Признаки:

- объединение территории

- объединение законодательств через создание модельных кодексов

- приведение в соответствие с модельными кодексами национального законодательства

- создание общих органов надгосударственной власти.

Гос-ва, входящие в конфедерацию сохраняют свой суверенитет, имеют право выхода по собственному усмотрению.

 

!!! Форма государственного режима (ФГР) –

 

 

Государственный режим – режим политико-правового регулирования.

Режим правового регулирования:

- режим общей дозволенности – гос-во создает законодательство, в котором четко полно фиксирует всю совокупность запрещенного (все, что не запрещено – разрешено)

- общего запрета – гос-во четко, полно исчерпывающе фиксирует все, что разрешено (все, что не указано, как запрещенное – разрешено).

 

Политического авторитаризма + режим общего запрета в правовой сфере = антидемократический правовой режим.

Глава в учебнике: Механизм правового регулирования.

Рекомендация: вопросы к зачету – на каждый вопрос определение, характеристики

Функции механизма государства

  1. понятие, признаки, структура, функции гос-ва
  2. понятие, структура и хар-ка элементов механизма гос-ва
  3. гос-во и политическая система общества

 

1. Функции гос-ва – юридическая категория, характеризующая должные, необходимые, но еще не совершенные действия соответствующей сущности государства определенного типа.

Признаки функции гос-ва:

- абстрактное долженствование

- необходимое долженствование

- комплексное долженствование (не могут воплотить одну из функций, д.б комплекс функций +всем народом).

- закрепление функций гос-ва осущ-ся в законодательстве, а их реализация обеспечивается механизмом государства.

 

Систематизация функций государства:

- по социальной направленности (общие социальные и стратификационные, т.е классовые)

- по сферам должной и необходимой деятельности (экономические, политические, военные, экологические).

 

 

2. механизм гос-ва – упорядоченная совокупность органов госвласти и управления, предназначенных для организации непосредственной социальной деятельности, направленной на реализацию функций гос-ва.

 

Механизм гос-ва состоит:

- госорганы (интеллектуально-волевой компонент)

- госучреждения (организационно-волевой компонент власти)

Совокупность госорганов – аппарата гос-ва. Совокупность госучреждений – организационно-исполнительные придатки госаппарата.

 

 

Структура госорганов.

Систематизация:

- по критериям принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные

- по социально-политическому источнику формирования: первичные (создаются носителем или источником суверенитета, в монархии – созданные монархом, в России – президент, ГД) и производные (создаются первичными органами)

- по юридическому источнику формирования: конституционные; органы, созданные на основе текущего законодательства.

- по характеру принятия решения: единоличные (правительство, каждое из министерств), коллегиальные (парламент).

 

3. политическая система общества – научная категория, характеризующая структуру, функции и реальную деятельность политической власти в соответствующем обществе. Это наиболее общая категория, чтобы выявить ее место и роль, мы д.выявить аспекты ее существования:

Институциональный аспект – социальные субъекты, участвующие в политической деятельности (место гос-ва среди других политических институтов)

Функциональный – совокупность политических действий.

Нормативно-регулятивной – система политических норм.

Место гос-ва в полит.системе – центральное, т.к оно обладает верховной полит.властью.

Гос-во – единственный субъект, который м. превращать политические субъекты в правовые.

Оно объединяет всех субъектов данного общества.

Роль гос-ва определяется критериями:

- с точки зрения деятельностного (функционального) – гос-во устанавливает допустимые для себя и др.субъектов полит.системы допустимые формы деятельности.

- нормативно-регулятивный аспект – только гос.власть, только гос-во имеет право и полномочия формировать на основе политических норм – нормы позитивного права.

 

Понятие и статистика феномена права

  1. сущность права
  2. система права
  3. формы, источники права

 

1. сущность права –

подходы:

- юридический натурализм

- юридический формализм

Концепции понимания сущности права.

 

Теория естественного права:

- право – система нормативно-определенной дозволенности

- право принадлежит и формируется у личности (каждый сам себе определяет круг дозволенности)

- право не разделяется на объективное и субъективное

- право не связано с государством и госвластью

- право не имеет внешней формы (это мысль о дозволенности).

Плюсы ее: гуманистичность

Минусы: что город – то норов, что деревня – то обычай.

 

Концепция:

- право – совокупность юридически формализованных норм (по содержагию м.б обязанностью, запретом)

- право подразделяется на объективное (реальность, которая находится вне нас, реальность юридических норм) и субъективное (система дозволений, которые объективное право адресует субъекту). Н-р, устав университета – объективное (определяет объем субъективных дозволений), а то, что относится к обязанностям конкретного преподавателя – субъективное.

Объективное право неразрывно связано с государством. Объективное право охраняется государством.

Плюсы: позволяет эффективно стабилизировать и прогнозировать реально существующие общественные отношения.

Минусы: позитивное право всегда политично, а не гуманистично. Оно формируется в ценности государственной нормы социальной организации, защищает интересы государства.

 

Концепции взаимодействия права и государства.

– этатическая модель – основывается на концепции юридического прагматизма, в ней право выступает в качестве юридического средства обеспечения политических целей

 

- либеральная – признание естественного права юридического натурализма. Поэтому госвласть в ней выступает только как средство обеспечения естественных прав личности

 

- реалистическая модель взаимодействия государства и права – взаимодействие

 

2. Система права – внутренне строение, характеризующее феномен права.

 

Системы:

- микросистема- внутренне строение отдельно взятой правовой нормы

Норма права имеет 2 аспекта строения:

- идеальный (логический): гипотеза, диспозиция, санкция; основана на силлогизме: большая посылка, меньшая посылка – вывод, если…, то…, тогда;

- реальный (юридический): состоит из регулятивной функции (гипотеза, диспозиция), охранительной (диспозиция и санкция)

 

- макросистема

Объективная система права базируется на фундаменте принципов естественного права: принцип правовой свободы и принцип правового равенства. Далее идут 3 уровня, которые представляют собой определенные совокупности норм: нормы – институты – отрасли - многоотраслевые элементы системы права.

Надотраслевые нормы: Материальное и процессуальное право, публичное право и частное право, внутригосударственное право и международное право. Они меняют друг друга.

 

!!!Норма права – первичный элемент системы права, представляющий собой государственно-властное веление, направленное на непосредственное или опосредованное регулирование общественных отношений.

 

2. Формы, источники права

Источники:

- НПА

- юридический прецедент

- нормативный договор

- правовой обычай (не имеет письменной формы, имеет социальную форму – форму действия, чтобы стал источником права его нужно заранее признать или использовать в качестве прецедента)

- юридическая доктрина

 

Их объединяет то, что в любом источнике права содержится новая правовая норма.

НПА и юридический прецедент явл-ся государственными, они создаются только госорганами либо органами, которые государством на это управомочены.

Прецедент – сформулированная в мотивировочной части решения судебного или административного органа новая норма права.

Остальные создаются гражданским обществом.

 

Формы правотворчества:

- законодательствование – сознательно волевая деятельность органов госвласти по юридической формализации новой правовой нормы

- санкционирование – особая форма правотворчества, в которой госорганы не создают новых норм права, но признают их и защищают их как собственную волю.

 

Вся система источников права образует систему законодательства (это внешние субъективно установленные границы объективной системы права).

 

Принципы государственного управления: нормы законодательства (дозволенности, обязанности, запреты), институты законодательства, отрасли законодательства, законодательные массивы (публичное и частное,)

Действие источника права:

- юридическая сила (действие во времени, в пространстве, по кругу лиц).

Действие во времени: от момента обретения до момента утраты юридической силы (прямая отмена). Исключения: переживание (распространение утраченного юридической силы источника права на общественные отношения, возникшие в период его действия. Основание: наличие длящихся общ.отношений, начавшихся в период действия старого источника права и не прекратившиеся в момент утраты юридической силы либо прямое указание законодателя на прямое переживание) и обратная сила (распространение действия вновь принятого источника права на общ.отношений, которые имели место до вступления в зак.силу источника права. Основание: смягчение или устранение юридической ответственности)

 

Действие в пространстве и по кругу лиц. по общему правило НПА или иной источник права действует в тех пространственных пределах, на которые распространяется госвласть, создавшего или санкционировавшего данный источник госоргана. Исключение: экстерриториальность (выведение части территории из-под действия определенного источника права или всех источников права, н-р, территория посольств).

 

Действие по кругу лиц: то же самое, менять территорию на круг субъектов. Исключение: иммунитет (выведение определенного субъекта из-под действия определенного источника права или всех источников права).

 

Динамический аспект права

  1. понятие, реализация, структура права и правоотношений
  2. законность и правовой порядок
  3. правовые системы современного мира

 

1. регулятивная и охранительная функции права. Любая функция в обществе абстрактна.

Их действие: и та и другая функция д.б реализованы.

Понятия:

- правореализация с правопременением

- правоотношение

Правореализация:

!!!Реализация права – перевод формальной юридической реальности правовой нормы в социальную реальность правомерного поведения.

Признаки:

- реализация права – это деятельность личности

- это деятельность особой личности, которая в юриспруденции получила название лицо (физическое либо ЮЛ)

- это деятельность, соответствующая в зафиксированной правовой норме государственной воли

- деятельность осуществляется в двух различных типах: нормальная реализация права; обеспечительная реализация права или правоприменение.

- оба типа правореализации используют 3 основные формы: соблюдение, исполнение, использование. В рамках форм выделяются способы правореализации и правоприменения.

 

Нормальная реализация как тип:

- осущ-ся любым лицом для реализации собственных интересов, достижения собственных целей и задач

- ограничивается только его правосубъектностью

- осущ-ся лицом добровольно

- обеспечивается государственной защитой

 

Правоприменение – особый тип правореализации, который характеризуется признаками:

- осущ-ся только властными органами (главное отличие)

- осущ-ся только в общих интересах

- это деятельность жестко процессуально регламентирвана; для публично-правовых отраслей нарушение процессуального порядка правоприменения влечет недействительность вынесенного решения

- имеет 3 основные стадии установление фактических обстоятельств дела, юридическая квалификация, вынесение решения. И всегда завершается изданием акта документа правоприменения.

 

Виды правовых норм:

- управомачивающие

- обязывающие

- запрещающие

Соблюдение и исполнение – свобода исполнения индивида ограничивается;

Способы:

- активное деяние (активное действие и осознанное активное бездействие)

- юрид.ответ-ть, которая выступает способом, связывающим нормальную реализацию и обеспечение.

Использование – формы: собственные деяния (активное действие и осознанное активное бездействие), требования (предъявление юридически обоснованных требований к обязанному субъекту) и притязания (связь нормальной и обеспечительного типа правореализации).

 

Объект правореализации – позитивно правовая норма или их совокупность.

Субъект – личности, обладающие 2 особыми юридическими качествами: правоспособности и дееспособности.

Лицо – правосубъектная личность.

 

Содержание реализации права – это формы и способы.

 

Особым видом правореализации явл-ся правоотношение. Правоотношение – общ.отношение, для упорядочения которого используются нормы коллективного права.

Признаки:

- это особый порядок правореализации, в котором д. участвовать 2 или более субъекта

- объектом правоотношения выступает материальное или нематериальное благо, на достижение которого соответствующие субъекты вступают во взаимосвязь.

 

Содержание правового отношения явл-ся юридически регламентированное соотношение субъективных юридических прав управомоченной стороны и объективных юридических обязанностей обязанной стороны.

Виды правоотношений:

- по числу участвующих субъектов: 2 и многосторонние

- по принадлежности нормы к определенному элементу системы законодательства: гражданско-правовые, уголовно-правовые, таможенные, административные. Семейные

- по степени юридической определенности обязанного субъекта: абсолютно (обязанный субъект юридически не определяется) и относительно определенные правоотношения (обязанный и управомоченный субъект юридически определяются, н-р, отношения собственности).

 

 

Типология – 1 из форм систематизации явления гос-ва, в основе кот-х лежат сущностные признаки явления. Гос-во сущность многоаспектна (социологич-я, политолог-я, юридическая), типологий много. Формационная опирается на социолог-й аспект сущности, сформировал ее Маркс и Энгельс. Термин от слова формация. Суть – тип гос-ва жестко связан с типом общественно-эконом-й формации. Именно она изменяясь по объективно независ-м от людей причинам изменяет и тип гос-ва.

Формация равна уровень развития средств производства плюс характер производственных отношений. Именно это позв-т утверждать, что кап-е и социал-е гос-во относятся к 1 формации (буржуазной).

 

Цивилизационная. В основе типологии лежит поняте цивилизация. Очевидно, что это понятие по содерэжанию шире понятия формация. В цивилизацию входят не только ср-ва производства, а также уровень развития науки, культуры, этнические хар-ки, поэтому в рамках цивилиз-го подхода нельзя построить 1 линейку. Тойнби.

Тип гос-ва связан с типом локальной во времени и пространстве цивилизации. Цивилизации: китайская, арабская, западно-европейская, северо-американская, индийская. Соответственно этому и тип гос-ва: китайский, арабский. Можно выделить и другие типы, если взять более узкое явление, которое не относится к экономической жизни общ-ва: демократический, антидемокр-й.

 

Правовая система – 1 из обобщающих категорий юр.системы, хар-ся возникн-е и функц-е

 

60. Правовая система – 1 из подсистем социальности, указ-я на роль и значение позит-го права функционирования государственно организованного общ-ва. Структурные элементы: позитивное право (система законодательства) и связанные с ним элементы: форма государства, функции гос-ва, механизм гос-ва и др, а с ним элементы 2 уровня: правовое сознание, правоотношения, правовая культура и т.д.

Национальная правовая система (у всех различная). В каждом нац-м зак-ве м выделить общее: существует глобальная всепланетная правовая система. Между национальной и глобальной правовой системой выделил 3 типа (Роно Давид): англосаксонская правовая система (семья общего права), Романо-германская (семья континентально-европейского права), традиционно-религиозная правовая система (семья обычного права). Критерии: доминирующий источник права; доминирующая форма систематизации законодательства.

Р-Г: НПА плюс кодификация, механизм гос-ва (выделяется спец.гос.орган для правотворч-й деят-ти; исполнительные органы власти – м создавать только подзак.акты; судебные – участия не принимают, только применяют право), возникла в начале 19 столетия с принятием ГК Наполеона. Это больш-во стран контин-й Европы, в т.ч и наша. Англосак-я: суд.прецедент плюс инкорпорация, суд явл-ся правотв-м органом, парламент создает НПА во взаимод-ии с судами (Великобр-я, Канада, США, Австралия, Индия), зак-во не кодифицировано, право не делится на публичное и частное. Трад-религ-я: юрид.доктрина (толкование Корана), прав.обычай плюс консолидация; занч-я роль идеолог-го источника права, спец.правотв-е органы формальны, основой правотв.деят-ти выступают труды богословов; отсут-т деление права на отрасли; большая несвязанность судьи и любого др.правопримен-го органа конкретными санкциями, норма состоит из гипотезы и диспозиции.

 

32. сущность права (2 подхода, их объед-т, что право – ос.тип и ос.система нормат-го регул-я общ.отношений). сущность: система социального нормативного регулирования (1. юр.формализм – право- юр.форма, это система норм, кот-е имеют юр.форму, в содержании норм имеются все 3 аспекта: дозволение, обязывание, запрет, юр.форму праву придает гос.власть, гос.власть выступает обеспечителем и гарантом исполнения пр.норм; 2.юр.натурализм- доминир-м правопонимания выступает содержание пр.нормы, правовые – нормы дозволения, которые признаются естественно-принадлежащими личности. Это 2 концепции, которые примыкают к системе. Теории сущности: юр.натурализм: теория ест-го права, психилог-я, теолог-я; формализм: юр.позитивизм, классовая (идеолог-я). Объед-ся подходы: номативистская теория (Кельзен), социолог-я (Гюги).

 

5.

  Ран.РО Позд.РО Протогос-во Гос-во Полит.власть, территория,
Условия Появл-е человека разумного Неолитическая революция Городская революция
Типы общ-ва Ран.РО (семейная организация общ-ва) Позд.РО (соседская, племенная, клановая) Протогос-во
Соц.власть Власть непосредственно социальна (осущ-ся в интересах всех) и коллективна (нет постоянного носителя власти) Социальная, потестарная (приобретает собственную силу) Социально-политическая власть
Соц.регулирование Моно-нормы (распр-ся на все сущ-е отношения: эк-е, брачно-семейные; норма не стуктурирована, нет обяз-х, запрещ-х, это норма долга, право и обяз-ть соед-ны) Моно-нормы сходят на нет, появл-ся нормы соц.власти, появл-ся властные запреты (табу), нормы дозволения, обязывания Политические нормы

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...