Антонов Сергей Константинович
Актуальные проблемы ТГП Проблемы ТГП, Марченко Под ред.Марченко Комаров Лазарев Корельский, Перевалов
1. характеристика ТГП как науки 2. сущностная характеристика общества 3. формирование государственно-правовой организации
1. наука – деят-ть человека по выработке, систематизации, проверке знаний и подготовке их к использованию человеком. В науке выделяются: - объект ТГП – реально существующие социальные и политико-правовые феномены государства и права. Его признаки: - Он двойственный, т.к гос-во – тип организации, а право – тип регулирования. - Реальность. - Абстрактно-конкретный характер (не рассматривает отдельное государство, она говорит о гос-ве как о конкретности, реальности общества, берем государство как абстракцию данности). - предмет ТГП – наиболее выраженные в юридических понятиях и категориях наиболее общие закономерности формирования и функционирования государственно-правовой организации. Признаки: - двуединость (любые закономерности государства явл-ся одновременно правовыми закономерностями и наоборот). - Абстрактность (мы говорим о внутренних закономерностях). - Обобщенность - методология – совокупность приемов и способов, позволяющих перевести науки в абстракцию ее предмета. Система методологии: 1. - основывается на степени обобщенности метода (логико-философские методы) - частно-научные методы, они базируются на общефилософских, явл-ся детализирующими для определенного круга наук - специально-юридические методы – детализация частных методов применительно к сфере юридического исследования 2. специфика содержания: - эмпирические методы - теоретические методы
Схема: вокруг социальной философии размещаются социология и др. многие. Юридическая наука явл-ся одним из направлений социальных знаний, взаимосвязь юридической науки с другими социальными науками осущ-ся через социальную философию. Центром притяжения юриспруденции выступает ТГП, которая выступает философским основанием историко-юридических, отраслевых юридических и прикладных юридических наук.
2. общество – объект социологии. ТГП входит в число социальных наук. Общество – особая форма реальности, характеризующаяся совокупностью индивидов, ориентированных на достижение общих и приоритетных для них целей. Признаки: - совокупность личностей (есть он, она и есть мы) - наличие общих целей, - обеспечение общих целей особыми институтами: наличие социальной власти; наличие социального регулирования
Институт социальной власти. Социальная власть – возможность и способность 1 субъекта воплотить свою волю в поведение другого социального субъекта. Власть – это нормальное естественное состояние, без которого общество не живет. Это не обязательно насилие. Социальное регулирование выступает в 2 типах: казуальное и нормативное. Казуальный указывает на непосредственное взаимодействие властвующего о подвластного. Прекращение властного веления после его исполнения, возможность реального применения силы в ходе этого взаимодействия. Для больших сообществ не м.б основным. Наиболее значимое - Нормативное регулирование – тип регулирования, основанный на создание властью информационных моделей желательного или запрещенного поведения и доведения этих моделей до членов соответствующего общества. Компоненты любой власти, в т.ч и государственной: - интеллектуально-волевой – связан с нормативным регулированием - организационно-силового – с казуальным регулированием. Т.о власть регулирует общие приоритетные цели.
3.
Формально-статическая характеристика государства
1. Сущность государства: - социально-политическая власть - территориальность - политико-правовые нормы - численность, плотность населения.
Государство – это. Признаки государства:
2. форма государства – научная категория, характеризующая внешние границы, организацию территориального функционирования высших органов государственной власти, а также характер ее взаимодействия с населением. Элементы формы государства: - форма государственного правления - форма государственного устройства - форма государственного режима
! Форма государственного правления (ФГП) – это элемент структуры формы государства, характеризующий порядок образования высших органов гос.власти и характер ее внутренней структуры. Способы формирования власти: - Выборы (республика), власть структурирована, взаимодействие между ее органами.
- наследование, по собственному праву властителя (монархия), власть не структурирована.
Признаки монархии: - власть единолична - наследственна - не структурирована
Республика: - власть коллегиальна - власть избираема - власть структурирована
Монархия: - абсолютная - ограниченная (конституционная), т.к ограничить власть м. только законом, который сам монарх принимает, иногда под насилием. Он не м.б ограничен никаким органом. Признаки ограниченной монархии: - закон, ограничивающий власть монарха (дополнительный признак). Подвиды монархии ограниченной: - дуалистическая (монарх сохраняет полный контроль за исполнительной властью, частичный – за законодательной властью) - парламентская (монарх не сохраняет полномочий ни в сфере исполнительной, ни законодательной, ни судебной власти. Монарх царствует, но не правит) Критерии разграничения – объем полномочий монарха.
Республика: - президентская (президент возглавляет исполнительную власть, следовательно не м. оказывать прямого воздействия на парламент, не м. его распустить ни при каких условиях. Имеет право отлагательного вето. Его м. отправить в отставку. Избирается всем народов (одноступенчатые и многоступенчатые выборы).
- парламентская (не принадлежит к ветвям гос.власти, выступает как символ государства, правительство формируется парламентом, президент м. распустить парламент в случае парламентского или правительственного кризиса, президента избирает парламент)
Смешанные республики (полупрезиденсткая, суперпрезидентская): совмещают в себе признаки президентской и парламентской республики. Россия относится к смешанным формам. Президент не принадлежит к ветвям власти, но имеет право назначать. Различие этих видов в характере полномочий главы государства. В любой из этих видов глава государства всегда президент.
Форма гос.устройства (ФГУ) – элемент формы гос-ва, характер-ий распределение объема полномочий высших органов госвласти по территории страны.
Виды: - унитарные государства
- сложные государства: федеративное государство и конфедерация государств.
!!!Федеративное государство – сложное, но единое суверенное государство, объем территориальных полномочий высших органов власти и органов госвласти составляющих его субъектов устанавливается в едином НПА (федеральная конституция, федеративный договор). Признаки: - состоит из субъектов и общефедеральных территорий (н-р, Белое море) - субъекты федерации не обладают суверенитетом Федерации: национальные, территориальные.
!!!Конфедерация – особый вид формы гос.устройства, характеризующийся территориально-правовым союзом суверенных государств, формирующих совместные надгосударственные органы госвласти общей компетенции. Признаки: - объединение территории - объединение законодательств через создание модельных кодексов - приведение в соответствие с модельными кодексами национального законодательства - создание общих органов надгосударственной власти. Гос-ва, входящие в конфедерацию сохраняют свой суверенитет, имеют право выхода по собственному усмотрению.
!!! Форма государственного режима (ФГР) –
Государственный режим – режим политико-правового регулирования. Режим правового регулирования: - режим общей дозволенности – гос-во создает законодательство, в котором четко полно фиксирует всю совокупность запрещенного (все, что не запрещено – разрешено) - общего запрета – гос-во четко, полно исчерпывающе фиксирует все, что разрешено (все, что не указано, как запрещенное – разрешено).
Политического авторитаризма + режим общего запрета в правовой сфере = антидемократический правовой режим. Глава в учебнике: Механизм правового регулирования. Рекомендация: вопросы к зачету – на каждый вопрос определение, характеристики Функции механизма государства
1. Функции гос-ва – юридическая категория, характеризующая должные, необходимые, но еще не совершенные действия соответствующей сущности государства определенного типа. Признаки функции гос-ва: - абстрактное долженствование - необходимое долженствование - комплексное долженствование (не могут воплотить одну из функций, д.б комплекс функций +всем народом). - закрепление функций гос-ва осущ-ся в законодательстве, а их реализация обеспечивается механизмом государства.
Систематизация функций государства: - по социальной направленности (общие социальные и стратификационные, т.е классовые)
- по сферам должной и необходимой деятельности (экономические, политические, военные, экологические).
2. механизм гос-ва – упорядоченная совокупность органов госвласти и управления, предназначенных для организации непосредственной социальной деятельности, направленной на реализацию функций гос-ва.
Механизм гос-ва состоит: - госорганы (интеллектуально-волевой компонент) - госучреждения (организационно-волевой компонент власти) Совокупность госорганов – аппарата гос-ва. Совокупность госучреждений – организационно-исполнительные придатки госаппарата.
Структура госорганов. Систематизация: - по критериям принципа разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные - по социально-политическому источнику формирования: первичные (создаются носителем или источником суверенитета, в монархии – созданные монархом, в России – президент, ГД) и производные (создаются первичными органами) - по юридическому источнику формирования: конституционные; органы, созданные на основе текущего законодательства. - по характеру принятия решения: единоличные (правительство, каждое из министерств), коллегиальные (парламент).
3. политическая система общества – научная категория, характеризующая структуру, функции и реальную деятельность политической власти в соответствующем обществе. Это наиболее общая категория, чтобы выявить ее место и роль, мы д.выявить аспекты ее существования: Институциональный аспект – социальные субъекты, участвующие в политической деятельности (место гос-ва среди других политических институтов) Функциональный – совокупность политических действий. Нормативно-регулятивной – система политических норм. Место гос-ва в полит.системе – центральное, т.к оно обладает верховной полит.властью. Гос-во – единственный субъект, который м. превращать политические субъекты в правовые. Оно объединяет всех субъектов данного общества. Роль гос-ва определяется критериями: - с точки зрения деятельностного (функционального) – гос-во устанавливает допустимые для себя и др.субъектов полит.системы допустимые формы деятельности. - нормативно-регулятивный аспект – только гос.власть, только гос-во имеет право и полномочия формировать на основе политических норм – нормы позитивного права.
Понятие и статистика феномена права
1. сущность права – подходы: - юридический натурализм - юридический формализм Концепции понимания сущности права.
Теория естественного права: - право – система нормативно-определенной дозволенности - право принадлежит и формируется у личности (каждый сам себе определяет круг дозволенности) - право не разделяется на объективное и субъективное - право не связано с государством и госвластью - право не имеет внешней формы (это мысль о дозволенности). Плюсы ее: гуманистичность Минусы: что город – то норов, что деревня – то обычай.
Концепция: - право – совокупность юридически формализованных норм (по содержагию м.б обязанностью, запретом) - право подразделяется на объективное (реальность, которая находится вне нас, реальность юридических норм) и субъективное (система дозволений, которые объективное право адресует субъекту). Н-р, устав университета – объективное (определяет объем субъективных дозволений), а то, что относится к обязанностям конкретного преподавателя – субъективное. Объективное право неразрывно связано с государством. Объективное право охраняется государством. Плюсы: позволяет эффективно стабилизировать и прогнозировать реально существующие общественные отношения. Минусы: позитивное право всегда политично, а не гуманистично. Оно формируется в ценности государственной нормы социальной организации, защищает интересы государства.
Концепции взаимодействия права и государства. – этатическая модель – основывается на концепции юридического прагматизма, в ней право выступает в качестве юридического средства обеспечения политических целей
- либеральная – признание естественного права юридического натурализма. Поэтому госвласть в ней выступает только как средство обеспечения естественных прав личности
- реалистическая модель взаимодействия государства и права – взаимодействие
2. Система права – внутренне строение, характеризующее феномен права.
Системы: - микросистема- внутренне строение отдельно взятой правовой нормы Норма права имеет 2 аспекта строения: - идеальный (логический): гипотеза, диспозиция, санкция; основана на силлогизме: большая посылка, меньшая посылка – вывод, если…, то…, тогда; - реальный (юридический): состоит из регулятивной функции (гипотеза, диспозиция), охранительной (диспозиция и санкция)
- макросистема Объективная система права базируется на фундаменте принципов естественного права: принцип правовой свободы и принцип правового равенства. Далее идут 3 уровня, которые представляют собой определенные совокупности норм: нормы – институты – отрасли - многоотраслевые элементы системы права. Надотраслевые нормы: Материальное и процессуальное право, публичное право и частное право, внутригосударственное право и международное право. Они меняют друг друга.
!!!Норма права – первичный элемент системы права, представляющий собой государственно-властное веление, направленное на непосредственное или опосредованное регулирование общественных отношений.
2. Формы, источники права Источники: - НПА - юридический прецедент - нормативный договор - правовой обычай (не имеет письменной формы, имеет социальную форму – форму действия, чтобы стал источником права его нужно заранее признать или использовать в качестве прецедента) - юридическая доктрина
Их объединяет то, что в любом источнике права содержится новая правовая норма. НПА и юридический прецедент явл-ся государственными, они создаются только госорганами либо органами, которые государством на это управомочены. Прецедент – сформулированная в мотивировочной части решения судебного или административного органа новая норма права. Остальные создаются гражданским обществом.
Формы правотворчества: - законодательствование – сознательно волевая деятельность органов госвласти по юридической формализации новой правовой нормы - санкционирование – особая форма правотворчества, в которой госорганы не создают новых норм права, но признают их и защищают их как собственную волю.
Вся система источников права образует систему законодательства (это внешние субъективно установленные границы объективной системы права).
Принципы государственного управления: нормы законодательства (дозволенности, обязанности, запреты), институты законодательства, отрасли законодательства, законодательные массивы (публичное и частное,) Действие источника права: - юридическая сила (действие во времени, в пространстве, по кругу лиц). Действие во времени: от момента обретения до момента утраты юридической силы (прямая отмена). Исключения: переживание (распространение утраченного юридической силы источника права на общественные отношения, возникшие в период его действия. Основание: наличие длящихся общ.отношений, начавшихся в период действия старого источника права и не прекратившиеся в момент утраты юридической силы либо прямое указание законодателя на прямое переживание) и обратная сила (распространение действия вновь принятого источника права на общ.отношений, которые имели место до вступления в зак.силу источника права. Основание: смягчение или устранение юридической ответственности)
Действие в пространстве и по кругу лиц. по общему правило НПА или иной источник права действует в тех пространственных пределах, на которые распространяется госвласть, создавшего или санкционировавшего данный источник госоргана. Исключение: экстерриториальность (выведение части территории из-под действия определенного источника права или всех источников права, н-р, территория посольств).
Действие по кругу лиц: то же самое, менять территорию на круг субъектов. Исключение: иммунитет (выведение определенного субъекта из-под действия определенного источника права или всех источников права).
Динамический аспект права
1. регулятивная и охранительная функции права. Любая функция в обществе абстрактна. Их действие: и та и другая функция д.б реализованы. Понятия: - правореализация с правопременением - правоотношение Правореализация: !!!Реализация права – перевод формальной юридической реальности правовой нормы в социальную реальность правомерного поведения. Признаки: - реализация права – это деятельность личности - это деятельность особой личности, которая в юриспруденции получила название лицо (физическое либо ЮЛ) - это деятельность, соответствующая в зафиксированной правовой норме государственной воли - деятельность осуществляется в двух различных типах: нормальная реализация права; обеспечительная реализация права или правоприменение. - оба типа правореализации используют 3 основные формы: соблюдение, исполнение, использование. В рамках форм выделяются способы правореализации и правоприменения.
Нормальная реализация как тип: - осущ-ся любым лицом для реализации собственных интересов, достижения собственных целей и задач - ограничивается только его правосубъектностью - осущ-ся лицом добровольно - обеспечивается государственной защитой
Правоприменение – особый тип правореализации, который характеризуется признаками: - осущ-ся только властными органами (главное отличие) - осущ-ся только в общих интересах - это деятельность жестко процессуально регламентирвана; для публично-правовых отраслей нарушение процессуального порядка правоприменения влечет недействительность вынесенного решения - имеет 3 основные стадии установление фактических обстоятельств дела, юридическая квалификация, вынесение решения. И всегда завершается изданием акта документа правоприменения.
Виды правовых норм: - управомачивающие - обязывающие - запрещающие Соблюдение и исполнение – свобода исполнения индивида ограничивается; Способы: - активное деяние (активное действие и осознанное активное бездействие) - юрид.ответ-ть, которая выступает способом, связывающим нормальную реализацию и обеспечение. Использование – формы: собственные деяния (активное действие и осознанное активное бездействие), требования (предъявление юридически обоснованных требований к обязанному субъекту) и притязания (связь нормальной и обеспечительного типа правореализации).
Объект правореализации – позитивно правовая норма или их совокупность. Субъект – личности, обладающие 2 особыми юридическими качествами: правоспособности и дееспособности. Лицо – правосубъектная личность.
Содержание реализации права – это формы и способы.
Особым видом правореализации явл-ся правоотношение. Правоотношение – общ.отношение, для упорядочения которого используются нормы коллективного права. Признаки: - это особый порядок правореализации, в котором д. участвовать 2 или более субъекта - объектом правоотношения выступает материальное или нематериальное благо, на достижение которого соответствующие субъекты вступают во взаимосвязь.
Содержание правового отношения явл-ся юридически регламентированное соотношение субъективных юридических прав управомоченной стороны и объективных юридических обязанностей обязанной стороны. Виды правоотношений: - по числу участвующих субъектов: 2 и многосторонние - по принадлежности нормы к определенному элементу системы законодательства: гражданско-правовые, уголовно-правовые, таможенные, административные. Семейные - по степени юридической определенности обязанного субъекта: абсолютно (обязанный субъект юридически не определяется) и относительно определенные правоотношения (обязанный и управомоченный субъект юридически определяются, н-р, отношения собственности).
Типология – 1 из форм систематизации явления гос-ва, в основе кот-х лежат сущностные признаки явления. Гос-во сущность многоаспектна (социологич-я, политолог-я, юридическая), типологий много. Формационная опирается на социолог-й аспект сущности, сформировал ее Маркс и Энгельс. Термин от слова формация. Суть – тип гос-ва жестко связан с типом общественно-эконом-й формации. Именно она изменяясь по объективно независ-м от людей причинам изменяет и тип гос-ва. Формация равна уровень развития средств производства плюс характер производственных отношений. Именно это позв-т утверждать, что кап-е и социал-е гос-во относятся к 1 формации (буржуазной).
Цивилизационная. В основе типологии лежит поняте цивилизация. Очевидно, что это понятие по содерэжанию шире понятия формация. В цивилизацию входят не только ср-ва производства, а также уровень развития науки, культуры, этнические хар-ки, поэтому в рамках цивилиз-го подхода нельзя построить 1 линейку. Тойнби. Тип гос-ва связан с типом локальной во времени и пространстве цивилизации. Цивилизации: китайская, арабская, западно-европейская, северо-американская, индийская. Соответственно этому и тип гос-ва: китайский, арабский. Можно выделить и другие типы, если взять более узкое явление, которое не относится к экономической жизни общ-ва: демократический, антидемокр-й.
Правовая система – 1 из обобщающих категорий юр.системы, хар-ся возникн-е и функц-е
60. Правовая система – 1 из подсистем социальности, указ-я на роль и значение позит-го права функционирования государственно организованного общ-ва. Структурные элементы: позитивное право (система законодательства) и связанные с ним элементы: форма государства, функции гос-ва, механизм гос-ва и др, а с ним элементы 2 уровня: правовое сознание, правоотношения, правовая культура и т.д. Национальная правовая система (у всех различная). В каждом нац-м зак-ве м выделить общее: существует глобальная всепланетная правовая система. Между национальной и глобальной правовой системой выделил 3 типа (Роно Давид): англосаксонская правовая система (семья общего права), Романо-германская (семья континентально-европейского права), традиционно-религиозная правовая система (семья обычного права). Критерии: доминирующий источник права; доминирующая форма систематизации законодательства. Р-Г: НПА плюс кодификация, механизм гос-ва (выделяется спец.гос.орган для правотворч-й деят-ти; исполнительные органы власти – м создавать только подзак.акты; судебные – участия не принимают, только применяют право), возникла в начале 19 столетия с принятием ГК Наполеона. Это больш-во стран контин-й Европы, в т.ч и наша. Англосак-я: суд.прецедент плюс инкорпорация, суд явл-ся правотв-м органом, парламент создает НПА во взаимод-ии с судами (Великобр-я, Канада, США, Австралия, Индия), зак-во не кодифицировано, право не делится на публичное и частное. Трад-религ-я: юрид.доктрина (толкование Корана), прав.обычай плюс консолидация; занч-я роль идеолог-го источника права, спец.правотв-е органы формальны, основой правотв.деят-ти выступают труды богословов; отсут-т деление права на отрасли; большая несвязанность судьи и любого др.правопримен-го органа конкретными санкциями, норма состоит из гипотезы и диспозиции.
32. сущность права (2 подхода, их объед-т, что право – ос.тип и ос.система нормат-го регул-я общ.отношений). сущность: система социального нормативного регулирования (1. юр.формализм – право- юр.форма, это система норм, кот-е имеют юр.форму, в содержании норм имеются все 3 аспекта: дозволение, обязывание, запрет, юр.форму праву придает гос.власть, гос.власть выступает обеспечителем и гарантом исполнения пр.норм; 2.юр.натурализм- доминир-м правопонимания выступает содержание пр.нормы, правовые – нормы дозволения, которые признаются естественно-принадлежащими личности. Это 2 концепции, которые примыкают к системе. Теории сущности: юр.натурализм: теория ест-го права, психилог-я, теолог-я; формализм: юр.позитивизм, классовая (идеолог-я). Объед-ся подходы: номативистская теория (Кельзен), социолог-я (Гюги).
5.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|