Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 14. Международная торговля

Тема урока: Международная торговля товарами и услугами

1) Причины возникновения международной торговли.

Международная торговля – сфера товарно-денежных отношений, которые возникают при обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями из разных стран.

Торговая деятельность одной страны по обмену товаров и услуг с другими странами называется внешней торговле.

Таким образом, международная торговля – это совокупность внешней торговли всех стран мира.

Международная торговля является традиционной и наиболее старо формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий тому назад, она до сих пор сохраняет важнейшие позиции в комплексе мирохозяйственных связей. Боле того, в условиях усиления тенденций глобализации и интернационализации хозяйственной жизни международная торговля выступает одним из основных факторов развития мировой и национальных экономик.

Возникновение международной торговли было обусловлено следующими причинами:

- неравное распределение природных ресурсов между странами;

- различия в уровне развития техники и технологий в разных странах;

- исторически сложившаяся структура национальной экономики;

- стремление к рациональному использованию имеющихся ресурсов;

- стремление к повышению благосостояния населения страны.

2) Понятие об импорте и экспорте.

Участвуя в международном разделении труда, страны получают в обмен на продаваемые ими за рубеж товар и услуги необходимые им сырьё, оборудование, потребительские товары и иную продукцию.

Экспорт – продажа за границу товаров и услуг отечественного производства.

Импорт – закупка и ввоз из-за границы товаров и услуг иностранного производства.

Внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта страны за определённый период.

Сальдо торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период.

Экспортная квота – доля экспорта в ВВП страны за определённый период (в %).

Импортная квота – доля импорта в ВВП страны за определённый период (в %).

Внешнеторговая квота – доля внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта) в ВВП страны за определённый период (в %).

Пример:

Внешняя торговля страны характеризуется следующими показателями: экспорт товаров и услуг – 100 млрд. долл. США; импорт – 110 млрд. долл. США. В том же году ВВП данной страны составил 300 млрд. долл. США.

Тогда внешнеторговый оборот стран будет равен:

ВТО=Эксп.+Имп.=100+110=210 млрд. долл. США

Сальдо торгового баланса составит:

Сальдо=Эксп.-Имп=100-110=-10 млрд. долл. США

Отрицательное значение сальдо торгового баланса означает, что страна закупает за рубежом больше товаров и услуг, чем продает в другие страны продукции отечественной экономики. В таком случает страна называется нетто-импортёром.

В противоположном случае страну следует называть нетто-экспортёром.

Экспортная квота составит:

Аналогично рассчитывается импортная и внешнеторговая квота:

Чем больше экспортная и импортная квоты, тем более национальная экономика зависит, соответственно, от экспорта или от импорта.

Значения внешнеторговой квоты, близкие к 100 % (и более), указывают на открытость национальной экономики.

 

В настоящее время в мировом экспорте и импорте отмечаются такие тенденции:

- увеличение абсолютных объемов международной торговли товарами и услугами;

- рост доли развивающихся стран в международной торговле;

- преобладание в экспорте развивающихся стран сырьевых товаров и полуфабрикатов, а в экспорте развитых стран – готовой продукции (в том числе высокотехнологичной) и услуг;

- рост доли услуг, особенно связанных с передачей новых технологий (торговля патентами и лицензиями), а также туристских, транспортных, строительных, финансовых услуг;

- рост доли в экспорте и импорте высокотехнологичных товаров – аэрокосмического оборудования, электроники, фармацевтических товаров. Продукции машиностроения и т.д.

3) Принципы абсолютного и сравнительного экономического преимущества.

На протяжении всей истории существования международной торговли люди пытались объяснить её причины, используя для этого различные теории, принципы и модели.

Наиболее известны принципы (теории) абсолютного и сравнительного преимущества.

Автором принципа абсолютного преимущества является английский экономист ХVIII в. Адам Смит.

Принцип абсолютного преимущества гласит: страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем её торговые партнёры.

Пример:

Пусть в мировой торговле участвуют две страны: Германия и Франция. При этом каждая из них производит только два товара: сыр и шоколад. За 1 час Германия может произвести 15 т. сыра или 30 т. шоколада. Франция за 1 час может произвести 20 т. сыра или 25 т. шоколада.

В таком случае производительность для сыра в Германии составит 15 т./час, а во Франции – 20 т./час. В данном случае более выгодным будет производство сыра во Франции, поскольку там производительность выше.

Для шоколада производительность в Германии составит 30 т./час, а во Франции – 25 т./час. Здесь абсолютное преимущество в производстве шоколада у Германии, которая может произвести больше продукции в единицу времени.

Следовательно, согласно принципу абсолютных преимуществ, Германия будет специализироваться на производстве шоколада, а Франция – на производстве сыра. И в торговле между собой они будут экспортировать друг другу продукты, в производстве которых имеют абсолютное преимущество (Германия – шоколад, а Франция – сыр), а импортировать – те продукты, в производстве которых они не имеют абсолютного преимущества (Германия – сыр, а Франция – шоколад).

На практике оказалось, что далеко не все страны имеют абсолютные преимущества в производстве какого –либо товар. Тем не менее, все страны мира участвуют в международной торговле и как экспортёры, и как импортёры.

Объяснение этому факту нашёл Давид Риккардо (Англия, нач. ХIХ в.), сформулировав принцип относительного преимущества.

Принцип относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у неё относительно ниже, чем в других странах.

То есть, для участия в международной торговле стране не нужно обладать абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Достаточно нести относительно меньшие издержки по производству данного товара по сравнению с другими странами.

Пример:

Пусть в мировой торговле участвуют две страны: Германия и Франция. При этом каждая из них производит только два товара: сыр и шоколад. За 1 час Германия может произвести 15 т. сыра или 25 т. шоколада. Франция за 1 час может произвести 20 т. сыра или 30 т. шоколада.             

Исходя из теории абсолютных преимуществ, можно утверждать, что абсолютно более выгодным является производство и сыра, и шоколада во Франции. Но участвовать в международной торговле желают обе страны.

Предположим, что Франция выбирает для специализации производства сыр, отказываясь при этом от производства шоколада. Тогда альтернативная стоимость 1 т. сыра составит 30:20= 1 ½ т. шоколада.

Если Германия также выберет производство сыра и откажется от производства шоколада, то в этом случае альтернативная стоимость производства сыра составит 25:15=1 2/3 т. шоколада. Это означает, что в случае производства 1 т. сыра Германия потеряет возможность произвести 1 2/3 т. шоколада.

Сравнивая альтернативные стоимости производств 1 т. сыра во Франции и в Германии, получим 1 ½ < 1 2/3, а это означает, что альтернативная стоимость производства сыра во Франции ниже, чем в Германии. Следовательно, согласно принципу относительного преимущества, специализироваться на производстве сыра и экспортировать его должна Франция.

Оценим альтернативную стоимость производства шоколада в Германии и во Франции. Для Германии она составит 15/25=3/5 т. сыра. Для Франции – 20/30=2/3 т. сыра.

Поскольку 3/5<2/3, то относительное преимущество в производстве шоколада будет на стороне Германии, которая производит данный продукт с относительно меньшими издержками. А значит, Германия будет специализироваться на производстве шоколада и экспортировать его во Францию.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое международная торговля? Назовите причины её возникновения.

2. Охарактеризуйте основные показатели международной торговли.

3. Назовите характерные черты современной международной торговли товарами и услугами.

4. Объясните сущность принципа абсолютных преимуществ.

5. Объясните сущность принципа относительных преимуществ.

 

Задача 29.1

Рассчитайте сальдо торгового баланса, внешнеторговый оборот, экспортную, импортную и внешнеторговую квоту для следующих стран:

Сделайте выводы о роли изучаемой страны в международной торговле и о ее зависимости от внешней торговли товарами и услугами.

 

Таблица – ВВП, экспорт и импорт в некоторых странах мира в 2017 г., млрд. долл. США

Ф., И.

Страна

ВВП

Экспорт

Импорт

1 Волчков Д.

Аргентина

637

73

88

2 Гасымова А.

Беларусь

54

36

36

3 Гатауллин Н.

Бразилия

2056

252

222

4 Гнилицкая О.

Великобритания

2631

786

827

5 Григорьев И.

Вьетнам

224

227

220

6 Гроцкая Д.

Германия

3693

1735

1456

7 Гулянов А.

Греция

203

64

64

8 Домолега Д.

Индия

2576

488

606

9 Золотарёв Н.

Исландия

24

11

10

10 Канаев М.

Италия

1944

606

547

11 Коликова Ю.

Казахстан

159

56

43

12 Лавриненко В.

Кипр

22

13

15

13 Левченко В.

Китай

12238

2445

2208

14 Липина Е.

Люксембург

62

123

100

15 Мажаров М.

Мадагаскар

13

3

3

16 Москвина М.

Нигерия

376

51

51

17 Нерезов В.

Норвегия

399

140

131

18 Пономарёва Е.

Польша

526

287

264

19 Прусова С.

Российская Федерация

1578

411

327

20 Разгонова А.

Саудовская Аравия

684

240

200

21 Резниченко В.

Сингапур

324

561

483

22 Свистунов Т.

США

19590

2334

2899

23 Сумская Е.

Туркменистан

38

188

214

24 Факиева А.

Турция

852

210

249

25 Фёдорова И.

Уганда

28

5

7

26 Чернобаева И.

Франция

2589

803

848

27 Чернобаева М.

Чад

11

3

3

28 Шакура П.

Эстония

26

20

19

29 Шаньшин Н.

Япония

4872

874

836

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...