Тема 14. Международная торговля
Тема урока: Международная торговля товарами и услугами 1) Причины возникновения международной торговли. Международная торговля – сфера товарно-денежных отношений, которые возникают при обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями из разных стран. Торговая деятельность одной страны по обмену товаров и услуг с другими странами называется внешней торговле. Таким образом, международная торговля – это совокупность внешней торговли всех стран мира. Международная торговля является традиционной и наиболее старо формой международных экономических отношений. Возникнув много столетий тому назад, она до сих пор сохраняет важнейшие позиции в комплексе мирохозяйственных связей. Боле того, в условиях усиления тенденций глобализации и интернационализации хозяйственной жизни международная торговля выступает одним из основных факторов развития мировой и национальных экономик. Возникновение международной торговли было обусловлено следующими причинами: - неравное распределение природных ресурсов между странами; - различия в уровне развития техники и технологий в разных странах; - исторически сложившаяся структура национальной экономики; - стремление к рациональному использованию имеющихся ресурсов; - стремление к повышению благосостояния населения страны. 2) Понятие об импорте и экспорте. Участвуя в международном разделении труда, страны получают в обмен на продаваемые ими за рубеж товар и услуги необходимые им сырьё, оборудование, потребительские товары и иную продукцию. Экспорт – продажа за границу товаров и услуг отечественного производства. Импорт – закупка и ввоз из-за границы товаров и услуг иностранного производства.
Внешнеторговый оборот – сумма экспорта и импорта страны за определённый период. Сальдо торгового баланса – разница между экспортом и импортом за определённый период. Экспортная квота – доля экспорта в ВВП страны за определённый период (в %). Импортная квота – доля импорта в ВВП страны за определённый период (в %). Внешнеторговая квота – доля внешнеторгового оборота (суммы экспорта и импорта) в ВВП страны за определённый период (в %). Пример: Внешняя торговля страны характеризуется следующими показателями: экспорт товаров и услуг – 100 млрд. долл. США; импорт – 110 млрд. долл. США. В том же году ВВП данной страны составил 300 млрд. долл. США. Тогда внешнеторговый оборот стран будет равен: ВТО=Эксп.+Имп.=100+110=210 млрд. долл. США Сальдо торгового баланса составит: Сальдо=Эксп.-Имп=100-110=-10 млрд. долл. США Отрицательное значение сальдо торгового баланса означает, что страна закупает за рубежом больше товаров и услуг, чем продает в другие страны продукции отечественной экономики. В таком случает страна называется нетто-импортёром. В противоположном случае страну следует называть нетто-экспортёром. Экспортная квота составит: Аналогично рассчитывается импортная и внешнеторговая квота: Чем больше экспортная и импортная квоты, тем более национальная экономика зависит, соответственно, от экспорта или от импорта. Значения внешнеторговой квоты, близкие к 100 % (и более), указывают на открытость национальной экономики.
В настоящее время в мировом экспорте и импорте отмечаются такие тенденции: - увеличение абсолютных объемов международной торговли товарами и услугами; - рост доли развивающихся стран в международной торговле; - преобладание в экспорте развивающихся стран сырьевых товаров и полуфабрикатов, а в экспорте развитых стран – готовой продукции (в том числе высокотехнологичной) и услуг;
- рост доли услуг, особенно связанных с передачей новых технологий (торговля патентами и лицензиями), а также туристских, транспортных, строительных, финансовых услуг; - рост доли в экспорте и импорте высокотехнологичных товаров – аэрокосмического оборудования, электроники, фармацевтических товаров. Продукции машиностроения и т.д. 3) Принципы абсолютного и сравнительного экономического преимущества. На протяжении всей истории существования международной торговли люди пытались объяснить её причины, используя для этого различные теории, принципы и модели. Наиболее известны принципы (теории) абсолютного и сравнительного преимущества. Автором принципа абсолютного преимущества является английский экономист ХVIII в. Адам Смит. Принцип абсолютного преимущества гласит: страны выигрывают от торговли друг с другом, если каждая из них специализируется на производстве товаров, которые она может изготавливать с абсолютно меньшими затратами ресурсов, чем её торговые партнёры. Пример: Пусть в мировой торговле участвуют две страны: Германия и Франция. При этом каждая из них производит только два товара: сыр и шоколад. За 1 час Германия может произвести 15 т. сыра или 30 т. шоколада. Франция за 1 час может произвести 20 т. сыра или 25 т. шоколада. В таком случае производительность для сыра в Германии составит 15 т./час, а во Франции – 20 т./час. В данном случае более выгодным будет производство сыра во Франции, поскольку там производительность выше. Для шоколада производительность в Германии составит 30 т./час, а во Франции – 25 т./час. Здесь абсолютное преимущество в производстве шоколада у Германии, которая может произвести больше продукции в единицу времени. Следовательно, согласно принципу абсолютных преимуществ, Германия будет специализироваться на производстве шоколада, а Франция – на производстве сыра. И в торговле между собой они будут экспортировать друг другу продукты, в производстве которых имеют абсолютное преимущество (Германия – шоколад, а Франция – сыр), а импортировать – те продукты, в производстве которых они не имеют абсолютного преимущества (Германия – сыр, а Франция – шоколад). На практике оказалось, что далеко не все страны имеют абсолютные преимущества в производстве какого –либо товар. Тем не менее, все страны мира участвуют в международной торговле и как экспортёры, и как импортёры.
Объяснение этому факту нашёл Давид Риккардо (Англия, нач. ХIХ в.), сформулировав принцип относительного преимущества. Принцип относительного преимущества заключается в том, что каждой стране выгоднее экспортировать те товары, для которых цена выбора у неё относительно ниже, чем в других странах. То есть, для участия в международной торговле стране не нужно обладать абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Достаточно нести относительно меньшие издержки по производству данного товара по сравнению с другими странами. Пример: Пусть в мировой торговле участвуют две страны: Германия и Франция. При этом каждая из них производит только два товара: сыр и шоколад. За 1 час Германия может произвести 15 т. сыра или 25 т. шоколада. Франция за 1 час может произвести 20 т. сыра или 30 т. шоколада. Исходя из теории абсолютных преимуществ, можно утверждать, что абсолютно более выгодным является производство и сыра, и шоколада во Франции. Но участвовать в международной торговле желают обе страны. Предположим, что Франция выбирает для специализации производства сыр, отказываясь при этом от производства шоколада. Тогда альтернативная стоимость 1 т. сыра составит 30:20= 1 ½ т. шоколада. Если Германия также выберет производство сыра и откажется от производства шоколада, то в этом случае альтернативная стоимость производства сыра составит 25:15=1 2/3 т. шоколада. Это означает, что в случае производства 1 т. сыра Германия потеряет возможность произвести 1 2/3 т. шоколада. Сравнивая альтернативные стоимости производств 1 т. сыра во Франции и в Германии, получим 1 ½ < 1 2/3, а это означает, что альтернативная стоимость производства сыра во Франции ниже, чем в Германии. Следовательно, согласно принципу относительного преимущества, специализироваться на производстве сыра и экспортировать его должна Франция.
Оценим альтернативную стоимость производства шоколада в Германии и во Франции. Для Германии она составит 15/25=3/5 т. сыра. Для Франции – 20/30=2/3 т. сыра. Поскольку 3/5<2/3, то относительное преимущество в производстве шоколада будет на стороне Германии, которая производит данный продукт с относительно меньшими издержками. А значит, Германия будет специализироваться на производстве шоколада и экспортировать его во Францию.
Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое международная торговля? Назовите причины её возникновения. 2. Охарактеризуйте основные показатели международной торговли. 3. Назовите характерные черты современной международной торговли товарами и услугами. 4. Объясните сущность принципа абсолютных преимуществ. 5. Объясните сущность принципа относительных преимуществ.
Задача 29.1 Рассчитайте сальдо торгового баланса, внешнеторговый оборот, экспортную, импортную и внешнеторговую квоту для следующих стран: Сделайте выводы о роли изучаемой страны в международной торговле и о ее зависимости от внешней торговли товарами и услугами.
Таблица – ВВП, экспорт и импорт в некоторых странах мира в 2017 г., млрд. долл. США
Страна |
ВВП |
Экспорт |
Импорт | |||||||||||||||
1 | Волчков Д. | Аргентина | 637 | 73 | 88 | |||||||||||||
2 | Гасымова А. | Беларусь | 54 | 36 | 36 | |||||||||||||
3 | Гатауллин Н. | Бразилия | 2056 | 252 | 222 | |||||||||||||
4 | Гнилицкая О. | Великобритания | 2631 | 786 | 827 | |||||||||||||
5 | Григорьев И. | Вьетнам | 224 | 227 | 220 | |||||||||||||
6 | Гроцкая Д. | Германия | 3693 | 1735 | 1456 | |||||||||||||
7 | Гулянов А. | Греция | 203 | 64 | 64 | |||||||||||||
8 | Домолега Д. | Индия | 2576 | 488 | 606 | |||||||||||||
9 | Золотарёв Н. | Исландия | 24 | 11 | 10 | |||||||||||||
10 | Канаев М. | Италия | 1944 | 606 | 547 | |||||||||||||
11 | Коликова Ю. | Казахстан | 159 | 56 | 43 | |||||||||||||
12 | Лавриненко В. | Кипр | 22 | 13 | 15 | |||||||||||||
13 | Левченко В. | Китай | 12238 | 2445 | 2208 | |||||||||||||
14 | Липина Е. | Люксембург | 62 | 123 | 100 | |||||||||||||
15 | Мажаров М. | Мадагаскар | 13 | 3 | 3 | |||||||||||||
16 | Москвина М. | Нигерия | 376 | 51 | 51 | |||||||||||||
17 | Нерезов В. | Норвегия | 399 | 140 | 131 | |||||||||||||
18 | Пономарёва Е. | Польша | 526 | 287 | 264 | |||||||||||||
19 | Прусова С. | Российская Федерация | 1578 | 411 | 327 | |||||||||||||
20 | Разгонова А. | Саудовская Аравия | 684 | 240 | 200 | |||||||||||||
21 | Резниченко В. | Сингапур | 324 | 561 | 483 | |||||||||||||
22 | Свистунов Т. | США | 19590 | 2334 | 2899 | |||||||||||||
23 | Сумская Е. | Туркменистан | 38 | 188 | 214 | |||||||||||||
24 | Факиева А. | Турция | 852 | 210 | 249 | |||||||||||||
25 | Фёдорова И. | Уганда | 28 | 5 | 7 | |||||||||||||
26 | Чернобаева И. | Франция | 2589 | 803 | 848 | |||||||||||||
27 | Чернобаева М. | Чад | 11 | 3 | 3 | |||||||||||||
28 | Шакура П. | Эстония | 26 | 20 | 19 | |||||||||||||
29 | Шаньшин Н. | Япония | 4872 | 874 | 836 |
|
|