Блок №1. Основы общей теории государства и права.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Задания для выполнения контрольной работы Студентами заочного отделения по курсу «Правоведение».
Приступая к выполнению контрольной работы, студенту необходимо ознакомиться со всей совокупностью заданий и выбрать для выполнения по два задания из каждого блока по своему желанию. При написании контрольной работы следует указывать название блока и формулировку выполняемого задания. Формулируя ответ, необходимо обосновать его либо теоретическими положениями, либо содержанием правовых норм. Оформление ссылки на использованный источник осуществляется в конце предложения в квадратных скобках с указанием номера книги (источника) в списке источников и литературы, расположенном в конце контрольной работы. При дословном цитировании, и с указанием номера страницы, с которой взята цитата. Например: «[4, с.25]». Точка в предложении со ссылкой на источники ставится после ссылки за квадратными скобками. Библиографическое описание в списке источников и литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Ссылки на источники и литературу в основной части работы оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» Документы в списке источников и литературы должны быть расположены в следующей последовательности: – международные акты; – документы федерального уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения); – документы субъектов РФ (законы, постановления, приказы, распоряжения); – муниципальные документы; – книги и статьи на русском языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора). Текст контрольной работы должен быть отпечатан на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм.). Ориентация листа бумаги – книжная. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20-25 мм.
Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14, междустрочный интервал полуторный. Выравнивание по ширине. Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см. Цвет текста – Авто или Черный. Текст печатается с одной стороны листа.
Блок №1. Основы общей теории государства и права.
1. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов. Вопросы для сравнения определите самостоятельно. Сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов [6].
4. Определите, какие государственные органы входят в систему органов: а) законодательной власти; б) исполнительной власти; в) судебной власти. Опишите функции каждой ветви власти. Укажите нормативные акты, регламентирующие деятельность Правительства, Федерального Собрания, федеральных судов. Система органов государственной власти – это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды. Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10]. Соответственно выделяются органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности. Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.
Органы исполнительной власти – это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью. Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве. Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации. Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к одной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.
Федеральной Собрание РФ – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания. Функции парламента: – представительная, – законодательная (учреждение законов), – финансовая (ежегодное утверждение бюджет страны), – учредительная (участие в формировании высших исполнительных и судебных органов), – контрольная (контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти). В ст. 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Ст. 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в гл. 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов [1, гл. 1]. Гл. 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации [1, гл. 5]. Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции. Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.
Назначение органов исполнительной власти – управление, включающее: – исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти), – распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий). В гл. 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [1, гл. 6]. Правовое положение Правительства Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений [7] [8]. Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов [9]. 1) Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. 2) Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района. 3) Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ. Функции судебной власти: – охранительная (охрана прав), – функция правосудия (защита, восстановление прав), – контрольно-надзорная (над другими ветвями власти). Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано, что судебная власть в России принадлежит только судам. КонституцияРФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127) [1, ст. 118, 125-127]. Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе [9], а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|