Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Блок №1. Основы общей теории государства и права.




Задания для выполнения контрольной работы

Студентами заочного отделения по курсу «Правоведение».

 

Приступая к выполнению контрольной работы, студенту необходимо ознакомиться со всей совокупностью заданий и выбрать для выполнения по два задания из каждого блока по своему желанию.

При написании контрольной работы следует указывать название блока и формулировку выполняемого задания.

Формулируя ответ, необходимо обосновать его либо теоретическими положениями, либо содержанием правовых норм. Оформление ссылки на использованный источник осуществляется в конце предложения в квадратных скобках с указанием номера книги (источника) в списке источников и литературы, расположенном в конце контрольной работы. При дословном цитировании, и с указанием номера страницы, с которой взята цитата. Например: «[4, с.25]». Точка в предложении со ссылкой на источники ставится после ссылки за квадратными скобками.

Библиографическое описание в списке источников и литературы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 СИБИД «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Ссылки на источники и литературу в основной части работы оформляются в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка»

Документы в списке источников и литературы должны быть расположены в следующей последовательности:

– международные акты;

– документы федерального уровня (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– документы субъектов РФ (законы, постановления, приказы, распоряжения);

– муниципальные документы;

– книги и статьи на русском языке (по алфавиту фамилий авторов или названий в случае отсутствия автора).

Текст контрольной работы должен быть отпечатан на листах белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм.). Ориентация листа бумаги – книжная. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20-25 мм.

Шрифт Times New Roman, кегль (размер шрифта) – 14, междустрочный интервал полуторный. Выравнивание по ширине. Абзацный отступ (красная строка) – 1,25 см. Цвет текста – Авто или Черный. Текст печатается с одной стороны листа.


 

Блок №1. Основы общей теории государства и права.

 

1. Проведите сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов. Вопросы для сравнения определите самостоятельно.

Сравнительный анализ демократического и антидемократического режимов [6].

Линии сравнения Виды режимов
Демократический Антидемократический
Тоталитарный Авторитарный
1. Формы Непосредственная и представительная демократия Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских (например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране)
2. Социальная база Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения Опора на традиционные социальные институты – бюрократию, армию, церковь
3. Государственное устройство Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения «Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни Традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни
4. Партийная система Многопартийность Господство одной партии Правящая партия огосударствлена
5. Оппозиция Действует легально Отрицается Ее деятельность ограничена жесткими рамками
6. Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено законом Запрещено все, что не разрешено законом Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью
7. Права и свободы граждан Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашается, но и гарантируются фактически. Закон защищает права и свободы граждан Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом власти. Закон защищает не личность, а государство Существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности
8. Экономика Смешанная экономика, доминирует частный сектор Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой
9. Идеология Политический плюрализм Существует единственная обязательная официальная идеология Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
10. Карательные органы Строго подчиняются закону Пронизывают все сферы жизни общества, фактически бесконтрольны Важный элемент государственного аппарата

 

4. Определите, какие государственные органы входят в систему органов:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) судебной власти.

Опишите функции каждой ветви власти. Укажите нормативные акты, регламентирующие деятельность Правительства, Федерального Собрания, федеральных судов.

Система органов государственной власти – это обусловленная функциями государства и национальными традициями совокупность органов государственной власти и их подразделение на отдельные виды.

Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную [1, ст. 10]. Соответственно выделяются органы государственной власти – законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.

Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Главная их задача – правотворчество, но помимо этого они выполняют и другие функции, например, контролируют деятельность исполнительной власти.

Органы исполнительной власти – это, как правило, назначаемые органы. Главная задача исполнительных органов власти выполнять положения Конституции, федеральных законов, иных нормативных актов. Органы исполнительной власти действуют на основе сочетания единоначалия с коллегиальностью.

Органы судебной власти осуществляют правосудие. Деятельность судов направлена на укрепление законности и правопорядка, предупреждение преступлений и иных правонарушений, имеет задачей охрану от всяких посягательств на закрепленные в Конституции основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, другие демократические институты. Суды независимы и подчиняются только закону. Разбирательство дел в судах открытое, судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, с участием присяжных заседателей.

Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они сдерживают друг друга. Такая система взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

Принцип разделения властей относится не только к организации государственной власти на федеральном уровне, но и к системе органов государственной власти субъектов Федерации.

Президент Российской Федерации – глава государства, то есть должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государственной власти. Президент РФ не относится ни к од­ной из трех ветвей государственной власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией, Президент обеспечивает необходимое согласование различных ветвей власти, позволяющее бесперебойно действовать всему государственному механизму.

Федеральной Собрание РФ – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Таким образом, оно соединяет в себе функции общенационального представительного и законодательного органа. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации. Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных ветвей государственной власти субъектов Федерации, что позволяет более точно учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания.

Функции парламента:

– представительная,

– законодательная (учреждение законов),

– финансовая (ежегодное утверждение бюджет страны),

– учредительная (участие в формировании высших исполнительных и судебных органов),

– контрольная (контроль за работой правительства, других должностных лиц исполнительной власти).

В ст. 94 Конституции РФ указано, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Ст. 11 Конституции РФ закрепляет Федеральное Собрание как один из органов государственной власти: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации». Эта статья помещена в гл. 1 Конституции РФ, для которой предусмотрен усложненный порядок изменения – пересмотр, что обеспечивает прочное положение Федерального Собрания в системе государственных органов [1, гл. 1].

Гл. 5 Конституции посвящена Федеральному Собранию. В ней закрепляются основные положения, касающиеся деятельности Федерального Собрания, его структура, полномочия и порядок формирования палат, статус членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, а так же законодательный процесс в Российской Федерации [1, гл. 5].

Кроме основного закона существуют другие нормативные акты, регламентирующие деятельность Федерального Собрания: Федеральные законы, Постановления Правительства РФ, Указы Президента РФ и другие. В них развиваются положения Конституции.

Правительство Российской Федерации является высшим органом исполнительной власти. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию, который осуществляет руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместитель Председателя Правительства, федеральные министры. Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы.

Назначение органов исполнительной власти – управление, включающее:

– исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты органами законодательной власти),

– распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организационных действий).

В гл. 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» устанавливается: исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации [1, гл. 6]. Правовое положение Правительства Российской Федерации определено Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. и Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации». В регламенте рассматриваются с необходимой детализацией вопросы формирования плана заседаний Правительства Российской Федерации, порядок внесения документов для их рассмотрения на заседаниях, порядок оформления принимаемых решений [7] [8].

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с конституционным принципом разделения властей является самостоятельной и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. В России в соответствии с федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» существует следующая система судов [9].

1) Конституционный Суд Российской Федерации, а также конституционные (в республиках в составе Российской Федерации) и уставные (в других субъектах Российской Федерации) суды составляют ветвь судебной власти, которая является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

2) Суды общей юрисдикции являются второй ветвью судебной власти. Они осуществляют уголовное, гражданское, административное и иные виды судопроизводства. Возглавляет их Верховный Суд РФ. Судами среднего звена являются суды субъектов Федерации. Районные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом. Они являются непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.

3) Третьей ветвью судебной власти являются арбитражные суды, которые рассматривают экономические споры (о заключении и прекращении договоров, о признании права собственности, о банкротстве, о возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном (безакцептном) порядке, и т.п., а также споры о защите чести, достоинства и деловой репутации) между юридическими лицами. Сторонами в арбитражном процессе могут быть также граждане, имеющие статус предпринимателя. Арбитражные суды субъектов РФ являются нижним звеном в трехзвенной системе федеральных арбитражных судов, куда помимо арбитражных судов субъектов Федерации входят федеральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ.

Функции судебной власти:

– охранительная (охрана прав),

– функция правосудия (защита, восстановление прав),

– контрольно-надзорная (над другими ветвями власти).

Основополагающим актом, определяющим в общих чертах суть российской судебной системы, является Конституция РФ, в ст. 118 которой, в частности, сказано, что судебная власть в России принадлежит только судам. КонституцияРФ предусматривает следующие виды органов, которым принадлежат полномочия по осуществлению судебной власти: Конституционный Суд РФ (ст. 125), суды общей юрисдикции (ст. 126), арбитражные суды (ст. 127) [1, ст. 118, 125-127].

Структура судебной системы в целом определяется предписаниями не только Конституции РФ, но и Закона о судебной системе [9], а также ряда других законодательных актов: Закона о судоустройстве, Закона об арбитражных судах, Закона о военных судах, Закона о мировых судьях.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...