Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Актуализация опорных знаний.

Урок 1

Тема урока: Общая характеристика Царства Животных.

 

Задачи: рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности животных, составить сравнительную характеристику растительных и животных организмов, познакомиться с многообразием видов животных и сред их обитания, продолжить формирование умения анализировать, классифицировать, сравнивать, делать выводы, работать с таблицами, рисунками дополнительной литературой.

 

Оборудование: таблицы,рисунки,учебник,тетрадь.

 

Ход урока.

 

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Ответьте на вопросы.

 

1. Какая наука изучает животных?(Зоология)

2. Назовите самых маленьких животных?(Амеба,инфузория)

3. Назовите самых больших животных?(Кит,слон)

4. Какими признаками обладают животные организмы?(Подвижность,рост, развитие)

5. Какова роль животных? (Потребители)

6.

7.

8.

9.

10.

 

 

III. Изучение нового материала.

 

1. Слово Учителя.

Зоология – наука о животных, имеющая свою историю, свои методы исследования, специальные разделы и даже включающая специальные науки.

Этапы развития науки – Зоология

 

I этап – учение древнегреческих ученных и врачей (Аристотель, Гиппократ)

 

II этап – учение древнеримских ученных и естествоиспытателей (Клавдий Гален)

 

III этап – ученные эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи)

 

IV этап – XVI – XVII вв. Основы представления о строении кровеносной системы животных

(А. Везалий).

 

V этап – голландец А. Левенгук Открывает одноклеточных животных и микроорганизмы.

 

VI этап – 1735 г. «Система природы» шведского ученного К.Линнея.

 

VII этап- XVIII в. Итальянский физик Л. Гальвани открыл «животное электричество».

 

VIII этап – XIX в. Возникла палеонтология, основоположником которой был француз Ж.Кювье.

 

IX этап - XX в. Выдающийся вклад в развитие зоологии внесли отечественные ученные

А.Н. Формозов, В.А. Догель, А.А. Зинкевич, К.И. Скрябин.

 

2. Работа таблицей «Методы изучения Зоологии»

 

 

3. Работа с таблицей «Зоологические науки»

 

З анатомия

О физиология

О экология

Л зоогеография

О палеозоология

Г систематика

И генетика животных

Я селекция животных

 

4. Работа с текстом учебника. «Основные признаки животных»

-Выписать основные признаки животных.

-Перечислите и охарактеризуйте признаки животных?

 

5. Работа с таблицей «Симметрия тела животного»

 

Симметрия тела

 

 

6. Заполнить таблицу «Сравнительная таблица животных и растений»

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что все живые организмы имели общих предков, от которых произошли, в связи с чем в их строении и жизнедеятельности имеется много общего.

7. Классификация животных.

Животный мир очень разнообразен, в ходе исторического развития у них появились разные приспособления к самым разным средам жизни и условиям существования. В царстве животных выделяются следующие таксоны.

Царство

Подцарство

Надкласс

Класс

Подкласс

Надотряд

Отряд

Подотряд

Надсемейство

Семейство

Подсемейство

Род

Вид

Подвид

IV. Закрепление материала.

 

Закончите предложения.

 

-В биосфере насчитывается ___________ видов животных.

-Зоология –это наука о ________________.

-Царство животных делится на два ______________: ___________ и ____________________.

 

-Определите вид симметрии тела у следующих животных: бабочка, пробковая губка, стрекоза, осьминог, карась, змея, актиния, морская звезда, курица, медуза, кошка.

 

-Назовите несколько видов животных нашего региона.

 

V. Домашнее задание.

 

Изучить статью «Царство Животные», ответить на вопросы. Написать историю встречи с животным или сделать рисунок.

 

Урок 2

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (ПРОСТЕЙШИЕ)

Цель: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и развить представления об одноклеточных животных; среды обитания представителей класса Саркодовые их строения и жизнедеятельности на примере амебы протей.

Развивающие: продолжить формирование умений публично выступать, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, работать с микроскопом.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, ответственное отношение к выполнению порученных заданий.

Тип урока: усвоения новых знаний.

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3.Изучение нового материала:

А. ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

- Класс саркодовые (корненожки)

- Класс жгутиковые

Б. ТИП ИНФУЗОРИИ

4. Итоги урока

1.Организационный момент 1-2 мин.

2. Прежде, чем начать новую тему, давайте вспомним, что называют клеткой? Расскажите строение животной и растительной клетки? В чем их различие?

3. На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн. видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?

Морфологически представляют собой одну клетку, но функционально - целостный организм, способный двигаться, самостоятельно питаться. Размеры маленькие от нескольких микрон до нескольких сантиметров.

Обязательным условием существования является наличие жидкой среды.

Движение осуществляется с помощью ложноножек (временных выростов цитоплазмы), жгутиков (длинные тонкие нити цитоплазмы на переднем конце тела) и ресничек (многочисленных выростов цитоплазмы, расположенных по всей поверхности). Скорость передвижения разная.

Питание готовыми органическими веществами, бактериями в основном путем всасывания (гетеротрофно), а также путем заглатывания твердых пищевых частиц.

Явление раздражимости - одно из важнейших свойств живого организма - проявляется у простейших в виде таксисов (ответ на раздражение движением в направлении раздражителя или от него). Размножаются простым делением клетки пополам. Неблагоприятные условия простейшие переносят в состоянии цисты. При этом клетка сильно обезвоживается и покрывается плотной оболочкой, пока не попадают в благоприятные условия.

 

Простейшие играют важную роль в круговороте в-в в природе. Они служат пищей более крупным беспозвоночным. Радиолярии, фораминиферы, раковинные амебы формируют морские осадочные породы, которые используются в строительстве. Многие виды паразитических простейших вызывают тяжелые формы заболеваний человека, животных и растений.

 

ТИП САРКОМАСТИГОФОРЫ, ИЛИ ТИП САРКОЖГУТИКОНОСЦЫ

Этот тип включает свободнодвижущих и паразитирующих простейших, органоидами движения которых служат ложноножки или жгутики. В тип включены два класса: саркодовые и жгутиконосцы.

Класс саркодовые (корненожки)

Самые примитивные, не имеющие постоянной формы тела из-за отсутствия плотной оболочки. Типичный представитель корненожек - амеба обыкновенная, обитают в пресной воде и почве.

Голая амеба

Тело покрыто элементарной мембраной, под которой находится цитоплазма с различными включениями. Наружный, более вязкий однородный слой цитоплазмы называется эктоплазмой, внутренний, зернистый и более жидкий - эндоплазмой. Способность цитоплазмы осуществлять взаимный переход экто- и эндоплазмы друг в друга лежит в основе образования ложноножек, с помощью которых осуществляется движение амебы. Также с помощью ложноножек амеба захватывает пищу. Вокруг пищевой частицы, оказавшейся в цитоплазме, образуется пищеварительная вакуоль. Непереваренные остатки выталкиваются в любом участке тела амебы. Пищей амебе служат бактерии, одноклеточные водоросли или другие простейшие.

В цитоплазме имеется сократительная вакуоль, функция которой - регуляция осмотического давления внутри тела амебы. Концентрация растворенных в-в в теле амебы выше, чем в окружающей среде. Благодаря разности осмотического давления внутри и вне тела амебы вода непрерывно поступает в цитоплазму через наружную мембрану. Избыток воды, вместе с продуктами обмена в-в, выводится наружу с помощью сократительных вакуолей.

Размножение у амебы бесполое, происходит путем деления клетки надвое. При наступлении неблагоприятных условий амеба превращается в цисту.

В кишечнике человека обитает множество амеб, которые питаются перевариваемой пищей и кишечными бактериями, не принося никакого вреда. Дизентерийная амеба может вызывать болезнь дизентерию (амебиаз) - болезнь грязных рук.

Раковинная амеба использует для своих раковин известняк, соли стронция, органическое в-во. Каждая раковина особенна.

Диффлюгия (раковинная) Фораминиферы (известняк) Радиолярии (стронций)

 

 

Класс жгутиковые

Свободнодвижущие жгутиковые населяют пресные и морские водоемы, паразитические формы обитают в теле человека и животных. Число жгутиков от 1-ого до 2-ух, реже больше. Жгутик является органом передвижения. Представитель класса - эвглена зеленая. Как и все зеленые жгутиковые, эвглена имеет хроматофоры и способна синтезировать органические в-ва из неорганических, используя энергию солнца. Запасание питательных в-в может быть в виде крахмала. При длительном содержании эвглены в темноте хлорофилл у нее теряется, и она переходит к питанию растворенными в воде органическими в-вами. Такая способность к смешанному питанию обеспечивает возможность выживания в различных условиях существования.

Избыток воды и часть продуктов обмена в-в из тела эвглены удаляются при помощи сократительной вакуоли. Размножается эвглена бесполым путем - продольным делением. При неблагоприятных условиях образует цисту.

Жгутиковые, имеющие хлорофилл, играют большую роль в жизни водоемов, так как образуют кислород, необходимый для дыхания водных организмов. Кроме того, они используются в качестве кормовых объектов для многих животных. Среди жгутиковых есть много паразитических форм, вызывающих заболевания человека: лямблия обитает в верхнем отделе тонкой кишки и в желчевыводящих протоках и вызывает заболевания лямблиоз; лейшмания паразитирует внутри клеток и тканей и вызывает болезнь лейшманиоз; трипаносома является возбудителем африканской сонной болезни (паразит крови теплокровных животный и человека, не передается от человека к человеку, только при обязательном участии переносчика - комары, москиты, клещи)

 

ТИП ИНФУЗОРИИ

К типу инфузории относят около 6000 видов простейших, органеллами движения которых служит большое количество ресничек. Для большинства инфузорий характерно присутствие двух ядер: крупного вегетативного - макронуклеуса (имеет полиплоидный набор хромосом, регулирует процессы обмена в-в) - и более мелкого генеративного - микронуклеуса (содержит диплоидный набор хромосом и участвует в половом процессе).

Среди инфузорий есть свободноживущие обитатели пресных и морских водоемов и паразиты человека и животных. К свободноживущим инфузориям относят инфузорию-туфельку. Инфузория-туфелька - самая сложноустроенная одноклеточная. Инфузория имеет постоянную форму, так как эктоплазма уплотнена и образует пелликулу (дополнительную оболочку).

Питается инфузория бактериями, одноклеточными водорослями, которые перевариваются в пищеварительных вакуолях. Непереваренные остатки выбрасываются через порошицу.Сократительные вакуоли состоят из резервуара и 5-7 канальцев. Жидкие продукты и вода из цитоплазмы сначала поступают в приводящие канальцы, затем канальцы все сразу сокращаются и изливают свое содержимое в резервуар, после чего последний сокращается и выбрасывает жидкость через отверстие наружу. Вакуоли сокращаются поочередно.

Бесполое размножение осуществляется путем поперечного деления и сопровождается делением макро- и микронуклеусов. Размножение повторяется 1-2 раза в сутки. Через несколько поколений в жизненном цикле инфузорий происходит половой процесс конъюгация, при которой число инфузорий не увеличивается, а обновляются наследственные св-ва маконуклеуса и возникают новые комбинации генетической информации.

У человека в просвете толстого кишечника может паразитировать инфузория балантидий - возбудитель балантидиоза. Создает многие виды колоний, является сидячим животным. Тяжелое заболевание выражается в кровавом поносе, коликах, лихорадке и мышечной слабости. Основным разносчиком являются свиньи, зараженные балантидиями. Балантидии в кишечнике свиней образуют цисты, с фекалиями попадающие во внешнюю среду, где сохраняются долгое время. Заражение человека происходит при занесении цист в пищеварительный трат с грязными руками или пищей.

4. Выставить отметки. Записать домашнее задание.

 

Урок 3

Приложение №1

Актуализация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные»

Приведите примеры многоклеточных организмов

Что такое «фагоцителла»?

Какой ученый первым обнаружил «фагоцителлу»?

На какие две группы делится «Подцарство Многоклеточные»?

Чем эктодерма отличается от энтодермы?

Перечислите типы беспозвоночных животных.

Что такое «мезодерма»?

Каких животных относят к «хордовым»?

Приложение №2

РАЗМНОЖЕНИЕ ГУБОК

Бесполое размножение. У губок очень широко распространены разные формы бесполого размножения. К их числу относятся наружное почкование. При почковании отделяющаяся дочерняя особь может содержать все ткани материнского организма и представлять собой просто его обособившийся участок. Наиболее известный пример такого образования почек — морской апельсин. Из обособившихся клеток, скапливающихся на поверхности губки постепенно формируется маленькая губка, которая через некоторое время отшнуровывается от материнского организма, отваливается и приступает к самостоятельному образу жизни. Значительно реже наблюдается у губок бесполое размножение, выражающееся в отделении от материнского организма разной величины участков, которые далее развиваются во взрослый организм. Очень близко примыкает к такому способу размножения образование у губок при неблагоприятных условиях существования так называемых редукционных телец.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\d5bad50f7fb9e619c11d1f1b46e004f9.jpg

Бесполое размножение губок

Половое размножение. Среди губок встречаются как раздельнополые, так и гермафродитные формы. Какого-либо внешнего различия мужских и женских особей в случае раздельнополости не наблюдается. Половые клетки образуются в мезоглее губки. Там же происходит рост и созревание яиц и формирование сперматозоидов. Зрелые сперматозоиды выходят из губки наружу и с током воды по системе приводящих каналов попадают в жгутиковые камеры других губок, имеющих зрелые яйца. Формирование личинки у большинства губок протекают внутри материнского организма. Личинка губки, как правило, имеет овальную или округлую форму тела величиной до 1 мм. Поверхность ее покрыта жгутиками, благодаря движению которых личинка энергично плавает в толще воды. Длительность свободного плавания личинки до момента ее прикрепления к субстрату колеблется от нескольких часов до трех суток.

C:\Documents and Settings\User\Мои документы\Загрузки\b38f334fc34b04589fd7df9ebb9f28a3.jpg

Приложение №3

ЗНАЧЕНИЕ ГУБОК

Биологическое значение губок. Являясь активными биофильтраторами и благодаря массовому распространению, губки составляют важное звено в экосистеме водоемов. Роль губок определяется их участием в трофических (пищевых) цепях, поскольку они являются важнейшими потребителями зоо- и фитопланктона, развивающегося в толще прибрежных вод, а также кремния, необходимого для постройки скелета.Наибольшего видового разнообразия губки достигают в тропических и субтропических зонах Мирового океана‚ хотя и в арктических‚ и субарктических водах их встречается немало. Большинство губок — обитатели небольших глубин (до 500 м). Губки поселяются преимущественно на каменистых грунтах, что связано со способом их питания. Большое количество иловых частиц забивает канальную систему губок и делает их существование невозможным. У большинства глубоководных губок скелет кремневый— прочный, но хрупкий, у мелководных губок — массивный или эластичный (роговые губки). Фильтруя через тело огромное количество воды‚ губки являются мощными биофильтраторами. Этим они способствуют очистке воды от механического и органического загрязнения. Губки часто сожительствуют с другими организмами, причем в одних случаях это сожительство носит характер простого «квартирантства», в других приобретает характер обоюдно полезного симбиоза. Так‚ колонии морских губок служат местом поселения большого числа разных организмов — кольчатых червей‚ ракообразных, змеехвосток и др. В свою очередь, губки часто поселяются на других‚ в том числе подвижных‚ животных, например на панцире крабов‚ раковинах брюхоногих моллюсков и т.п.

Практическое значение губок невелико. В южных странах имеется промысел

обладающих роговым скелетом туалетных губок, используемых для мытья и

различных технических целей. Их ловят в Средиземном и Красном морях,

Мексиканском заливе, Карибском море, Индийском океане, у берегов Австралии.

Промысел стеклянных губок, используемых в

качестве украшений и сувениров, существует также у берегов Японии.

Приложение №4

Тестовые задания по теме «Тип Губки»

1. Самые примитивные многоклеточные организмы:

а) амебы;

б) губки;

в) вольвокс;

г) инфизория-туфелька.

2. Прикрепленный образ жизни ведет:

а) обыкновенная амеба;

б) эвглена зеленая;

в) пробковая губка;

г) инфизория-туфелька.

3. Мезоглея – это:

а) слой поверхностных клеток;

б) студенистое вещество, расположенное между эктодермой и энтодермой;

в) слой внутренних клеток;

г) слой, расположенный под энтодермой.

4.Регенерация – это:

а) ответ на раздражение;

б) восстановление утраченных частей тела;

в) слой внутренних клеток;

г) все ответы верны.

5. В тип Губки не относится:

а) туалетная губка;

б) губка бодяга;

в) пробковая губка;

г) инфизория-туфелька.

6.Устье – это…

а) подошва организма;

б) слой клеток, внутри тела;

в) образование, формирующееся про почковании;

г) выводное отверстие на свободном конце тела.

7.Губки размножаются:

а) только почкованием;

б) только бесполым способом;

в) только половым способом;

г) бесполым и половым способами.

8.Наружний слой тела губок называется …

а) эктодерма;

б) энтодерма;

в) мезоглея;

г) устье.

9.Наружний слой тела губок имеет …

а) реснички;

б) поры;

в) псевдоподии;

г) споры.

10. В природе губки являются…

а) производителями органических веществ;

б) загрязнителями водоемов;

в) биофильтратами водоемов;

г) разрушителями органических веществ.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии 6

 

 

Урок №: 4

Тема: Тип Губки

 

Цель: познакомиться с особенностями строения губок, их образом жизни и значением в природе и жизни человека

 

Задачи:

обучающие: рассмотреть строение, классификацию, образ жизни и значение представителей типа Губки; на основе изученных ранее тем выявить черты сходства представителей разных типов, постепенного усложнения организации жизни

развивающие: развивать навыки индивидуальной и коллективной работы учащихся

воспитывающие: воспитывать любовь к природе, гуманное отношение ко всем представителям живой природы, формировать представление о ценности каждого вида в биосфере планеты.

 

Материалы и оборудование: интерактивная доска, презентация.

 

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА:

Тестирование по теме «Простейшие»

Изучение нового материала

Рассказ учителя с демонстрацией презентации на интерактивной доске

 

Общая характеристика. К губкам относятся животные с выраженной (по сравнению с простейшими) специализацией клеток тела. Тело губок пористое, состоит из двух клеточных слоев — наружного и внутреннего. Между ними находится студенистое вещество с включениями из игл (рис. 13) — известковых, кремниевых или роговых, а также из клеток, подобных амебе. Наружный слой образован плоскими эпителиальными клетками, а внутренний — жгутиковидными клетками с окружающими жгутики воронковидными выростами цитоплазмы.

В настоящее время известно около 3 тыс. видов губок, которых подразделяют на 3 класса: Известковые, Стеклянные и Обыкновенные губки.

Демонстрация фильма на интерактивной доске

Образ жизни. Все губки обитают только в водной среде. Среди них есть пресноводные и морские, живущие на разных глубинах. Большинство губок — теплолюбивые животные, предпочитают воду с нормальной соленостью.

В зависимости от условий губки одного и того же вида могут различаться по форме тела. Как правило, губки живут колониями в тех местах, где есть твердое дно с течением воды или ее сменой (приливы — отливы). Продолжительность жизни различна: от нескольких недель до пятидесяти лет.

Взрослые губки неподвижно прикреплены к каменистому дну или предметам, расположенным на нем. Такой образ жизни называют прикрепленным.

У губок хорошо развита пассивная защита, например выделение запаха, отпугивающего многих животных. Наличие в теле большого количества минеральных игл также спасает губок от многих хищников. Губки могут вырабатывать ядовитые химические вещества, которые используют для защиты от врагов или для обездвиживания мелких животных, которые служат губкам пищей (бактерии, простейшие). Помимо живой пищи губки могут питаться взвешенными в воде частичками тел отмерших растений и животных, активно фильтруя воду, осуществляя тем самым санитарные функции в водоеме.

Считается, что губки произошли от колониальных форм жгутиковых. Систематика губок основана на разнообразии форм и составе их скелетных образований — игл.

Класс Известковые губки. Представители класса, имеющие известковый скелет, обитают на мелководьях морей и океанов. Могут жить как одиночно, так и колониально. Диаметр их непрочного тела не более 7 см, окраска желто-серая. Скелетные иглы могут достигать 3 см в длину.

Класс Стеклянные губки. В основном это глубоководные формы, высотой до 50 см. Тело легко повреждается. Живут в основном одиночно, колонии редки. Окраска тела — белая, серая, желтая или коричневая. Скелетные иглы содержат кремний, по величине бывают очень мелкие (около 1 мм) и очень крупные (до 30—40 см).

Класс Обыкновенные губки. Представители этого класса имеют кремниевый скелет, состоящий из органического вещества и кремния, и обитают не только в морях и океанах, но и в пресных водоемах. Формы, окраска и размеры этих губок очень разнообразны. Губки колониальные животные, одиночные — редки. Скелетные иглы у некоторых видов могут отсутствовать. Тело у одних особей прочное, у других — мягкое, эластичное. У некоторых видов губки достигают размеров до 1 м.

Значение губок. Несмотря на все защитные приспособления губок, их в большом количестве поедают морские звезды, некоторые рыбы и другие водные беспозвоночные и позвоночные животные.

Помимо того что губки служат пищей другим животным, они еще и прекрасная среда обитания для мелких паразитических ракообразных и червей, которые паразитируют в них.

Некоторых губок, например бадягу пресноводную и губку туалетную, активно собирает человек. Их используют в медицинской и парфюмерной промышленности, для технических целей и в качестве удобрений.

 

Закрепление изученного

В чем различие и сходство губок и простейших животных?

Каково значение губок в природе и для человека?

Какова основная особенность строения тела губок?

Можно ли утверждать, что губки — многоклеточные животные?

Каково значение губок для сообщества водных животных и рыбоводства?

Заполнить таблицу на интерактивной доске

 

Сикон лейкон аскон

 

Стеклянные известковые обыкновенные

 

 

В готовом виде:

 

Задание на дом.

Прочитать § 5, ответить на вопросы. Используя несколько литературных источников, подготовьте сообщение о сборе губок, их использовании.

 

Подведение итогов, выставление оценок

 

 

Литература:

Латюшин, В.В. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 304 с.: ил.

 

Урок 5

 

Разработка урока по биологии в 7 классе

Тема урока: «Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные»

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с многообразием представителей подцарства Многоклеточные животные.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности плоских червей, расширить знания о классификации животных; научить распознавать представителей типа Плоские черви;

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, уверенности в себе, познавательной самостоятельности, усвоение новых понятий

Воспитательные: воспитать бережное отношение к живой природе, способствовать эстетическому воспитанию учащихся

Тип урока: комбинированный

Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, схемы строения плоских червей, компьютер, мультимедийная установка, набор ЦОР(цифровые образовательные ресурсы)

Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: компьютерные технологии, образовательные технологии; методы: словесные, наглядно – образные.

 

Ход урока

Форма 1

 

Урок 6

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Г. Губкина Белгородской области.

 

Открытый урок в 7 классе

 

"Особенности организации круглых червей"

 

 

Подготовила и провела:

учитель биологии

МАОУ «СОШ №16»

Будникова Алла Анатольевна

 

Губкин-2013

 

Урок "Особенности организации круглых червей"

Цели:

сформировать знания о строении, процессах жизнедеятельности, образа жизни и приспособленности круглых червей к среде обитания;

развивать умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, тестами и дополнительными средствами информации, публично выступать; развивать коммуникативные навыки;

осуществлять гигиеническое воспитание по профилактике гельминтозов и патриотическое воспитание на примере работы К.И. Скрябина.

Средства обучения:

таблица “Тип Круглые черви”,

иллюстрации червей,

иллюстрации циклов развития червей,

дидактические карточки и тетради,

видеофильм “Тип Круглые черви”.

Методы: рассказ, беседа, ролевая игра, самостоятельная работа, просмотр видеофильма, проектная работа, сообщения учащихся, тестирование.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, мы продолжаем изучать Типы червей. И прежде, чем приступить к изучению новой темы, повторим материал прошлого урока.

Для работы на уроке мы разделились на 4 группы:

1- Трематоды (Сосальщики), 2 – Цестоды (Ленточные черви), 3 – Нематоды (Круглые черви),

4 – Турбеллярии (Ресничные черви). Каждый ученик сегодня получает индивидуальный табель, в котором вы будете после каждого задания фиксировать свою деятельность на уроке (Участвовал в задании – 1 балл, не участвовал – 0 баллов).

 

2. Проверка знаний.

Учитель: Ребята, выполните тест «Выберите верные утверждения».

Укажите правильные утверждения знаком “+”, а неправильные знаком “-”.

1 вариант:

Плоским червям присуща радиальная симметрия.

К типу плоских червей относят классы ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей.

Для плоских червей характерна дыхательная система.

Органы чувств характерны для паразитических плоских червей.

Заражение человека бычьим цепнем происходит при контакте с животными.

У всех паразитических плоских червей не развита пищеварительная система.

Ресничные черви относятся к свободноживущим плоским червям.

Выделительная система плоских червей начинается звездчатой клеткой

Планарии – хищники.

Плоские черви – раздельнополые животные.

2 вариант:

Плоские черви имеют вытянутое и уплощённое тело.

Анального отверстия в пищеварительной системе плоских червей нет.

Сосальщики имеют длинное членистое тело.

Все плоские черви имеют развитые органы чувств.

Малый прудовик – промежуточный хозяин печёночного сосальщика.

У ленточных червей хорошо развита пищеварительная система.

Основным хозяином бычьего цепня является человек.

Сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни.

Яйцо печёночного сосальщика начинает развиваться, только попав в воду.

Выделительная система планарии представлена выделительными канальцами и звёздчатыми клетками.

Учитель: Поменяйтесь тестами в группе и проверьте тест товарища по шаблону на доске. Выставите оценку товарищу в группе, для этого число правильных ответов разделите на 2 и получится оценка. Поставьте свою оценку в индивидуальный табель. Поднимите руки, кто получил оценку «5», «4», «3», «2».

Учитель: А теперь поиграем, проведем пресс-конференцию “Черви-паразиты”. Кто у нас специалист по паразитическим червям, гельминтолог?

За стол учителя садится один ученик от каждой группы, остальные – корреспонденты газет “Трематоды”, “Цестоды” и т. д., задают вопросы, называя газету.

К какому типу животных относятся класс Сосальщики и класс Ленточные черви?

Кто такой паразит?

Кто такие эндопаразиты?

Что такое гермафродит?

Что такое финна?

Кто такой промежуточный хозяин?

Кто такой окончательный хозяин?

Какие приспособления к паразитизму Вам известны?

Учитель: А сейчас каждая группа решит биологическую задачу:

Органы чувств и нервная система у свиного, бычьего цепней развиты слабо, а органы пищеварения вообще отсутствуют. О чем свидетельствуют эти признаки?

Паразитические плоские черви отличаются от свободноживущих огромной плодовитостью. Так бычий цепень за свою 20-летнюю жизнь в организме хозяина откладывает 11 млрд. яиц. Какое значение это имеет для паразита? Каково значение гермафродитизма паразитических червей?

В XIX-м веке петербургский врач Вейс заметил, что у детей, которым в лечебных целях прописывали есть сырое мясо, часто обнаруживались после этого ленточные черви. Объясните, почему?

Иногда ребята едят щавель с сырых лугов, дикий лук или просто жуют траву. Объясните, почему этого делать нельзя?

 

3. Изучение нового материала

Учитель: Тема нашего урока: "Особенности организации круглых червей". Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Ребята, сформулируйте цель нашего урока. Что мы хотим узнать сегодня на уроке?

Учитель: Круглые черви распространены по всему земному шару. Ученые не знают таких сред обитания, где бы не было круглых червей. Они встречаются на дне морей и океанов, прудов и озер. Они проникли в почвенные воды и почву, овладели органами и тканями животных, человека и растений, начиная от водорослей до покрытосеменных. Круглые черви встречаются свободноживущие: хищники и растительноядные, но чаще – паразиты. Наряду с микроскопическими – до 1 мм, известны и настоящие гиганты – так, в кашалоте однажды был найден круглый червь длиной 8 м.

Я просила, подготовить сообщения о некоторых круглых червях. Готовы?

1-й ученик: В небольших прудах иногда встречаются шевелящиеся комки. Впечатление такое, будто ожили длинные волосы. Народ сочинил даже легенду об оживающих конских волосах. Это круглые черви волосатики. Многие люди боятся волосатиков, считая, что они могут проникнуть в человека и домашних животных. На самом деле они безвредны, хотя и паразитируют в насекомых. Для откладки яиц взрослые волосатики выходят в воду – здесь мы и видим их. Взрослый волосатик вообще не питается.

2-й ученик: На корнях, в стеблях, листьях и даже цветках огородных растений можно обнаружить с помощью лупы мелких, почти прозрачных червей длиной около 1,5 мм. Так, луковая нематода живет в почве, на корнях лука, чеснока, фасоли и других растений. Пораженные луковой нематодой растения становятся уродливыми, желтеют и погибают. Большой ущерб сельскому хозяйству причиняет стеблевая картофельная нематода. Еще до образования клубней черви проникают из почвы в подземные побеги картофеля. Затем нематоды переползают в клубни и резко снижают урожай картофеля.

3-ученик: Острицы – мелкие паразиты человека до 1 см, паразитируют чаще у детей в толстом кишечнике, вызывая заболевание энтеробиоз. Питаются острицы бактериями кишечника, выделяя при этом в организм хозяина ядовитые продукты своей жизнедеятельности. Откладывают оплодотворенные яйца в области анального отверстия человека, вызывая сильный зуд. Яйца остриц очень мелкие и легко рассеиваются: попадают на одежду, книги, в большом количестве скапливаются под ногтями. Дети, зараженные острицами, как правило, раздражительны, плохо спят, не спокойны.

4-ученик: Заболевание дракункулез и его возбудитель червь ришта известны людям с незапамятных времен. Клиническая картина дракункулеза подробно описывается в Библии, сведения о нем находят в расшифровках египетских папирусов и глиняных табличек. Заражение человека происходит при попадании в его организм рачков-циклопов — носителей ришты. Нередко это происходит при употреблении сырой нефильтрованной воды или при купании в открытых водоемах. Как только пораженный риштой рачок оказывается в теле человека, гельминты выходят из него и, попадая через желудочно-кишечный тракт в кровь, начинают мигрировать по организму своего окончательного хозяина. Через некоторое время личинки ришты достигают половой зрелости и спариваются. Самец погибает, а самка начинает готовиться к продолжению рода. Она проникает в соединительную ткань (чаще всего на ноге) и остается там, свернувшись плотным клубком. В месте, где локализуется ришта, образуется нарыв. Через несколько дней личинки в теле червя полностью созревают, нарыв лопается (обычно это происходит при погружении пораженного участка кожи в воду) и взрослая особь вместе с новорожденными личинками выходит наружу. Выглядит она, как длинная (30-100 см) и тонкая белая веревка. Большую часть больных составляют туристы, поскольку они очень часто оказываются не осведомлены о грозящей опасности. Осложняет положение и то, что для заражения не обязательно пить сырую воду. Достаточно проглотить буквально несколько капель во время купания — рачки, которые являются промежуточными хозяевами гельминта в изобилии содержаться во многих водоемах.

Учитель: Ученые насчитывают более 20 тысяч видов круглых червей. Они разнообразны и тем не менее объединены в один “Тип Круглые черви”, так как имеют ряд общих признаков:

Двустороннесимметричные, трехслойные животные (эктодерма, энтодерма, мезодерма).

Тело плотное, упругое, как накачанная камера, заостренное по краям.

Попе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...