Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обратный отсчет перед судным днем




 

Катастрофический XXI век до н. э. начался с трагической и безвременной смерти Ур-Намму в 2096 г. до н. э., а кульминацией его стало беспрецедентное бедствие в 2024 г. до н. э., которое было делом рук самих богов. Временной интервал между ними составлял семьдесят два года, что в точности соответствует прецессионному сдвигу в один градус. И если считать это простым совпадением, тогда это было одно из целой серии «совпадений», которыми кто-то умело управлял.

После трагической смерти Ур-Намму трон Ура занял его сын Шульги. Он не мог похвастаться статусом полубога, но утверждал (в своих надписях), что его рождению покровительствовали боги. Сам Нанна устроил так, чтобы он был зачат в святилище Энлиля в Ниппуре от связи с верховной жрицей Энлиля: «чтобы зачат был маленький Энлиль... ребенок, достойный престола и трона».

К этому заявлению следует отнестись со всей серьезностью. Сам Ур-Намму, как отмечалось выше, был на две трети богом. Нам не известно имя верховной жрицы, матери Шульги, но ее статус указывает, что она тоже имела божественное происхождение — дочь царя, избранная для роли ЭН.ТУ. А цари Ура, начиная с первой династии, вели свою родословную от полубогов. Важен также тот факт, что сам Нанна организовал зачатие Шульги в храме Энлиля; как указывалось выше, в период правления Ур-Намму жречество Ниппура впервые было объединено с жречеством другого города, в данном случае Ура.

О большинстве событий, происходивших в Шумере и вокруг него, мы знаем по царским анналам, в которых каждый год правления царя отмечался главным событием. Наиболее подробные хроники остались от правления Шульги, поскольку он оставил нам многочисленные длинные и короткие надписи, в том числе стихотворения и любовные песни.

Хроники рассказывают, что после восшествия на престол Шульги — возможно, надеясь избежать печальной участи отца на поле брани, — полностью изменил политику отца. Он предпринял экспедицию в дальние провинции, в том числе мятежные земли, но его «оружием» служило предложение торговли, мира и дочерей в качестве жен. Возомнив себя вторым Гильгамешем, Шульги решил повторить путь древнего героя: на Синайский полуостров (там, где располагался космопорт), на юге, и Место Приземления на севере. Уважая священный статус Четвертого Региона, Шульги прошел по краю полуострова и вознес почести богам на его границе, в месте, которое он описывал как «Великое Укрепленное место Богов». Двинувшись на северо-запад от Мертвого моря, он остановился поклониться богам в «Месте Ярких Оракулов» — впоследствии его назвали Иерусалимом — и построил здесь алтарь «богу, который судит» (это эпитет Уту/Шамаша). В «Месте, Покрытом Снегом» Шульги построил еще один алтарь и совершил жертвоприношение богам. Приобщившись таким образом к местам, связанным с космосом, он продолжил путешествие по землям «плодородного полумесяца» — торговый путь с Востока на Запад, обусловленный географией и наличием источников воды, — а затем повернул на юг, на равнину, где текут Тигр и Евфрат, в Южный Шумер.

Вернувшись в Шумер, Шульги мог с полным основанием заявлять, что он принес мир богам и людям. Боги пожаловали ему титул «Верховного Жреца Ану, Жреца Наины». Его удостоил дружбой Уту/Шамаш, и на него обратила внимание Инанна/Иштар (в одной из своих любовных песен Шульги хвастался, что богиня отдалась ему в своем храме).

Но постепенно Шульги забросил государственные дела, предпочтя им разнообразные удовольствия, и волнения в мятежных землях вспыхнули снова. Не готовый вести войну, Шульги обратился за помощью к своим союзникам эламитам, предложив выдать одну из своих дочерей за царя Элама и пообещав в качестве приданого город Ларса. Против «дурных городов» на западе была снаряжена крупная экспедиция с участием отрядов эламитов; войска дошли до «Великого Укрепленного места Богов» на границе Четвертого Региона. Шульги в своих надписях хвастается одержанной победой, но на самом деле вскоре после похода он затеял строительство оборонительной стены, призванной защитить Шумер от вторжения с запада и северо-запада.

В царских хрониках это сооружение называется «Великой Западной Стеной», и ученые считают, что она протянулась от Тигра до Евфрата к северу от современного Багдада, закрывая захватчикам путь к плодородной равнине между двух рек. Это оборонительное сооружение на две тысячи лет старше Великой китайской стены, которая выполняла аналогичную функцию.

К 2048 г. до н. э. боги во главе с Энлилем устали от неудач Шульги и его пристрастия к роскоши. Они объявили его «грешником, не выполняющим предписания богов», и приговорили к смерти. Мы не знаем, какая именно смерть была уготована царю, но исторический факт заключается в том, что в этом же году на троне Ура его сменил сын по имени Амар-Син. Хроники свидетельствуют, что он предпринимал один военный поход за другим — для подавления мятежа на севере и для противостояния союзу пяти царей на западе.

Как и раньше, корни происходящего крылись в событиях прошлых дней. Мятежные земли находились в Азии — регион Энлиля и сына Ноя Сима, — но были населены ханаанскими племенами, потомками библейского

Ханаана, который был сыном Хама (и, следовательно, африканцем), но оккупировал часть земель, отошедших к Симу (Книга Бытия, глава 10). На тот факт, что «земли запада» на побережье Средиземного моря были спорными территориями, также указывают древние египетские тексты, рассказывающие о жестоком противоборстве между Гором и Сетом, которое завершилось воздушными сражениями между богами над Синайским полуостровом и этими спорными землями.

Примечательно, что во время военных походов, призванных усмирить и наказать «мятежные земли» на западе, и Ур-Намма, и Шульги доходили до Синайского полуострова, но затем поворачивали, не вступая на территорию Четвертого Региона. Главным объектом этого региона было место под названием ТИЛ.МУН — «место ракет» — космопорт аннунаков, построенный после Великого потопа. После окончания «войн пирамид» священный Четвертый Регион был отдан в руки сохранявшей нейтралитет Нинмах (впоследствии ее стали называть НИН.ХУР.САГ — «Госпожа Горных Пиков»), однако на деле руководил космопортом Уту/Шамаш (он изображался в костюме с крыльями, рис. 29, и руководил обслуживавшими космопорт «людьми-орлами», рис. 30).

Однако по мере усиления борьбы за власть ситуация, по всей видимости, изменилась. По свидетельству многочисленных шумерских текстов и «списков богов», Тиль-мун стали ассоциировать с сыном Мардука, богом Энсагом/Набу. По всей вероятности, в этом был замешан Энки, поскольку в одном из текстов, рассказывающих об отношениях Энки и Нинхурсаг, говорится, что они решили отдать это место сыну Мардука: «Пусть Энсаг будет господином Тильмуна».

Древние источники свидетельствуют, что из безопасного священного региона Набу отправился в путешествие по землям и городам Средиземноморского побережья и даже посетил несколько островов, везде распространяя известие о грядущем возвышении Мардука. Таким образом, он был «сыном человеческим» из египетских и аккадских пророчеств — бог и человек одновременно, сын бога и земной женщины.

Совершенно очевидно, что боги из клана Энлиля не могли смириться с таким положением дел. После того как Амар-Син сменил Шульги на троне Ура, стратегия военных походов III династии Ура изменилась — теперь ее цель заключалась в том, чтобы восстановить власть клана Энлиля над Тильмуном и отделить священный регион от «мятежных земель», а затем силой оружия освободить эти земли от влияния Набу и Мардука. Начиная с 2047 г., священный регион стал целью и орудием в борьбе с Мардуком и Набу; согласно и месопотамским, и библейским источникам, конфликт перерос в величайшую мировую войну древности. В эту «войну царей» был вовлечен Авраам, что поставило его в центр данных событий, затронувших многие народы.

В 2048 г. судьбы основателя монотеизма Авраама и бога аннунаков Мардука пересеклись в месте под названием Харран.

Харран (Караван) с незапамятных времен был крупным торговым центром на землях хеттов. Он находился на перекрестке важных торговых и военных путей. Расположенный в верховьях реки Евфрат, город также был важным транспортным узлом, откуда водный путь вел вниз по реке до самого Ура. Харран окружали плодородные луга, орошаемые притоками Евфрата, Балихом и Хабуром, и он считался центром скотоводства. Знаменитые «купцы Ура» приезжали за харранской шерстью, привозя для обмена шерстяную одежду, которая пользовалась заслуженной славой и отсюда попадала в другие города и страны. Торговали также металлами, шкурами, кожаными изделиями, деревом, керамикой и специями. (Пророк Иезекииль, которого вавилоняне выслали из Иерусалима в район реки Хабур, упоминал о купцах из Харрана, которые торговали «драгоценными одеждами, шелковыми и узорчатыми материями».)

Харран (город с таким названием и сегодня существует в Турции, недалеко от сирийской границы, и я был там в 1997 г.) в древности также был известен как «Ур вдали от Ура», а в его центре стоял огромный храм Нанны/Сина. В 2095 г. до н. э., когда на престол Ура вступил Шульги, из Ура в Харран для службы в храме был направлен жрец по имени Фарра. На новое место Фарра перевез семью, в том числе сына Аврама. О Фарре, его семье и переезде из Ура в Харран мы знаем из Библии:

Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота.

И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском.

Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски.

И Сара была неплодна и бездетна.

И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там.

Книга Бытия 11: 27-31

Этими словами начинается одна из главных историй Ветхого Завета — рассказ об Аврааме, которого сначала называют шумерским именем Аврам. Его отец, как уже указывалось выше, принадлежал к потомкам Сима, старшего сына Ноя (героя легенды о Всемирном потопе). Все эти патриархи жили очень долго: Сим — 600 лет, его сын Арфаксад — 438 лет, а его потомки по мужской линии — соответственно 433, 460, 239 и 230 лет. Отец Фарры дожил до 148 лет, а сам Фарра — Аврам родился, когда ему было 70 лет, — прожил 205 лет. В главе 11 Книги Бытия сообщается, что Арфаксад и его потомки жили в землях, которые впоследствии получили название Шумер и Элам.

Таким образом, Авраам, или Аврам, на самом деле был шумером.

На основе лишь этой генеалогической информации можно утверждать о необычном происхождении Авраама. Его шумерское имя АВ.РАМ означает «любимец отца» — вполне подходящее имя для сына, наконец родившегося у семидесятилетнего мужчины. Имя его отца, Фарра, происходит от шумерского имени-эпитета ТИРХУ, которым называли жрецов-прорицателей, наблюдавших за небесными знамениями или получавших пророчества от богов и объяснявших или передававших эти пророчества царю. Имя жены Аврама САРАИ (впоследствии Сара на древнееврейском) означает «принцесса», а имя жены Нахора, Милки, переводится как «царственная», что указывает на то, что обе женщины принадлежали к царскому роду. Впоследствии выясняется, что жена Аврама приходилась ему единокровной сестрой — «она дочь отца моего, только не дочь матери моей», как объяснял сам Аврам — и это значит, что мать Сараи/Сары также происходила из царского рода. Таким образом, семья Авраама принадлежала ЕС высшему шумерскому обществу, состоявшему из потомков царей и жрецов.

Еще один важный ключ к пониманию истории семьи — это слова самого Авраама, который при встрече с правителями Ханаана и Египта называл себя ибри — «евреем». В основе этого слова лежит корень АБоР — пересекать, — и поэтому исследователи Библии предположили, что Авраам пришел с противоположного берега реки Евфрат, то есть из Месопотамии. Но мне кажется, что этот термин указывает на конкретное место. Название шумерского «Ватикана», Ниппур, — это аккадский вариант шумерского имени НИ.ИБ.РУ, «величественное место пересечения». Аврам и его потомки, которых Библия называет евреями, принадлежали к роду, называвшему себя «ибру» — уроженцами Ниппура. Это значит, что Фарра сначала был первосвященником в Ниппуре, но затем вместе с семьей переехал в Ур, а впоследствии — в Харран.

Синхронизировав библейскую, шумерскую и египетскую хронологию (подробности приведены в книге «Войны богов и людей»), мы пришли к выводу, что Авраам родился в 2123 г. до н. э. Боги решили сделать культовый центр Нанны/Сина город Ур столицей Шумера и посадить на трон Ур-Намму в 2113 г. до н. э. Вскоре после этого впервые объединились жрецы Ниппура и Ура. Вполне возможно, что именно тогда жрец из Ниппура по имени Фарра вместе со своей семьей (в том числе десятилетним Аврамом) переехал в Ур, чтобы служить в храме Нанны.

В 2095 г. до н. э., когда Аврааму исполнилось двадцать восемь лет и он уже был женат, Фарра перебрался в Харран, взяв с собой всю семью. Тот факт, что именно в этом году трон Ур-Намму унаследовал Шульги, вряд ли можно считать совпадением. По всей видимости, переезды семьи были как-то связаны с геополитическими событиями той эпохи. И действительно, когда сам Авраам был избран для исполнения божественной воли и должен был покинуть Харран и пойти в Ханаан, великий бог Мардук переселился в Харран. Оба этих события произошли в 2048 г. до н. э.: Мардук обосновался в Харране, а Авраам покинул Харран и направился в далекий Ханаан.

Из Книги Бытия нам известно, что в 2048 г. до н. э. Аврааму было семьдесят пять лет, когда Бог сказал ему: «...пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего» — покинь Шумер, Ниппур и Харран — «в землю, которую Я укажу тебе». В древнем тексте, получившем название «Пророчество Мардука» и адресованном жителям Харрана (глиняная табличка, рис. 31), содержится подтверждение факта и времени переселения Мардука в Харран в 2048 г. до н. э. Эти два переезда просто не могли не быть связанными друг с другом.

Но именно в 2048 г. до н. э. боги из клана Энлиля решили избавиться от Шульги, приговорив его к смерти как «грешника, не выполняющего предписания богов», — этот шаг ознаменовал конец попыткам использовать мирные средства и возврат к агрессии. И это тоже не могло быть совпадением. Три события — переселение Мардука в Харран, уход Авраама из Харрана в Ханаан и смещение недееспособного Шульги — должны быть связаны: это три одновременных и взаимосвязанных хода в божественной шахматной партии.

Как мы вскоре убедимся, они стали началом отсчета времени до Судного дня.

Следующие двадцать четыре года — с 2048 по 2024 г. до н. э. — были временем религиозных волнений, международной дипломатии и интриг, военных союзов и столкновения армий, борьбы за стратегическое превосходство. В центре событий находился космопорт на Синайском полуострове и другие объекты космического назначения.

Как это ни удивительно, но до наших дней дошли многочисленные древние тексты, передающие не только общий ход событий, но и сообщающие подробности о сражениях и стратегии, о спорах и аргументах, об участниках конфликтов и их действиях, а также о важнейших решениях, результатом которых стали самые серьезные беспорядки, случившиеся на земле со времен Великого потопа.

Важнейшими источниками, позволяющими реконструировать те драматические события, служат соответствующие главы Книги Бытия, автобиография Мардука, прилучившая название «Пророчество Мардука», группа табличек из «Собрания Спартоли» в Британском музее, известная как «Тексты Кедорлаомера», и длинный исторический/автобиографический текст, названный учеными «Миф об Эрре». Дополняют эти источники царские хроники и другие ссылки. В данном случае мы можем добиться такого же результата, как в фильме — обычно в криминальной драме, — где свидетели и участники по-разному описывают одно и то же событие, но из их рассказов можно восстановить то, что произошло на самом деле.

Главным ходом Мардука в «шахматной партии» 2048 г. до н. э. стало основание командного пункта в Харране. Это позволяло ему отобрать у Нанны/Сина стратегически важный перекресток транспортных путей и отделить Шумер от северных земель хеттов. Помимо военного значения, этот шаг обрывал жизненно важные для Шумера экономические связи. Кроме того, Набу получил возможность скрыться в западных землях: «Набу к управителям своих городов направился: к великому морю держал он путь». Географические названия в этих текстах указывают, что крупнейшие города к западу от Евфрата — в том числе ключевое Место Приземления — перешли под частичный или полный контроль альянса отца и сына.

Именно сюда, в самую густонаселенную часть западных земель под названием Ханаан, было приказано идти Авраму/Аврааму. Он покинул Харран вместе с женой и племянником Лотом. Аврам быстро продвигался на юг, останавливаясь лишь в некоторых священных местах, чтобы совершить жертвоприношения своему Богу. Его целью была область Негев, засушливый регион на границе Синайского полуострова.

Но он пробыл здесь недолго. После того как в 2047 г. до н. э. на престол Ура взошел наследник Шульги Амар-Син, Аврам получил указание идти в Египет. Там его сразу же привели к правящему фараону, и ему были подарены «мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды». В Библии ничего не говорится о причине такого отношения — только намек, что фараону сказали, что Сара приходится Авраму сестрой и что ее предлагают ему в жены. Это позволяет предположить, что речь шла о заключении мирного договора. Международные переговоры такого высокого уровня между Аврамом и египетским фараоном выглядят вполне правдоподобно, если принять во внимание, что в тот год, когда Аврам вернулся в Негев после семилетнего пребывания в Египте — в 2040 г. до н. э., — фиванские принцы из Верхнего Египта свергли предыдущую династию из Нижнего Египта, основав объединенное Среднее царство. Еще одно геополитическое совпадение!

Аврам, получив подкрепление в виде людей и верблюдов, сразу же вернулся в Негев. Его задача была ясна: защищать Четвертый Регион и находящийся там космопорт. По свидетельству Библии, в его распоряжении теперь был элитный отряд наарим — этот термин обычно переводится как «юноша», однако в месопотамских текстах сходный термин ЛУНАР используется для обозначения вооруженных всадников. На мой взгляд, Аврам, переняв в Харране тактику искусных в военном деле хеттов, сформировал в Египте ударный отряд всадников на верблюдах. Его базой в Ханаане вновь стала пустыня Негев на границе Синайского полуострова.

Аврам подоспел вовремя, поскольку могучая армия — легионы царей, верных клану Энлиля, — была уже в пути, намереваясь не только сокрушить и наказать «города грешников», которые стали поклоняться другим богам, но и захватить космопорт.

Шумерские тексты, рассказывающие о правлении Амар-Сина, сына и наследника Шульги, сообщают, что в 2041 г. до н. э. он предпринял самый крупный (и последний) военный поход против западных земель, которые попали под власть Набу и Мардука. Это было не имевшее к тому времени аналогов вторжение международного альянса, причем нападению подверглись не только города людей, но и цитадели богов.

И действительно, это было настолько беспрецедентное событие, что в Библии ему посвящена целая глава — глава 14 Книги Бытия. Исследователи Библии называют этот поход «войной царей», поскольку она завершилась грандиозным сражением между армией четырех «царей востока» и объединенными силами пяти «царей запада», кульминацией которого стала блестящая победа легкой кавалерии Авраама.

Библия начинает рассказ об этой великой войне с перечисления восточных царств, которые «пошли войною» против царей запада:

И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского...

На группу глиняных табличек, получивших название «Тексты Кедорлаомера», впервые обратил внимание ученых ассириолог Теофил Пинчес в своей лекции, прочитанной в лондонском Институте Виктории в 1897 г. Совершенно очевидно, что в них описываются те же события, что и в главе 14 Книги Бытия, только гораздо подробнее; вполне возможно, что именно эти таблички служили источником сведений для составителей Библии. Эти таблички отождествляют «Кедорлаомера, царя Еламского» с царем Элама Кудур-лаомаром, имя которого встречается в исторических хрониках. Ариох — это ЭРИ.АКУ («слуга бога Луны»), который правил в городе Ларса (библейский Елласар), а Фидал — это Тудгула, вассал Эламского царства.

Потребовались долгие годы научных споров, чтобы ныяснить, кто такой «Амрафел, царь Сеннаарский»; ученые склонялись к мнению, что это не кто иной, как вавилонский царь Хаммурапи, живший несколько столетий спустя. В Библии Сеннааром назывался не Вавилон, а Шумер, но кто был его царем во времена Авраама? В книге «Войны богов и людей» я высказал предположение, что правильнее было бы произносить не «Амра-фел», а «Амар-фел», от шумерского АМАР.ПАЛ — один из вариантов имени АМАР.СИН, хроники которого свидетельствуют, что в 2041 г. до н. э. он действительно начал «войну царей».

По свидетельству Библии, эту коалицию, состав которой нам теперь известен, возглавляли эламиты, что соответствует месопотамским источникам, подчеркивающим ведущую роль Нинурты в этом конфликте. Библия также позволяет датировать вторжение Кедорлаомера, сообщая, что это событие произошло через четырнадцать лет после предыдущего нападения эламитов на Ханаан — еще одна деталь, совпадающая с хрониками царствования Шульги.

Но на этот раз маршрут захватчиков был другим: сократив путь из Месопотамии при помощи опасного перехода через полосу пустыни, они обогнули густонаселенные районы Средиземноморского побережья и прошли к востоку от реки Иордан. В Библии перечислены места сражений с эламитами и имена противостоявших им царей; эти сведения указывают, что предпринималась попытка поквитаться со старыми врагами — потомками игигов, женившихся на земных женщинах, и даже узурпатором Зу, которые явно поддерживали бунт против сторонников Энлиля. Тем не менее захватчики не забывали о главной цели — космопорте. Их армия избрала путь, который еще с библейских времен был известен как «дорога царей» и проходил к востоку от реки Иордан. Но когда они повернули на запад, к Синайскому полуострову, их остановил заградительный отряд: Авраам и его кавалерия (рис. 32).

Упоминая город Дур-Мах-Илани («великое укрепленное место богов»), охранявший путь на Синайский полуостров — в Библии он называется Кадеш-Варни, — «Тексты Кедорлаомера» ясно указывают, что захватчики были остановлены именно здесь:

Сын жреца, которого на своем совете избрали боги, разоренье остановил.

Я полагаю, что «сын жреца, которого на своем совете избрали боги», — это Аврам, сын жреца Фарры.

Одна из табличек хроник Амар-Сина с надписями на обеих сторонах (рис. 33) содержит сведения о разрушений НЕ ИБ.РУ.УМ — «жилище пастуха Ибруум». У места, откуда открывался путь к космопорту, сражения не было; одно лишь присутствие кавалерии Аврама заставило армию захватчиков повернуть туда, где они могли рассчитывать на богатую добычу. Но если речь действительно идет об Аврааме, перед нами еще одно не относящееся к Библии подтверждение истории жизни патриарха — независимо от того, кто приписывал себе победу.

Остановленная на пути к Синайскому полуострову армия захватчиков повернула на север. В ту эпоху Мертвое море было короче; его нынешняя южная часть еще не была затоплена, и на этом месте находилась плодородная долина с полями, садами и торговыми центрами. Среди поселений выделялись пять городов, в том числе печально известные Содом и Гоморра. Повернув на север, захватчики столкнулись с объединенными силами пяти городов грешников, как их называет Библия. По свидетельству Священного Писания, именно здесь войско четырех царей нанесло поражение пяти царям. Разграбив города и захватив пленных, захватчики двинулись в обратный путь, на этот раз вдоль западного берега реки Иордан.

Библейский рассказ об этих сражениях мог бы на этом закончиться, если бы среди пленников не оказался племянник Аврама Лот, живший в Содоме. Когда беженец из Содома сообщил Авраму эту новость, тот «вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал [неприятелей]». Его кавалерия преследовала противника до самого Дамаска (см. рис. 32), где Лот был освобожден, а награбленное возвращено. Библия сообщает о поражении Кедорлаомера и царей, бывших с ним.

Исторические хроники дают основания предположить, что, несмотря на масштаб и ожесточенность «войны царей», она не смогла воспрепятствовать усилению Мардука и Набу. Известно, что Амар-Син умер в 2039 г. до н. э., причем не от руки врага, а от укуса скорпиона. В 2038 г. до н. э. царский трон занял его брат Шу-Син.

Хроники его девятилетнего правления сообщают о двух поенных походах на север, но не на запад; стратегия царя носила в основном оборонительный характер. Он рассчитывал на новые участки оборонительной стены, призванные защитить от нападений амореев. Однако оборонительные сооружения с каждым разом отодвигались к центру Шумера, и территория, находившаяся под властью Ура, продолжала сокращаться.

К тому времени, как на трон взошел следующий (и последний) представитель III династии Ура Ибби-Син, захватчики с запада преодолели оборонительную стену и иступили в бой с «иностранным легионом» Ура, то есть отрядами эламитов, расквартированными на территории Шумера. Во главе нападавших стоял Набу. Его божественный отец Мардук ждал в Харране, рассчитывая вернуть себе Вавилон.

Великие боги, созванные на экстренное заседание сонета, одобрили меры, навсегда изменившие будущее человечества.

 

ГЛАВА ШЕСТАЯ

УНЕСЕННЫЕ ВЕТРОМ

 

В основе страхов об исполнении пророчеств Армагеддона лежит применение «оружия массового уничтожения» на Ближнем Востоке. Печальный факт состоит в том, что четыре тысячи лет назад усиливающийся конфликт — между богами, а не людьми — привел к использованию оружия массового уничтожения именно в этом регионе. И если в истории и можно вспомнить поступок с непредсказуемыми последствиями, о котором затем пришлось горько сожалеть, то это был именно он.

Ядерное оружие впервые было применено на Земле не в 1945 г. н. э., а в 2048 г. до н. э., и это факт, а не вымысел. Это судьбоносное событие описано в многочисленных древних текстах, которые позволяют реконструировать его и воссоздать контекст, ответив на вопросы «что», «как», «почему» и «кто». В число этих древних источников входит и Ветхий Завет, поскольку первый еврейский патриарх Авраам был свидетелем этой ужасной катастрофы.

Неудача «войны царей», которая не помогла покорить мятежные земли, лишила уверенности сторонников Энлиля и воодушевила последователей Мардука, но этим дело не ограничилось. По приказу Энлиля бог Нинурта начал спешно строить альтернативный космодром на другом краю земли — на территории современного Перу в Южной Америке. Древние тексты свидетельствуют, что сам Энлиль надолго отлучался из Шумера. Эти действия богов стали причиной того, что вера двух последних шумерских царей, Шу-Сина и Ибби-Сина, ослабла, и они начали почитать Энки в его шумерской цитадели Эриду. Отсутствие богов также привело к ослаблению контроля над «иностранным легионом», состоявшим из эламитов, и в хрониках того времени упоминается о «кощунствах», которые совершали эламитские войска. Недовольство богов и людей росло.

Особенно гневался Мардук, до которого дошла весть о грабежах, разрушениях и осквернениях святынь в его любимом Вавилоне. В связи с этим следует вспомнить, что в прошлый раз брат Мардука Нергал уговорил его мирно покинуть город, пока Небесное Время не вступит в Эру Овна. Мардук уступил в обмен на твердое обещание Нергала, что в Вавилоне ничего не будет разграблено или осквернено, но вышло по-другому. Мардук пришел в ярость, узнав, что его храм был поруган «недостойными» эламитами: «Стаи собак в его храме живут, в нем вороны каркают, роняя помет».

Из Харрана он вопрошал великих богов: «Доколе?» Разве время еще не пришло, спрашивает он в своем автобиографическом пророчестве:

Я божественный Мардук, великий бог.

Я был изгнан за свои грехи,

в горах я скрывался.

Я скитался по многим странам:

я прошел от восхода солнца до заката,

я поднимался на вершины земли Хатти.

В земле Хатти я спрашивал оракула

(о) моем троне и о моем владычестве;

посреди этой страны (я вопрошал) «Доколе?»

«Двадцать четыре года в Харране я томился, — продолжает Мардук, — мои годы (изгнания) окончились». Время пришло, говорит он и направляет свои стопы в Вавилон, чтобы восстановить свой храм и основать вечную обитель. В мечтах он видит, как его храм Э.САГ.ИЛА («храм с высокой вершиной») возвышается над Вавилоном, подобно горе, называет его «обещанный мне храм». Он представляет Вавилон вечным городом, где правит избранный им царь, городом, полным веселья и получившим благословение Ану. Мессианская эпоха, пророчествует Мардук, «истребит зло и несчастья, принесет материнскую любовь людям».

Двадцатичетырехлетнее пребывание Мардука в Харране закончилось в 2024 г. до н. э. Минуло семьдесят два года после того, как Мардук согласился оставить Вавилон и ждать небесного знамения, указывающего, что его время пришло.

Обращенная к Великим Богам мольба Мардука «Доколе?» не была тщетной, поскольку руководители аннунаков постоянно консультировались друг с другом, как неформально, так и на официальных заседаниях совета. Обеспокоенный ухудшением ситуации, Энлиль поспешно вернулся в Шумер и с удивлением узнал, что дела обстоят плохо даже в самом Ниппуре. Для объяснения неподобающих действий эламитов был вызван 11 и ну рта, но он возложил всю вину на Мардука и Набу. Тогда на совет пригласили Набу, и «перед богами предстал сын своего отца». Главным обвинителем выступил Уту/Шамаш, который описал ужасную ситуацию и сказал, что причиной ее стали действия Набу. Защищая отца, Набу возложил вину на Нинурту и вспомнил старые обвинения против Нерга-ла по поводу исчезновения приборов слежения, существовавших до Всемирного потопа, и неспособности предотвратить святотатство в Вавилоне. Он вступил в перепалку с Нергалом и, проявив неуважение к Энлилю, заявил, что тот несправедлив и задумал разрушить Вавилон. Это было неслыханно — предъявить обвинение самому Верховному Правителю!

Затем слово взял Энки, но он встал на сторону своего сына, а не Энлиля. В чем обвиняют Мардука и Набу, вопрошал он. Особенно досталось его сыну Нергалу. «Почему ты не подчинишься?» — спрашивал Энки. Спор был таким жарким, что в конце Энки крикнул, чтобы Нергал не показывался ему на глаза. Советы богов заканчивались безрезультатно.

Но все эти дебаты, обвинения и встречные обвинения происходили на фоне факта, который нельзя было не признать и который Мардук считал небесным знамением. С течением времени — произошел прецессионный сдвиг на один угловой градус — Эра Тельца, или зодиакальная Эра Энлиля, приближалась к концу, и на небесах вступала в свои права Эра Овна, или Эра Мардука. Нинурта наблюдал за ее наступлением в своем храме Энинну в Лагаше (построенном Гудеа), а Нингишзида/Тот мог подтвердить этот факт при помощи каменных кругов, установленных в разных концах земли; люди также знали об этом.

И тогда Нергал, обвиненный Мардуком и Набу, изгнанный своим отцом Энки, поразмыслив, задумал применить «грозное оружье». Он не располагал сведениями, где именно оно спрятано, но знал, что оно хранится на Земле в каком-то тайном месте (согласно тексту, известному под каталожным номером CT-xvi, строки 44—46, где-то в Африке, в землях его брата Гибила):

Те семь орудий, в горе они лежат, в пещере под землей они хранятся.

С точки зрения современной технологии это были семь ядерных зарядов: «Оттуда устремятся вперед они в сиянье, от земли до неба от страха все оцепенеют». Они были доставлены на Землю с Нибиру и спрятаны в тайнике много лет назад; местоположение тайника было известно и Энки, и Энлилю.

Военный совет богов не прислушался к мнению Энки и проголосовал за предложение Нергала, решив наказать Мардука. Боги поддерживали постоянную связь с Ану: «Ану земле свои слова говорит, земля Ану слова произносит». Ану дал понять, что его одобрение этого беспрецедентного шага ограничивается уничтожением космопор-та на Синайском полуострове и что ни люди, ни боги не должны пострадать. «Ану, господин богов, к земле питает жалость», — говорится в древнем тексте. Выбрав Нергала и Нинурту для выполнения этой задачи, боги ясно дали понять ограниченность их полномочий.

Но вышло иначе: в силу вступил закон непредсказуемых последствий, что привело к катастрофе.

После катастрофы, в результате которой погибло огромное число людей и был опустошен Шумер, Нергал продиктовал доверенному писцу собственную версию событий, в которой пытался оправдать себя. Этот длинный текст получил название «Миф об Эрре», потому что в нем Нергал называется эпитетом Эрра («Уничтожающий»), а Нинурта — эпитетом Ишум («Опаляющий»). Дополняя этот текст информацией из других шумерских, аккадских и библейских источников, мы можем восстановить действительный ход событий.

Так, например, мы узнаем, что после принятия решения на совете богов Нергал, не дожидаясь Нинурты, поспешил во владения Гибила, чтобы найти оружие и извлечь его из тайника. К своему ужасу, Нинурта узнал, что Нергал собирается превысить свои полномочия. «Я сына убью. Пусть отец хоронит, а потом и отца — пусть лежит без могилы», — хвастался Нергал.

Пока Нергал с Нинуртой спорили, до них дошла весть, что Набу не сидел сложа руки: «Он [Набу] в великое море вошел, занял трон, который был не его». Набу не только привлек на свою сторону западные города, но и захватил средиземноморские острова, объявив себя их правителем! Поэтому Нергал/Эрра заявил, что разрушения космопорта недостаточно: необходимо также наказать Набу и примкнувшие к нему города запада, стерев их с лица земли.

Теперь, когда у Нергала и Нинурты были две цели, возникла новая проблема. Не послужит ли уничтожение космопорта предупреждением Набу и его последователям и не успеют ли они спастись бегством? Решение было найдено: боги разделятся, и Нинурта атакует космопорт, а

Нергал обрушится на соседние «города грешников». Однако Нинурта выдвинул дополнительные условия. Он настаивал, чтобы о готовящемся ударе были предупреждены не только аннунаки, жившие на космических объектах, но и некоторые люди. «Воитель Эрра, — сказал он, — правого предал ты смерти... И неправого предал ты смерти, кто перед тобой повинен, предал ты смерти, кто перед тобой не повинен, предал ты смерти».

По свидетельству древнего текста, эти слова убедили Нергала/Эрру: «Ишума речь как елей ему приятна». Однажды утром боги, поделив между собой семь ядерных зарядов, приступили к исполнению возложенной на них МИССИИ:

Воитель Эрра Ишуму молвит слово: Ишум, ступай, что ты сказал — исполни!

Сохранившиеся тексты сообщают, какая цель досталась каждому из богов: «Ишум к Высочайшей горе, к горе обратился» (из «Эпоса о Гильгамеше» нам известно, что космопорт располагался за этой горой). «К Высочайшей горе подошел воитель, руку занес и разрушил гору... То место, где Ану с небес спускался, они на гибель обрекли; с лица земли оно исчезло, в пустыню превратилось все». Одним ядерным ударом Нинурта уничтожил космопорт и все вспомогательные сооружения.

Далее древний текст описывает действия Нергала: «Затем по стопам Ишума Эрра Дорогой царей пошел. Города он разрушил, обратил в пустыню». Его целью были «города грешников», цари которых заключили союз против «царей востока», — равнина к югу от Мертвого моря.

Таким образом, в 2024 г. до н. э. ядерное оружие было применено на Синайском полуострове и в соседней равнине у берегов Мертвого моря; в результате перестали существовать космопорт и пять городов.

Примечательно — но совсем неудивительно, — что если принять наше объяснение миссии Авраама в Ханаане, то библейское описание этого события совпадает с месопотамскими текстами.

Из месопотамских источников мы знаем, что охранявшие космопорт аннунаки были заранее предупреждены о нападении: «Эти двое [Нергал и Нинурта], замыслившие зло, заставили стражей отступить; боги этого места покинули его — защитники поднялись в вышину небес». Месопотамские тексты, повторяющие, что «эти двое обратили богов в бегство, заставили бежать от огня», ничего не говорят о том, было ли передано предупреждение людям, жителям обреченных городов. Здесь недостающие подробности нам сообщает Библия: в Книге Бытия сообщается, что предупреждены были Авраам и его племянник Лот — но не другие жители «городов грешников».

Библейский рассказ не только проливает свет на беспорядки, сопровождавшие эти события, но и содержит подробности о богах и особенно об их взаимоотношениях с Авраамом. Повествование в главе 18 Книги Бытия начинается с того, что девяностолетний Авраам, сидевший у порога своего шатра, «возвел очи» и вдруг увидел, что «три мужа стоят против него». Несмотря на то что в Библии они называются анашим, то есть «мужи», в их облике было что-то необычное, поскольку Авраам поспешил выйти из шатра, поклонился до земли и -- назвав себя их рабом — омыл им ноги и предложил поесть. Как выяснилось, это были божественные существа.

Уходя, их старший — теперь в тексте прямо говорится, что это Господь Бог, — решает открыть Аврааму истинную цель путешествия: они должны выяснить, действительно ли Содом и Гоморра являются городами грешников и их уничтожение оправдано. Двое божественных существ направляются в Содом, а Авраам несколько раз обращается к Богу с просьбой, почти дословно совпадающей со словами месопотамских текстов: «Неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Бытие, 18:23).

Затем между Богом и человеком начался торг. «Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели

Ты погубишь и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников в нем?» — спросил Авраам. Услышав, что город будет пощажен, если в нем найдется пятьдесят праведников, Авраам спросил, что будет, если праведников окажется всего сорок. А тридцать? Авраам продолжал торговаться, пока число праведников, ради которых город пощадят, не уменьшилось до десяти. «И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место».

Два других божественных существа — в продолжении рассказа в главе 19 их называют малахим, что в буквальном переводе означает «посланник», но обычно переводится как «ангел», — вечером прибыли в Содом. То, что случилось в Содоме, подтвердило испорченность жителей города, и на рассвете ангелы предупредили Лота, чтобы он бежал из Содома вместе с семьей, потому что «Господь истребит сей город». Но Лот и его близкие попросили, чтобы им дали больше времени для бегства, и тогда один из «ангелов» согласился отсрочить бедствие, пока Лот с семьей не укроются в безопасных горах.

«И встал Авраам рано утром... и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи».

Аврааму было девяносто девять лет; он родился в 2123 г. до н. э., а эти события происходили в 2024 г. до н. э.

Совпадение месопотамских текстов с библейским рассказом из Книги Бытия об уничтожении Содома и Гоморры служит одним из убедительных подтверждений достоверности Библии в целом, а также статуса и роли Авраама. Тем не менее это доказательство чаще всего отвергается богословами и учеными, поскольку такая интерпретация событий предшествующего дня, когда три божественных существа («ангелы» в облике людей) нанесли визит Аврааму, очень похожа на историю о «древних астронавтах». Те, кто ставил под сомнение свидетельства Библии и считал месопотамские тексты мифами, стремились объяснить гибель Содома и Гоморры неким стихийным бедствием, хотя в Библии дважды указывается, что уничтожение «огнем и серой» было не природной катастрофой, а заранее спланированным событием, которое можно отсрочить и даже отменить: в одном случае Авраам уговаривал Бога не уничтожать праведных вместе с неправедными, а в другом его племянник Лот добился отсрочки уничтожения городов.

На снимках Синайского полуострова, сделанных из космоса (рис. 34), видна огромная впадина и трещина на том месте, где произошел ядерный взрыв. Земля здесь до сих пор усеяна расколотыми, обожженными и почерневшими камнями (рис. 35), в которых обнаружено необычайно высокое содержание изотопа урана-235, что, по мнению специалистов, указывает на внезапный сильный нагрев, обусловленный ядерным взрывом.

Уничтожение городов на равнине у Мертвого моря привело к опусканию южного берега, в результате чего вода хлынула в расположенную на юге плодородную долину, и эта часть моря сегодня отделена от остального выступом, который получил название эль-Лисап («язык») (рис. 36). Попытки израильских археологов исследовать морское дно выявили загадочные подводные руины, но Иорданское королевство, на территории которого находятся руины, запретило дальнейшие работы. Интересно, что соответствующие месопотамские тексты подтверждают топографические изменения и даже содержат предположение, что море стало «мертвым» в результате ядерной бомбардировки. В них говорится, что Эрра «взбороздил море, нарушил его цельность. Все, что обитало в нем, даже крокодилов, он умертвил».

Как оказалось, два бога не только уничтожили космопорт и города грешников. В результате ядерных взрывов

Буря, Злой Ветер пронесся по небесам.

Началась цепная реакция непредсказуемых последствий.

Исторические хроники свидетельствуют, что шумерская цивилизация погибла на шестом году правления в Уре Ибби-Сина — в 2024 г. до н. э. Именно в этом году Аврааму, как помнит читатель, исполнилось девяносто девять лет...

Первоначально ученые полагали, что шумерская столица Ур была завоевана вторгшимися в страну варварами, однако никаких свидетельств вторжения найдено не было. Затем был обнаружен текст, названный «Плач о разрушении Ура» и в немалой степени озадачивший ученых. В нем оплакивалось не физическое разрушение города, а тот факт, что его покинули боги и люди; храмы, дома и овчарни остались нетронутыми, но пустыми.

Вскоре были найдены и другие плачи, в которых речь уже шла не об одном Уре, а обо всем Шумере. Покровители Ура Нанна и Нингаль покинули Ур; «дикий бык» Энлиль вместе со своей супругой Нинлиль покинул свой любимый храм в Ниппуре. Нинмах ушла из своего города Киша; Инанна, царица Эреха, оставила Эрех; Нинурта бросил свой храм Энинну, а вместе с ним покинула Ла-гаш и его супруга Бау. Один за другим покинутыми оставались все шумерские города — из них уходили боги, люди и животные. Ученые теряются в догадках: что за ужасная катастрофа поразила весь Шумер? Что это могло быть?

Ответ на эту загадку содержится в самих текстах: всех их унес ветер.

Это не игра слов и не намек на название знаменитых книги и фильма. Эта фраза повторяется в древних текстах: Энлиль, Нинлиль, Нанна и другие боги покинули свои храмы, убегая от Злого Ветра. Ученые считали этот рефрен литературным приемом, метафорой, подчеркивающей скорбь. Однако эти слова следует понимать буквально: Шумер и его города были опустошены ветром.

В плачах и других текстах сообщается, что Злой Ветер принес беду, «которой не знали люди». Именно под воздействием Злого Ветра «города опустели, дома опустели, стойла опустели». Это было опустошение, а не разрушение: города стояли целыми, но в них никого не было, овчарни остались на месте, но были пусты. Даже «вода в реках стала горькой, на полях одни сорняки, в степях зачахли травы». Все живое исчезло, такой катастрофы люди еще не видели.

На землю Шумера опустилась беда, которой люди не знали: люди не видели раньше такого, от такого никто не спасется.

Злой Ветер нес смерть, от которой не было спасения: смерть, «что по улицам бродит, по дорогам скитается... Через самые стены высокие, через самые толстые стены сочится она, как вода; никакая дверь ее не удержит, и запор не остановит ее; через дверь, как змея, вползает она, сквозь щели, как ветер, внутрь залетает». Кто прятался за дверями, умирал в доме; кто спасался на крыше, умирал на крыше. Эта смерть была невидимой: «Станет с кем рядом — и не видно ее; в дом войдет, и никто не узнает». Люди умирали в мучениях: «Мокроты и кашель грудь ослабляли, рот наполнялся слюною и пеной... сонливость и немота напали на них, странное оцепененье... страшные мученья, головная боль... дух тело покидал». По мере того как Злой Ветер сильнее стискивал своих жертв, их «рты увлажнялись кровью». Повсюду лежали мертвые и умирающие.

Тексты ясно указывают, что Злой Ветер, который «тьму несет из города в город», был не природной катастрофой, а результатом намеренных действий богов. Его вызвал «великий ураган, пущенный Ану... [решение] из сердца Энлиля». Злой Ветер стал следствием одного события — «порожденьем единым был порожден... вспышкой молнии». Это событие случилось далеко на западе: «В горах посредине на землю упала она, из Равнины Безжалостной появился он... как горький яд богов; на западе он родился».

Тот факт, что Злой Ветер является порождением ядерного взрыва в глубине Синайского полуострова и на его границе, становится очевидным из слов текста, объясняющих, что боги знали его источник и причину:

Злой Удар возвестил губительный вихрь, Злой Удар предшествовал опустошительной буре; Могучая поросль, сыны-воители были вестниками бед.

Авторы плачей — то есть сами боги — оставили яркие описания того, что творилось на земле. Когда Нинурта и Нергал обрушили с небес Ужасное Оружие, «они на все четыре стороны земли разлили яркие лучи, сжигая все, как пламенем». Вслед за этим мгновенно поднялась буря, «ураган, вспышкой молнии рожденный». Затем в небе образовалась «туча густая, что окутала мраком все небо» — ядерный «гриб», — и «поднялся ветра порыв... буря, яростно рвущая небо». Этот день навсегда остался в памяти:

В день тот, когда небеса содрогнулись и земля сотряслась, по земле вихрь пронесся... Когда небеса потемнели, словно тенью покрытые... В день тот Злой Ветер был рожден.

В разных текстах сильнейший вихрь приписывается взрыву в «месте, где возносятся и спускаются боги», — то есть это был результат уничтожения космопорта, а не «городов грешников». Именно там, «посредине гор», в свете яркой вспышки в небо поднялось грибовидное облако ядерного взрыва, и именно оттуда господствующие ветры понесли смертоносное облако на восток, по направлению к Шумеру, где оно уничтожило все живое, оставив нетронутыми города.

По свидетельству древних текстов, ни один из богов — за исключением Энки, который протестовал против применения Ужасного Оружия и предупреждал о последствиях, — принимавших решение о ядерном ударе, не ожидал такого развития событий. Большинство богов родились на Земле, и для них рассказы о ядерных войнах на Нибиру казались «бабушкиными сказками». Может быть, Ану, знавший истинное положение дел, думал, что ядерное оружие, спрятанное много лет назад, просто окажется негодным? Может быть, Энлиль и Нинурта, которые прилетели с Нибиру, предполагали, что ветры (если они будут вообще) унесут смертоносное облако в пустынную местность современной Аравии? На эти вопросы у нас нет удовлетворительного ответа; в текстах лишь сообщается, что «великие боги побледнели», увидев силу поднявшейся бури. Но как только выяснилось направление и сила ветра, всем, кто находился у него на пути — богам и людям, — было предписано бежать, спасая свою жизнь.

Паника, страх и растерянность, охватившие Шумер и его города после того, как прозвучал сигнал тревоги, ярко описаны в серии плачей, таких как «Плач по Уру», «Плач о разрушении Шумера и Ура», «Плач по Ниппуру», «Плач по Уруку» и т. д. Что касается богов, тут действовал принцип «каждый за себя»; используя водные и воздушные средства передвижения, они стремились уйти с пути Злого Ветра. Перед тем как спасаться бегством, боги предупредили людей. В «Плаче по Уруку» рассказывается, как они будили людей посреди ночи: «Вставайте. Бегите, прячьтесь в степи!» Охваченные страхом, жители Урука бежали, но Злой Ветер все равно настигал их.

Однако картина не везде была одинаковой. В столице страны Уре Нанна/Син отказывался верить, что судьба его города предрешена. Его длинная эмоциональная мольба к отцу Энлилю с просьбой отвратить катастрофу записана в «Плаче по Уру» (который был написан Нин-галь, супругой Нанны). Но Энлиль ясно дает понять, что гибель города неизбежна:

Уру было даровано царство — но не дарована вечность.

Не желая мириться с неизбежным и бросать жителей Ура, Нанна и Нингаль решают остаться в городе. Злой Ветер обрушился на Ур днем; Нингаль пишет, что от воспоминаний об этом дне ее пробирает дрожь. В городе «поднялся горький плач», но бог и богиня отказывались спасаться бегством. Божественная чета провела кошмарную ночь в «термитов доме», подземной комнате в зиккурате. Утром, когда смертоносный ветер «из города унесся прочь», Нингаль обнаружила, что Нанна заболел. Тогда она «Поспешно облачилась» и вместе с заболевшим Наиной ушла из Ура, который они так любили.

От Злого Ветра пострадало как минимум еще одно божество: это была супруга Нинурты Бау, которая осталась в Лагаїне одна (ее муж был занят разрушением космопорта). Любимая людьми богиня была опытным врачом и не могла заставить себя покинуть город. В плаче рассказывается, что «в тот день госпожу — буря накрыла ее; Бау, как простую смертную — буря накрыла ее...». Неизвестно, сильно ли пострадала богиня, но, судя по шумерским хроникам, прожила она недолго.

Эриду, город Энки, располагался на крайнем юге страны и оказался на границе области, затронутой Злым Ветром. Из «Плача по Эриду» мы узнаем, что Нинки бежала из города, «подобно птице», чтобы скрыться в безопасном убежище в Африке. Сам Энки укрылся от смертоносного облака, но недалеко, чтобы только уйти с пути Злого Ветра. «Господин остался за пределами города... Отец Энки остался за пределами города... судьбу своего города оплакивал он горькими слезами». Многие люди последовали за Энки и, расположившись в окрестностях Эриду, на протяжении дня и ночи наблюдали за тем, как буря «накладывает руку» на город.

Меньше всего из главных городов страны пострадал от Злого Ветра Вавилон, оказавшийся за северной окраиной смертоносного облака. Когда прозвучал сигнал тревоги, Мардук обращается к своему отцу Энки, спрашивая: «Что мне делать?» По совету Энки Мардук предложил населению покинуть город и поспешить на север. Энки сказал Мардуку, чтобы тот запретил людям «поворачивать назад и оглядываться», что в точности совпадает с инструкциями «ангелов» Лоту и его семье. Если по каким-либо причинам кто-то не мог бежать из города, Энки советовал им спрятаться под землей: «Войдите в комнату, что под землею, в темноте». Благодаря этим советам и направлению ветра Вавилон и его жители не пострадали.

Злой Ветер уходил (как мы знаем, его отголоски достигли гор Загрос на востоке страны), оставляя после себя разорение. «Все опустели города, пустые стоят дома». Мертвые лежали там, где упали, и некому было хоронить их: «Тела разлагались, как жир на солнце». «На пастбищах скота почти не видно, все живые твари извелись». Поля засохли, «на берегах рек Тигра и Евфрата лишь чахлые растения росли; в болотах поднимались вяло камыши, гнилые на корню...». «Никто по улицам не ходит, никто не бродит по дорогам».

«О дом Сина в Уре, горько видеть твое разоренье... — читаем мы в одном из плачей. — О Нингаль, чья земля погибла, сердце твое как вода!»

Город стал чужим городом, что будет с ним? Дом стал домом слез, сердце мое как вода... Ур и его храмы отданы ветру.

Великая шумерская цивилизация, насчитывавшая две тысячи лет, была унесена ветром.

Чтобы разрешить загадку внезапного падения Шумера и Аккада в третьем тысячелетии до н. э., в последнее время к археологам присоединились геологи, климатологи и другие специалисты, изучающие Землю.

Направление исследований определила работа международной группы из семи ученых разных специальностей под названием «Изменения климата и крушение аккадской империи», опубликованная в журнале «Geology» в апреле 2000 г. В своих исследованиях авторы использовали результаты радиологического и химического анализа слоев пыли того периода, образцы которой были взяты из различных участков дна Оманского залива. Они пришли к выводу, что необычные климатические изменения в регионах, примыкающих к Мертвому морю, стали причиной пылевых бурь и что пыль — необычная «атмосферная минеральная пыль» — разносилась преобладающими ветрами по югу Месопотамии вплоть до Персидского залива (рис. 37), что в точности совпадает с маршрутом шумерского Злого Ветра! Радиоуглеродный анализ необычной «осадочной пыли» показал, что она была результатом «редкого драматического события, случившегося приблизительно 4025 лет назад». Другими словами, это событие произошло приблизительно 4025 лет назад — что в точности совпадает с нашими вычислениями, дающими 2024 г. до н. э.!

Примечательно, что ученые, принимавшие участие в исследовании, в своем отчете отмечают, что «в это івремя уровень Мертвого моря резко понизился, примерно на 100 метров». Они не объясняют причину этого явления, но совершенно очевидно, что произошло описанное нами опускание южного берега и затопление равнины.

Номер научного журнала «Science» от 27 апреля 2001 г. был посвящен палеоклиматическим исследованиям. В разделе, посвященном событиям в Месопотамии, приводятся данные из Ирака, Кувейта и Сирии, свидетельствующие, что «опустошение аллювиальной равнины» между реками Тигр и Евфрат произошло из-за пылевых бурь, случившихся 4025 лет назад. В исследовании никак не объясняется причина «внезапных климатических изменений», но приводится та же дата — за 4025 лет до 2001 г. н. э.

Современная наука подтверждает, что этим судьбоносным годом был 2024 г. до н. э.

 

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...