Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Романтизм в канадской лит-ре 19 века.

Вопрос номер 31. Общая характеристика литературного процесса в Канаде.

Из тетради:

В мировой литературе о феномене канадской лит-ры заговорили в 50-е гг. 20 века. Освоение Канады шло продолжительный период времени. До 19 века Канада оставалась нетронутой страной.

Важный фактор развития канадской лит-ры это ее природный мир. Для Канады характерно бережное отношение к природе и животным. Здесь развивается лит-ра о животных. Освоение Канады осуществлялось преимущественно французами и англичанами. До середины 20 века канадская лит-ра была поделена на франко-канадскую и англо-канадскую. В Канаде долгое время не было самобытных писателей.

Периодизация канадской литературы:

1) мифология аборигенных жителей

2) 17-18 вв. В Канаде не было Просвещения. В этот период времени появляется первый сентиментальный роман С. Мууди.

3) середина 19 века. Развитие романтизма. Поэты конфедерации. Развивается анималистическая проза. С. Томпсон, Серая Сова.

4) 19-20 вв. Развитие реализма. Появляется юмористическая и сатирическая проза. Стивен Ликок.

5) 20 век. Развитие модернизма. Малькольм Лаури.

6) 50-2000-е гг. Развитие романных жанров. Женская проза. Маргарет Этвуд, Алиса Монро. Канадская драматургия. Т. Аллан.

Романтизм в канадской лит-ре 19 века.

Первым периодом формирования канадской лит-ры становится 18 век. Период самостоятельных культурных традиций, подготовил почву для возникновения собственной национальной лит-ры.

Канадская лит-ра главной своей спецификой считает противостояние англо и франко-кан. мнений. Вплоть до 1763 года главенствующей оставалась франко-канадская лит-ра, которая была представлена хрониками путешественников, которые либо печатались во Франции, либо переводили с франц. языка. Культурные тенденции, свойственные французской культуре того времени переплетаются в этих сочинениях с образами, темами идущими от канадской действительности. Вскоре дневниковые записи уступают место обширным историческим повествованиям, в которых появляются антиклерикальные и антиколониальные настроения. Например в первой половине 18 века успехом пользуются сочинения Луи Армано де ла Онтано. Успех подобных произведений объясняется сюжетом, в котором присутствует авантюризм, увлекательное повествование, в них сведения об экзотических племенах Канады переплетаются с повествованием о жителях знати. Благодаря франко-канадской лит-ре, в Канаде появляются сентиментальные произведения. Появляется роман Ф. Брукс «История Эмили Мондию». В Канаде сентиментализм подготовил почву для романтизма. Большое влияние на становление национальной лит-ры оказал фольклор. В начале 19 века анло-канадские писатели заявляли о себе как собиратели фольклора. Появляются коллективные сборники: «Коренные племена Канады», «Сказки великого духа». Многое сделала канадская писательница Полин Джонсон для сохранения лит-ры. Англо-канадские писатели положили начало анималистической прозе. Появляются такие писатели как Эрнест Сетон-Томпсон, Серая Сова.

Канадский романтизм становится первым этапом зрелого развития страны. В Канаде он развивается на 30 лет позже, чем в Америке. После 1934 года в Канаде наблюдается рост культурного сознания. Возникает интеллектуальное движение «Канада прежде всего». Они развивают идею единой канадской культуры. В это же время развивается канадская издательская деятельность. Крупный журнал – «Неделя». В конце 30-х гг. в Канаде появляется плеяда молодых поэтов, которые решили продолжить американский романтизм. Возникает кружок «Поэты-конфедерации», в который входят: Ч. Робертс, А. Лэмпмен, У. Кэмпбэт. В своем творчестве поддерживают идею национального самосознания. Их сплотил Ч. Мейер. Он опубликовал первый сборник «Страна мечты», в котором он представляет в романтических тонах канадский пейзаж. Вторым стал Ч. Робертс, его книга «Орион» убедила канадскую публику, в том, что в Канаде возможно самобытное искусство. Следующий писатель, А. Лэмпмен начал свое творчество с сонет. Был лучшим переводчиком Дж. Китса. Вслед за ним он воспевал эпоху Древней Греции: море, свобода. Сборники: «Среди просовых полей», «Зеленая лирика» 1893 года. К концу 90-х годов романтизм исчерпывает себя в Канаде. Возникает кризисная ситуация, закрываются ведущие журналы. Многие поэты эмигрируют в Англию и США. Возникает поколение неоромантизма, среди которого: Р. Сервис, Т. Макинс, Э. Претт. Представители неоромантизма вступают с обществом в открытый конфликт, воспевают национальное прошлое страны и нетронутую цивилизацию и края. Вдохновление черпали в книгах Р. Киплинга, У. Витмана, Э. По. Заявили о своих демократических позициях и антимилитаристских настроениях.

Из интернета:

1. Истоки канадской литературы:

Большинство самых ранних сочинений о Канаде (середина XVI-XVIII вв.) были написаны исследователями, торговцами мехом, солдатами и миссионерами. История Новой Франции, 1609 французского правоведа Марка Лескарбо – это ранний пример путевых записок, в которых автор живо рассказывает о своих приключениях в Новой Шотландии. После английского завоевания в 1760 г., Новая Франция была покорена, но к XIX в. французские поэты стали писать патриотические поэмы, такие как Старый солдат, 1855 Октава Кремази (1827–1879); так началось возрождение поэзии, котрое продолжается до сих пор. Канадской художественной литературе XIX в. свойственна идеализация прошлого, это очень заметно в произведении Уильяма Кирби (1817–1906) Золотой пес, 1877, в котором описывается Квебек XVIII в. Эпические новеллы того времени сфокусированы на жизни и культуре коренных народов, например, Вакуста, 1832 Джона Ричардсона (1796–1852). Арчибальд Стансфилд Белани (1888–1938), писавший от имени Индейца Серая Сова, стал одним из самых любимых авторов. Писал о своем путешествии в Квебек в поисках почти полностью истребленных популяций бобров, о забытых традициях и утерянной дикой природе. Классики начала XX века писали о семейных делах. Об этом речь идет и в книге Анна из Зеленых Мезонинов, 1908 Л. М. Монтгомери (1874–1942). Много юмора вы найдете в произведениях Стивена Ликока и Томаса Чандлера Халибертона (1796–1865), написавшего под псевдонимом Сэма Слика знаменитого Часовщик, (1876).

Канадская литература:

Литература 17–18 вв. представлена донесениями, описаниями, отчетами пионеров Канады: путешественников, исследователей, миссионеров и губернаторов. У французов особенно богата историография (История и описание Новой Франции Шарлеруа, История Новой Франции Лескарбо), у англичан – географические описания и дневники путешествий (Сэмюэла Хирна, Дэвида Томпсона, Александра Генри и др.). В 19 в. возникла национально-политическая Квебекская школа поэтов, образцом для которой был Виктор Гюго (Октав Кремази, Гюстав Фрешетт), а вслед за ней – Монреальская поэтическая школа (Шарль Жиль, Эмиль Нелиган, Альбер Лозо). Основоположником англо-канадской лирики принято считать Арчибальда Лампмена, певца канадской природы. Наряду с Чарльзом Робертсом и Дунканом Кемпбеллом Скоттом, его относят к т.н. «поэтам Конфедерации» 1890-х. Англо-канадский роман уже в 19 в. дал три книги, которые считаются классическими: сатирический Часовщик Томаса Ченглера Хэлибертона, основоположника англо-канадской художественной прозы, Золотой пес Уильяма Кирби и роман из жизни первых поселенцев – Сквозь лесные чащи Сэзанны Муди. Очень немногие канадские писатели (до Стивена Ликока, творившего в начале 20 в.) отличались оригинальностью замысла и подхода. Исключение составляют Джеймс де Милль, чья Странная рукопись, найденная в медном цилиндре (1888) представляет собой одну из немногих подлинно фантастических утопий, созданных в Канаде, а также Сара Жаннет Дункан; ее роман Империалист (1904) отмечает сдержанная ирония. Однако только с появлением Стивена Ликока с его сатирическими набросками о жизни Онтарио перед Первой мировой войной канадская литература обрела характерный для нее стильироничный, самокритичный и в то же время несколько вызывающий, как, например, в Очерках маленького городка в солнечную погоду (1912). Переломным десятилетием в становлении англо-канадской поэзии были 1930-е, когда в ней господствовали Э.Дж.Пратт, А.Дж.М.Смит, Ф.Р.Скотт, А.М.Клейн и Дороти Ливси. В 1940-е сложилась новая школа англоязычных поэтов – последователей Эзры Паунда и Уильяма Карлоса Уильямса, и появился заметный уклон в сторону подражания американским образцам (Ирвинг Лейтон, Луи Дюдек, Реймонд Соустер). Среди послевоенных англоязычных поэтов выделяются П.К.Пейдж, Эрл Берни, Филлис Вебб, Леонард Коэн, Эл Перди, Маргарет Этвуд, Олден Наулан и Гвендолин Мак-Юин. Франкоязычная поэзия в Квебеке в 1930–1940-х представлена именами Сен-Дени Гарно, Анн Эбер и Рины Ланье. С конца 1950-х среди молодых франкоканадских литераторов возникло движение, связанное с протестом против гегемонии англо-канадцев («тихой революцией») и пришедшее на смену прежнему религиозно-окрашенному консерватизму Квебека. В его рядах выступили поэты Жиль Эно, Ролан Жигер, Жан-Ги Пилон, Фернан Улетт и Пьер Тротье. Группа вокруг журнала «Парти при» пыталась создать литературу на монреальском диалекте. В англоязычной художественной прозе первые попытки передать местный колорит были предприняты писателями из степных провинций. Фридрих Филипп Гров, начинавший писать в Германии, выступил с серией романов о жизни фермеров, их борьбе с природой и собственными страстями (Поселенцы на болоте и др.). Международного признания добился Морли Каллахан, создавший в 1930-х ряд притч, замаскированных под повести из жизни Торонто (например, роман Они унаследуют землю, вышедший в 1935). В 1950-х ведущим канадским романистом стал Г.Макленнан, еще в 1941 выпустивший роман Барометр поднимается. Отношениям англоканадцев и франкоканадцев посвящен роман Два одиночества (1945). Роман Шейлы Уотсон Двойной крючок (1959) внес в литературу фантастическую струю, которая с тех пор является постоянным элементом канадской художественной прозы. Распространена сатира: Мордекай Ричлер сочетает ее с фантастикой в романе из жизни монреальских евреев Ученичество Дадди Кравеца (1959). К наиболее интересным современным канадским романистам можно отнести Маргарет Лоренс, Робертсона Дэвиса, Мэриен Энджел, Матта Коэна и Одри Томас, Дэвида Адамса Ричардса, Тимоти Финдлея, Гая Вандерхейджа, Майкла Ондаатжи, Кэтрин Говир и Кэрол Шилдс. Известны авторы коротких рассказов Хью Гарнер, Хью Худ, Элис Мунро и Дэвид Хелвиг. Во франкоязычнаой прозе до 1930-х преобладали сельская тематика и сентиментальный стиль. Однако уже Филипп Паннетон (роман Тридцать арпанов, 1938) и Габриэль Руа (Случайное счастье, 1945) описали распад традиционного аграрного общества Квебека и миграцию жителей в города. Во многих современных франкоканадских романах повествуется о социальных проблемах, о квебекском сепаратизме. Среди последователей Г.Руа были такие писатели, как Ив Терио, Жерар Бессет, Юбер Акен, Мари-Клэр Влэ, Режан Дюшарм, Рош Карье и Жак Годбу.    

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...