Значение для других дисциплин
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для неврологии и психиатрии: нейропсихология позволяет: • состояние ВПФ для диагностики и лечения больных;• особенности взаимодействия коры головного мозга и глубинных структур;• особенности сознания, мышления и памяти с точки зрения их мозговых механизмов. Для дефектологии: нейропсихология позволяет: • понять мозговые механизмы различных нарушений развития;• расширить спектр диагностических методов;• анализировать структуру дефекта пострадавшей функции (вы- деление первичных и вторичных симптомов) для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов направленного воздействия;• выбирать оптимальные методы коррекционной работы с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге. Для психиатрии: нейропсихология позволяет:• проводить дифференциальную диагностику нарушений поведения, вызванных изменениями сознания при психических заболеваниях и потерей способности к использованию средствязыка для выражения мысли; • оптимизировать методы лечения в соответствии с результатами нейропсихологической диагностики, выявляющей первично пострадавшие уровни и области мозга. 2.Задачи нейропсихологии на современном этапе. Структура нейропсихологии. Можно выделить основные задачи нейропсихологии 1.Установление закономерностей функционирования мозга при взаимодействии организма с внешней и внутренней средой. 2.Нейропсихологический анализ локальных повреждений мозга 3.Проверка функционального состояния мозга и отдельных его структур. Структура нейропсихологии. - Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга.
- Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. - Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. -Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. - Нейропсихология развития. Задача – выявление закономерностей развития мозга. - Психофизиологическое направление в нейропсихологии – это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Связь с другими науками Психологические p общая и дифференциальная психология, p психология индивидуальных различий, p психодиагностика Медицинские p неврология, p нейрохирургия, p психиатрия Педагогические p общая педагогика p специальная педагогика p Основными направлениями нейропсихологии являются следующие: p 1. Клиническая нейропсихология, которая занимается исследованием больных с локальными поражениями мозга. p Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.
p 2. Экспериментальная нейропсихология. p Основной задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия с учениками наиболее изучены память и речь. Им была создана классификация афазий, дополнены представления об организации памяти. p В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях мозга. p 3. Реабилитационная нейропсихология. p Основной задачей этого направления является восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы восстановления речи. Разработки в этой области начались в годы Великой Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том, что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки функциональной системы. В результате поврежденная функция начинает работать с помощью нового набора психических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию. p В настоящее время в сферу деятельности нейропсихологов входят больные, перенесшие инсульт, различного рода травмы мозга и т. д. Разрабатываются новые методы восстановления речи, аудиовизуальные методы, групповые, воздействие на эмоционально-личностную сферу больных. p Основные разработки в этой области ведутся в Московском Центре патологии речи и нейрореабилитации под руководством В.М. Шкловского. p 4. Экологическая нейропсихология оценивает влияние различных неблагоприятных экологических факторов на состояние психических функций и на эмоционально-личностную сферу с позиций нейропсихологии. p Направление начало развиваться вскоре после Чернобыльской катастрофы, и в условиях постоянно ухудшающейся окружающей среды эти исследования становятся все более актуальными.
p 5. Нейропсихология развития. Задача - выявление закономерностей развития мозга. p В последние годы в самостоятельную область выделилась нейропсихология детского возраста. Это новое направление нейропсихологии, изучающее специфику нарушения психических функций при локальных поражениях мозга у детей. p Большое внимание уделяется нейропсихологическому анализу трудностей обучения у детей младшего школьного возраста в связи с мозговыми дисфункциями. p 6. Психофизиологическое направление - это направление, в задачу которого входит изучение физиологических механизмов нарушений высших психических функций. Оно развивается в тесной связи с психофизиологией, широко используя ее методы исследования (электроэнцефалография, окулография, миография и т. д.). p 7. Диагностическое направление – это практическое применение различных нейропсихологических методов для определение зоны поражения мозга и динамики состояния высших психических функций в до- и послеоперационном периоде. p Эти методы были разработаны А. Р. Лурия на материале травматических и опухолевых поражений мозга, но их используют так же в клинике инсультов. Они все больше используются для оценки динамики состояния ВПФ в до- и послеоперационных периодах, поскольку нейропсихологические синдромы, появляются раньше и исчезают позже, чем какие-либо другие симптомы. Кроме того, эти методы используют для контроля над лекарственной терапией больных, перенесших нейрохирургические операции. p 8. Реабилитационное направление практического применения методов нейропсихологии связано с восстановлением нарушенных ВПФ, речи, интеллектуальной и мнестической деятельности. p В настоящее время все шире развивается нейропсихологический подход при изучении здорового человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
3.Перспективы развития нейропсихологии. Различия и сходство общей нейропсихологии и нейропсихологии детского возраста
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|