Океанова Экономическая теория
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Кажуро Н.Я.. Основы экономической теории. 2003 Инфляция (от лат-inflatio - вздутие) - это повышение общего уровня цен, вызванное падением покупательной способности денег. Инфляция - это макроэкономический процесс, охватывающий всю экономику страны, т.е. затрагивающий общий уровень цен. Это не означает, однако, что в равной мерс повышаются цены на все без исключения товары и услуги: на некоторые товары цены могут останься прежними и даже понизиться. К тому же рост цен на отдельные группы товаров неодинаков, различен, поэтому и последствия для разных слоев населения также различны. Инфляция в конечном счете выражается в увеличении количества денег, необходимых для обращения товаров, сверх реальных потребностей хозяйства и их обесценении. История Термин “инфляция” впервые стали употреблять в Северной Америке в период Гражданской войны 1861-1865гг. для обозначения процесса разбухания бумажно-денежного обращения. Широкое распространение в экономической литературе это понятие получило в 20 веке после первой мировой войны 1914- 1918гг. Вместе с тем сам процесс инфляции имеет такое же древнее происхождение, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция неразрывно связана. В предшествующих рыночной экономике формациях инфляция проявилась главным образом в форме обесценения монет как следствие чеканки избыточного количества неполноценных (по весу и качеству металла) монет и выпуска их в обращение по номиналу полноценных. Такая инфляция имела место еще при рабовладельческом строе (так называемая монетно-денежная инфляция). Она использовалась господствующими классами для своего обогащения и пополнения казны. С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной.
В 18-19вв. и до 1-й мировой войны в странах, где установилась система золотого монометаллизма (денежная система, основанная на использовании одного металла), в течение многих десятилетий функционировала относительно устойчивая денежная система. Всеобщее прекращение размена бумажных денег на золото по фиксированному курсу лишило рыночную экономику автоматически действующего антиинфляционного механизма, который обеспечивал стабильность денежного обращения. Инфляционные процессы получили огромный размах после первой и второй мировых войн. Как социально-экономическое явление инфляция проявляется в сфере обращения и выражается прежде всего в обесценении бумажных денег. При этом деньги обесцениваются как по отношению к золоту, так и по отношению к товарам и иностранным валютам. Обесценение денег по отношению к золоту проявляется Б повышении рыночной цены золота, выраженной в бумажных деньгах. Обесценение денег по отношению к товарам выражается в росте товарных цен, а по отношению к иностранным валютам - в падении курса национальной валюты в сравнении с иностранными денежными единицами, которые сохранили прежнюю реальную стоимость или обесценились в меньшей степени. Основной формой инфляционного обесценения денег в современных условиях стал рост цен на товары и увеличение в связи с этим стоимости жизни.
Причины По вопросу причин инфляции у экономистов нет единого подхода к ее объяснению. Сначала считали такой причиной повсеместный переход к бумажным деньгам. Аргументировалось это тем, что количество золотых денег, находящихся в обращении, жестко зависело от золотого запаса страны. Поэтому нельзя было их чеканить в неограниченном количестве. Бумажные же деньги правительства могут напечатать в любом количестве, что и порождает инфляцию. Однако инфляция не исчезла и после того, как эмиссия денег во многих странах была взята под строгий контроль. Стало понятно, что инфляция порождается не одной, а комплексом причин. Кейнс и его сторонники объясняют наступление инфляции избыточным (чрезмерным) спросом в условиях полной занятости. Неоклассики, напротив, считают что в основе инфляции лежит рост издержек производства, а следовательно, сокращение предложения товаров, что и приводит к инфляции. Таким образом, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения (или инфляцию издержек). Инфляция спроса возникает тогда, когда совокупный спрос оказывается больше суммарного предложения товаров и услуг, несмотря на то, что производство работает на полную мощность и все ресурсы задействованы полностью. Поэтому оно не может произвести дополнительное количество продукции, чтобы удовлетворить повышенный спрос, и как неизбежное следствие такого положения - рост цен, в результате которого устанавливается новое равновесие цен на их более высоком уровне. Говоря иначе, инфляция спроса имеет место там, где “большое количество денег гоняется за небольшим количеством товаров”. Инфляция может быть вызвана и со стороны предложения, за счет его уменьшения. Причиной этого может быть рост издержек производства на единицу продукции. Инфляция издержек (или инфляция предложения) происходит тогда, когда цены растут из-за повышения затрат на важнейшие производственные ресурсы (например, на энергетическое сырье, зерно, заработную плату и т.д.). Увеличение таких издержек сокращает объем продукции и уменьшает прибыль. В следиствии этого сокращается предложение товаров и услуг, при производстве которых эти ресурсы применяются, и растут цены.
Например, резкое удорожание нефти в 70-е годы в результате введенного арабскими странами эмбарго (отказа арабских стран поставлять нефть западным государствам, поддерживающим Израиль в его агрессии против арабов) привело к резкому росту общего уровня цен. При этом сократилось производство, так как производители были не в состоянии закупать Прежнее количество нефти по новым (более высоким) ценам. Таким образом, повышение издержек производства приводит к сокращению объема продукции, который фирмы готовы Предложить при существующем уровне цен. В результате ЭТОГО сокращается предложение товаров при неизменившемся спросе, и общий уровень цен повышается. Факторы, вызывающие инфляцию, могут иметь как денежный, так и неденежный характер. Важнейшими из них являются:
Это позволяет им повышать цены на свою продукцию без соответствующего повышения ее потребительских качеств или же выпускать преимущественно дорогостоящую продукцию.
Для измерения инфляции используется индекс цен определенного набора товаров (“потребительской корзины”). Чтобы рассчитать уровень инфляции для данного (текущего) года необходимо из индекса цен текущего года вычесть индекс цен базового года. Полученная между ними разница и будет составлять инфляционный прирост цен. Например, если индекс цен потребительской корзины текущего года составил 120%, а за базу принимается предыдущий год (для которого уровень цен принимается за 100%), то уровень инфляции составит 20% (120°/)-100%).
пользоваться повышенным спросом (они могут повышать свою зарплату по мере роста инфляции), за счет увеличения цен на свою продукцию. От инфляции могут выиграть те, кто взял деньги в ссуду (дебиторы), поскольку они возвращают долг обесценившимися деньгами. Поэтому в случае ожидаемой инфляции становится выгодным брать деньги в долг, а желающие делать накопления должны постараться вложить свои деньги в те активы, цена которых будет расти в соответствии с темпом инфляции (например, в недвижимость).
Борисов Основы экономики Может ли общество обойтись без инфляции В современных условиях действуют факторы, которые порождают инфляционное вздорожание цен на товары и услуги. Их можно разделить на внутренние и внешние факторы. К внутренним относятся: • во многих странах, как правило, государственные расходы превышают доходы. Тогда правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться); • центральный банк нередко допускает чрезмерную эмиссию (выпуск) денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства; • банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх возможности должников возвратить долги); • монополии, выпускающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и часто добиваются этого; • оборонные расходы государства обычно ведут к повышению спроса денег; • увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег. Существуют и международные факторы инфляции: • государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы у других стран); • банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск денег); • рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен на них внутри страны; • структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах; • войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах. Вряд ли нужно доказывать, что в современной экономике невозможно или очень трудно искоренить указанные выше факторы инфляционного роста цен. Стало быть, более реально вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями, иначе говоря, сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным (ползучим). Опыт многих стран доказал эффективность следующих мер антиинфляционной политики государства. 1. Проведение политики регулирования доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. Правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде «социального партнерства» – поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок. Например, в Японии ежегодно проводятся переговоры между бизнесменами и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. 3атем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы? 25–30 % ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к снижению уровня оплаты труда. В итоге существенно падает уровень инфляции. 2. Ограничение монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен. Например, в Англии управление по телекоммуникациям обязало корпорацию «Бритиш телеком» (имеющую 50 % продаж на рынке) выполнять следующие условия. Темпы роста тарифа на услуги корпорации должны быть на 3 % ниже среднегодового индекса цен в английской экономике. 3. Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. 4. Эффективное регулирование количества денег в обращении благодаря умелой денежной политике центрального банка. Об этом будет рассказано в гл. 14, в разделе о денежно-кредитной политике. Статистические данные, приведенные в гл. 5 (табл. 5.3), показывают, что в высокоразвитых странах благодаря антиинфляционной политике достигнуты умеренные темпы инфляции. Наконец, чтобы упорядочить и укрепить денежное обращение, государства проводят денежные реформы. Денежные реформы означают переход от одной денежной единицы к другой или частичное изменение денежной системы. Истории известны следующие виды денежной реформы: 1) переход от одного денежного товара к другому (например, от медных денег к серебряным и от серебряных к золотым); 2) замена ставшей неполноценной и обесцененной монеты полноценной или неразменных денежных знаков разменными; 3) изменение в системе эмиссии денег (так, в 1913 г. в США право выпуска банкнот получили 12 федеральных резервных банков); 4) образование новой денежной системы в связи с государственным переустройством (например, после распада СССР новые национальные государства ввели свои денежные системы); 5) стабилизация, или упорядочение денежного обращения. Оно может осуществляться различными методами. Наиболее типичны среди них: • дефляция – уменьшение денежной массы путем изъятия из обращения излишних бумажных денег (так, в России в 1918–1923 гг. из оборота было изъято денежных знаков на 240 миллионов рублей); • нуллификация – ликвидация старых денежных знаков и выпуск новых бумажных денег в меньшем количестве (проводилась во Франции в 1796–1797 гг. при переходе от обесценившихся бумажных денег к полноценным металлическим деньгам); • деноминация – изменение нарицательной стоимости денежных знаков с их обменом по определенному соотношению на новые более крупные денежные единицы с одновременным пересчетом (в таком же соотношении) цен, тарифов, заработной платы и т. д. Как известно, деноминация проводилась в России с 1 января 1998 г. Обращающиеся деньги были заменены на новые в соотношении 1000 рублей старого образца на 1 рубль нового. В заключение мы можем диагностировать общую причину основных «болезней» макроэкономики. Ею является нарушение равновесия главных параметров (показателей) хозяйства. Эти параметры могут улучшаться под воздействием определенной социально-экономической политики государства. Поэтому в современных условиях приобрело важное значение налаживание эффективного управления национальным хозяйством. Океанова Экономическая теория Соответственно, уровень инфляции (темп роста цен)oпpeделяется относительным изменением среднего (общего) уровня цен. Средний уровень цен измеряется индексами цен1. С учетом отмеченного можно дать такое определение: инфляция — обесценение денег как следствие устойчивой тенденции к повышению среднего (общего) уровня цен. Темп роста цен может быть рассчитан по формуле =(средний уровень цен в текущем году – средний уровень цен в прошлом году)/средний уровень цен в прошлом году (проверить) При ориентации на определенный базовый год уровень цен текущего года относится к базовому году. Показатель уровня инфляции, как правило, используют для исследования динамики уровня жизни. В мировой практике широко исследуется индекс стоимости жизни, т. е. индекс розничных цен специального набора товаров и услуг, входящих в бюджет среднего потребителя, составляющих стоимость его жизни, его прожиточный минимум. При этом определяется потребительская корзина чаще всего употребляемых товаров и услуг, которая должна быть доступна среднему потребителю независимо от динамики цен. По имеющимся оценкам, в 1992-1995 гг. потребительская корзина американца составляла 300 товаров и услуг, у нас — около 30 продуктово-то-варных групп, включающих основные продовольственные и непродовольственные товары плюс некоторые услуги. В большинстве западных стран государства гарантируют экономическую безопасность населению, обеспечивающую возможность приобретения ими жизненно важных продуктов и услуг, входящих в "потребительскую корзину", независимо от динамики цен на них. Виды инфляции различают по ряду признаков. По характеру проявления: 1) открытая - ничем не ограниченная инфляция, характеризуется вялотекущим, незначительным, ничем не сдерживаемым изменением цен, отсутствием контроля над ценами и их динамикой; 2) скрытая, или подавленная - официально представляемая как отсутствующая инфляция, базируется на сдерживании цен при жестком государственном контроле над ценами в условиях товарного дефицита; 1 Индекс цен — относительная величина, характеризующая изменение совокупного (среднего) уровня цен. 3) инфляционный шок - шоковая реакция в связи с одномоментным резким повышением цен. По темпам роста цен: · умеренная — цены растут незначительно, что не вызывает паники и не оказывает влияния на деловые контракты; · галопирующая — наблюдается скачкообразный рост цен при этом деньги ускоренно материализуются в товары, контракты привязываются к росту цен; · гиперинфляция — характеризуется стремительным ростом цен, по сути дела, означает неуправляемость, крах денежной системы, оказывает разрушительное влияние на экономику. По месту расположения: · локальная — в пределах одной страны; · мировая — охватывает ряд стран или мировое пространство. Инфляция может быть ожидаемой и непредвиденной. · В случае ожидаемой инфляции получатель дохода может принять меры, чтобы уменьшить ее возможные негативы — например, израсходовать деньги на необходимые ему отложенные покупки. · Вместе с тем инфляционные ожидания могут привести к ажиотажной1скупке впрок товаров и валюты, что имеет противоречивые последствия. · Активная распродажа товаров, с одной стороны — позитивный фактор, с другой — фактор, усиливающий инфляцию. Деньги, затраченные на покупку товаров, валюты или сокровищ, как правило, не возвращается в казну, тем самым создаются предпосылки для печатания новых денег и роста инфляции. · Непредвиденная инфляция приводит к снижению всех видов фиксированных доходов, вместе с тем "субсидирует" тех экономических агентов, чьи номинальные доходы растут быстрее, чем средний уровень цен. · Чтобы избежать инфляции или свести к минимуму потери денег из-за роста цен, люди пытаются найти им наиболее выгодное применение. Расходы, связанные с поиском наиболее выгодных вариантов вложения денег, связанные с хождением по соответствующим учреждениям, исследователи образно назвали "издержками стоптанных башмаков". В условиях инфляции эти издержки, как правило, растут.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|