месяц
| Тема
| Задачи
| Используемая лит-ра
|
Сентябрь
| Праздник «Капустница»
| Расширять представления об осенних явлениях в природе, о работе крестьян осенью.
| Народная культура и традиция стр. 78-82
|
«Добыча ловца не ждет, он ее поджидает»
| Закрепить представления детей об осени, перелетных птицах. Закрепить лексический по теме «Перелетные птицы» развивать связную речь. Познакомить детей с образцами устного народного творчества сказкой «Утка, охотник и лиса»
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
|
«Делу – время, потехе – час»
| Закреплять представления детей о предметах окружающего мира, традиционных народных куклах.
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
|
«Хоть и холоден батюшка Сентябрь – да сыт»
| Формировать об осени. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дошкольников- к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 31-35
|
Октябрь
| «Теремок»
| Познакомить с жилищем наших предков, традициями строительства избы (художественные и символические особенности), ее внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами; изба, сруб, рубить, конек, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.
| Народная культура и традиция стр. 83-88
|
«Изба красна не углами, а пирогами»
| Закреплять представления детей об устройстве дома, мебели. Закрепить лексический материал по теме «Квартира. Мебель». Развивать связную речь. Познакомить детей с образцами народного творчества – сказкой «Теремок» и песней «Ах вы, сени, мои сени». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 37-43
|
«Замесили тесто, а оно ни с места, замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах»
| Закреплять представления детей о предметах быта – посуде. Закрепить лексический материал по теме «Кухня. Посуда». Развивать связную речь. Воспитывать интерес к фольклору, уважение народной культуре.
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 44-50
|
Знакомство с бытом русского народа»
| Формировать у детей представление о жизни людей в старину.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 59
|
Ноябрь
| «Путешествие в прошлое часов»
| Познакомить с историей часов; учить устанавливать причинно – следственные связи между назначением и способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать уважение к труду человека изобретателя, созидателя, творца.
| Народная культура и традиция стр. 88-94
|
«У страха глаза велики»
| Развивать словарный запас. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «У страха глаза велики».
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 50 - 54
|
«В гостях у русской народной сказки»
| Учить детей чувствовать и понимать сказки, осмысливать характерны сказочных героев. Уточнить знания детей о жанровых особенностях сказки. Развивать эмоциональные восприятие содержания сказки.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 61
|
«Родной край»
| Познакомить детей с понятиями «родной край», «малая родина». Активизировать речь, память, мышление, внимание. Развивать чувство привязанности и любви к родному краю, к малой родине.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду стр 112 - 115
|
Декабрь
| «Декабрь год кончает, зиму начинает»
| Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106
|
«Матушка печка, укрась своих детушек»
| Познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков
| Народная культура и традиция стр. 98 -103
|
«Зима без морозу не бывает»
| Закреплять представления детей о зиме, зимних приметах, зимних забавах. Закрепить лексический материал по теме «Зимние забавы». Познакомить сказкой «Лиса и волк»
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 72 - 54
|
«В гости к дедушке Фольклору»
| Закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества. Развивать любознательность, воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 100 - 106
|
«Пришла коляда, отворяй ворота»
| Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Рождество; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
| Народная культура и традиция стр. 103-106
|
Январь
| «Пришла коляда, отворяй ворота»
| Познакомить с праздниками народного календаря и православными: Святки, Колядка; развивать активный и пассивный словарь на основе полученных и уже имеющихся знаний о народных праздниках; вызвать интерес к жизни наших предков и их обычаям, традициям.
| Народная культура и традиция стр. 103-106
|
«Посиделки»
| Продолжать знакомить детей с алыми фольклорными формами. Учить отгадывать и придумывать загадки на предложенную тему. Уточнить знания о считалках, песенках – потешках, колыбельных песнях. Развивать умение придумывать небольшие истории по скороговоркам и пословицам. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 64
|
«Месяц январь – зимы государь»
| Формировать о зиме. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130
|
Февраль
| «Русский народный костюм»
| Познакомить детей с русским народным костюмом. Ввести в активный словарь детей слова «кокошник», «лапти». Воспитывать интерес к старинным вещам, желание сохранять их на долгие годы.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 65
|
«Зимой солнышко не согреет»
| Закрепить представления детей о приметах зимы. Развивать связную речь. Познакомить детей с устным народным творчеством сказкой «Лиса, заяц, петух»
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 54 - 59
|
«Госпожа честная Масленица»
| Познакомить с традициями русского народного народа – обрядовым праздником Маслениц; развивать речь, заучивая заклички, поговорки; воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
| Народная культура и традиция стр. 112-114
|
Март
| «Путешествие в прошлое одежды»
| Познакомить с изменениями и преобразованиями одежды человека; обогащать словарный запас; развивать ретроспективный и перспективный взгляд на вещи, познавательный интерес к прошлому.
| Народная культура и традиция стр. 107-111
|
«Смекалка из беды выручит»
| Закрепить представления детей о птицах. Закрепить лексический материал по теме «Птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и тетерев»
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 59 - 62
|
«Грач на горе – весна на дворе»
| Расширить представления детей о перелетной птице. Рассказать о том, как отмечали наши предки возвращение этих птиц на родину. Познакомить с обрядом «закликания весны», выучить заклички» воспитывать доброе отношение к окружающей живой природе.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош
|
«Веселые посиделки»
| Продолжать знакомство детей с праздничными традициями русского народа. Приобщать к традиционной русской народной культуре на основе использования малых форм фольклора. Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош
|
Апрель
| «Апрель водою славен, почками красен»
| Формировать представление о весне. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Активизировать речевую деятельность путем развития речи. Учить фантазировать, развивать образное представление. Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 210-215
|
«Народная игрушка - кукла самоделка»
| Познакомить с народной игрушкой – куклой – самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширить словарный запас; развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.
| Народная культура и традиция стр. 115-120
|
«Как аукнется, так и откликнется»
| Закрепить представления детей о диких животных. Закрепить лексический материал по теме «Дикие животные». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Лиса и журавель»
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 77 - 80
|
«Во поле березонька стояла»
| Познакомить детей с новым материалом – берестой, рассказать о его свойствах и способах изготовления посуды. Воспитывать интерес к народным традициям использования бересты
| Г.А. Антонова, О.М. Ельцова воспитание духовности через приобщение дош-ков к традиционной праздничной культуре русского народа»стр. 124 - 130
|
Май
| «Как рубашка в поле выросла»
| Познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
| Народная культура и традиция стр. 120-125
|
«Добрым товарищам дорожи: когда он поможет, когда ты ему услужи»
| Закрепить представления детей о диких птицах. Закрепить лексический материал по теме «Зимующие птицы». Развивать связную речь. Познакомить сказкой «Жихарка». Воспитывать интерес к фольклору, уважение к народной культуре.
| Н. В Бабинова тематические фольклорные вечера
С 81 - 86
|
«страна, в которой мы живем»
| Продолжать детей с понятием «Родина – Россия» через ознакомление с родным домом, родной улицей, родным селом, родным краем.
| В. Н. Матова ФГОС Краеведение в детском саду
стр 68
|