Комплекс релаксационных упражнений
Название занятия «Скажем страху нет» Цель занятия: коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста Основные задачи: Обучающие- обучать способам преодоления страха. Способствовать отреагированию негативного эмоционального состояния с помощью арт-терапии. Развивающие- развивать навыки работать согласованно. Воспитывающие- воспитывать взаимопонимание и доброжелательность. Форма организации групповая- 3-4 детей 6-7 лет. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут. Представленное занятие состоит из трех частей. Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми Основная часть включает рисование страхов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений. Заключительная часть – рефлексия. Подведение итогов занятия проходит в форме упражнения «Связующая нить». Методы коррекции: методы арттерапии, сказкотерапии, музыкотерапии и релаксация. Механизмы коррекции: Отреагирование, проекция, замещение. Материал: клубок ниток; музыка; листы бумаги формата А4; простые карандаши ТМ; ластики; настольная игра «Поиграем в сказку» (картинки формата А4, состоящие из 6-9 частей). Ход занятия: Вводная часть Приветствие. Дети стоят свободно на ковре Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие. Игра «Поменяйтесь местами те…», направленная на развитие доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создание безопасного, комфортного пространства для последующей работы. Психолог. Мы всесвами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:
— сегодня завтракал Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего. Игра «Поиграем в сказку», направленная на развитие у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе. Психолог. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки). Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей. Основная часть. Рисование страхов, направленное на преодоление барьера страха в своем сознании и отражение целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации, способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Психолог. Дети, мы с вами уже говорили о «полезных» и «вредных» страхах. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают. Об этом мы говорили с вами на предыдущих занятиях. Сегодня мы будем с вами страхи рисовать. Зачем рисовать страхи? (Ответы детей: «Чтобы избавиться от страхов», «Перестать бояться»)
Самый верный способ избавиться от страхов – нарисовать их. Если вы сможете нарисовать свой страх, а я уверена, вы обязательно сможете, вы постепенно перестанете бояться того, что сейчас вас пугает. Итак, перед вами лежат листы белой бумаги. Выполните рисунок «Чего я боюсь днем» (или «Что мне снится страшное»). Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки). Психолог. Дети, вы закончили рисовать страхи. Покажите рисунки, если вы хотите, и расскажите, что вы нарисовали и почему. (Обсуждение рисунков при желании детей). Инструкция в подобных случаях будет такой: «Нарисуй, что ты теперь боишься меньше (или совсем не боишься)». Ребенок должен изобразить себя в активной, противостоящей страху позиции. Через несколько дней после окончания повторного рисования страхов проводится индивидуальное обсуждение рисунков. Положительный успех подкрепляется похвалой, одобрением. Можно порвать рисунок и потом перемешать все кусочки, затем сложить кусочки как пазл, получить новое изображение. Психолог. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха. Комплекс релаксационных упражнений (по Джекобсону – детский вариант), способствующий снятию мышечного и эмоционального напряжения. Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой). Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза. Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.
Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело… Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза. Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу… Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза. Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза. Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.
Заключительная часть. Самоанализ. Упражнение «Связующая нить», способствующее осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов. Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка. Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом). Комментарий. Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Психолог. Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы продолжим наши занятия на следующей неделе. Литература 1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997. 2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. 3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001. 4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|