Юридическая ответственность
Виды дееспособности Полностью недееспособными признаются: · малолетние в возрасте до 6 лет; · признанные недееспособными в судебном порядке в случае, когда гражданин вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Субъектами правоотношений чаще всего выступают: · физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства проживающие на данной территории); · юридические лица (организации, предприятия, учреждения, государство). Юридическим лицом признается организация, которая: 1. имеет обособленное имущество; 2. гарантирует имеющиеся обязательства этим имуществом; 3. выступает в суде от своего имени; 4. имеет самостоятельный баланс и смету. Правоспособность и дееспособность юридического лица возникает с момента государственной регистрации. Объекты правоотношений Объект правоотношения - это то, по поводу чего возникают гражданские права и обязанности. Это: · вещи, деньги, ценные бумаги; · действия и их результаты; · результаты творческой деятельности; · личные неимущественные блага, т.е. это материальные, духовные и иные блага. Правонарушение и юридическая ответственность Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права, наносящее вред обществу и наказываемое в соответствии с законом. Признаки правонарушения: 1. конкретное деяние: действие или бездействие; 2. виновное поведение; 3. нарушение нормы права физическим лицом; 4. общественно опасный характер деяния; 5. правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Виды правонарушений Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления.
Преступление - самый опасный вид правонарушения. Законодатель, решая вопрос, отнести ли деяние к категории преступлений, руководствуется критериями: 1. значимость общественного отношения; 2. размер причиненного ущерба; 3. способ, место и время совершения противоправного деяния; 4. личность правонарушителя. Проступки характеризуются меньшей степенью общественной опасности. В зависимости от объекта правонарушения, характера наносимого вреда и особенностей правовых санкций проступки подразделяются: Административные проступки - это правонарушения, посягающие на порядок государственного управления (нарушение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, безбилетный проезд и пр.). Дисциплинарные проступки - это противоправные нарушения трудовой, служебной или учебной дисциплины (прогулы, недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, опоздание на службу и пр.). Гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных или неимущественных отношений (неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых обязательств, причинение имущественного вреда, распространение сведений, порочащих честь и достоинство гражданина и пр.). Юридическая ответственность Установление факта правонарушения влечет за собой постановку вопроса о юридической ответственности правонарушителя. Юридическая ответственность - это предусмотренная мера государственного принуждения, в которой выражается государственное осуждение виновного в правонарушении субъекта и которая состоит в лишении и ограничении личного, имущественного или организационного характера. Признаки юридической ответственности: 1. неразрывная связь с государственным принуждением; 2. юридическая ответственность налагается только за правонарушение, т.е. деяние виновно совершенное правонарушителем;
3. сочетание с государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя; 4. применение санкций к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения. Юридическая ответственность различается по характеру правонарушения: 1. уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества и др.); 2. административная ответственность (арест, исправительные работы, лишение специальных прав и др.); 3. дисциплинарная ответственность (выговор, лишение премии, понижение в должности и др.); 4. гражданская ответственность (возмещение имущественного вреда). Разграничение юридической ответственности позволяет выбрать целесообразное и эффективное средство государственного регулирования для защиты интересов личности, государства, общества. Выводы по теме Правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Чтобы быть участником правоотношения необходимо обладать определенными юридическими качествами: правоспособностью и дееспособностью. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений связано с юридическими фактами. Под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обязательства, которые являются основанием для возникновения конкретных правоотношений. Субъектами правоотношений являются физические или юридические лица. Правонарушение - это виновное противоправное деяние, общественно опасное, совершенное лицом, способным самостоятельно отвечать за свои поступки. Юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер. Меры государственного регулирования устанавливаются в правовых нормах. 7. Понятие и виды юридической ответственности, принципы, цели
В связи с вышесказанным, необходимо выделить еще один ключевой «источник» в определении понятия ответственности – законодательство Российской Федерации. Именно четкое представление о том, какое понятие обозначает сам законодатель тем или иным термином в различных нормативных актах, в каком значении указанный термин употребляется в языке юридической практики, и является ключом в его определении. Если мы обратимся к языку права, то увидим, что в нормативных актах под термином «юридическая ответственность» подразумевается обязанность субъекта к определенным действиям, поведению: нести лишения имущественного характера (уплата штрафа, конфискация, возмещение причиненного ущерба), личного характера (лишение свободы, обязанность претерпевать лишения, связанные с ущербом социальному престижу). Из анализа нормативных актов следует, что наступление ответственности как разновидности юридических последствий нормы права связывают лишь с определенными юридическими фактами, отрицательно оцениваемыми правом (неисполнением обязанностей, нарушением запретов, субъективных прав). В современной учебной юридической литературе юридическая ответственность определяется, преимущественно, следующим образом - это «применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке».
В новейшей юридической литературе звучат такие определения: Юридическая ответственность - это правовое явление, рассматриваемое в динамике, имеющее своей сутью взаимосвязь диспозиции и санкции правовой нормы, позитивной ответственности, мер государственного принуждения, обеспечивающих должное поведение физических лиц и ответственность юридических лиц. В юридической литературе дается и такое определение: юридическая ответственность – это юридическая обязанность соблюдения и исполнения требований, предусмотренных нормой права, реализующаяся в правомерном поведении субъектов, одобряемом или поощряемом государством, а в случае ее нарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение, ограничение прав материального, правового или личного характера и их реализация. Сущность юридической ответственности не сводится к государственному принуждению, а проявляется в процессе его осуществления и возникает после установления факта правонарушения, который является основанием ее возникновения. Задачей юридической ответственности является не только кара правонарушителей, но также удержание их от совершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Этим юридическая ответственность, наряду с иными социально-правовыми институтами, призвана вносить свой вклад в дело формирования социально активной личности - одного из важнейших элементов гражданского общества и условий существования правового государства. Подобная роль юридической ответственности в значительной степени обеспечивается принципом ее индивидуализации, который позволяет избирательно, а следовательно - более эффективно использовать имеющиеся в распоряжении государства средства и методы убеждения и принуждения. В юридической литературе авторы, в целом, едины в определении целей юридической ответственности. Цель юридической ответственности - это идеально предполагаемая, гарантируемая и обеспечиваемая государством модель будущего развития общественных отношений, к достижению которой при помощи установления и применения норм юридической ответственности стремятся субъекты правотворческой и правореализаторской деятельности.
Общими целями юридической ответственности являются: 1) создание упорядоченного состояния общественных отношений, их урегулированности; 2) превенция правонарушений, обеспечение правомерного поведения граждан, снижение уровня правонарушаемости; 3) воспитание активной гражданской позиции, формирование уважительного отношения к закону и вытеснение из сознания граждан правового нигилизма; 4) наказание правонарушителей; 5) восстановление общественных отношений. Реализация указанных целей ведет к достижению другой цели - укреплению законности и правопорядка. Глобальной целью юридической ответственности является формирование гражданского общества и построение правового государства. Обобщая все вышесказанное, считаем необходимым, дать следующее определение юридической ответственности: Во-первых, - это сложно правовое явление, состоящее в применение к лицу (субъекту), совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер государственного принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. Рассмотрим виды юридической ответственности. Право регулирует и охраняет от нарушений различные отношения и разнородными методами. Это отражается и на видах ответственности. Известно множество классификаций ответственности по различным основаниям. Обычно ответственность подразделяется на виды в зависимости от отраслей права: гражданскую, уголовную, административную и т.д. Отдельные исследователи отмечают, что виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений: - гражданско-правовая ответственность (гражданское правонарушение); - дисциплинарная ответственность (дисциплинарный, служебный проступок); - административная ответственность (административный проступок); - уголовная ответственность (преступление). Но данное деление не совпадает с отраслевой структурой права уже по той причине, что видов ответственности меньше, чем отраслей права, причем за нарушение норм права различных отраслей может применяться ответственность одного и, того же вида. Отраслевая классификация не объясняет также, почему в пределах одной отрасли права могут существовать различные виды ответственности, и, наоборот, разные отрасли права регулируют один вид ответственности (уголовное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое право). Если отталкиваться от отраслевой классификации ответственности, то в литературе различают следующие виды ответственности: конституционную, гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную. Отраслевую ответственность также можно классифицировать по разным признакам. 1) по основанию (например, договорная и деликатная ответственность в гражданском праве); 2) по цели (штрафная, правовосстановительная), 3) по характеру содержания мер ответственности (ответственность в виде лишения свободы, штрафа и т. д.). 8. Ответственность за административные правонарушения в области предпринимательской деятельности Административные правонарушения юридических лиц в области предпринимательской деятельности являются, пожалуй, самыми массовыми. И это легко объяснимо, достаточно, акцентировать внимание на том, что большая часть юридических лиц – коммерческие организации, то есть организации извлекающие прибыль и занимающиеся предпринимательской деятельностью. Это следующие составы правонарушений: - Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); - Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; - Нарушение законодательства о рекламе; - Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; - Нарушение порядка ценообразования; - Обман потребителей и нарушение иных прав потребителей; - Незаконное использование товарного знака; - Незаконное получение кредита; - Фиктивное или преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве; - Нарушение правил продажи отдельных видов товаров - Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, его незаконные производство, поставка или закупка, а также использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; также нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - Нарушение законодательства об экспортном контроле; - Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле; - Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения; - Нарушение законодательства о лотереях. Общий объект данных правонарушений можно охарактеризовать как правила осуществления предпринимательской деятельности юридического в целом (от регистрации до производственного процесса), от уровня развития которой зависят все сферы социальной и политической жизни страны. Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер, несет в себе реальную угрозу как экономической, так и национальной безопасности РФ в целом. Субъектом данных правонарушений является в большинстве случаев не только юридическое лицо, но и полномочное должностное лицо организации. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Юридическое лицо и должностное лицо знают о том, что запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность с нарушениями в организации или производстве той или иной услуги, осознают противоправность своих действий, желают извлечения прибыли. В ряде статей рассматриваемой группы правонарушений, причиненный вред и порядок его определения выступают в качестве квалифицирующего признака (например, п.2 ст.14.4 КоАП РФ - продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей), Подчеркнем, что размер причиненного вреда может стать обстоятельством, отягчающим административную ответственность. При этом, если ущерб сопряжен с извлечением прибыли в крупном размере, квалификация правонарушения осуществляется по соответствующим статьям УК РФ. Так, например, незаконное предпринимательство по ст.171 УК РФ. Не останавливаясь на рассмотрении конкретных составов административных правонарушений юридических лиц, перейдем к рассмотрению проблем практической реализации административного законодательства в следующих параграфах работы.
9. В условиях перехода к рыночным отношениям все более актуальной и назревшей становится проблема административной ответственности юридических лиц (предприятий, учреждений, организаций и иных объединений). До настоящего времени она, к сожалению, не получила должного и последовательного разрешения ни в теории, ни в законодательстве. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях не устанавливает административной ответственности юридических лиц. Она регулируется многочисленными правовыми актами федерального уровня, нормы которых в соответствии со статьей 2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, являются непосредственно действующими при условии соответствия их основным положениям Кодекса. Это означает, что дела об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена федеральными законами, рассматриваются в соответствии со статьями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях регулирующими административные взыскания, порядок и сроки их наложения. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со статьей 72 п. “к” Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Однако до настоящего времени вопрос о конкретных полномочиях субъектов РФ по изданию законов и иных нормативных правовых актов об административных правонарушениях четко не разрешен. Правда, некоторые полномочия субъектов РФ в этой сфере закреплены в федеральных законах. Например, федеральный закон от 12 августа 1995 г. “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”1 установил, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относится принятие и изменение законов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления (статья 5), в том числе административной ответственности за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан, поступающие в органы местного самоуправления (статья 26). Отдельные полномочия субъектов РФ по предметам совместного ведения с Российской Федерацией определены в двусторонних договорах и соглашениях. Например, в Договоре Российской Федерации и Республики Татарстан от 19 февраля 1994 г. записано, что органы государственной власти Республики Татарстан осуществляют правовое регулирование административных отношений. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, органы законодательной власти соответствующих субъектов самостоятельно устанавливают административную ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов, изданных по предметам их ведения. На практике субъекты Российской Федерации, как правило, принимают законы и иные нормативно-правовые акты, предусматривающие административную ответственность за нарушение экономической безопасности, правил дорожного движения, торговли и т.д. Такая практика противоречива и не может быть однозначно оценена с позиции законности. Таким образом, административная ответственность, в том числе и организаций, устанавливается в настоящее время с учетом статей Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, актами многочисленных полномочных органов государственной власти РФ и ее субъектов и органов местного самоуправления. Законодательные акты об административной ответственности не образуют единой системы, что снижает эффективность борьбы с самыми распространенными правонарушениями. В проекте нового Кодекса об административных правонарушениях предусматривается установление административной ответственности только федеральными законами и законами субъектов РФ. К ведению РФ отнесено определение общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях, процедура производства по делам об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за нарушение тех правил, которые закреплены на федеральном уровне. Административная ответственность за правонарушения, регионального характера (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.) может быть в соответствии с проектом Кодекса установлена законами субъектов РФ. Действующими федеральными законами и законами субъектов РФ субъектами административной ответственности признаются, как правило, организации имеющие статус юридического лица. Однако из этого правила имеются конкретные исключения. Например, статья 110 Налогового кодекса РФ (часть I) устанавливает административную ответственность коллективных образований (филиалов, представительств и т.п.), не имеющих статус юридического лица, за налоговые правонарушения. К административной ответственности в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 19 мая 1995 г. “Об общественных объединениях”3 привлекаются лица, входящие в руководящие органы объединений, в том числе не зарегистрированных в органах юстиции, за нарушения этого законодательства. При этом филиалы, представительства и иные коллективные образования привлекаются к административной ответственности при условии обладания ими административной правосубъектностью. В настоящее время юридические лица и иные коллективные образования признаются субъектами административной ответственности в основном за нарушения земельного, налогового, таможенного, антимонопольного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, законодательства РФ о выборах и референдумах, правонарушений в области строительства. Поэтому с учетом обособленного имущества юридического лица, действующие федеральные законы и законы субъектов РФ прямо и довольно часто предусматривают возможность наложения административных штрафов на его имущество. Применение в административном порядке санкций экономического характера в современных условиях развития рыночных отношений, безусловно, стимулирует должное поведение юридических лиц, а также их должностных лиц и объединяемых ими коллективов. Юридические лица и коллективные образования не всегда признаются субъектами только специфических для них административных правонарушений. Субъектами ряда административных правонарушений признаются и граждане, и должностные лица, и юридические лица. Например, за нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного назначения штраф может быть наложен на граждан, должностных лиц, юридических лиц. Весьма дискуссионная трактовка субъективной стороны административного правонарушения, субъектом которого является юридическое лицо или коллективное образование, объединяемые общим понятием организация. Согласно статьи 10 Кодекса об административных правонарушениях одним из важнейших признаков административного правонарушения является вина в форме умысла или неосторожности. В теории права вина юридического лица рассматривается как принятие либо непринятие всех необходимых и возможных мер для предотвращения нарушения, либо 2.Под организацией понимается коллектив работников разной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Мерой ответственности юридических лиц является только административное взыскание. Перечень административных взысканий приведен в статье 24 Кодекса об административных правонарушениях и по сути рассчитан на применение к физическим лицам, а к не организациям. Однако в настоящее время к организациям применяются такие меры административной ответственности, как приостановление действия специального разрешения (лицензии) на транспорте или его аннулирование (статья 1573 КоАП), или отзыв лицензии, или квалификационного аттестата, взыскание стоимости товаров и транспортных средств (статья 242 Таможенного кодекса РФ) и т.д. Действующие и иные новые меры административной ответственности введены и могут вводиться только федеральными законами и только в соответствии с принципами и положениями Кодекса об административных правонарушениях. Наиболее распространенным административным взысканием, применяемым к организациям, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Причем он может устанавливаться не только Кодексом об административных правонарушениях или другими законодательными актами Российской Федерации, но и нормативными актами субъектов РФ. Многочисленность правовых источников порождает противоречивость критериев наложения штрафов и неурегулированность процедуры их наложения. К организациям за административные правонарушения могут быть применены административные взыскания в виде возмездного изъятия и конфискации во внесудебном порядке. Среди органов, уполномоченных действующим законодательством, налагать эти взыскания преобладают органы исполнительной власти. Гражданским правом предусмотрено семь разновидностей принудительного изъятия имущества у собственника (статья 242 ГК РФ), но только Кодекс об административных правонарушениях предусматривает возмездное изъятие предмета (статья 28) в административном порядке. Данный порядок противоречит статье 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда и поэтому должен быть приведен в соответствие с этой статьей Конституции РФ. Не меньше проблем возникает с конфискацией как мерой административной ответственности организации. Она состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в личной собственности. Однако, согласно статье 380 Таможенного Кодекса РФ за нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет. Гражданский кодекс РФ статья 243 также предусматривает конфискацию в административном порядке. В связи с закреплением в Конституции РФ основополагающих положений о защите прав собственности возник вопрос о правомерности административного, внесудебного порядка применения конфискации. Конституция РФ закрепила, что никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда (ст.35 часть 3). Конституционный суд РФ рассмотрел конституционность ряда положений Таможенного Кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях, устанавливающих конфискацию в качестве санкции за совершение административных правонарушений, назначаемой таможенными органами и органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил охоты (статья 266 Таможенного Кодекса РФ, статья 85 часть 2 и статья 222 КоАП. В постановлении Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. указывается на неконституционность оспоренных положений Таможенного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях о конфискации имущества административными органами во внесудебном порядке. В названном постановлении отмечается, что это противоречит закрепленным в части 3 статьи 35 Конституции РФ судебным гарантиям права собственности, которые отвечают нормам международного права, предусматривающим право каждого при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Таким образом, органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, при применении конфискации как меры административной ответственности обязаны обеспечивать соблюдение судебной процедуры. Не случайно ряд федеральных законов, принятых после Конституции РФ, предусматривающих конфискацию за административный проступок, устанавливают, что ее вправе применять лишь судьи (статья 202 Кодекса об административных правонарушениях). К организациям за совершение административных правонарушений могут быть применены меры, не вошедшие в перечень статьи 24 Кодекса об административных правонарушениях, но однородные с лишением определенных прав. Они введены Таможенным кодексом РФ и федеральными законами. Это такие меры, как, например, приостановление или аннулирование разрешения (лицензии) деятельности на транспорте (статья 1573 КоАП), отзыв лицензии или квалификационного аттестата (статья 244 Таможенного кодекса РФ) за соответствующие правонарушения. Поскольку указанные меры ограничивают правомочия граждан, применяются на основе противоречивых критериев и не урегулированной процедуры представляется справедливым и обоснованным их рассмотрение в суде, что предусмотрено в проекте нового Кодекса об административных правонарушениях. Рассмотренные в статье вопросы не охватывают всех аспектов административной ответственности юридических лиц и других организаций, ее особенностей за административные правонарушения в различных отраслях. Думается, что многие из указанных проблем могут быть разрешены новым Кодексом РФ об административных правонарушениях. 1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506, 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378. 2 С3 РФ. 1995. №35. Ст. 3506. 3 СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1930.
Заключение Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческомаспекте, подчеркивая, что преступность - это относительно массовое,исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характерявление классового общества, слагающееся из всей совокупностипреступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенныйпериод времени". В своей принципиальной основе это положение относится ик другим видам правонарушений. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямопредусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из "духазакона", противоправные действия должны быть четко сформулированыдействующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можноговорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего понятие и признакигражданского, административного или иного правонарушения, а нередко иустанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода"формализм" противоправности обеспечивает ясность и единство требований,предъявляемых ко всем гражданам и организациям. Общее понятие состава административного проступка имеет весьма важноетеоретическое и практическое значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Оно является необходимой ступенью в процессе познания конкретных составов административных проступков, теоретической основой для раскрытия их содержания и правильного применения на практике законодательства об административных правонарушениях.
Список использованной литературы: 1. Конституция РФ 12.12.1993. 2. Кодекс Российской Федерации об Административных Правонарушениях, принятый 30.12.2001 г. вступивший в силу с 1.07.2002 г. 3. Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М.. Административное право Российской Федерации. Учебник для ВУЗов. М., Зерцало, 2002. 4. Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых нарушениях. М: 1999 5. Бахрах Н.И. Административное право, М.:-Спарта, 1997 г. 6. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г.. Административное право. Учебник. М., ТК Велби, 2002 7. Насонов В. Я., Коньшин В. А., Петров К. С., Редкоус В. М.. Административное право Российской Федерации. М., Академия, 2002 8. Овсянко Д. М.. Административное право в схемах и определениях. М., Юристъ, 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|